Анализ лирического произведения презентация к уроку по литературе 7 8 класс на тему

Анализ лирического произведения
презентация к уроку по литературе (7, 8 класс) на тему

Козлова Татьяна Алексеевна

В презентации на тему «Анализ лирического произведения» есть примерный план, который поможет учащимся научиться анализировать лирические произведения. Кроме того есть образец — анализ стихотворения А.С.Пушкина «Мадонна».

Скачать:

Вложение Размер
Примерный план анализа лирического произведения 125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Примерный план анализа лирического произведения Важно помнить одну истину: любое стихотворение требует особого подхода.(Э.Я.Рез.) Автор – Козлова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ МСОШ с УИОП Хангаласского района Республики Саха(Якутия)

Какие жизненные события легли в его основу? Кем и когда написано стихотворение? Центральная тема стихотворения. 3.Жанровые особенности (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к …). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, политическая…) 4.Главные образы или картины в стихотворении. 5. Внутреннее настроение стихотворения, его лирический герой (Л.Г.)

6.Основные интонации, чувства Л.Г. 7.Особенности построения: единое целое, деление на части) 8. Средства поэтического языка (тропы, лексика, образы-символы, звуки, цвет, рифма и т.д.) 9. Смысл названного стихотворения. Адресат поэтического послания. Идея стихотворения. 10. Значимость стихотворения.

Интерпретация поэтического текста При оценке учитываются: Владение основами анализа поэтического текста Восприятие образа лирического героя (ЛГ) и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства Язык и стиль работы (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

А.С.Пушкин «Мадонна» Не множеством картин старинных мастеров Украсить я желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом лугу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

Удивительные женские образы созданы А.С.Пушкиным в его шедеврах любовной лирики. Всем известны имена его муз, прославленных гением поэта: Анна Керн, Екатерина Воронцова. Но самой главной музой являлась его супруга Наталья Николаевна. Сонет «Мадонна» написан А.С.Пушкиным в 1830 году, и его появление связано с именем Натальи Гончаровой. В сонете две героини, образ небесной Богоматери сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называет «моя Мадонна». Образ Мадонны с младенцем Христом, «во славе и в лучах», занимает центральное место. Эта картина отчётливо и ясно возникает в воображении лирического героя. Богоматерь – идеальный образ женщины, величественной, прекрасной и кроткой.

Возлюбленная поэта наделена такими же чертами. Его Мадонна – «чистейшей прелести чистейший образец». Для создания образа своей любимой поэт использует прилагательное в превосходной степени и использует его дважды! Земная красота -«прелесть» – в сочетании с духовным совершенством – «чистейший образец»-приближается к небесному идеалу. Использование слов высокого стиля («дивился», «внимая», «спаситель», «Пречистая», «Творец» и т.п) придаёт торжественность сонету. Это продиктовано создаваемыми образами. Жилище лирического героя соответственно стилю называется «обителью». Поэт не рисует прямо образ своей возлюбленной, но используемые им эпитеты («кроткие» , «чистейший») помогают нам понять, какова его Мадонна.

Я обратила внимание, что необычное деление на строфы: 1-я и 2-я являются четверостишиями с перекрёстной рифмой, а 3-я и 4-я – трёхстишия. Особую нежность, певучесть этому произведению придаёт то, что рифмы в 1-й и 2-й строфе одинаковы ( мастерОВ – знатокОВ, трудОВ — облакОВ и обитЕль – посетитЕЛЬ, зритЕЛЬ- спаситЕЛЬ). А в 3-й и 4-й рифмы следущие: ААБВБВ, то есть третья строчка одной строфы рифмуется со второй строкой другой строфы. Так что, может быть, это не два трёхстишия, а одна строфа с шестью строчками? Гений поэта подарил нам удивительное, торжественное и прекрасное произведение, в котором он воспевает женскую красоту, духовное совершенство своей главной музы – будущей жены Натальи Гончаровой. Любовь позволяет поэту увидеть в земной женщине небесный идеал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо.

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо.

Материал для подготовки к ГИА по литературе.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию .

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме.

«Светлых мыслей красота и бездна пространства. » (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина).

Примерный план анализа лирического произведения

Источник

Презентация «Анализ лирического произведения»

Цель исследования – проанализировать лирическое произведение В. Д. Берестова «Капля», раскрыть мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа.

  • Задачи:
  • Нарисовать образ капли в стихотворении;
  • Исследовать, какие изобразительные средства помогли поэту нарисовать образ капли;
  • Проанализировать построение стихотворения.

Актуальность Пропагандирует стихотворение для широкого круга читателя

  • Пропагандирует стихотворение для широкого круга читателя
  • Заключается в том, что стихотворение способствует обогащению духовного мира юного читателя.
  • Если мы научимся анализировать поэтическое произведение, то мы научимся понимать лирику.
  • А чтобы увидеть и услышать в стихотворении все, что хотел сказать автор, надо уметь его правильно анализировать, что удается не каждому.
  • Анализ стихотворения поможет понять, осознать, почувствовать и попробовать постичь тайну стихотворения .

Анкетирование Нравится ли вам это стихотворение?(18, 11) Понимаете ли вы содержание стихотворения?( 10, 11 не совсем,8 –нет) Разбираетесь ли вы к художественно-изобразительных средствах? (18, 11 нет) Умеешь ли ты анализировать стихотворение? ( 20-нет, 9 –да) А хотели бы научиться анализировать ст-ия? (29)

  • Нравится ли вам это стихотворение?(18, 11)
  • Понимаете ли вы содержание стихотворения?( 10, 11 не совсем,8 –нет)
  • Разбираетесь ли вы к художественно-изобразительных средствах? (18, 11 нет)
  • Умеешь ли ты анализировать стихотворение? ( 20-нет, 9 –да)
  • А хотели бы научиться анализировать ст-ия? (29)

В. Д. Берестов «Капля».

Капля в паутинке – гамаке

На кусте иссохшего репья

Блещет и дрожит на ветерке,

Будто в ней вся ценность бытия.

То она алмаз, то аметист,

То она опал, то изумруд.

Пестрый дятел, цирковой артист,

К нам слетел и покачался тут.

И пока, застыв, как часовой,

Я слежу за ними не дыша,

Я – росинке свой и птице – свой,

И любовью полнится душа.

Построение стихотворения. Стихотворение «Капля» небольшое, имеет 3 строфы. В ней очень удачно подобраны рифмы:репья – бытия, аметист – артист, изумруд – тут; часовой – свой, дыша – душа. Рифмы построены через строчку. Ударения в рифмах падают только на последние слоги. Мне кажется , стихотворение В. Д. Берестова «Капля» надо читать спокойно, мягко, бережно.

Построение стихотворения.

  • Стихотворение «Капля» небольшое, имеет 3 строфы. В ней очень удачно подобраны рифмы:репья – бытия, аметист – артист, изумруд – тут; часовой – свой, дыша – душа.
  • Рифмы построены через строчку. Ударения в рифмах падают только на последние слоги.
  • Мне кажется , стихотворение В. Д. Берестова «Капля» надо читать спокойно, мягко, бережно.

Содержание стихотворения. В центре стихотворения находится образ капельки. Поэтому лирика- пейзажная. Стихотворение В. Д. Берестова спокойное, наводящее на размышление о жизни. Автор глубоко осмысливает мир: изумительно с детской радостью и взрослой мудростью. Каждая росинка, пылинка-всё ему дорого, он любит их. Дает возможность читателю полюбоваться описанной картиной. Цветом передается настроение автора. А оно светлое, радостное, приподнятое, торжественное, одухотворенное.Это передается синим цветом. Так как вроде бы все в природе увядает, а капелька маленькая живет, блестит, переливается и вселяет жизнь в других. Это стихотворение вызвало у меня настроение: Светлое; радостное; Теплое; Немного грустное; Задумчивое; Спокойное.

Содержание стихотворения.

  • В центре стихотворения находится образ капельки. Поэтому лирика- пейзажная.
  • Стихотворение В. Д. Берестова спокойное,
  • наводящее на размышление о жизни. Автор глубоко осмысливает мир: изумительно с детской радостью и взрослой мудростью. Каждая росинка, пылинка-всё ему дорого, он любит их. Дает возможность читателю полюбоваться описанной картиной.
  • Цветом передается настроение автора. А оно светлое, радостное, приподнятое, торжественное, одухотворенное.Это передается синим цветом. Так как вроде бы все в природе увядает, а капелька маленькая живет, блестит, переливается и вселяет жизнь в других.
  • Это стихотворение вызвало у меня настроение:
  • Светлое; радостное;
  • Теплое;
  • Немного грустное;
  • Задумчивое;
  • Спокойное.

Мое видение стихотворения: Я считаю, что действие происходит в небольшом саду, где растут разные небольшие кустики. И на них раскачиваются паутинки, как будто гамаки. Показана картина осени, т.к. капля находится «на кусте иссохшего репья», кусты сохнут, листья начинают терять былую свежесть и красоту, только начинается листопад. По саду гуляет ветер, потому что капля «блещет и дрожит». Эта капля блестит и переливается разными красками: белой, голубой, зелёной. И самое главное в этой картине, именно маленькая капелька, как будто только в ней на данный момент теплится жизнь. Поэтому автор , склоняясь над ней , стоит очень тихо, чуть дыша, оберегая это чудо природы. Указание на местонахождение, паутинке – гамаке, подчеркивает ее хрупкость, недолговечность существования. Ему дорога эта картина, он ею любуется, как будто боится что-то спугнуть.

Мое видение стихотворения:

  • Я считаю, что действие происходит в небольшом саду, где растут разные небольшие кустики. И на них раскачиваются паутинки, как будто гамаки. Показана картина осени, т.к. капля находится «на кусте иссохшего репья», кусты сохнут, листья начинают терять былую свежесть и красоту, только начинается листопад. По саду гуляет ветер, потому что капля «блещет и дрожит». Эта капля блестит и переливается разными красками: белой, голубой, зелёной. И самое главное в этой картине, именно маленькая капелька, как будто только в ней на данный момент теплится жизнь. Поэтому автор , склоняясь над ней , стоит очень тихо, чуть дыша, оберегая это чудо природы. Указание на местонахождение, паутинке – гамаке, подчеркивает ее хрупкость, недолговечность существования. Ему дорога эта картина, он ею любуется, как будто боится что-то спугнуть.

« Секреты стиха» (изобразительные средства автора).

  • В стихотворении автор использует различные художественно-изобразительные средства, чтобы ярче раскрыть образ капельки, свое настроение к происходящему:
  • 1. Сравнение .
  • В. Д. Берестов к сравнениям прибегает для того, чтобы показать оттенки капельки, и переживания своего героя.
  • То она алмаз, то аметист,
  • То она опал , то изумруд.
  • Пестрый дятел,цирковой артист ,
  • К нам слетел и покачался тут.
  • Какими же красками блещет капля?
  • Алмаз – прозрачный драгоценный камень;
  • Аметист — драгоценный камень фиолетового или голубовато –
  • фиолетового цвета;
  • Опал – молочно – белый стекловидный камень;
  • Изумруд — прозрачный драгоценный камень густого зеленого
  • цвета.
  • Сравнение капли с камнями дает целую радугу цвета. Героя привлекает капля как некое разноцветное чудо.
  • Привлекает еще одно сравнение:
  • «» И пока, застыв, как часовой, я слежу за ними не дыша…».
  • Герой находится в особом положении, он как часовой, бережет встреченное им чудо, стоит, замерев, очень тихо, боится спугнуть каплю. Это сравнение еще раз подчеркивает трепетное отношение героя к природе, к окружающему его миру .

  • 2. Еще одно изобразительное средство – это олицетворение . Автор показывает каплю как живое существо.
  • Капля в паутинке – гамаке
  • На кусте иссохшего репья
  • Блещет и дрожит на ветерке…
  • Эти глаголы помогают показать уникальность образа. Осенью, когда листва отмирает, капля переливается оттенками, искрится. Она противопоставлена умирающей природе. Капля как живая, она дарит надежду на будущее.

  • 3. В стихотворении я заметила еще одно изобразительное средство звукопись .
  • В последней строфе встречаются звуки: (ш), (с), (ч). Это говорит о том, что эти строчки надо читать очень тихо, почти шепотом, чтобы не спугнуть каплю. (ш – ш – ш! Тихо!)

Выводы: Проанализировав стихотворение «Капля» В. Д. Берестова, я сделала следующие выводы: Мне очень понравилось это стихотворение. Автор создал образ капли – как символ чистоты, надежды на лучшее. Этот образ вызывает переживания, и в этом его ценность. Автор, чтобы лучше передать образ капельки, использовал изобразительные средства: сравнение, олицетворение, звукопись. Интересно подобраны рифмы, поэтому стихотворение очень мелодичное. И своим одноклассникам буду оказывать помощь при анализе стихотворения.

  • Проанализировав стихотворение «Капля» В. Д. Берестова, я сделала следующие выводы:
  • Мне очень понравилось это стихотворение.
  • Автор создал образ капли – как символ чистоты, надежды на лучшее. Этот образ вызывает переживания, и в этом его ценность.
  • Автор, чтобы лучше передать образ капельки, использовал изобразительные средства: сравнение, олицетворение, звукопись.
  • Интересно подобраны рифмы, поэтому стихотворение очень мелодичное.
  • И своим одноклассникам буду оказывать помощь при анализе стихотворения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

-82%

Источник

Презентация «Анализ лирического произведения»

Анализ лирического произведения

Анализ лирического произведения

Примерный план анализа стихотворения Тема Идея ( основная мысль) Жанр Основной мотив стихотворения (настроение, чувства поэта) Композиция Основные образы Изобразительные средства

Лесная быль Жили-были в лесу две ёлочки. Одевались они с иголочки, Натирались смолой душистою, Утирались травой пушистою. . А на старом крутом пригорке Там, где прятался желудь в норке Дуб стоял. Бородатый. Бурый. Очень жилистый. Очень хмурый. . И смеялись над дубом ёлочки, Распушив смоляные челочки, И забыли они, что ночью, В час, когда поднялась гроза, Он прикрыл их от бури. Молча. Встретив бурю глаза в глаза. . С.Островой Художественные средства Олицетворение Эпитеты Фразеологизмы Контраст Уменьшительно- ласкательные суффиксы Парцелляция Инверсия

План Клише Определение вида лирики (философская, пейзажная, патриотическая,любовная) Тема Идейный уровень Основной мотив Композиция ( кольцевая, кульминация, отступления) Образы (существительные) Художественно-выразительные средства Стихотворение принадлежит (может быть отнесено) к……лирике. Автор развивает традиционную…….тему. Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о……. Автор хотел донести до читателя мысль о том…Здесь высказано мнение автора о… В стихотворении чётко улавливается настроение …(радость, восторг, надежда) …Звучит мотив грусти. Стихотворение состоит из…….строф, построено…,….имеет чёткую структуру. В первой строфе возникают образы……. Характеризуя образы, автор использует художественно-выразительные средства…. Здесь автору помогает использование…Немаловажную роль играют…

План Клише Действия и состояния (глаголы) Пространство, время Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис) Фонический уровень (размер стиха, звукопись) Автор использует …., отмечает…., описывает (что?),отмечает (что?), касается (чего?), обращает внимание (на что?), напоминает (о чём?). Пространство представлено очень интересно (от общего к частному, сверху вниз).Автор раздвигает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее ). Автор использует высокую (низкую) лексику. Стихотворение написано с использованием ……. рифмовки. В стихотворении используются такие синтаксические средства, как… (инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания). В основе ритмического рисунка – пятистопный ямб.

План анализа лирического произведения Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Ведущая тема Лирический сюжет Проблемы Композиция Лирический герой Преобладающее настроение Жанр Строфа Основные образы Лексика Изобразительные средства. Тропы и стилистические фигуры Поэтический синтаксис Звукопись Стихотворный размер Ритм и рифма

Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» (1835 г.) . Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я … Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. Это стихотворение наполнено любовью к земному, светлой грустью от сознания быстротечности человеческой жизни, мудрой верой в бесконечность смены поколений и непобедимость человеческих деяний.

Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.) Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

. Стихотворение А.С.Пушкина «Осень»(1833г.) Читая стихотворение, мы видим, что жизнь человека органически включена в жизнь природы. Состояние душевного подъёма ведёт за собой и поэтическое вдохновение. Рождается ритм поэтического творчества, которое поэт видит только свободным. Не случайно появляются картины, связанные с морем: И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. А годы проходят — все лучшие годы! Любить. но кого же. на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно. Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — Такая пустая и глупая шутка. Одиночество- лейтмотив всего творчества М.Ю.Лермонтова. Вся его поэзия- страстный поиск путей выхода из одиночества, путей гармоничного слияния с миром. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно…»

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов «Пророк»(1826год) …Мне в сердце вонзили Красноватый уголь пророка… Миссия пророка- «глаголом жечь сердца людей»-добывается заменой «трепетного сердца» на «угль, пылающий огнём» «Пророк»(1841 год) Какая глубина мысли, какая страшная знергия выражения! Таких стихов долго-долго не дождаться России! В.Г.Белинский Читает «в очах людей страницы злобы и порока», при всей жестокости толпы, при всём одиночестве не теряет веры в гармонию и счастье.

Личностное отношение Эмоционально-оценочное значение Художественное своеобразие Я вижу…(слышу, полагаю, думаю)… Перед моими глазами встаёт… Часто наблюдается … Одно из интересных … На мой взгляд,… Можно отметить… Как хочется… Люблю перечитывать… Гимн мудрости Символ веры Жизнеутверждение Оптимизм Пафос Открытие Понимание Пушкинская вера Идейно-художественное своеобразие Исходная тема Контрастные интонации Многообразие рифмы Торжественный стиль Чёткий ритмический русунок

«Поэт в России больше, чем поэт»(Е.Евтушенко) (Предназначение поэта на Земле) Поэзия – это орган истины. Г.Р.Державин Блажен, кто знает сладострастье Высоких мыслей и стихов. А.С.Пушкин Что без страданий жизнь поэта… М.Ю.Лермонтов Поэт — это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять. А.А.Ахматова Истинный поэт – это равенство дара души и глагола. М.И.Цветаева Темен жребий русского поэта… М.Волошин

Цели урока: Выявить высокое назначение поэта, роль поэзии в обществе Способствовать эмоциональному восприятию текста Воспитывать любовь к поэтическому искусству Развивать творческие способности и мышление

В.Долина Поэт Поэт — у древа времени отросток. Несчастный, но заносчивый подросток. Обиженный, но гордый старичок. Коры кусок, и ветка, и сучок. Поэт — у древа времени садовник. Босой, как нищий, важный, как сановник, Носящий на груди́ свою беду, Просящий «подожди» свою звезду… Поэт — у древа времени воитель. Чужой и тощей почвы освоитель. Поэту поклонялись племена́, Поэту покорялись времена. Стоит к стволу спиною, отчуждённый. Уже приговорённый, осуждённый. Сейчас его повесят на суку́! Вот так оно и было на веку. Премудрое дитя, худой подросток! Усохшего ствола тугой отросток… Судьба твоя кромешна, краток путь. И всё-таки, поэт, у древа — будь! Поэт — у древа времени отросток. Несчастный, но заносчивый подросток. Обиженный, но гордый старичок. Кора, листва, садовник… Дурачок! Прокомментируйте, как Вы поняли слова песни. Дайте художественное определение поэзии.

Рождение поэзии И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Б.Л.Пастернак Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. А.А.Ахматова Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота- ненужная в семье. М.И.Цветаева Как рождаются стихи? Что говорят о рождении стихов поэты? Что общего в их строчках?

Музы русских поэтов А.С.Пушкин «Муза» Н.А.Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…» А.А.Блок «К Музе» М.И.Цветаева «Что Муза моя, жива ли ещё…» Что значит для поэта Муза? Как вы понимаете этот образ? Прочитайте свои зарисовки «Муза Пушкина», «Муза Некрасова», «Муза Блока».

«Что без страданий жизнь поэта…» М.Ю. Лермонтов Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

«Что без страданья жизнь поэта…» О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! Б.Л.Пастернак Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. И помни: от века из терний Поэта заветный венок! В.Я.Брюсов В чём страдание поэта? Почему творчество мучительно? Сравните с «Музыкантом» Б.Ш.Окуджавы. Почему всё-таки «счастлив тот, чей век недолог, пальцы злы, смычок остёр»?

«Темен жребий русского поэта…» «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта -убили» (М.И.Цветаева) Почему так трагичны судьбы поэтов ?

«Темен жребий русского поэта…» Ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей,без друзей – без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато…А зато – ВСЁ. М.И.Цветаева Что значит всё? -Тайна, которая открывается в творчестве. -Настоящая жизнь, вдохновение. — Бессмертие.

Памятник поэту Смолкай, позорный плач! Уйми, о, Меценат, Все стоны похорон, — печали места нету, Зане и смерти нет. Пускай же прекратят Надгробные хвалы, не нужные поэту. А.Блок Поэт живёт в Вечности. Он бессмертен, пока бессмертно его творчество.

Памятник поэту Г.Р.Державин «Памятник» А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Н.А.Некрасов «Элегия» («Я лиру посвятил народу своему») В.В.Маяковский «Вступление к поэме «Во весь голос» («Пускай за гениями безутешною вдовою…») А.А.Ахматова «Реквием» (« И если когда -нибудь в этой стране…») Что ставили себе в заслугу русские поэты ? Перед кем поэт отвечает за своё творчество? А за всё, что выйдет боком И представится грехом, Я отвечу перед Богом, Перед Богом и стихом. В.Долина

Поэт — пророк Поэт – пророк – изгнанник Ф.И.Тютчев «И целый мир, как опьяненный ложью…» А.А.Блок «Голос из хора» Н.С.Гумилёв «Я и вы» Б.Л.Пастернак «Гефсиманский сад» Что предсказывают поэты в своих стихах? Почему в нашей стране поэзия играет такую огромную роль? Как вы понимаете слова М.И Цветаевой: « Истинный поэт– это равенство души и глагола»?

Литература 1.Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения 2.Литература в школе. Научно-методический журнал 3.Русская словесность. Научно- теоретический и методический журнал

Источник

Презентация на тему "Анализ лирического произведения"

Презентация: Анализ лирического произведения

Презентация по теме «Анализ лирического произведения» подойдет для проведения урока литературы, призванного ознакомить учащихся с основными понятиями анализа стихотворного произведения. Также, материал, представленный в презентации, поможет учащимся в самостоятельной подготовке к урокам литературы.

Краткое содержание

  • Особенности анализа лирического произведения
  • Тема,
  • Рифма,
  • Стопа,
  • Аллитерация,
  • Метонимия,
  • Гипербола.

Содержание

Презентация: Анализ лирического произведения

Анализ лирического произведения

Цель урока

  • Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
  • Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.

План анализа лирического произведения

  1. Автор и дата.
  2. История создания.
  3. Тема.
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Средства поэтического языка
  6. Поэтическая Фонетика
  7. Стихотворный размер.
  8. Рифма, рифмовка.
  9. Мое отношение.

Виды рифмы

  • Мужская
  • Женская
  • Дактиллическая

Мужская рифма

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.

Женская рифма

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая рифма

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

М. Ю. Лермонтов. Тучи

Тема — то, о чем идет речь в произведении

  • Тема любви (любовная лирика)
  • Тема природы (пейзажная лирика)
  • Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
  • Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
  • Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
  • Тема дружбы
  • Тема одиночества
  • Тема родины (патриотическая лирика)
  • Тема народа

Тема любви (любовная лирика)

Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.

А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье. «

Тема природы (пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

С. А. Есенин «Береза»

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

М.Ю. Лермонтов «Смерть Поэта»

Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

Ф. И. Тютчев «Нам не дано предугадать. «

Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

А. Н. Радищев ода «Вольность»

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

М. Ю. Лермонтов «Парус»

Тема родины (патриотическая лирика)

Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

А. А. Блок «Россия»

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

Н. А. Некрасов «Железная дорога»

Рифмовка и ее виды

  • Парная
  • Перекрестная
  • Кольцевая

Парная

Парная — (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир

Перекрестная

Перекрестная — когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье

Кольцевая

Кольцевая — (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Поэтическая лексика

  • ЭПИТЕТ — художественное определение;
  • СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
  • ИРОНИЯ — скрытая насмешка;
  • ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
  • ЛИТОТА — художественное преуменьшение;
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
  • МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Эпитет

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум.

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

Сравнение

Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.

Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.

Ирония

Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: «Отколе умная бредешь ты, голова?» В «Песне про купца Калашникова» Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью.

Гипербола

Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

Вихрь полуночный — летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы — горы трещат;
Ляжет на воды — бездны кипят;
Граду коснется — град упадает,
Башни рукою за облак кидает.

Литота

Литота — столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!

Олицетворение

Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел.

Метафора

Метафора [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.

Поэтическая фонетика

  • Аллитерация – повторение согласных звуков;
  • Ассонанс – повторение гласных звуков;
  • Анафора — единоначалия;

Анафора

Анафора [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Аллитерация

Аллитерация — один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

Ассонанс

Ассонанс — один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Поэтические размеры

Хорей

Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́етВи́хри сне́жные крутя́…

Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…

Дактиль

Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

Амфибрахий

Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Не с го́р побежа́ли ручьи́…

Анапест

Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные.

Источник



Презентация "Анализ лирического произведения" 9 класс

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
  • Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
  • Автор и дата.
  • История создания.
  • Тема.
  • Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  • Средства поэтического языка
  • Поэтическая Фонетика
  • Стихотворный размер.
  • Рифма, рифмовка.
  • Мое отношение.

РИФМА – это созвучие окончаний двух слов

  • Тема любви (любовная лирика)
  • Тема природы (пейзажная лирика)
  • Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
  • Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
  • Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
  • Тема дружбы
  • Тема одиночества
  • Тема родины (патриотическая лирика)
  • Тема народаТЕМА — ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ

  • ЭПИТЕТ — художественное определение;
  • СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
  • ИРОНИЯ — скрытая насмешка;
  • ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
  • ЛИТОТА — художественное преуменьшение;
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
  • МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • Аллитерация – повторение согласных звуков;
  • Ассонанс – повторение гласных звуков;
  • Анафора — единоначалия;

ДВУХСЛОЖНЫЙ

ДВУХСЛОЖНЫЙ

Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет Ви́хри сне́жные крутя́…

Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…

Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

М.Ю.Лермонтов

Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Не с го́р побежа́ли ручьи́…

Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные.

О, весна́ без конца́ и без кра́ю — Без конца́ и без кра́ю мечта́!

Источник

Читайте также:  Организация экономического анализа тесты с ответами