Анализ поэтического текста есенин

"Неожиданный Есенин". Лингвокультурологический анализ поэтического текста на примере стихотворения С.А.Есенина "Береза" (из опыта работы). 11-й класс

Предлагаемые вашему вниманию материалы представляют собой разработку одного из уроков литературы в 11 классе по творчеству С.А.Есенина.

Материалы подготовлены с учётом требований Федерального Образовательного Государственного стандарта. Метапредметный подход к организации материала предполагает интеграцию в предметы гуманитарного цикла, что значительно расширяет не только кругозор учащихся, но и помогает по-новому взглянуть на поэтику стихотворений Есенина, глубже проникнуть в художественный мир поэта, почувствовать сложнейшую интеллектуальную составляющую при кажущейся простоте стиха.

При подготовке урока такого типа желательно участие самих школьников. Они могут сделать подборку иллюстраций к стихотворению, подготовить презентацию об образе БЕРЁЗЫ в других произведениях С.А.Есенина или в русской литературе, в фольклоре. Это,безусловно, разнообразит и дополнит знания учащихся в культурном и научном поле.

Автор же предлагает основной сегмент урока, относящийся к деятельности учителя. Урок спланирован с учетом сопровождающей презентации, в которую монтируются мини-работы учащихся. Эти работы даются заранее и оцениваются как индивидуальные задания. В процессе урока каждый выступает со своей презентацией. Такая форма урока может быть задействована в качестве развития речи или мастер-класса. Домашнее задание по материалам подобного урока возможно как сочинение-эссе по теме на восприятие поэтического текста. Тему могут сформулировать сами учащиеся или учитель (например, “Чем поэзия Сергея Есенина оказалась для вас неожиданной ?”).

Проведенный автором урок такого формата показал превосходные результаты как в плане изучения поэтики литературного произведения, так и в плане более глубокой заинтересованности школьников творчеством С.Есенина.

Ход урока

Учитель: При упоминании имени Сергея Александровича Есенина ни один человек, кажется, не остаётся равнодушным. Мы связываем с Есениным годы детства, юности, зрелости. С каждым поэт может поговорить. Но сегодня Мы поведём речь о поэте. Наша задача – увидеть и понять мир , который окружал поэта и сумел взрастить его гений. Нам предстоит погрузиться в поэтику такого простого и вместе с тем невероятно гармоничного есенинского стиха и почувствовать огромный интеллектуальный потенциал поэзии Сергея Есенина.

На экране – портрет С.Есенина .

Далее выступление ученика. Он предлагает видеоролик “На родине Сергея Есенина” в сопровождении музыкальной композиции Е.Доги “Берёзовая аллея”.

Учитель: У каждого человека, любящего русскую литературу “свой” Пушкин, “свой”Лермонтов. но есть и “свой” Есенин. Предлагаю вашему вниманию сочинение – эссе на тему “Мой Есенин”.

Далее ученица читает свою работу. Слушатели дают комментарий к сочинению.

Следующий слайд обозначает переход ко второй части урока – анализу поэтического текста.

Выразительное чтение стихотворения С.Есенина “Берёза”. При этом может быть использована подборка художественно — изобразительного материала в виде презентации с целью выбора наиболее подходящей к стихотворению иллюстрации.

Следующий слайд – вопросы для обсуждения.

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Какова поэтическая организация стиха( Пафос стихотворения, размер, рифма )?
  3. Выделите цепочки словообразов. Проследите динамику их развития.
  4. Цветоряд и звукоряд стиха. Динамика их развития.
  5. Изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом.
  6. Морфология стихотворения (тип речи).
  7. Особенности синтаксиса.
  8. Обращение к образу берёзы как символу родины и Руси.
  9. Традиции и новаторство в стихотворении Сергея Есенина.
  10. Чем интересно стихотворение нашемусовременнику?

Ход рассуждения.

  • Мини-презентация учащегося “Образ берёзы в русском фольклоре (или литературе)”.
  • Мини-презентация учащегося “Этимология слова “берёза”.

Далее начинается аналитическая работа, в которой принимает участие каждый желающий.

Учитель:Тема стихотворения обозначена поэтом в названии. Лирический герой поражен красотой простого зимнего пейзажа за окном. Берёза, как дерево сакральное, также настраивает читателя на размышления. Этимология слова “берёза” восходит кобщеславянскому “ белесая” или белая. Это однокоренные слова, которые в результате развития и совершенствования языка семантически отдалились друг от друга. Но тем не менее название дерева остаётся в связке с древней славянской культурой. (Однокоренные слова к слову береза – берёзонька, берёзовый , подберёзовик,березняк и т.д. К слову белый – беляк, белила, побелка, белить и т. д.). Почему же поэт обращается именно к берёзе? Сергей Есенин – русский человек. А для русского очень многое связано с этим деревом. Это и пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, песни, загадки – всё, что веками создавал талантливый русский народ. Сергей Есенин ещё и крестьянин, выросший среди незатейливой русской природы, любивший народное творчество и хорошо его знавший. Поэтому не удивительно, что именно берёза привлекла внимание поэта.Стихотворение написано любимым пушкинским размером – хореем. Читается размеренно и плавно. Произведение состоит из четырёх четверостиший, рифмованных перекрёстно. Эта рифмовка сохраняется до конца произведения, что свидетельствует о спокойном , созерцательном состоянии лирического героя. Но в чём же секрет прелести есенинского стиха? Обратимся к образному и цветовому ряду.

  • В 1 четверостишии читаем: берёза (белёсая), белая, снегом, серебром. Все названные слова являются разными способами выражения белого цвета. Но только белого. Лишь в конце строфы встречаем сравнение с серебром. Тихо, спокойно, несколько даже однообразно.
  • Во 2 строфе белый цвет назван несколько опосредованно, так, что читатель вынужден “додумывать” за поэта: пушистые ветки (от налипшего на них снега или от инея), снежная кайма (метафора, содержащая название цвета), белая бахрома. Во 2 строфе уже больше средств художественной выразительности. В 1 – олицетворение и сравнение, а во 2 – эпитеты и метафоры.

Задумчивость и созерцательность настроения подтверждает 3 строфа.

“И стоит берёза/ В сонной тишине. ”. Но что-то изменилось. Меньше стало белого цвета (берёза, снежинки). Но они , снежинки, уже не серебрятся, а горят. В золотом огне. На смену серебру пришел цвет более “ высокого ранга”.

Последнее четверостишие добавляет новых красок в зимний пейзаж за окном: заря – золотисто-оранжевая, алая у горизонта, царственно лениво обходит свои зимние владенья, обсыпая ветви “новым серебром”. Всё возвратилось к началу. В серебре стоящая берёза, вспыхнув на короткое время золотом, вновь застыла в серебряном безмолвии. Кольцеобразную композицию стихотворения усиливают наречие “кругом” и приставки ОБ, которые мы встречаем в последних глагольных вариантах. И тем не менее идейно-композиционный центр произведения приходится на последнее четверостишие, так как именно в нём мы наблюдаем некоторую положительную динамику слово- и цветоряда. В целом же стихотворение статично. Это подтверждается морфологией произведения. В первых двух строфах наблюдаем лишь по одному глаголу, а во всех строфах по 4 существительных. Такое доминирование предмета свойственно описанию. Только в последнем четверостишии существительных 3, 1 прилагательное, но зато 2 глагольных формы и даже 2 наречия, что подтверждает смещение идейно-композиционного центра в последнюю строфу.

Синтаксические особенности стихотворения не вызывают трудности восприятия. Три строфы из четырёх представляют собой простые предложения с небольшими осложняющими элементами (сравнением в 1 и обособленным обстоятельством в 4). И только 3 строфа является сложносочинённым предложением, но ведь с 3 строфы начинается изменение смыслового рисунка стихотворения. Таким образом, синтаксическая модель стихотворения работает на логическое восприятие текста.

По своей поэтике стихотворение Сергея Есенина “Берёза” очень напоминает стихотворение “Чародейкою Зимою” Ф.И.Тютчева. Богатство средств художественной выразительности свойственно произведениям мастеров слова 19 века: Ф.И. Тютчеву, А.А.Фету, А.Майкову. Сергей Есенин продолжает поэтическую традицию “золотого века”, но и привносит свой, “крестьянский”, колорит, своё видение мира, что делает поэзию Есенина уникальной и интересной современникам.

Источник



Анализ стихотворений Есенина

Сергей Александрович оказал возможно наиболее сильное влияние на литературу 20 века среди всех писателей Серебряного века. Тот факт, что он был из крестьянской семьи помогал ему быть более понятным и простым для любого читающего его стихотворения человека. Своей простотой он развивал язык литературы того времени, никто до него этого не делал так явно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Природа сфинкс Ф И Тютчев

В своей лирике, Есенин описывал всю свою жизнь, но наиболее популярной была тема его люблю к своей Родине, о чем он сам множество раз говорил. Жизнь Сергея Александровича можно проследить по его произведениям, он не стеснялся описывать все происходящее с ним. Все взлеты и падения, все аспекты своей жизни, любовь и ненависть которую он чувствовал глубже остальных людей. Он был особенным и неповторимым. То ощущение мира, которое имел Есенин не было подвластно никому в его время. Из-за открытости своей мысли его не раз преследовали власти, но он справлялся и с этим. В жизни Есенина были те люди, которые поддерживали его всю его жизнь и это было достаточно сложно из-за неординарной личности поэта. Много раз его спасали друзья.

Творчество Есенина наполнено невообразимым количеством красок и эмоций. Этому способствовало то, что в душе Александр Сергеевич был разнообразной личностью: романтиком, гулякой, скитальцем. Невозможно выбрать только один образ Есенина, но несмотря на это он всегда питал любовь к своей Родине, к своей деревне. Революция того времени смогла изменить устрой страны, но не Есенина. Он оставался верным своим мыслям и вере. Эмоциональность Сергея Александровича не раз становилась причиной его проблем и даже гонений, в некоторое время, но он был тем, кем он был и всегда им оставался.

Сейчас каждый школьник знает Есенина. Возможно не каждый его понимает, ведь его стихотворения написаны далеко не для школьной программы, но у каждого в жизни бывает момент осознания всей эмоциональной палитры произведений Есенина.

Поэт и Родина

Сергей Александрович очень хороший и талантливый поэт. Обычный юноша с голубыми глазами и русыми волосами — таким его воображают для себя читатели. Он всегда любил не только свою родину, но и свою семью. Его мать, была для него самым дорогим на этой планете. Для нее Есенин сочинил очень много стихов, которые посвятил именно ей. Ведь это та женщина которая его не только родила, но и воспитала. Ей он должен за всю свою жизнь, которую она так преданно посвятила сыну.

«Ты жива еще, моя старушка? Жив и я.»

В этих строчках можно увидеть всю глубину эмоций поэта к матери. Прочитав стихотворения на глаза наворачиваются слезы. Есенин настолько любит свою мать, что не представляет свою жизнь без нее. Материнское сердце никогда не обманешь, и она все это прекрасно понимает и чувствует. Сколько боли перенес поэт с последней встречи матери и сына. Как поэт переживает боль утраты, он со слезами на глазах заканчивает стихотворение и ему снова приходят в голову прекрасные моменты из его прошлой жизни.

Как грустно понимать что уже ничего не вернуть, что нельзя возвратится в родительский дом сквозь минувшие года, нельзя увидеть сидящую мать за столом и вдохнуть аромат родного семейного очага. С такими мыслями многие читатели звонят своим родителям и говорят как сильно их любят, а кто не успел это сделать, просят прощения у небес. Именно такого чувства хотел добиться Есенин когда писал данные строки стихотворения.

Источник

Анализ Лирики Есенина

Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.

Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.

Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть. » (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.

Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:

Новый на кобыле Едет к миру Спас.

Наша вера — в силе,

Наша правда — в нас!

Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница?

Поэт отвергает город как воплощение железа, камня и холодного расчета («Город»).

Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.

Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).

Читайте также:  Что происходит на рынке коммерческой недвижимости Челябинска

После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

В конце жизни поэт приходит к окончательному выводу, что новой России он совершенно не нужен, что он остался в стороне от своего народа. Поэту остается лишь с болью в сердце «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя».

Источник

«Черемуха» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – художественные приемы, тема, идея

Анализ стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется. Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»). Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные». В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом. В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода. Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Жанр, направление и размер

По направлению стихотворение, скорее всего, относится к имажинизму. Год написания произведения — 1918, что принято считать точкой отсчета этого направления в литературе. В будущем Есенин не раз говорил, что относит себя к поэтам-имажинистам. Авторы, которые писали в этом направлении, главной целью своего творчества ставили создание образов. Такими же принципами в тот период руководствовался и Сергей Александрович.

По жанру «Я покинул дом» Есенина относится к лирическому стихотворению. Стихотворный размер — анапест. Автором была использована перекрестная рифма.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна. Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь». Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»). Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению. Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю.
Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.

В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.

Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»

В стихотворении «Закружилась листва золотая...» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная. Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке. Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая. Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера. «Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в сердце мглистом», «озорной гуляка», «лёгкую походку», «задрипанная лошадь»;
  • олицетворения: «стих мой душу зверя лечит», «в глупой страсти сердце жить не в силе»;
  • метафора: «золото овса»;
  • гиперболы: «каждая собака знает мою лёгкую походку», «каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу».

Аллитерации («з», «с», «г», «л, «р») выдают противоречивые чувства героя.

Ассонансы («о», «у», «а», «и») передают смену настроения — от грусти к светлой радости и озорной игривости.

Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность»

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией. В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры. Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь». Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Читайте также:  Как раскрывается главный герой в этой сцене

История создания

Сергей Александрович написал стихотворение в 1918 году. Незадолго до этого он съехал от отца и стал снимать жилье вместе со своим другом Анатолием Мариенгофом. Однако тосковал поэт не по своему московскому дому, а по малой родине. Летом 1912 года, еще задолго до написания стиха, Есенин оставил родное село Константиново ради Москвы. Тогда поэт только окончил школу и понимал, что жизнь в глубинке не для него, поэтому желал вырваться в город.

Сергей верил, что в Москве его ждет успех. Так и случилось. После публикации одного из первых сборников «Радуница» и написания ряда произведений для детей («Сиротка» и «Сказка о пастушонке Пете») к Есенину пришла настоящая популярность.

В большом городе его довольно быстро и тепло приняли в светских кругах. Поэт умел легко зарабатывать себе популярность, он был душой компании. В московской суете у Сергея практически не было свободного времени. Государственный переворот 1917 года открыл для него новые горизонты и возможности для самореализации.

Но Есенин испытывал не только довольство своим сложившимся положением в обществе и славой, но и периодически ностальгировал. Он понимал, что больше никогда не вернется жить в свой первый дом в родной деревне, и эти мысли навевали на него тоску.

Свои переживания Есенин отразил в стихе «Я покинул родимый дом». То, что поэт скучает по малой родине, становится понятно с самых первых строк.

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни. Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне. А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси». По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине. Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Тема и идея

Главная тема стихотворения — Родина. Поэт тосковал по селу, в котором он вырос, рассказывал о своей привязанности к дому, отцу и матери. Эта тема присутствует во всем творчестве Сергея Александровича. Отечество значит для него очень много, ведь в этом понятии заключается все то, что он любит и помнит с малых лет. Поэт тоскует по отчему дому, испытывает грусть, поэтому предается воспоминаниям о природе, среди которой раньше жил, рисует перед читателем иллюстрации прекрасной «голубой Руси» с ее красотой. Вспоминает оставленный дом и мать, которая стала заметно старее.

Родина для Есенина заключалась во всем, что было вокруг: и в березняке, и в цвете яблони, и в клене, который стережет Русь. Семья и Родина всегда были святынями для Сергея. Эти понятия неразделимы, ведь как невозможно забыть отца и мать, так и нельзя стереть память о том, откуда ты родом.

Поэт также поднимает социальные вопросы. После переезда перемены начались не только в жизни Есенина, но и в образе той самой Руси. В стране происходила смена власти, поэтому Сергей понимал, все уже не будет по-старому, все, что остается, — это воспоминания. Перемены коснулись всего, даже когда-то казавшихся нерушимыми основ патриархальной сельской жизни.

Ключевая идея стихотворения — человек не может жить без своих корней. Семья, традиции и места, где он вырос, становятся духовной опорой для личности на всю ее жизнь. Без памяти об этом человек кажется одиноким и беззащитным перед трудностями, что готовит судьба. Оттого и важно хранить эти ценности, не позволяя кому-то их разрушить.

Стих наполнен грустью, но в то же время у него красивые лиричные строки. Поэт никогда не видел преград на пути к любви своей Родины. Несмотря на критику власти, он продолжал воспевать о любимой Руси и оставался верным своим идеалам о безвозвратно исчезнувшей России.

Мысли поэта были сосредоточены не только на личных волнениях, но и на общественных. По его мнению, революция не могла спасти крестьянство, она лишь подавляла его, навсегда меняя образ села. В 1918 году автор не мог дать точную оценку происходящему, ведь новая страна только начинала свой путь. Поэтому в произведении видно не протест системе или ее осуждение, а лишь грусть по прошедшим временам и слабый страх настоящего.

Моё отношение

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» заставило меня улыбнуться. Сергей Александрович Есенин трогательно и весело описывает свою дружбу с животными.

По воспоминаниям современников, он и в самом деле очень любил зверей, часто совершал неожиданные поступки, которые удивляли его друзей и близких. Например, как-то раз поэт приехал к своей сестре с курицей на голове.

Это говорит о его детской непосредственности и любви к жизни. Мне понравилось то, как автор смог передать свои чувства и мысли в стихотворной форме.

Источник

Анализ поэтического текста есенин

Сергей Есенин – поэт двух эпох, старой и новой. Не случайно все творчество поэта также четко разделяется на два периода – до революции и после. Описание русской природы уступают место мятежному революционному настрою.

Поля и березки сменяются урбанистическим пейзажами. Крестьянская лирика сменяется политическими лозунгами. Да и сам характер поэта претерпел “революционные изменения” – из сельского мечтателя поэт превращается в хулигана и бунтаря.

Заграничный вояж Есенина также оказал сильное влияние на его мировоззрение. Впервые столкнувшись с “ужаснейшим царством мещанства”, поэт стал еще больше ценить и любить Россию. Не только ее природу, а и ее народ, отношения между людьми, широту

В конце своего короткого творческого пути Есенин обращается к философской лирике, его все больше занимает место человека в мире, его отношение к миру и к Богу. Конечно, это заслуга взросления человека, жизненный опыт поэта способствовал более глубокому подходу к поэзии. Изменяется его стиль и язык произведений.

Более основательной становится разработка темы, в обыденных вещах поэт умудряется находить глубокий человеческий смысл, буквально парой фраз заставляет читателя взглянуть на ситуацию под новым углом.

Безвременный уход из жизни этого гениального поэта оборвал его “лебединую песню”, лишив русскую литературу новых поэтических открытий.

Источник