25 Педагогический анализ и управление целостными педагогическими процессами

Педагогический анализ целостного педагогического процесса

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни проводит совещания при директоре, заседания педагогических советов и др.

§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом. Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредовано, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Источник

Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А.Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредовано, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [97] . Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффектен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа.В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Читайте также:  Анализ внешней среды предприятия примере ооо

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ходе регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, сформировав таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Итоговый анализ подготавливает реализацию всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Основные объекты педагогического анализа.К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения — и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, — внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Педагогический анализ как функция управления школой предполагает такую последовательность действий:

— рассмотрение урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

— выявление совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

— определение целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

— анализ результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, в целом работы в течение учебного года;

Источник

25 Педагогический анализ и управление целостными педагогическими процессами.

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю. А. Ко-наржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения. При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредовано, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации. Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель школы, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы . В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый. Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др. Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ.Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа. Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится позавершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций. Основные объекты педагогического анализа. К основным объектам педагогического анализа, концентрирующим в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения — и воспитания детей, относятся организованные формы обучения и прежде всего урок, — внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общим, что объединяет педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода.

Читайте также:  Анализ крови алт мкмоль

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник



Аспекты и особенности целостного педагогического процесса

Исторические особенности появления понятия целостности педагогического процесса

Целостный педагогический процесс – это основополагающее определение в педагогике.

Начало появления педагогики показывают, что дифференциация и интеграция, протекавшие стихийно, привели к разграничению функций воспитателя и учителя. К середине 19 века в обществе появлялись аргументы за единство обучения и воспитания. Это мнение четко выразил в своих трудах И.Ф.Гербарта. Ученый говорил, что обучение, лишенное нравственного образования – это средство без цели, а нравственное образование без обучения – цель, лишенная средства.

Позднее к этому аргументу присоединился и К.Д.Ушинский. под целостностью педагогического процесса он подразумевал единство административной, учебной, воспитательной составляющих учебной деятельности. После него свои мысли выдвигали еще Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Вахтеров, П,Ф.Лесгафт и т.д. Важное место в педагогической науке занят П.Ф.Каптерев. Его теория заключалась в сбалансированном соотношении между образованием и воспитанием для всестороннего развития личности.

Теорию целостности педагогической работы в новых социально-экономических и политических условиях рассматривали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко.

В 30 -х годах ХХ века советские педагоги работали над углубленным изучением обучения и воспитания, как самостоятельных процессов. В середине 70 -х годов снова появился интерес к целостности двух процессов. В эти же годы появляются разные подходы к формированию деятельности. Это обусловливается сложностью педагогики. Современные концепции говорят, что методологии системного подхода позволяют раскрыть сущность работы, выявить условия приобретения целостности двух направлений.

Целостность педагогического процесса

Педагогический процесс – это целенаправленное, насыщено смыслами и организованное взаимодействие учителей с ребенком. В результате деятельности ученики начинают активную жизнедеятельность и самоизменение.

Читайте также:  Swot анализ шаблон ворд

Чтобы понять, в чем заключается целостность педагогического процесса, нужно разобраться со всеми составляющими. Это научная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество учителей и особенность возрастных изменений учащихся. В основе системы появляются и работают определенные закономерные принципы.

Целостность педагогического процесса

Педагогическая работа тесно связана с другими общественными процессами, в том числе с экономическими, политическими, нравственными и культурными. Она зависит от состояния общественных работ, взаимодействия производительных сил и отношений.

Особенность учебно-воспитательного процесса – целостность и сохранение всех важных частей. Важно, чтобы обучение, воспитание и развитие основного были связаны между собой. Сложные процессы внутри педагогической работы выражаются в:

  • Единстве и самостоятельности процессов;
  • Целостности и соподчиненности действий;
  • Наличии общего и сохранении оригинального.

Особенность педагогического процесса, как динамической системы, – это способность выполнять социальные задачи. Любое общество заинтересовано в качественном выполнении функционала, что и достигается за счет целостности работы. Единство процесса формирует гармоничную и полную личность с желанием развиваться.

Целостность в рамках педагогического процесса понимается как качество, характеризующее высшую степень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и работы субъектов, функционирующих в нем. Эффективная работа отличается внутренним единством всех компонентов и взаимодействий. В нем регулярно все движется, преодолеваются внутренние противоречия и перегруппировываются взаимодействующие силы и появляются новые качества.

Благодаря реализации процесса начинается организация жизнедеятельности учеников. Она отвечает на потребности воспитанников, оказывает сбалансированное влияние на сознание, чувства и волю личности. Деятельность наполняется нравственно-эстетическими элементами и провоцирует положительные переживания. Стимулирует мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру.

Целостный педагогического процесса – это в педагогике не только обучение и воспитание. Не стоит представлять себе эту работу как несколько действий, сложенный в одну систему. Это неделимая работа, функционирующая на основе решения противоречий между учеником и влиянием на него жизнедеятельности.

Целостно педагогический процесс – это взаимосвязь и взаимообусловленность действий и явлений, появляющихся в нем. Они реализуются в моменты воспитания и обучения, при взаимоотношении субъектов всей работы и в связях деятельности с внешней средой.

Аспекты целостности педагогического процесса

На целостность влияет накопленные людьми знания по отражению цели и содержанию образовательного опыта. Реализация элементов обучения – это и выступает воплощением единства образовательных, развивающих и воспитательных работ.

Аспекты целостности педагогического процесса

Если рассматривать деятельность по организации, то выделяют несколько самостоятельных компонентов:

  • Процесс освоения и конструирования содержания обучения и материалов базы;
  • Взаимодействия учителей и учеников в учебном процессе, как части целостного педагогического процесса;
  • Личностное взаимодействие педагогов с воспитанниками;
  • Самостоятельное усвоение уроков школьниками.

В первом и последнем процессах отражаются предметные отношения. Процесс взаимодействия – это педагогические отношения, а третий компонент охватывает процесс едино.

Источник