Анализ организации горячего питания
статья по теме
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, в частности, законом РФ «Об образовании», организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение.
С 1 сентября 2011года организация горячего питания в МБОУ «Школа№8» Кировского района г.Казани осуществлялась в соответствии с Постановлением Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 28.12.2010г. №11711 «Об обеспечении питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Казани в 2011 году», на основании приказа Управления образования Исполнительного комитета г.Казани от 25.08.2011г.№388 «Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011\2012 учебном году», на основании приказа отдела образования Исполнительного комитета г.Казани по Московскому району от 31.08.2011 №401 «Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011/2012 учебном году».
БЕСПЛАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Бесплатное питание школьников осуществляется за счёт средств бюджета муниципального района в соответствии с установленными нормами.
Бесплатное питание в пределах выделенных бюджетных средств получают учащиеся:
— дети из многодетных и малообеспеченных семей, чей статус подтверждён управлением труда и социальной защиты населения;
Контингент школьников, получающих бесплатное питание определяется следующими документами:
— дети из многодетных и малообеспеченных семей – справка управления труда и социальной защиты населения;
— дети – инвалиды – медицинское заключение;
Список детей на бесплатное питание утверждается приказом директора школы.
Дети, находящиеся под опекой
Дети из многодетных семей
Дети из неполных семей
Дети из семей, находящиеся в социально опасном положении
Дети из малообеспеченных семей, среднедушевой доход, которых ниже прожиточного минимума в РТ
Охват питанием снижается. Объяснение можно увидеть по росту стоимости горячего завтрака и из-за сокращения количества бесплатников.
Охвачено питанием всего
Охвачено горячим питанием
В т.ч.с доплатой родительских денег
В столовой образовательного учреждения трудятся 1заведующий производством, 1,5ставки повара, 1,5ставки подсобных рабочих.
Для организации питевого режима в столовой школы для детей поставлен питьевой фонтанчик, который обслуживается фирмой «СофтТрейдЭко» 1 раз в квартал .
Дата последней замены фильтрующих элементов/название фирмы
Указать дату планируемой замены фильтрующих элементов
Указать причины несвоевременной замены фильтрующих элементов
Внеплановая проверка Управления Роспотребнадзора по РТ с 14 по 23.07.2011г. Замечаний нет.
Количество работников школьных столовых, прошедших курсовую подготовку в 2009/2010 у.г.
Количество работников школьных столовых, прошедших курсовую подготовку в 2011/2012 у.г.
Списки на курсовую подготовку работников школьных столовых (повышающих разряд).
Организация полноценного горячего питания является сложной задачей, одним из важнейших звеньев которой служит разработка перспективного меню школьных завтраков и обедов «Ланч-бокс» Кировского района г.Казани, соответствующих современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивающих детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Одной из проблем при организации школьного питания является недостаточная информированность родителей и учащихся о значении рационального и сбалансированного питания детей, о необходимости горячего питания во время учебного процесса.
Достичь положительных результатов в области организации питания стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей, с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.
Финансовое обеспечение организации школьного питания в настоящее время осуществляется за счет родительских средств и районного бюджета.
Остается проблема – организованный охват горячим питанием учащихся старшего звена. Ведется постоянная, организационная, целенаправленная работа с учащимися и их родителями в старшем звене. В настоящее время учащиеся старших классов питаются за счет предварительных заказов и свободной продажи блюд в школьной столовой.
Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
В каждом учебном году проводится текущий ремонт школьного пищеблока, производственных помещений, обеденного зала. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря, посуды и приборов.
В начале нового учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов (классных руководителей), учащихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой.
На первых в учебном году родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, работа школьного Совета по питанию, удовлетворены ли они санитарным состоянием раздаточной и обеденного зала, качеством приготовления пищи.
В конце каждой учебной четверти подводится анализ охвата горячим питанием учащихся школы, подводятся итоги конкурса на самый активный класс по организации питания; классные руководители, в классах которых большой охват горячим питанием. На протяжении всего учебного года ответственной по питанию школы проводятся консультации: «Правильное питание – залог здоровья», «Азбука здорового питания». В классах проводятся классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика», «Витамины – наши друзья», викторины «Питание и твое здоровье», утренники «Путешествие в страну питания», «Его Величество этикет», «Правила поведения за столом», конкурсы газет и рисунков «О вкусной и здоровой пище», «Азбука здорового питания», конкурс на лучший сценарий ко Дню именинника, конкурс среди учащихся 5-7 классов «Мы – будущие хозяюшки».
Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди родителей включает в себя проведение родительских собраний на темы: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Питание учащихся», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний и инфекционных, простудных заболеваний», «Итоги медицинских осмотров учащихся»; индивидуальные консультации фельдшера школы «Поговорим о диетическом питании»; родительский лекторий «Здоровье вашей семьи»; анкетирование родителей «Ваши предложения на учебный год по развитию школьного питания».
Анализ охвата горячим питанием показывает, что совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников школьной столовой дает и положительный результат.
Вопросы работы школы по улучшению питания учащихся, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов детей и их родителей рассматриваются на совещаниях при директоре, совещаниях классных руководителей, классных часах и родительских собраниях.
Здоровье детей — это важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Сбалансированное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Особое значение приобретает правильное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.
В рационе питания школьников не всегда выдерживаются принципы сбалансированности, потребность школьников в макро — и микроэлементах.
Рациональное питание, соответствующее возрастным физиологическим потребностям, является одним из важнейших факторов формирования здоровья детей. Правильное организованное питание оказывает существенное влияние на устойчивость детского организма к неблагоприятным факторам, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному развитию детей.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. В структуре заболеваний среди школьников продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ. Недостаточно высок уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.
Таким образом, анализ организации питания в школьной столовой выявил ряд проблем, требующих принятия необходимых мер по совершенствованию организации питания, Это:
1. Укрепление материально-технической базы школьной столовой.
2. Постоянный мониторинг и анализ состояния организации школьного питания, его финансового обеспечения.
3.Разъяснительная работа среди учащихся и родителей о необходимости правильного питания.
Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно- гигиеническими требованиями организации питания учащихся, постоянный мониторинг и анализ состояния организации школьного питания, его финансового обеспечения позволило:
1.Улучшить качество школьного питания, обеспечить его безопасность, сбалансированность, витаминизацию.
2.Улучшить показатели детского здоровья, создавать благоприятные условия для его сохранения и укрепления.
3.Формировать у школьников культуру питания и чувства ответственности за свое здоровье.
Позволит школе достигнуть следующих результатов:
1. Развить систему мониторинга состояния здоровья учащихся.
2. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;
4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
5. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
6. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;
7. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
8. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 94%.
9.Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
В перспективе организация рационального питания школьников позволит достичь следующих основных целей:
· рост учебного потенциала детей и подростков;
· улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;
· снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
· улучшение успеваемости школьников;
· повышение их общего культурного уровня.
Реализация плана санитарного просвещения в области рационального питания поможет предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящих к развитию ряда заболеваний.
Источник
Анализ организации питания в средней школе №13 за 2014-2015 учебный год
Организация полноценного горячего питания является сложной задачей, одним из важнейших звеньев которой служит разработка перспективного меню школьных завтраков и обедов.
Одной из проблем при организации школьного питания является недостаточная информированность родителей и учащихся о значении рационального и сбалансированного питания детей, о необходимости горячего питания во время учебного процесса.
Достичь положительных результатов в области организации питания стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей, с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.
Просмотр содержимого документа
«Анализ организации питания в средней школе №13 за 2014-2015 учебный год »
Анализ организации питания по КГУ «сСредняя школа №13»
акимата города Рудного
за 2014 – 2015 учебный год
В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования, в частности, законом РК «Об образовании», организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение.
На всех уровнях образования организовано питание (горячее, буфетное, бесплатное, за счет родительской оплаты).
Бесплатное питание получают дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-сироты, находящиеся под опекой, дети-инвалиды. Горячее питание производится исключительно на добровольной основе.
Бесплатное питание школьников осуществляется за счёт средств из фонда «Всеобуч» в соответствии с установленными нормами.
Бесплатное питание в пределах выделенных бюджетных средств получают учащиеся:
-дети из малообеспеченных семей, чей статус подтверждён управлением труда и социальной защиты населения;
— дети из многодетных семей;
— дети, находящиеся на опеке и на патронатном воспитании;
— воспитанники Рудненского детского дома;
Законные представители школьников, получающих бесплатное питание из фонда «Всеобуч» в августе – сентябре месяце 2014 года сдают социальному педагогу необходимые документы, подтверждающие статус ребенка. Так:
— дети из многодетных и малообеспеченных семей – справка управления труда и социальной защиты населения;
— дети – инвалиды – медицинское заключение;
— дети, находящиеся на опеке и на патронатном воспитании – постановление и договор;
— воспитанники Рудненского детского дома – список обучающихся.
Список детей на бесплатное питание утверждается приказом директора школы.
Дети, находящиеся на патронатном воспитании
Дети, находящиеся под опекой
Дети из многодетных семей
Дети из малообеспеченных семей, среднедушевой доход, которых ниже прожиточного минимума
Итого обучающихся, питающихся по фонду Всеобуч по специфике 163 (городские)
Воспитанники Рудненского детского дома
Воспитанники КПП – 1 и КПП-2
Учащиеся 1-2 классов, питающиеся по фонду Всеобуч по специфике 159
По спонсорской помощи
Питание учащихся осуществляется в школьной столовой с сентября месяца. Учащиеся школы питаются по классам согласно графику, утвержденному директором школы.
Мониторинг организации питания
за 2014-2015 учебный год
Из них питаются
Из них питаются
Из них питаются
Из них питаются
Процент охвата школьников горячим питанием 92%. За свой счет из 3-11 классов горячим питаются в среднем 128 человек (31,4 %), 247 человека (60,6%) питаются за счет средств из Фонда Всеобуч. Учащиеся первых и вторых классов (84 человека) 100% охвачены горячим бесплатным питанием.
Охват питанием снижается. Объяснение можно увидеть по сокращению количества обучающихся.
Охвачено питанием всего
Охвачено горячим питанием
учащимися 1-2 классах
Охвачено буфетным питанием
Охвачено бесплатным горячим питанием
Анализ охвата горячим питанием показывает, что совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников школьной столовой дает и положительный результат.
Для организации питьевого режима в столовой школы для детей поставлен питьевой фонтанчик.
Организация полноценного горячего питания является сложной задачей, одним из важнейших звеньев которой служит разработка перспективного меню школьных завтраков и обедов.
Одной из проблем при организации школьного питания является недостаточная информированность родителей и учащихся о значении рационального и сбалансированного питания детей, о необходимости горячего питания во время учебного процесса.
Достичь положительных результатов в области организации питания стало возможным только при активном взаимодействии классных руководителей, с родителями и учащимися, рассмотрение проблемы на родительских собраниях.
Остается проблема – организованный охват горячим питанием учащихся старшего звена. Ведется постоянная, организационная, целенаправленная работа с учащимися и их родителями в старшем звене. В настоящее время учащиеся старших классов питаются за счет предварительных заказов и свободной продажи блюд в школьной столовой.
Большое внимание уделяется состоянию материально-технической базы пищеблока на предмет ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям.
В каждом учебном году проводится текущий ремонт школьного пищеблока, производственных помещений, обеденного зала. По мере необходимости проводится обновление кухонного инвентаря, посуды и приборов.
В начале нового учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов (классных руководителей), учащихся школы, организовывается работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой.
На первых в учебном году родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, работа школьного Совета по питанию, удовлетворены ли они санитарным состоянием раздаточной и обеденного зала, качеством приготовления пищи. Жалоб и замечаний от родителей и законных представителей учащихся не было.
На протяжении всего учебного года медработником школы Шагеевой Ф.И. проводятся консультации: «Правильное питание – залог здоровья», «Азбука здорового питания».
В классах проводятся классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика»,
Вопрос организации питания ежегодно рассматривается на совещаниях при директоре и на оперативных планерках с педагогическим коллективом, а также классные руководители на классных часах проводят беседы с учащимися о сбалансированном здоровом и своевременном питании.
Ежемесячно сдаются отчеты по организации горячего, буфетного питания в отдел образования. Ведется мониторинг по охвату детей горячим питанием в 0 — 11 классах.
Столовая школы осуществляет производственную деятельность в полном объеме; 6 дней — с понедельника по субботу включительно в режиме работы школы. В случае проведения мероприятий, связанных с выходом или выездом обучающихся школы, столовая осуществляет свою деятельность по специальному графику, согласованному с директором школы.
Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация качественного горячего питания не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).
Часы приема пищи устанавливаются в соответствии с графиком приема пищи, утвержденным директором школы. В режиме учебного дня для приёма пищи и отдыха предусматривается две перемены по 15 минут. Отпуск учащимся питания в столовой осуществляется по классам.
Главный бухгалтер школы ежемесячно следит за расходованием средств на бесплатное питание, рассчитывает экономию (при болезни детей и непосещении ими в это время столовой).
Ответственное лицо за школьное питание, классные руководители ведут ежедневный учет учащихся, получающих бесплатное и платное питание по классам, классные руководители 0 -11 классов заполняют табель по питанию. Для учета выдачи питания школьникам у нас разработана своя система. Ежедневно до девяти часов утра проходит учет количественного состава учащихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня.
Питание учащихся, воспитанников и сотрудников школы организовано в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПин от 25.07.2003 года № 570). Для соблюдения норм гигиены питания установлены раковины, сушители для рук.
Ежедневно в обеденном зале вывешивается утверждённое директором школы меню, в котором указываются названия блюд, их объём (выход в граммах), пищевая ценность и стоимость.
В процессе приготовления блюд соблюдается поточность мытья, разделки сырых и вареных продуктов. Все оборудование в столовой имеет соответствующую маркировку, что помогает при работе на пищеблоке. Ежедневно соблюдение норм хранения продуктов, качество и калорийность питания контролируется медицинским работником школы. Медицинский работник следит за организацией питания, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи.
Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия. Результат бракеража регистрируется в «Журнале бракеража готовой продукции». Кроме того, бракеражная комиссия уделяет большое внимание контролю над гигиеническим состоянием пищеблока, за ассортиментом блюд. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией по вине столовой.
Для поддержания порядка в столовой организовано дежурство педагогических работников.
Культуру питания формирует и оформление столовой. Зал эстетично оформлен, оборудован новой мебелью. Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. В нашей столовой цветовой доминантой является персиковый цвет, который является тонизирующим.
Здоровье детей — это важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Сбалансированное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Особое значение приобретает правильное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.
В рационе питания школьников не всегда выдерживаются принципы сбалансированности, потребность школьников в макро — и микроэлементах.
Рациональное питание, соответствующее возрастным физиологическим потребностям, является одним из важнейших факторов формирования здоровья детей. Правильное организованное питание оказывает существенное влияние на устойчивость детского организма к неблагоприятным факторам, повышает его работоспособность и выносливость, способствует оптимальному развитию детей.
Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития, способствует постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний. В структуре заболеваний среди школьников продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ. Недостаточно высок уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.
Таким образом, анализ организации питания в школьной столовой выявил ряд проблем, требующих принятия необходимых мер по совершенствованию организации питания, Это:
1. Укрепление материально-технической базы школьной столовой.
2. Постоянный мониторинг и анализ состояния организации школьного питания, его финансового обеспечения.
3.Разъяснительная работа среди учащихся и родителей о необходимости правильного питания.
Приведение материально-технической базы школьной столовой в соответствие с современными санитарно- гигиеническими требованиями организации питания учащихся, постоянный мониторинг и анализ состояния организации школьного питания, его финансового обеспечения позволило:
1.Улучшить качество школьного питания, обеспечить его безопасность, сбалансированность, витаминизацию.
2.Улучшить показатели детского здоровья, создавать благоприятные условия для его сохранения и укрепления.
3.Формировать у школьников культуру питания и чувства ответственности за свое здоровье.
Позволит школе достигнуть следующих результатов:
1. Развить систему мониторинга состояния здоровья учащихся.
2. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;
4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
5. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
6. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;
7. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
8. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой до 94%.
9.Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
В перспективе организация рационального питания школьников позволит достичь следующих основных целей:
· рост учебного потенциала детей и подростков;
· улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;
· снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
· улучшение успеваемости школьников;
· повышение их общего культурного уровня.
Реализация плана санитарного просвещения в области рационального питания поможет предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящих к развитию ряда заболеваний.
Источник
Отчет по питанию в школе за год
Отчет по питанию в школе за год — документ, который составляется в конце учебного года с целью актуализации данных об обеспечении школьников горячими завтраками и обедами.
Обеспечение школьников горячими завтраками и обедами является важным аспектом в работе образовательных организаций, способствующим созданию оптимальных условий для ведения воспитательно-образовательного процесса. Отчет по питанию в школе за год — итоговый документ, позволяющий выявить:
- актуальные проблемы работы пищеблока;
- посещаемость школьной столовой;
- наиболее востребованные категории блюд;
- уровень удовлетворенности учащихся и родителей услугами по предоставлению питания.
Отчет по питанию в школе за год
Обеспечение учащихся, находящихся в школе более 6 часов, горячим питанием, является одной из приоритетных задач государственной образовательной политики. Предоставление школьникам сытных, полезных, сбалансированных блюд позволяет гарантировать нормальное физиологическое развитие подрастающего поколения, приобщение ребят к правилам здорового питания, закрепление основ культуры принятия пищи.
Сохраните это себе, чтобы не потерять:
В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:
Отчетный документ по питанию в ОУ может составляться с разными целями (в рамках внешнего мониторинга деятельности школы ответственными проверяющими органами, для оценки имающихся материально-технических ресурсов школьной кухни и анализа возможности участия в различных оздоровительных программах, в ходе текущего внутришкольного контроля), что определяет форму и содержание документа. Единых требований к составлению отчета по питанию в школе пока не разработано, поэтому ответственные лица или руководитель ОУ уполномочены включать в документ любую информацию, которая, по их мнению, является значимой.
Данные мониторинговой деятельности, необходимые для составления в отчетном документе, предоставляются:
- Старшей медицинской сестрой, ответственной за составление цикличного меню.
- Старшим поваром (соответствие меню цикличным нормам).
- Учителями начальных классов и классными руководителями, систематически заполняющими графики посещения школьной столовой.
- Членами бракеражной комиссии.
- Учащимися и их родителями (данные анкетирования).
Приказ об усилении контроля за питанием
Отвечает эксперт справочной системы «Образование»
Отчет по организации питания в школе за год
Очень важным для отчетности является механизм организации питания детей в школе, который должен реализоваться с учетом санитарно-эпидемиологических норм, региональных особенностей, материально-технического и кадрового обеспечения, пожеланий учеников и родителей.
В отчет по организации питания в школе за год рекомендуется включить:
1. Обоснование актуализации вопроса обеспечения детей горячими завтраками и обедами во время пребывания в школе.
2. Цели и задачи работы школьного пищеблока, реализуемый подход (для большинства школ актуален программно-целевой подход).
3. Перечень нормативных документов, в частности программ, которым подчинена работа школьной кухни и столовой.
4. Наименование используемой модели организации питания школьников:
- приготовление завтраков и обедов осуществляется только работниками ОУ;
- услуги по питанию в школе предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели на контрактной основе;
- смешанная модель: часть блюд готовиться работниками кухни, а отдельные наименования поставляются к детскому столу поставщиками, выбранными по результатам тендера.
5. Льготные категории учащихся, получающие завтраки и обеды бесплатно.
6. Оснащенность пищеблока: наличие необходимого теплового и холодильного оборудования, производственных мощностей для первичной обработки пищевого сырья, посудомоечных машин, кухонного инвентаря и наборов столовых приборов.
От материально-технического оснащения пищеблока напрямую зависит эффективность системы школьного питания. Частой проблемой для современных школ является использование устаревшего кухонного оборудования, которое, по сравнению с новыми автоматическими системами обработки продуктов, отличается низкой производительностью, что влечет значительные трудозатраты со стороны работников. Мониторинг оснащенности пищеблока позволяет административному составу ОУ принять взвешенное решение о необходимости выделения средств на реконструкцию кухни, что в течение короткого времени дает возможность разнообразить меню и повысить уровень удовлетворенности учащихся системой школьного питания.
8. Режим работы школьной столовой: графики питания, уборки, дезинфекции.
9. Охват буфетной продукцией (наименования блюд, предоставляемых на платной основе, количество учащихся, пользующихся услугами буфета).
10. Работа комиссии по качеству питания обучающихся (особенности проведения бракеража сырой и готовой продукции, контроля торговли в школьном буфете).
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Руководство развитием ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Образец отчета по питания в школе за год
Итоги по питанию традиционно подводятся в конце учебного года с целью пересмотра нормативов и условий снабжения, обновления и дополнения цикличного меню, разработки путей усовершенствования процесса обеспечения здоровым питанием школьников.
Для составления единого отчетного документа, информация в котором может быть структурирована по:
- разделам,
- классным руководителям (составляющим промежуточные отчетные ведомости),
представителям школьной администрации приходится обрабатывать большие объемы информации, документы пищеблока выдержки по которой удобно систематизировать в табличной форме.
Единая форма отчета по питанию в школе по умолчанию составляется в школах, перешедших на комплексные аппаратно-программные решения по управлению системой питания.
Такие системы позволяют осуществлять управленческий контроль на всех этапах деятельности школьных столовых:
- фиксировать время поставки продуктового сырья,
- характеристики готовых блюд,
- получать достоверную информацию о посещаемости школьных буфетов и столовых практически в режиме реального времени.
Конечно, при наличии в ОУ готового программного решения форма отчетных документов первоочередно определяется возможностями операционной системы, а в случае отсутствия каких-либо данных они вносятся вручную.
В отчете по организации питания в школе за год, должны быть отражены направления по организации питания, реализованные в текущем учебном году.
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение
1. Организационное совещание
- порядок приема учащимися завтраков и обедов;
- график дежурств и обязанности дежурного учителя в столовой
- охват горячим питанием
Ответственная за организацию питания, директор школы
- об организации горячего питания
Зам. директора по УВР, ответственная за организацию питания
3. Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания
Источник
Анализ организации школьного питания
Актуальность. Качественное и доступное школьное питание – обязательное условие его организации для обеспечения здоровья, успеваемости обучающихся и обороноспособности страны. Школьное питание должно быть доступным, рациональным, сбалансированным. В школе должны формироваться навыки правильного пищевого поведения. В случае нарушения этих условий формируются заболевания. Особое место занимают алиментарно-зависимые заболевания, такие как болезни органов кровообращения, пищеварения, метаболический синдром и др. [1; 2].
В детском возрасте эти заболевания не проявляются, но формируются особенности пищевого поведения, которые впоследствии приводят к развитию этих заболеваний и в 20-40 лет – склонности к избыточному потреблению сахара, животных жиров, поваренной соли и т.п. [3].
Правильно организованные завтраки и обеды в школе с учетом принципов рационального и сбалансированного питания при условии соблюдения действующих санитарных правил и норм, качественного обслуживания, возможности выбора блюда, с музыкальным сопровождением способствуют улучшению работоспособности, отдалению развития утомления, стремлению школьников к общению со сверстниками, к благоприятному эмоциональному восприятию процесса приема пищи.
На первый взгляд один, два приема пищи в школе, не соответствующих нормам физиологических потребностей, не могут нарушить здоровье обучающегося, сформировать булимию, анорексию, болезни органов пищеварения. Вместе с тем, как правило, это может быть началом нарушения питания и продолжением в среднем и высшем учебном заведении, на работе, а затем этот стереотип передается своим детям [1].
Школьное питание в жизни школьника – источник пищевых веществ и энергии, необходимый для жизнедеятельности, в том числе для успешной учебы. Школьное питание должно составлять культуру питания, которую необходимо прививать обучающимся. Адекватное питание необходимо для поддержания здоровья школьников, с учетом анатомо-функционального развития органов и систем организма, нейрогуморальной лабильности в пубертатном периоде, что позволяет относить подростков к группе риска развития функциональной и хронической патологии. В динамике школьного обучения увеличивается: наполняемость третьей и четвертой групп здоровья и уменьшается количество детей первой и второй групп здоровья. Ухудшается здоровье школьников, увеличивается доля хронических заболеваний системы пищеварения, костно-мышечной системы и органа зрения [4].
В структуре функциональных нарушений лидирующие места занимают функциональные нарушения сердечно-сосудистой, костно-мышечной, пищеварительной и нервной систем, а также психической сферы и расстройства зрения. Исследования физического развития школьников свидетельствуют о появлении признаков акселерации современного поколения на фоне снижения физиометрических показателей, прежде всего мышечной силы и выносливости.
Наиболее остра проблема нарушения питания и алиментарно-зависимых заболеваний у школьников в связи со специфическими физиологическими потребностями растущего организма и высокими умственными и психофизическими нагрузками, которые испытывает современный школьник. Несбалансированность рационов питания учащихся характеризуется: недостатком белков с высокой биологической ценностью; недостатком полиненасыщенных жирных кислот, избыточным потреблением насыщенных жиров; микронутриентной недостаточностью; преобладанием в рационе животных жиров; избытком простых сахаров, недостаточным количеством пищевых волокон и витаминов С, В1, В2, А, Е, фолиевой кислоты и каротина. Недостаточное количество специализированных продуктов здорового питания для детей приводит к искажению вкуса ребенка, потому что он вынужден питаться продуктами для взрослых, которые содержат искусственные ароматизаторы, красители, консерванты, другие опасные пищевые добавки, повышенное количество соли, специй, жира, что оказывает негативное влияние на здоровье и формирование вкуса ребенка [5; 6].
Отказ от школьного питания зачастую родители связывают с недостатком денежных средств, поэтому в странах с развитым государственным социальным обеспечением государственные дотации могут составлять больше половины стоимости школьного рациона.
В США в настоящее время почти половина школьников в рамках Федеральной программы «Школьный ланч» ежедневно получает бесплатный обед, а молоко является обязательным компонентом питания школьников. Каждые пять лет система школьного питания подвергается аудиту на предмет структуры и сбалансированности в школьном рационе белков, углеводов, жиров, калорийности. Согласно методологии планирования меню Американской национальной программы школьных обедов школьные рационы любого из штатов страны должны соответствовать жестким требованиям специалистов, отраженных в «Руководствах по диетологии для американцев» (Dietary Guidelines for Americans). Данные руководства определяют разнообразие пищевых рационов, степень присутствия в них фруктов и овощей, определяют рекомендованное содержание сахаров и солей, рекомендуют принципы питания с содержанием менее 30% калорий, полученных от жиров, и менее 10% калорий, полученных от насыщенных жиров. Кроме того, обеды и завтраки должны содержать не менее 1/3 суточной потребности ребенка в протеинах, железе, кальции, витаминах А и С. Минимальные размеры порций определяются согласно возрастным группам школьников [7].
Государственная система организации питания детей в школах России имеет современную нормативно-правовую базу, обеспечивает возможности использования современных технологий производства пищевых продуктов, переоснащение пищеблоков современным технологическим оборудованием, разработку, утверждение рационов питания и примерные циклические меню для учащихся, реализацию образовательных программ для детей и их родителей, педагогов в целях формирования культуры здорового питания. Оценка эффективности модернизации в образовательных учреждениях системы питания детей позволила совершенствовать систему мониторинга организации школьного питания и показала позитивное развитие школьного питания во всех регионах [6].
Однако наиболее остра проблема неадекватного питания и алиментарно-зависимых заболеваний у детей школьного возраста. Это обусловлено специфическими физиологическими потребностями растущего организма и высокими умственными и психофизическими нагрузками, которые испытывает современный школьник.
В рамках внедрения новой системы по совершенствованию школьного питания проводилась оптимизация питания школьников путем обеспечения рационами питания в соответствии с физиологическими нормами, а также выполнялся региональный мониторинг состояния здоровья учащихся, мероприятия по пропаганде здорового питания и формирования навыков здорового образа жизни. Сбалансированность фактических рационов питания оценивалась по показателям содержания белков животного происхождения и фруктов (соков), имеющих высокую удельную физиологическую стоимость. Фактическая обеспеченность пищевыми веществами, обладающими высокой биологической ценностью, существенно отличалась в разных субъектах и даже школах одного субъекта.
Очевидно, что данные показатели зависят и от объема денежных средств, выделяемых на питание. Обеспеченность сбалансированного питания денежными средствами существенно различается – от 43 до 100%; различается также и эффективность использования денежных средств – от 51 до 100%. Мониторинг показал неравномерность в улучшении как показателей состояния школьного питания (в т.ч. внутри субъектов), так и в состоянии систем управления. При этом у субъектов РФ — участников эксперимента темпы роста показателей и охвата питанием выше, чем в других регионах. Стоимость школьного питания в субъектах Российской Федерации существенно различается [6].
В этой связи в настоящем исследовании проанализированы некоторые вопросы организации и качества школьного питания в Омской области и Республики Хакасия.
Провести анализ организации и качества школьного питания с учетом субъективной оценки школьников.
Материалы и методы
Исследования проводились в Омской области и Республике Хакасия. Предметом исследования служили фактические условия организации школьного питания. Социологические исследования субъективной оценки школьного питания обучающихся проводились путем анонимного анкетирования 177 школьников.
Статистическую обработку данных получили с использованием программных средств пакета SТАTISTICA 6.1. Репрезентативность минимальной выборки рассчитана по рекомендациям Плохинского Н.А. С помощью кластерного анализа К-средних произвели оптимальное группирование данных, определены три кластера с персонифицированными данными для уточнения программы гигиенического воспитания школьников и родителей в области школьного питания.
Результаты и обсуждение
С учетом проведения мероприятий государственной программы и реализованных в предыдущие годы экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях наметилась устойчивая тенденция увеличения числа школьников, получающих горячее питание в Сибирском федеральном округе. В общеобразовательных учреждениях Омской области питание школьников организовано в соответствии с согласованными и утвержденными цикличными меню. При оценке меню учитывались показатели физиологической полноценности и эпидемиологической безопасности. Оценка согласованных школьных рационов по городу Омску и Омскому району свидетельствует об их соответствии физиологическим потребностям школьников в пищевых веществах и энергии, выполнению рекомендуемых норм ежедневной выдачи продуктов. Средняя стоимость школьного завтрака по г. Омску составляет 60 рублей, по сельским районам составляет от 10 до 35 рублей, обед – от 35 до 45 рублей и от 10 до 45 рублей соответственно.
В системе школьного питания сложилась функционально действенная в современных условиях эффективная логистика школьного питания учащихся школ г. Омска, обеспечивающая качество, безопасность, доступность и физиологическую полноценность пищевого рациона.
Логистика школьного питания в г. Омске представлена системой организаторов школьного питания, выполняющих поставки пищевых продуктов на пищеблоки школ, приготовления готовых блюд, обеспечения ресурсных условий для работы, в том числе дооснащение пищеблоков, проведение ремонтных работ и подготовка к работе в режиме школы и лагеря с дневным пребыванием детей, обеспечение кадрами. По сельским школам – единства в логистике нет. Крупные школы обеспечиваются поставщиками. Мелкие школы работают на самозакупе.
Охват школьниками горячим питанием оптимальный только в начальных классах, к 11 классу снижается до 75% (рис. 1). Основные проблемы недостаточного уровня охвата школьников горячим питанием заключаются в плохо организованной работе руководителей учреждений с педагогами; неэффективной работе педагогов с родителями и детьми по вопросам значимости здорового питания на этапе роста и развития; в необоснованном расширении ассортимента реализуемой в буфетах продукции и отсутствии должного внутреннего контроля за этим вопросом; бесконтрольной установке вейдинговых аппаратов.
Рис. 1. Охват школьников горячим питанием в %
В результате отсутствия физиологически полноценного питания формируется нарушение пищевого поведения обучающихся и ухудшение здоровья школьников.
Нарушениями законодательства в части организации питания в школах города Омска являются: замечания по ведению документации на пищеблоке, немотивированное расширение ассортимента реализуемой через буфет продукции, в первую очередь кондитерских изделий промышленного изготовления, и другие.
В сельских школах наблюдаются нарушения гигиенических требований по калорийности блюд, содержанию витамина С, условиям хранения и срокам реализации продукции; приобретается молочная продукция с жирами растительного происхождения, имеются кадровые проблемы, отмечены замечания по условиям соблюдения личной гигиены персонала, неисправность технологического и холодильного оборудования.
По городу Омску в десяти школах охват горячим питанием был ниже 40%. Количество школьников, посещающих группу продленного дня, снижается с каждым годом. В этой связи меняется и организация питания в школе за счет подвоза горячего питания. В случае отсутствия в некоторых школах столовых питание в раздаточные пункты доставляется из наиболее близко расположенных учебных заведений (рис. 2).
Рис. 2. Динамика посещений школьниками группы продленного дня за семилетний период
В результате проведения мероприятий государственной программы и реализованных в предыдущие годы экспериментальных проектов по оптимизации организации школьного питания в Республике Хакасия (РХ) в рацион питания школьников включено молоко, производится строительство модульных столовых, пристроек (пищеблоков) к зданиям общеобразовательных организаций, оказывается социальная поддержка по питанию (38,8% от общего числа школьников РХ).
Удельный вес школьников, охваченных горячим питанием, в 2016 году составил 92,3% и выше средних показателей за 2015 г. по Сибирскому федеральному округу (90,1%) и Российской Федерации (88,7%). Стоимость школьных завтраков в среднем составляет 30-40 рублей, стоимость обедов – 45-60 рублей, но уровень платежеспособности населения в сельских населенных пунктах невысок, и цены на пищевые продукты не позволяют организовать полноценное горячее питание с учетом физиологических потребностей школьников [5]. Для оценки динамики охвата горячим питанием в школах были использованы коэффициенты роста (К), рассчитанные отношением процента охвата горячим питанием школьников 2016 года к 2014 году (таблица).
Охват горячим питанием школьников общеобразовательных организаций Республики Хакасия (%)
Источник