Анализ работы дополнительного образования за 2018/2019 учебный год.
В настоящее время все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное профессиональное самоопределение детей и подростков.
Дополнительное образование в школе №22 решает не только две свои главные задачи: обеспечение досуга детей и их творческое развитие, но позволяет создать условия:
— для индивидуализации обучения, широко используя творческие и личностно-ориентированные методы обучения;
— благоприятного развития одарённых детей, способствуя их самореализации;
— адаптации детей в разновозрастных коллективах;
— расширение педагогического пространства школы (условия для более тесного контакта с родителями и общественностью).
Значимость дополнительного образования детей в нашей школе состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению знаний и навыков, полученных как на уроках, так и на занятиях ДО, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению потребности в саморазвитии, формирует готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Массовое участие детей в общешкольных мероприятиях способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Таким образом, дополнительное образование в школе №22 способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
— выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
— способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
— обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
— содействовать самореализации личности ребенка.
В школе реализуются следующие направления дополнительного образования:
- Художественно-эстетическое
- Спортивно-оздоровительное
- Информационно-техническое
- Экологическое
Система ДО в нашей школе стремится обеспечить интересы детей разных возрастов, стремиться сохранять лучшие традиции школы и в то же время внедрять современные методы обучения и воспитания, главное из которых – педагогика сотрудничества и деятельностный подход. Именно в системе ДО стал возможен действительно индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации.
На занятиях преподаватели дополнительного образования используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.
- Содержание образовательных программ направлено на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
— интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
В настоящее время дополнительное образование в нашей школе является неотъемлемой частью образовательной системы, а так же основой для организации внеурочной деятельности с внедрением ФГОС второго поколения.
Источник
Анализ эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Данная программа “Восхождение в мир танца“ соответствует требованиям стандарта и состоит из модулей, распределенных по тематическим блокам, объединяющих как вопросы теоретического, так и практического характера. Разнообразие блочно – модульных разделов, имеющих четкую содержательную структуру от более легкого к более трудному материалу , помогает построить работу, сформировав в единстве содержательные операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач, став тем самым инструментом, помогающим зажечь в сердцах детей огонёк любознательности, креативности, гражданской ответственности и веры в себя.
В блок “Теоретико-практическая деятельность“. Модуль “Психологическая подготовка“ решает задачи психологического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся.
Методика подтверждает положение о том, что у обучающихся в возрасте 14–15 лет уже сформирована такая важная сторона личности, как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами, а также в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное деяние.
Я как педагог обязана предоставить учащимся возможность прочувствовать великое и могущественное слово “ могу! “ , осознавший на деле магию этого слова обучающийся не побо ится в будущем браться за выполнение сложных задач.
Самый большой в моей программе блок “Специфическая подготовка“ который включил в себя семь модулей важнейших концептуальных идей развития творческих способностей ребенка как основы творчески активной позиции человека. Модуль “Школа хореографии“ в breaking рассматривается как сложная, многогранная педагогическая деятельность, соединяющая в себе черты спорта и хореографического искусства сценического воплощения, направлен на воспитание красоты осанки и правильной пропорции, двигательной культуры, на расширение арсенала выразительных средств танцевальной композиции.
Освоение модуля “Школа хореографии“ позволят учащемуся:
* вызывать сопереживание у зрителя во время исполнения танцевальной композиции;
* эмоционально насыщенно исполнять необходимый образ;
* исполнять виртуозно на большой скорости танцевальные движения;
* выражать эмоции в соответствии с образом, на котором построен танец;
* эстетически правильно выполнять красивые позы, линии, положения и движения тела.
Красота движения достигается во многом за счет легкости, последовательности, геометрической точности, ритмичности, гармоничности сочетания движений и музыки.
Поскольку без музыки искусство танца не существует, в ажнейшим предметом обучения в программе является модуль “Музыкальные навыки“. Гармоничное сочетание движений и музыки — основа для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющие научить учащихся свободно, красиво, ритмично и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее структуре и особенностям. Музыкальные навыки, считаю, одно из наиболее доступных средств развития эмпатии, эмоционального интеллекта и способностей к импровизации.
Данная программа явилась неотъемлемым компонентом оздоровительно — развивающей среды. М одуль “Натуротерапия“ (Здоровьесберегающая технология) создаёт условия по сохранению и повышению уровня физического, психического и нравственного здоровья, поддерживает высокую работоспособность и обучает сохранению здоровья, воспитывает внимательное отношение к своему здоровью, способствует теоретическим и практическим занятиям, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни, медицине и о вредных привычках. В процессе обучения и воспитания мной используются и нетрадиционные технологии: партерная гимнастика, дыхательная гимнастика, выполняя упражнения, учащиеся получают радость и хорошее настроение, что способствует формированию осознанного стремления к здоровью.
Игра, как универсальное средство обучения имеет глубокие исторические корни .
П рактический аспект модуля “Креативная деятельность“ в обучении и развлечении является основополагающим в моей программе “Восхождение в мир танца“, в развитии способностей детей к творчеству, в котором используются модели театральной педагогики для облегчения решения практических задач по овладению учащимися актерского мастерства при помощи: “Креативно-театрализованная гимнастика“ и “Креативно-творческая деятельность“. Такие занятия создают благоприятные возможности для социализации, познавательной активности и мышления, свободного самовыражения, раскрепощения при использовании приёмов: имитации, подражания, мимики, жестов, образного сравнения, взглядов. Также я применяю нестандартные упражнения, специальные задания, использую занимательные игры, направленные на развитие, выдумку и творческую инициативу учащихся, основанную на целостности восприятия окружающего мира ребёнка через сюжетно-игровую форму.
Развивая духовный мир ребёнка, облагораживается его повседневная жизнь, дети учатся творить по законам красоты и нравственной чистоты. Я как п едагог стремлюсь обеспечить та кие условия ребёнку, в которых он почувствовал бы радость твор чества, а себя творцом!
И считаю, что обучение критическому мышлению является неотъемлемой частью и необходимостью внедрения в образовательный процесс, дело в том, что фантазия, творчество и креативность обучающимися воспринимается на моих занятиях с восхищением, что активизирует способность анализировать, оценивать, сравнивать, строить гипотезы и преобразовывать полученный материал. Приобретённые навыки актуальны в современном мире и способствуют развитию таких качеств личности как социальная смелость и заявительность, в которой прослеживается персона танцора. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности. Фактически, модуль в какой-то мере является интегрированным спектаклем, сюжетно-ролевым, режиссёрским , в котором занятия становятся комплексными, а дети являются не зрителями, а участниками.
Разная направленность освоения эмоций , наличий высочайшего уровня выразительных способностей, артистизма, способностей к перевоплощению, позволяющие в короткий срок приобрести главные качества для исполнительского мастерства нашего танца, в создании “эмоционально-двигательного образа,“ все это превращает танец в шоу, что всегда привлекает особое внимание, хорошо запомина ется и часто приводит к победе. Этому способствует разнообразие модуля “Игрогимнастика“, возможности которого заключаются в саморазвитии и самоформировании творческого мышления: “двигательное выражение эмоций“ обогащает детей яркими образными движениями, создает условия эмоциональной разрядки; улучшает функции слухового внимания, координацию движений, памяти и пространственной ориентации, создаёт психологический и эмоциональный настрой на основе профилирующей произвольности движений и действий. Игровой метод при усвоении материала даёт наибольший эффект, потому что в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности учащихся. Методические разработки “Сказочная Игрогимнастика“ , разработанные мною, как авторский вариант здоровьесберегающих технологий для общекультурного ознакомительного уровня обучения: “Бабка-Ежка“, “Фунтик“, “Пчела Майя“, “Золушка“, “Дождливая пора“, “Дом цыплёнка“, “Косолапый мишка“, “Принцесса на горошине“, “Осенняя пора“ пробуждают воображение, вызывают смех, эффективно и разносторонне воздействуют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную и нервную системы ребёнка. Дети в восторге, что обыкновенная разминка — зарядка превратилась в живое действо сказочного путешествия, где знакомая с первых лет жизни сказка вдруг откроется для детей, с другой стороны.
Кто из нас не мечтал сниматься в кино… а моя программа даёт шанс сделать актерскую карьеру на сцене. “Если театр начинается с вешалки“, то наше сценическое искусство начинается с пантомимы. Обучающийся средством создания художественного образа при помощи мимики и пластики своего тела, без использования слов становится на время актёром – мимом, развивая при этом у себя: сообразительность и логику, воображение и артистизм, образность. “Пантомима — это поэзия тишины“.
Интересные творческие задания учебного материала: “Зоопарк“ , “Очумелые ручки“, “Конструирование“,подобраныдля формирования и коррекции невербальных функций развития, активизируют воображение учащегося выразительными движениями и жестами, совершенствуют эмоциональность.
Следовательно, развивая деятельность мышления, восприятия, воображения, средствами блока “Креативная деятельность“ через освоение его содержания и практическое постижение языка художественной выразительности у учащихся формируется художественное сознание личности.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что “Теоретико-практическая“ деятельность проявляется у обучающихся в их творческих решениях:
*умение отказываться от образца, искать оригинальные решения;
* самостоятельно выполнять различные творческие работы;
* большое желание участвовать в проектной деятельности.
Следующим блоком программы “Восхождение в мир танца“ является “Техническая подготовка“— неотъемлемый компонент освоения разнообразных элементов брейк-данс, который проявляется в: виртуозной технике, правильной школе движений, большой амплитуде, темпе во время вращений. Танцевальное направление, которым мы занимаемся, представлено освоением элементов разных танцевальных стилей.
Огромное значение и одним из определяющих модуля этого блока подготовки является “Акробатика“, которая придаёт эстетическое впечатление танцу, совершенствует вестибулярный аппарат и координацию движений, воспитывает ловкость.
Изюминка моей программы — модульдревневосточной системы здорового тела и здоровой психики “Хатха – йога“, который не только поддерживает здоровья суставов, развивает гибкость, вестибулярную устойчивость и статическую силовую выносливость, но и помогает обогатить танцевальную композицию Асанами йоги. Позиционируя себя, все танцорыБрейк-данс с большим удовольствием осваивают статические позы йоги и каждый “козыряет“ своей “фишкой“.
“ Физическая подготовка “ — важнейший блок учебно-тренировочного процесса. Т анец, который мы осваиваем, напрямую связан с физическим развитием, уделяю достаточное внимание физическому воспитанию танцоров. Ее основные задачи — укрепление здоровья, всестороннее развитие, повышение общей и специальной работоспособности организма, а также предупреждению и устранению недостатков природных данных учащихся .
При составлении комплексов упражнений, я как педагог учитываю возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также использую упражнения предельной амплитуды движений на все группы мышц с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп. С точки зрения физиологии спорта в Брейк-дансе нам необходимо достичь сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий, специальной выносливости, гибкости и пластичности.
В наше спортивно-танцевальное объединение “ Out — dance “ приходят в основном мальчишки ради того, чтобы научится танцевать Брейк-данс.Блок “ Танц евальная композиция “ является ядром образовательной программы педагогических процессов подготовки учащихся, как один из хореографических дисциплин “включает“ в себя модули“Постановка танца“, “Репетиции“, “Концертная деятельность“. При работе над созданием танца каждый учащийся делает свои шаги не по приказу, а потому, что это нужно общему творческому делу. Мне приходится “ подгонять материал “ под персональные возможности каждого учащегося нашего коллектива. Исходя из вышесказанного, построение индивидуального образовательного пространства ориентировано на личностные и метапредметные результаты в системе воспитательной и образовательной деятельности, предусматривая возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Работа педагога и учащихся выходит на совершенно новый уровень и становится местом активного взаимодействия “тандемом“ всех участников учебного процесса. О возможностях, сильных и слабых сторонах, по которым судят о техническом мастерстве коллектива и виртуозном исполнении танца солистами, об умении собраться, о самобытности исполнения номера, насколько правильно и с интересом подобран разнообразный репертуар, свойственной оригинальности, единству гармонии художественного замысла и контраста, эмоционально выраженных образов, все это является показателем выступления учащихся.
Качество образованности достигается, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие в творческое саморазвитие личности.
Блок “ Игровая деятельность “занимает особое место в общей системе обучения, в нём содержатся различные коммуникативные, подвижные, русские народные спортивные и музыкальные игры для разных возрастов — от чехарды до всевозможных эстафет, благодарякоторым снимается эмоциональное напряжение (освобождаются от страха, агрессии), нарушения поведения, компенсируются информационные перегрузки (психологические и физиологические). Все они призваны для развлечения и показательного умения. Приобретая общие интересы, как бы “ далеки “ ни были друг от друга обучающиеся, в процессе игры становятся союзниками.
Благодаря этому блоку у обучающихся не только улучшились показатели здоровья, но и показатели достижения общего развития и самообразования, что позволило обеспечить наилучшие условия для проявления способностей и роста потенциальных возможностей в умении добывать себе знания.
В этом уникальном синтезе блоков и модулей заключается эффективность программы, направленная на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворения потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности, способствует приобретению социокультурного опыта, который выражается в их дальнейшем активном жизнеобеспечении в условиях культурно-исторической ситуации, возникшей в современном обществе.
Таким образом, занятия в спортивно — танцевальном объединении призваны:
* помочь выявить выдающиеся способности, мотивировать, раскрывать и развивать способности каждого ребёнка;
* формировать профессиональную ориентацию;
* позволяют вовлечь в плодотворную деятельность все категории детей и подростков;
* компенсировать негативное влияние среды на становление конкурентоспособной личности;
* расширить кругозор, развить творческие способности, стремления к самовыражению и самореализации своего “Я“;
* повысить степень ориентации учащихся в культурных событиях, как в ДДТ, так и в городе, мире.
Резюмируя вышесказанное можно утвердительно сказать — результативность преподавания по программе “Восхождение в мир танца“ дает устойчивый положительный результат, что подтверждается победами на различном уровне фестивалях-конкурсах.
Источник
Анализ образовательной программы
Понятие и значение анализа образовательных программ
Анализ образовательной программы – это оценка фактической реализации образовательной программы конкретным учебным заведением, соответствия деятельности учебного заведения требованиям стандартов и направлениям государственной политики в сфере образования.
Анализ образовательных программ имеет важное значение для оценки деятельности конкретного учебного заведения, а также состояния системы образования в целом, ее функционирования за конкретный временной промежуток.
На основании проведенного анализа составляются новые образовательные программы на текущий период обучения. Он дает образовательному заведению, министерству образования теоретические и эмпирические данные о развитии образовательной деятельности конкретного заведения, уровне образовательной системы или ее целостном функционировании в течение одного учебного года.
Готовые работы на аналогичную тему
Проведение анализа образовательных программ обусловлено следующими аспектами:
- Выявление проблемных аспектов образовательной деятельности на конкретном уровне, этапе образования.
- Внесение поправок в методические рекомендации организации образовательного процесса, учебно-воспитательной деятельности конкретного учебного заведения, этапа обучения.
- Диагностирование уровня познавательного развития учащихся разных возрастных групп и сформированных компетенций.
- Создание условий для развития познавательной мотивации учащихся разных возрастных групп.
- Оценка качества профессиональной деятельности педагога соответствующего уровня образования и эффективности работы в разных образовательных ситуациях.
- Совершенствование педагогической деятельности на разных уровнях образования.
Таким образом, анализ образовательной программы представляет собой оценку качества образовательной деятельности и направлен на совершенствование образовательной работы во всех структурах образования.
Схема проведения анализа образовательной программы
Анализ образовательной программы имеет свою специфику, обусловленную особенностями работы конкретного образовательного учреждения, его целевыми ориентирами деятельности. при этом, анализ имеет свою типовую схему проведения, на которую опирается каждое учебное заведение при анализе реализации своей образовательной программы.
Анализ образовательной программы состоит из следующей последовательности операций:
Источник
Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы
Доклад педагога – организатора Хреновой Л.В. на тему: «Анализ и экспертиза дополнительной образовательной программы».
Программа (греч. — распоряжение) – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Классификация дополнительных образовательных программ
По степени творческого участия педагога в процессе разработки программы
- Примерная (типовая)
- Модифицированная (адаптированная)
- Экспериментальная
- Авторская
Программа, рекомендованная государственным органом управления образования в качестве примерной
- Имеет сертификат ее соответствия требованиям к программам дополнительного образования
- Представляет базовый минимум ЗУН детей по направлению деятельности
- Основа для написания модифицированных и авторских программ
- Необходимо согласовать использование с руководством образовательного учреждения
Программа, в основе которой лежит типовая программа или программа другого автора, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и времени занятий, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания
- Диагностика результатов – демонстрация достижений воспитанников
- Коррективы вносятся педагогом и не затрагивают концепции программы, основ организации учебного процесса, структуры занятий
- Обсудить на методическом совете, утвердить руководству образовательного учреждения
Программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе.
- Может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знаний, апробировать новые педагогические технологии.
- Проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, разработчик доказывает истинность экспериментального положения.
- В случае выявления новизны предложений автора может претендовать на статус авторской.
- Необходимо получить разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения для реализации.
Программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной.
- Полностью создана автором (коллективом авторов) и принадлежит им на правах интеллектуальной собственности.
- Это программа впервые вводимого курса или отражает собственный подход автора к традиционным темам.
- Необходимо документально доказать новизну программы и принадлежность новизны именно этому автору.
- Должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения, но статус авторской, как правило присваивает вышестоящий орган управления образованием.
- В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедших соответствующую экспертизу, выдается сертификат на программу.
Структура дополнительной образовательной программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Методическое обеспечение
- Список литературы
Экспертиза дополнительной образовательной программы
Цель и содержание
Установление соответствия программы содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции
- Открытость
- Гласность
- Единство требований
- Соблюдение педагогической этики
- Направленность на развитие учреждения
Обращать внимание на
- Соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению)
- Политику образовательного учреждения (является ли программа составной частью общей программы привлечения воспитанников к творческой деятельности)
- Технологичность (возможность реализации в данном учреждении при данном оснащении)
- Профессиональную подготовку руководителя программы
- Адресность (учет особенностей воспитанников)
- Практическую значимость программы для ребенка
- Соответствие документа заявленному виду продукции
Оформление заключения с рекомендациями:
- Утвердить или не утвердить программу
- Закрепить за ней определенный статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая)
- Усовершенствовать программный документ
- Распространить опыт педагога
Примерный план рецензии
1. Заголовок рецензии
- Рецензия на программу (название),
- ФИО и должность автора программы
- Название образовательного учреждения, реализующего программу
2. Общая характеристика программы
- Образовательная область
- Вид детского объединения (секция, студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется программа
- Адресат (категория детей, возраст, социальный состав)
- Срок реализации, на который рассчитана программа
- Есть ли такая программа в общеобразовательной школе (в чем ее «дополнительность»)
- Стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно)
3. Актуальность программы, ее новизна в системе дополнительного образования
4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ)
- Анализ пояснительной записки
- Анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий
- Анализ методического обеспечения программы: уровень характеристики необходимых для реализации программы условий, методики работы над содержанием учебного материала, системы отслеживания и фиксации результатов, методики оценки знаний и умений воспитанников.
- Оценка списка литературы
5. Полнота программы (наличие структуры и всех структурных элементов программы)
6. Целостность программы (согласованность целей, задач и способов их достижения)
7. Ведущая идея программы и пути ее реализации, новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения
8. Качество подачи материала, язык и стиль изложения (четкость, ясность, доказательность, логичность)
9. Учет специфики дополнительного образования
- Стимулирует познавательную деятельность
- Развивает коммуникативные навыки
- Создает социокультурную среду общения
- Способствует развитию творческих способностей
- Стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию
- Помогает творчески использовать жизненный опыт ребенка
- Способствует профессиональному самоопределению
10. Характеристика приложений к программе, их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и пр.)
11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы
12. Общая оценка программы: достоинства и недостатки, ошибки и замечания
13.Аргументированная оценка программы, рекомендации по преодолению недостатков и заключительный вывод о возможности (невозможности) использовать в системе дополнительного образования
Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью ФИО, должность и место работы.
Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента.
Источник