2.10. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
Отдельно стоит проблема оценки риска здоровью населения в различных ситуациях. Оценка риска здоровью является естественной поведенческой реакцией человека (людей) и сопровождает его (их) с первых дней и до смерти.
В Уставе ВОЗ указывается, что здоровье населения следует понимать как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезни или физических дефектов». Универсальные критерии оценки здоровья человека до настоящего времени, к сожалению, не разработаны, а его характеристики оцениваются достаточно широким кругом известных показателей.
Одна из точек зрения специалистов на эту проблему состоит в том, что в данном случае должен оцениваться только риск возникновения тех или иных заболеваний.
Однако в реальных условиях врач часто сталкивается с ситуациями, когда загрязнение объектов окружающей среды вызывает различные дискомфортные явления (появление неприятных запахов, рефлекторные реакции и пр.), что, естественно, вызывает поток жалоб со стороны населения, без реальной угрозы возникновения каких-либо массовых заболеваний. В связи с этим, необходимо определиться, следует включать в общую систему оценки риска и эти аспекты.
Рассмотренные выше понятия опасности и безопасности связаны, прежде всего, с информацией о риске нашему здоровью. Принято считать, и к этому есть весьма веские основания, так как загрязнение окружающей среды создает опасность для здоровья человека. Основанием для такого суждения служат: во-первых, многочисленные жалобы населения, проживающего в условиях загрязненной окружающей среды, на неприятные запахи, головные боли, общее плохое самочувствие и другие дискомфортные состояния; во-вторых, данные медицинской статистики, свидетельствующие о тенденции к росту заболеваемости на загрязненных территориях; в-третьих, данные специальных научных исследований, направленных на количественное определение связи между загрязнением окружающей среды и его влиянию на организм.
В связи с этим, оценка риска здоровью человека (населения), который обуславливается загрязнением окружающей среды, является в настоящее время одной из важнейших медико-экологических проблем.
Успех многих проектов, реализуемых в практике госсанэпиднадзора и других медицинских и экологических организаций, во многом зависит от того, насколько они обеспечены информационно и методически. В настоящее время, в связи с бурным развитием современных информационных технологий, мы довольно часто сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда специалист, занимающийся решением конкретной профессиональной задачи, довольно легко может получить большое количество информации по интересующему его вопросу и при этом остаться без каких-либо определенных знаний.
Связано это, по нашему мнению, с тем, что темпы эволюции информационных технологий, основанных на последних технических достижениях, значительно опережают эволюцию методологической основы профессиональной деятельности различных специалистов. В связи с этим, появление таких документов, как Постановление «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» № 25 от 10.11.97 и ряда других нормативно-методических документов М3 РФ, является методологически важным и практически необходимым решением.
Однако существует значительная неопределенность в том, что собственно входит в понятие риска для здоровья, и как можно установить и количественно охарактеризовать воздействие загрязняющих веществ на человека. Так, например, если Рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1978) определяют риск как «ожидаемую частоту нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя», то Американское Агентство Охраны Окружающей Среды (ЕРА US) характеризует его как «вероятность повреждения, заболевания или смерти при определенных обстоятельствах».
Иначе говоря, проблема заключается в определении того, что следует вкладывать в понятие риска для здоровья человека (населения).
Действующая в России государственная система нормирования факторов окружающей среды сориентирована на то, что медико-экологическое регламентирование должно не только обеспечивать предупреждение появления заболеваний среди населения, но и создавать наиболее комфортные условия жизни. Именно поэтому, например, более 60 % загрязнителей атмосферного воздуха имеют ПДКМ (максимально разовые), обоснованные по порогу запаха, а нормирование примесей для питьевой воды невозможно без определения ее органолептических свойств. Это значит, что и в системе оценки риска следует в первую очередь ориентироваться на вероятность нарушения здоровья, к факторам которого относятся и вышеуказанные эффекты, а не только появление заболеваний
Основой для установления безопасных уровней воздействия загрязнителей окружающей среды является концепция пороговости вредного действия, постулирующая, что для каждого агента, вызывающего те или иные неблагоприятные эффекты в организме, существуют и могут быть найдены дозы (концентрации), при которых изменения функций организма будут минимальными (пороговыми). Как известно, порого- вость всех типов действия — ведущий принцип отечественной гигиены. Под порогом понимается порог вредного действия, как правило, на ор- ганизменном уровне.
В целостном организме проходят процессы приспособления и восстановления биологических структур и повреждение развивается только тогда, когда скорость процессов деструкции превышает скорость процессов восстановления и приспособления.
В действительности величина пороговой дозы будет зависеть от следующих моментов: индивидуальной чувствительности организма; показателя, выбранного для ее определения; чувствительности использованных методов и т. п.
Кроме того, разные люди по разному реагируют на одни и те же воздействия, и индивидуальная чувствительность каждого человека также подвержена значительным колебаниям.
Таким образом, одни и те же уровни загрязнения окружающей среды дают часто далеко неоднозначную реакцию как у населения в целом, так и у одного и того же человека.
Исходное предположение заключается в том, что вероятность неблагоприятного для здоровья эффекта зависит от уровня воздействующей концентрации (или дозы) загрязнителя.
Оценка воздействия может осуществляться по принципу гарантированного отсутствия неблагоприятного эффекта (максимальные недействующие концентрации или дозы) или по принципу обнаружения начальных признаков токсического эффекта (минимальные действующие концентрации или дозы). Между порогами, определенными этими способами находится зона неопределенности, размер которой весьма различен для разных веществ.
Для ряда загрязнителей, обладающих, например, специфическим действием (канцерогенным, иммунотоксическим, эмбриотропным и т. д.), практически невозможно определить порог воздействия, так как даже незначительные его количества уже способны вызвать этот эффект. При этом дозозависимая реакция организма обычно определяется экспериментально на уровне достаточно высоких, явно действующих доз, а оценка реального уровня загрязнения осуществляется методом экстраполяции. В то же время, знания о характере поведения таких веществ на уровне малых доз часто является не результатом научного доказательства, а следствием принятия той или иной научно-теоретической концепции или экстраполяции.
Значительные проблемы возникают при попытке оценивать опасность загрязнения окружающей среды по уровню заболеваемости на территории этого загрязнения, так как не все население реагирует в равной степени на эти загрязнения. Всегда имеются более или менее чувствительные группы населения. Обращает на себя внимание тот факт, что, чем выше значимость влияния, тем для меньшей доли населения она характерна.
Изучение механизмов реакции организма на воздействие загрязнения окружающей среды показывает; что рост уровня заболеваемости при этом носит нелинейный характер. Первоначальная реакция организма проявляется в стимуляции выведения и обезвреживания вещества, что практически никак не сказывается на статистике заболеваемости. В дальнейшем, в силу перенапряжения защитных систем этого уровня, происходит торможение данных процессов, что сопровождается почти скачкообразным ростом уровня неспецифической патологии. По мере роста воздействия включаются механизмы адаптации, что приводит к стабилизации уровня заболеваемости и иногда даже к ее снижению. Далее происходит срыв механизмов неспецифической адаптации и очередному скачку уровня заболеваемости. Картина биологических ответов на еще более высоких уровнях воздействия аналогична.
Таким образом, можно сделать вывод, что по мере загрязнения окружающей среды качественно меняются биологические механизмы противостояния этому воздействию и это сопровождается скачкообразным изменением уровня заболеваемости. При этом изучение заболеваемости населения хотя и помогает определить риск неблагоприятного влияния загрязнения окружающей среды, однако результаты такого изучения не могут служить его полноценной мерой. Медико-экологическое регламентирование должно не только обеспечивать предупреждение появления заболеваний среди населения, но и создавать наиболее комфортные условия жизни.
Практика проведения медико-экологических инициатив в области охраны окружающей среды предполагает учет, как минимум, двух типов риска: риск загрязнения, рассматриваемый как вероятность загрязнения окружающей среды в результате плановой или аварийной деятельности промышленных предприятий (экологическийриск); риск для здоровья, который характеризует собой вероятность развития у населения неблагоприятных для здоровья эффектов в результате реального или потенциального загрязнения окружающей среды.
Последний из указанных типов риска является предметом изучения специалистов в области медицинской экологии. И тот, и другой риск по традиции в области медицинской экологии подразделяют на реальный и потенциальный.
Реальный риск—это количественное выражение ущерба общественному здоровью, связанного с загрязнением окружающей среды, в величинах дополнительных случаев заболеваний, уменьшения продолжительности жизни, смерти и др. Обычно определяется эпидемиологическими методами при оценке существующих ситуаций или при ретроспективных исследованиях.
Потенциальный риск — риск возникновения неблагоприятного для человека эффекта, определяемый как вероятность возникновения этого эффекта при заданных условиях. Может выражаться в процентах, долях единицы или в случаях на 1000, 10 000 и т. д. человек.
Хорошо известно, что установление причинно-следственных связей в системе «среда—здоровье» требует проведения весьма объемных исследований в течение достаточно длительного периода даже в случае изучения влияния единичного фактора. При комбинированном действии различных агентов решение задачи усложняется и требует еще больших усилий.
В связи с этим принятие оперативных управленческих решений в области охраны окружающей среды на основе лишь установления причинно-следственных связей является не всегда возможным. Кроме того, значительное количество исследований, проведенных в области разработки методов установления такого рода связей, выполненных авторитетными специалистами, не позволяют, как правило, использовать их результаты в практике государственного санитарного надзора, так как они сложны, слабо сориентированы на реальные возможности практических врачей и не предлагают четкого алгоритма использования этих рекомендаций в практике. Вместе с тем длительное наблюдение и анализ факторов среды обитания человека и его здоровья в рамках единого информационного пространства, как это осуществляется в системе социально-гигиенического мониторинга, способны создать основу для использования результатов этого вида работ и для решения перспективных задач.
Расчет потенциального риска, на наш взгляд, наиболее успешно может быть использован для оперативной медико-экологической оценки качества окружающей среды. В этом аспекте оценка потенциального риска имеет свои преимущества, так как она сориентирована на конкретный «управляемый» (известный и измеряемый) фактор среды. По сути дела, практическое использование расчета потенциального риска в нашей стране началось достаточно давно, с внедрением концепции ПДК, когда врач-гигиенист получил возможность, опираясь на цифры содержания вредных примесей в объектах среды обитания человека, судить о допустимости тех или иных ситуаций.
Дальнейшее развитие такого подхода позволило ранжировать уровни загрязнения на несколько степеней — от допустимой (или приемле
мой) до чрезвычайно опасной, ориентируясь на кратность превышения норматива. В современных условиях специалисту необходимо отвечать на более сложные вопросы, что требует дальнейшего развития концепции риска. Так, система оценки риска здоровью должна органично вливаться в систему общего управления и принятия решений в административной практике, риск должен измеряться, иметь стоимость, быть понятен по смыслу чиновникам и общественности, позволять проводить сравнения (а, следовательно, выбор решений) и нормирование.
Источник
Оценка риска для здоровья населения и работающих
Оценка риска для здоровья населения и работающих в настоящее время является действующим инструментом для принятия управленческих решений. Оценка риска в ФГБНУ «НИИ МТ» проводится в специально созданном для этих целей подразделении — Орган по оценке риска.
Оценка риска для здоровья населения и работающих помогает в решении научно-исследовательских и практических задач в области гигиены, медицины труда, токсикологии, эпидемиологии и экологии, с целью установления причинно-следственных связей между уровнями воздействия факторов среды обитания и состоянием здоровья населения и работающих.
Наша организация с целью выполнения работ по оценке риска прошла процедуру добровольной сертификации Органов по оценке риска здоровью населения в соответствии с Правилами функционирования Системы добровольной сертификации от 21.02.2013 №РОСС.RU.В1021.04ЖЗХ0.
Оценка риска
Сегодня, ФГБНУ «НИИ МТ» включено в реестр организаций, зарегистрированных в Системе добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения, имеет сертификат соответствия установленного образца (СДС 083 от 25.09.2020).
Как направление деятельности — оценка риска для здоровья населения в ФГБНУ «НИИ МТ», существует и развивается уже более 30 лет. За этот период времени усилиями наших специалистов в сфере оценки риска выполнено более 400 отдельных проектов и 15 крупных научно-исследовательских работ с применением методологии оценки риска.
- Оценка риска осуществлялась в соответствии со следующими этапами:
Оценка риска для здоровья населения от воздействия факторов окружающей среды
Оценка риска выполняется как в виде отдельных научно-исследовательских работ, так и в составе проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств.
Используя методологию оценки риска, сотрудники органа по оценке риска проводят анализ влияния химических и физических (шума, вибрации, ЭМИ) факторов на здоровье населения при воздействии различных сред — атмосферного воздуха, почвы, воды, пищевых продуктов.
Оценка риска для здоровья населения является эффективным механизмом контрольно-надзорной деятельности и служит адекватным методом регулирования градостроительной, хозяйственной и других видов деятельности, отвечая интересам защиты здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
Оценка риска для здоровья населения проводится в установленном порядке в соответствии с основным методическим документом Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду».
Для чего проводится оценка риска для здоровья населения?
Проведение работ по оценке риска для здоровья населения регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
- Оценка риска для здоровья населения проводится:
В процессе выполнения работ по оценке риска здоровью населения используются современные программные продукты, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis 10.0, в том числе ArcMap, ArcViev и другие.
Оценка профессионального риска
- Проведение работ по оценке профессионального риска регламентируется следующими документами:
Данный вид работ проводят с целью оценки степени (вклада, этиологической доли) влияния факторов рабочей среды и трудового процесса на здоровье работающих с учетом длительности воздействия вредных производственных факторов.
Основными методическими документами для расчета профессиональных рисков являются Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки», Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Руководство «Профессиональный риск для здоровья работников» (под ред. Н.Ф. Измерова, Э.И. Денисова), разработанные при непосредственном участии сотрудников ФГБНУ «НИИ МТ».
Результатами оценки профессионального риска является информирование работодателя, контрольно-надзорные органы об уровнях индивидуальных и групповых рисках на данном объекте и/или производстве.
Результатом проводимых работ по оценке риска является разработка новых методических подходов к оценке факторам среды обитания человека в современных условиях, разработка комплексных мероприятий, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение здоровья населения и труда работающих, в том числе для обоснования возможности нового строительства и реконструкции жилых и общественных зданий, промышленных предприятий.
Оценка риска от шума
Оценка риска от шума проводится на всех рабочих местах, где уровни шума превышают 80 дБа. Проведение оценки риска от шума на таких рабочих местах является обязательным требованием к работодателю. Законодательно обязанность по проведению риска от шума регламентирована действующими нормативными документами: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ, п.3.2.6. СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».
Результатом проведения оценки риска от шума является оформленный в установленном порядке отчёт и заключение, содержащие обоснованные выводы о доказанном уровне риска, его «приемлемости/неприемлемости» и перечень адресных профилактических мероприятий с целью минимизации уровней профессионального риска для работников.
- Для проведения работ по оценке риска от шума и выдачи работодателю соответствующего отчета и заключения необходимо провести анализ технической документации, выполнить в полном объёме исследования и измерения и предоставить документы, содержащие следующую информацию:
В органе по оценке риска разработаны и внедрены следующие документы:
- Положение об органе по оценке риска
- Область соответствия органа по оценке риска
- Документы системы менеджмента качества, разработанные в соответствии с Международными стандартами ISO9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»:
- Документированная процедура «Управление документацией»;
- Документированная процедура «Управление записями»;
- Документированная процедура «Анализ со стороны руководства»;
- Документированная процедура «Внутренние аудиты»;
- Документированная процедура «Предупреждающие действия. Корректирующие действия»;
- Документированная процедура «Технические средства и оборудование»;
- Документированная процедура «Управление персоналом»;
- Документированная процедура «Рассмотрение жалоб, претензий и апелляций»;
- Документированная процедура «Договорные условия»;
- Документированная процедура «Процедура и методы оценки риска»;
- Журнал входящей документации;
- Журнал контроля системы качества и корректирующих мероприятий;
- Журнал учета поступивших претензий и корректирующих мероприятий».
А. Для обоснования достаточности устанавливаемых границ санитарно-защитных зон (СЗЗ) объектов и производств
- Проект СЗЗ предприятия с обязательным наличием следующих разделов:
- Общие данные о предприятии (месторасположение с указанием юридического и фактического адреса, основная деятельность предприятия, класс опасности, описание основных технологических процессов и используемого оборудования).
- Характеристика СЗЗ предприятия с учетом классификации по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: размеры СЗЗ, градостроительная ситуация (расстояние до нормируемых объектов, в том числе жилой застройки).
- Данные о климатических характеристиках в районе размещения объекта.
- Данные о среднегодовых фоновых концентрациях основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе размещения предприятия.
- Таблица с параметрами валовых выбросов (перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу).
- Сведения о залповых выбросах (при наличии).
- Ситуационный план с нанесенными границами участка предприятия, ориентировочной и расчетной СЗЗ предприятия и ближайших нормируемых объектов (жилая застройка, селитебная зона).
- Экспортный файл программы «Эколог» (файл с расширением .int) с исходными данными, использовавшимися для расчета
- Сведения о численности населения, проживающего в зоне влияния предприятия (при наличии таковых).
Б. Для оценки профессионального риска
- Штатное расписание работников объекта и/или производства, в т.ч. с указанием перечня рабочих мест и конкретных работников, условия труда которых отнесены к вредным и/или опасным (класс 3.1 и выше).
- Сводная ведомость рабочих мест с указанием на них классов условий труда по отдельным производственным факторам (шум, вибрация, микроклимат и т.д.).
- Профмаршрут работников с указанием профессии, перечня вредных и/или опасных производственных факторов (класс 3.1 и выше) и длительности работы на каждом рабочем месте.
- Краткое описание технологического процесса на исследуемых рабочих местах.
- Результаты (протоколы) измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в рамках проведения производственного контроля (ПК) и специальной оценки условий труда (СОУТ) на данных рабочих местах.
- Выписка из амбулаторной карты о результатах периодических медицинских осмотров или иных медицинских документов о перенесенных данными работниками заболеваний за последние 5 лет, включая результаты аудиометрии работника.
- Информация о количестве случаев профессиональных заболеваний за последние 5 лет.
Наименование органа по оценке риска: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» (ФГБНУ «НИИ МТ»)
Номер сертификата добровольной сертификации органов по оценке риска: СДС 051 от 20.07.2017.
Адрес органа: 105275, г. Москва, Проспект Буденного, д. 31, Кабинет 49.
Прием заявок в орган по оценке риска производится по вышеуказанному адресу, 2 этаж, кабинет №49, с 9:00 до 18:00 в будние дни.
Источник
Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения — Приказ от 26.06.2014 16:05:00 № 605
В соответствии с планом основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2014 год п р и к а з ы в а ю:
1. Провести 6-10 октября 2014 года Всероссийскую научно-практическую интернет-конференцию молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора «Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения» (далее — конференция) на базе ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения».
2. Утвердить перечень основных вопросов, планируемых для рассмотрения на конференции (приложение № 1).
3. Утвердить состав организационного комитета конференции (приложение №2).
4. Директору ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Н.В. Зайцевой обеспечить выполнение необходимых организационных мероприятий по подготовке, проведению конференции и в срок до 5 ноября 2014 года представить отчет по итогам проведения конференции .
5. Директорам научно-исследовательских организаций Роспотребнадзора, главному врачу ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора А.И. Верещагину, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, обеспечить участие молодых учёных и специалистов в работе конференции.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.
Источник
Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.
Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.
Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.
Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:
Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Оценка риска для здоровья населения не требуется:
· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:
· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»
· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»
Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:
· Сроками выполнения работ;
· Наличием необходимых исходных данных;
· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.
Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:
Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:
· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.
· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.
· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.
· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.
Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).
Порядок осуществления оказываемых работ и услуг
По заявлению Заказчика разрабатываются:
· Договор на проведение работы,
· Календарный план работы,
· Соглашения о договорной цене.
Требования, предъявляемые к Заявителю
Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды
· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;
· «Оценка воздействия на окружающую среду»;
· «Проект санитарно- защитной зоны»;
· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.
Документы, получаемые Заявителем
Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.
Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы
8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич
Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и не является публичной офертой
Источник
Оценка риска для здоровья населения
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», зарегистрирован в Реестре Системы добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения (Сертификат соответствия № СДС 056 зарегистрирован в Реестре Системы от 20.04.2018г., действителен до 19.04.2021 г.).
Оценка риска для здоровья – процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
Основная задача оценки риска состоит в получении и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на состояние его здоровья, необходимой и достаточной для гигиенического обоснования наиболее оптимальных управленческих решений по устранению или снижению уровней риска, оптимизации контроля (мониторинга) уровней экспозиций и рисков.
В практическом приложении оценка риска необходима при обосновании расчетной санитарно-защитной зоны, применительно к химическому воздействию основных компонентов, содержащихся в выбросах источников загрязнения атмосферного воздуха.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой устанавливается до значений, установленных гигиеническими нормативами и величиной приемлемого риска здоровью населения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» обязывает обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно — защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция с изменениями и дополнениями), при обосновании размеров санитарно – защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения.
Кроме того, оценка риска здоровью населения выполняется для:
— определения приоритетов экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном и, особенно на местном уровне с целью регулирования источников и факторов риска, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения.
— количественной и качественной оценки уровня влияния того или иного фактора окружающей среды (атмосферного воздуха и др.) на здоровье населения.
— оценки эффективности природоохранных мероприятий и др.
Оценка риска проводится в установленном порядке в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» от 5.03.2004 г.
В процессе выполнения работ по оценке риска используются современные узкоспециальные программные средства, такие как УПРЗА «Эколог» «ООО Фирма «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски», а также геоинформационные системы на базе ESRI ArcGis, в том числе ArcViev.
Оценка риска здоровью населения выполняется сертифицированным органом по оценке риска ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» на возмездной основе по заявлению.
Источник