ГРЕХ И ВОЗМЕЗДИЕ В НОВЕЛЛЕ ЛЮДВИГА ТИКА БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ

ГРЕХ И ВОЗМЕЗДИЕ В НОВЕЛЛЕ ЛЮДВИГА ТИКА «БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ»

В наши дни каждый человек, считающий себя частью культурной сферы, знает, кто такой Данте Алигьери. В воздухе витает не только имя великого итальянского поэта, политического деятеля, но и названия его трудов. Одним из самых известных произведений Данте является «Божественная комедия». Эту поэму разбирают на цитаты, проводят различные анализы, используют известные словосочетания из поэмы в разговорной речи. И в рейтинге 100 самых лучших книг обязательных к прочтению американского журнала «Newsweek», «Божественная комедия» занимает почетное десятое место. Опираясь на концепцию Ада в произведении «Божественная комедия», проанализируем произведение немецкого писателя Людвига Иоганна Тика «Белокурый Экберт».

В 1796 году в свет вышла одна из самых эффектных новелл Людвига Иоганна Тика «Белокурый Экберт», после прочтения которой, у читателя остается ряд вопросов, например, за что был наказан Экберт? Почему бегство от лесного уединения приводит к трагедии? Ключ к ответам на этот вопрос — анализ содержания новеллы «Белокурый Экберт» Л.Тика.

В основе новеллы «Белокурый Экберт» лежит основной для романтизма принцип пересечения двух миров: главная героиня, Берта, рассказывает историю, которую слушают два, на первый взгляд, не значительных персонажа. Однако новелла построена по принципу «рассказ в рассказе». Главная героиня Берта, сбежав от родителей, попадает в сказочный мир, в котором живет: бабушка, собака, сказочная птица, несущая яйца, с жемчужинами или самоцветами. Пространственно-временная организация «Белокурого Экберта» уже на первый взгляд демонстрирует его существенное отличие от сказки в традиционном смысле этого слова. Главным для повествователя было не указать на определенное место действия, а сообщить о его изолированном характере, об отчужденности персонажей от внешнего мира.

Рассмотрим образ старухи. Когда Берта встречает ее возле водопада, то в глаза читателя сразу же бросается описание внешнего вида старухи. «Она была почти вся одета в чёрное; чёрный капор закрывал ей голову и большую часть лица; в руке она держала клюку» [3]. Одежда старухи напоминает одежду монахини. Образ жизни, который она ведет, также вызывает ассоциации с образом жизни монахов. Старуха в новелле является отшельницей и ведет уединенный образ жизни. Помимо этого, она предложила Берте в качестве еды хлеб и вино, которые являются религиозными символами.

Почему Берта согласилась пойти вместе со старухой? Только из-за того, что ей некуда было идти? Думаею, что ответ кроется в более глубоком, то есть в религии. «. пела пронзительным голосом духовную песнь. Когда же она кончила, то велела идти за собою» [3]. Именно сила религии и веры заставила девочку следовать за старухой.

История Берты – основная часть новеллы Тика. В этой части мы узнаем о становлении личности Берты, так как она прожила в сказочном мире несколько лет. После прочтения книг, мечтая о богатствах и прекрасном принце, Берта сбежала от старухи с волшебной птицей. Птица — символ свободы. Покинув дом старухи, девушка снова оказывается в реальном мире и птица, которую она принесла с собой, перестала петь чудные песни.

«Уединенье – Мне наслажденье. Сегодня, завтра, Всегда одно Мне наслажденье – Уединенье». [3]

«По вечерам она учила меня читать; и я скоро освоилась с этим искусством, и чтение стало для меня в моем уединении неисчерпаемым источником наслаждения, потому что у старушки было несколько старинных рукописных книг с чудесными сказками». [3] Основываясь на этой цитате, и на том, что старуха имела образ монахини, можно сказать, что убежище Берты было неким монастырем.

Старуха, от которой скрылась Берта, как-то раз сказала: «Ты молодец, дитя, – сказала она мне однажды хриплым голосом, – если и впредь будешь так себя вести, тебе всегда будет хорошо; но худо бывает тем, которые уклоняются от прямого пути, не избежать им наказанья, хотя, быть может, и позднего» [3]. За что хвалит старуха Берту? Стоит заметить, что перед тем, как найти водопад, символизирующий начало чего-то нового, Берта пробиралась сквозь скалы, пустыни, что снова отбрасывает нас к библейской тематике.

Наказание постигло Берту, которая умирает от мыслей о старухе, Экберта, который убивает Вальтера, боясь разоблачения с его стороны. Также Экберт узнал, что Берта приходилась его сестрой, которая была отдана на воспитание в семью пастуха Мартина. «Почему же эта ужасная мысль всегда являлась мне как предчувствие? — воскликнул Экберт» [3]. Совесть является Берте в образе Вальтера и губит её. Она терзает и Экберта: он убивает ее в облике Вальтера, но она вновь является ему в обличии Гуго фон Вольфсберга. Экберт решает отправиться в путешествие, но от совести не убежишь, и она настигает его в лице крестьянина. От угрызений совести герой сходит с ума и умирает. Перед смертью в его ушах звенит песенка об уединении, проходящая лейтмотивом через его с Бертой жизнь.

Берте и Экберту кажется, что уединение — это гармония, но жизнь без веры не может приносить наслаждения. «Боже, в каком страшном уединении прожил я всю свою жизнь!» [3]. В произведении показано, что религия, сопровождая «все действия и поступки человека». «Цель религии — направить человека на путь истинный» [1]. Берта покидает дом старухи в надежде на лучшую жизнь, желая познать земную жизнь.

Ссылаясь на произведение Данте Алигьери «Божественная комедия», замечаем, что люди такого типа как Экберт и Берта отбывают свое наказание в 7 круге Ада в 3-ем поясе, который называется «Горючие пески». Здесь отбывают свое наказание насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

Основная идея новеллы – это неспособность сделать выбор между религией и праздной жизнью, так замкнутое пространство не позволяет человеку достичь самореализации, а земная жизнь угнетает. Тема новеллы — поиск путей к счастью через добродетель и через грех. «Пути к счастью для героев новеллы «Белокурый Экберт» закрыты: и сковывающая добродетель, и грех сталкивают человека с истинного пути» [2].

Список литературы

1. Косарева А. Религиозная символика в новелле Людвига Тика «Белокурый Экберт» / А. Косарева // Слово — текст — смысл: сб. студен. науч. работ / Урал. гос. ун-т, [Филол. фак.]. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 2. — С. 23-29.

Источник

Творчество Людвига Тика. «Белокурый Экберт»

В своем стремлении охватить в искусстве всю широту мира, его прошлое и настоящее, зримое и духовное, немецкий романтизм искал разнообразия жанровых форм. В этом отношении весьма примечательна творческая индивидуальность Людвига Тика (1773—1853). Он писал стихи, романы, драмы рока и дерзкие иронические комедии, явился одним из создателей жанра новеллы-сказки. Тику принадлежат переводы драм предшественников Шекспира, «Дон Кихота» Сервантеса; вместе с А. В. Шлегелем он создал классические переводы Шекспира.

Тик много сделал и как собиратель и издатель наследия многих близких ему по времени и духу немецких писателей: Ленца, Новалиса, Клейста. Он первым привлек внимание к немецким народным книгам, о которых Ф. Энгельс писал, что они обладают «необычайной поэтической прелестью»; Энгельс отмечал при этом, что «главный аргумент Тика заключался именно в этой поэтической прелести» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 352). (Тику принадлежат драматические переложения народных книг «Геновева» и «Император Октавиан».)

Первый роман Тика «История господина Вильяма Ловелля» (1795—1796) во многом находился еще в русле просветительских традиций. В нем представлен тип индивидуалиста, которого не останавливают никакие этические нормы. Тик опирался на традицию «Бури и натиска», но его бурный герой искал только наслаждения; при всей своей антибуржуазной направленности книга была лишена социальной остроты штюрмеровских произведений.

Как романтический писатель Тик заявил о себе в 1797—1798 гг., продемонстрировав свое новаторство сразу в нескольких жанрах. Роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), действие которого отнесено к XVI в., сюжетно примыкает к очеркам Вакенродера «В память нашего достославного пращура Альбрехта Дюрера», а по жанру это воспитательный роман, как и «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте. Герой романа Тика — живописец Штернбальд, ищущий своего самоопределения.

Автор не стремился передать сложные исторические коллизии той бурной эпохи. В центре — проблема взаимоотношений искусства с обществом, но и она дается не в историческом плане, а в проекции на формирующийся буржуазный век с его острыми противоречиями.

Роман Тика, изобилующий множеством побочных эпизодов, стихотворных вставок, лирических монологов, открывал новую страницу в истории немецкой прозы. После строгого, точного языка гётевского «Вильгельма Мейстера» Тик, как и Новалис в «Генрихе фон Офтердингене», создал необычный сплав эпического повествования и лирики. Отдельные куски романа воспринимаются как стихотворения в прозе, автор искусно вплетает в повествовательную ткань музыкальные мотивы, создает пейзажи, которые должны намекать на таинственный смысл явлений природы («. Все дышит, все прислушивается, все полно жуткого ожидания», — комментировал впоследствии Гейне пейзаж Тика).

Не будучи сам теоретиком романтизма, Тик живо подхватывал эстетические идеи, складывавшиеся в иенском кругу, и если даже иногда их упрощал, то придавал им зато наглядный и «популярный» характер. Так было с концепцией романтической иронии, которая художественно воплощена в таких комедиях-сказках Тика, как «Кот в сапогах» (1797), «Мир наизнанку» (1799), «Принц Цербино, или Путешествие в поисках хорошего вкуса» (1799). Здесь наиболее наглядно подвергается иронии сама драматургическая структура комедии: дерзко демонстрируется своеволие драматурга и режиссера, обнажается условность сценического действия (раньше времени поднимается занавес, публика слышит разговор между драматургом и машинистом сцены и т. д.). Но дерзкая игра драматургической формой не является самоцелью. Она позволяет Тику создать веселую и злую сатиру на феодальных правителей и самодержавный закон и на самих зрителей — мещански ограниченных, оценивающих пьесу с позиций плоской филистерской морали. Вместе с тем ирония распространяется и на само романтическое искусство, демонстрируя (в комедии «Мир наизнанку») «крушение оптимистических упований на торжество поэзии над прозой реальной жизни » (А. Карельский).

Читайте также:  Катерина Измайлова в повести Леди Макбет Мценского уезда характеристика образ сочинение

Созданием жанра новеллы-сказки немецкий романтизм обязан прежде всего Тику. И хотя в известной мере Тик опирается на фольклорную традицию, структура новелл, образы героев и мотивировки их поступков кардинально отличают литературную новеллу-сказку от народной сказки.

Чаще всего автор рисует трагические судьбы. Легко угадываются социальные причины этого трагизма: погоня за материальным интересом, соблазны богатства и городской суеты, вторжение в отношения между людьми золота — «желтоглазого металла». Но даже там, где эта жажда золота предельно обнажена, как в новелле «Руненберг» (1802), социальные мотивы осложняются иррациональными моментами, человек предстает игрушкой непонятных, таинственных сил. Сложные отношения связывают героя новеллы с окружающей природой, которая живет особой загадочной жизнью.

В новелле-сказке «Белокурый Экберт» (1797) впервые появилось понятие «лесное уединение», выступающее как романтический идеал отрешенности от невзгод меркантильного мира. Подробно исследуя душевное состояние своих необычных героев, автор стремится раскрыть загадку их не всегда логичных поступков, находя в них чаще всего смутное, неясное, труднообъяснимое. Тик, а вслед за ним и другие романтики насыщают свою прозу такими значащими словами, как «томление», «невыразимый», «несказанный».

Наиболее интенсивный период художественного творчества Тика падает на годы, связанные с деятельностью иенской школы. В последующее время писатель посвящает себя главным образом переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Когда Тик возвращается в 20-е годы к повествовательной прозе, в ней проступает уже другая манера. Создатель эмоционально-поэтического стиля в жанре новеллы-сказки, он теперь испытывает влияние ясной и точной по языку прозы Гёте, и в его творчестве обнаруживаются черты реалистического подхода к действительности. Новым для Тика является исторический жанр. Посвятивший многие годы переводам Шекспира и изучению его эпохи, он создает историческую повесть «Жизнь поэта» (1826—1830), в которой набрасывает живые образы Марло, Грина, Шекспира и их современников. Большой исторический роман «Виттория Аккоромбона» (1840) воспроизводит картины жизни из эпохи итальянского Возрождения.

В целом поздняя проза Тика уже выходит за рамки романтизма. Однако вклад писателя в немецкую литературу, несомненно, связан с ранним периодом его творчества, когда он проявил себя как подлинный новатор в создании и освоении романтических жанров. Повествовательное (или, точнее, стилистическое) мастерство раннего Тика оказало большое влияние на развитие романтической прозы, в частности на Арнима, Гофмана, в известной мере и на Гейне, который в «Романтической школе» высоко оценил и многие другие грани таланта Тика: его ироническую фантазию, его приверженность традициям старинных народных сказаний.

Источник

Поэтика страшного в новелле Людвига Тика «Белокурый Экберт»

Худо бывает тем, которые уклоняются от прямого пути, не избежать им наказания, хотя, быть может, и позднего.

Иоганн Людвиг Тик (1773–1853) был романтиком на раннем этапе своего творчества до 1830 года, его произведения воплотили все основные идеи и образы раннего романтизма. Его творческое наследие велико: множество томов новелл, сказок, романов, пьес, стихов. Он был переводчиком и интерпретатором Шекспира, Сервантеса, автором статей о поэзии немецкого средневековья.

Окончив в 1792 году гимназию, Тик изучает в Берлине теологию, потом в других университетах языки и литературу. После знакомства в 1799 году с братьями Шлегелями он переехал в Йену, где сблизился с Новалисом, Вакенродером, Брентано, Шеллингом и Фихте. Писатель был знаком с Гете и Шиллером. Поздний романтик Генрих Гейне так высказался о Тике: «Эта богатая душа была… той сокровищницей, из которой братья Шлегели оплачивали военные издержки своих литературных походов».

В раннем романе «Странствия Франца Штернбальда» Тик повествует о пути в Италию юного художника, восхищенного творчеством Рафаэля. По дороге герой встречает любителей искусства, которые читают свои стихи, поют песни. Автор подчеркнул, что Франц – ученик известного немецкого художника эпохи Возрождения Ф. Дюрера. Этот роман близок «Вильгельму Мейстеру» И.В. Гете и «Генриху фон Офтердингену» Новалиса.

Л. Тика интересовали не только проблемы искусства, но и сложность человеческой психологии. Он плодотворно разрабатывал жанр новеллы. Одна из наиболее талантливых – «Белокурый Экберт» (1796). В новеллах этого оригинального писателя всегда присутствует сказочный элемент, действие разворачивается в сказочной атмосфере, создающейся особым характером описания природы. Сказки Л. Тика – всегда сказки для взрослых: с помощью фантастических элементов автор стремится внушить читателю свое миропонимание. Новеллистический элемент преобладает над сказочным: Тик не ждет, что читатель поверит в описываемые им чудесные события.

Жанр новеллы возник в Италии в эпоху Возрождения, специфика жанра – в концентрированности действия вокруг одного события, в большой краткости изложения. Новелла сосредоточивает внимание на одном необычном происшествии, нередко анекдотического характера. Материалом являются события частной жизни.

В центре новелл Тика – какое-либо важное происшествие, переломный момент в жизни героя, элемент чудесного и таинственного легко вписывается во вполне реальную обстановку. Действие новелл-сказок Тика разворачивается в средневековье, так как автор молчаливо отвергал современность, не видел в ней материала, достойного для отображения в искусстве. Средние века для Тика – поэтичный, достаточно условный мир, в котором может существовать сказочная фантастика.

Герои Тика по своей сути – современники автора, часто романтические герои, выступающие на фоне исторических или сказочных реалий средневековья. Тик использует идеи йенских романтиков и одновременно подвергает их критическому осмыслению.

Место действия в рассматриваемой новелле – деревня, где проходит детство героини Берты, лес, куда она попадает, сбежав из дома, город, где она встречает Экберта, замок: там уединенно живут герои до начала трагических событий. В романтической традиции город противостоит деревне и лесу, в которых, по мнению романтиков, живет душа мира, высокая духовность. Героиня страдает от грубости крестьян, у которых живет, поэтому убегает в лес, где ее приютила старуха, которая внушает девочке страх: «Рассматривая ее, я не раз приходила в ужас, потому что лицо ее было в беспрестанном движении и голова тряслась, вероятно, от старости». Но старуха дала Берте приют, научила ее прясть, читать, относилась к ней по-доброму, с заботой: «Я выбегала с собачкой ей навстречу, и она называла меня своим дорогим дитятком и доченькой».

Жизнь в лесу напоминает существование сказочных героев, ко всему прочему, старуха обладает чудесной птицей, которая несет яйца, содержащие в себе драгоценные камни, и поет песенку:

Позже старуха становится жестокой мстительницей, приобретает инфернальные черты. Она толкает Экберта на убийства. Но одновременно старуха выше всего ценит красоту каменьев, которые несет ее говорящая птица, и уединение в лесу.

Сама Берта, не способная ни к какой практической деятельности, по романтической традиции должна была бы стать носителем высокого духовного начала и, соответственно, получать наслаждение от жизни в лесу. Но в природном уединении она скучает, став взрослой, похищает у старухи птицу, продает камни, убивает птицу, обвиняющую ее в обмане, и становится женой рыцаря. Романтическое начало разрушено: героиня боится леса, ценит не красоту, а деньги, стремится к жизни в обществе, о котором она мечтала, начитавшись книг.

Экберт и Берта, поженившись, живут уединенно, общаются лишь с Филиппом Вальтером. Но герои не знают радостей жизни, они не имеют и детей, что в сознании разных народов всегда ассоциировалось с каким-либо проклятием.

Важна в новелле тема природы, единения с ней. Три варианта песенки о лесном уединении соответствуют основным стадиям развития сюжета. Автор убеждает читателя в том, что именно единство с природой, отрешенность от суетного мира дарует человеку блаженство, но одновременно природа таит в себе и опасность: «лесное уединение» полно жутковатой таинственности.

Важен в новелле мотив золота (мотив – функционально-смысловой повтор), корыстолюбия, отражавший восприятие романтиками развивающихся буржуазных отношений. Разлагающее влияние цивилизации нового времени на Берту проявилось в обуявшей ее корысти, жажде богатства. Ради денег она идет на обман старушки, приютившей ее, затем она убивает птицу, обвиняющую ее в преступлении. Благополучие Экберта и Берты мнимое, так как основано на грехе стяжательства и обмана, поэтому их ждет жестокое возмездие.

Прекрасный мир леса был чужд Берте, она стремилась в большой и широкий мир, к общению с разными людьми, но в жизни есть некое страшное начало, которое преследует героиню. Берта оказывается в еще более узком круге, чем при жизни со старухой, в инцестуальных отношениях с собственным братом. Инцест – выражение узости мира, замкнутости отношений. Автор наказывает своих героев узостью жизни: Берта и Экберт заперты в круге инцеста. В жизни героев появляются новые люди: Вальтер, Гуго. Но они лишь кажутся новыми людьми из других мест, на самом деле это различные ипостаси (проявления, формы воплощения) старухи с птицей, от которой ни Берте, ни Экберту не уйти. Почему это происходит? По мнению Л. Тика, преступление «сжимает» мир, преступник занят лишь самим собой и жертвой, которую он видит в каждом мнимо новом лице. Человек не свободен от собственных страстей, поэтому он обречен на наказание. Важна также мысль писателя о том, что за жизнь в обществе человек несет жестокое наказание, как Берта.

Начало новеллы почти сказочное: Экберту около сорока лет, он живет уединенно, «жена его столь же любила уединение… Бог не благословил их брака детьми». Уже в первом абзаце содержится очень важная информация о героях: они живут уединенно и не имеют детей. Отсутствие потомства еще в античном мире считалось знаком проклятия, неблагополучия. Композиция новеллы – «рассказ в рассказе»: перед нами две части истории – 1) жизнь Берты до встречи с Экбертом; 2) жизнь Экберта после того, как Берта рассказала свою историю Филиппу Вальтеру.

Значим в произведении мотив тайны: автор интригует читателя, не сообщает важной информации до финала, этому способствует расхождение фабулы и сюжета. О происхождении героини мы узнаем лишь в финале, именно тогда становится понятна причина своеобразного «проклятия» Экберта и Берты; на протяжении всего повествования сохраняется ощущение загадочности истории героев. Автор активен, он в начале новеллы высказывает свои мысли, а одновременно это и желание его героя: «Бывают минуты, когда нам мучительно иметь тайну от друга, даже такую, которую прежде тщательно старались скрыть; душа чувствует тогда непреодолимое влечение вполне открыться близкому человеку, посвятить его в свое самое сокровенное и тем сильнее привязать его».

Читайте также:  Какой анализ мочи сдать при диабете

Экспозицией является описание образа жизни супружеской четы. Завязка – рассказ Берты о ее детстве. Причем, она ведет его ночью, сама подчеркивает: «как ни странен будет рассказ мой, не примите его за сказку». В детстве героиня, как многие романтические персонажи, неуклюжа, не приспособлена к жизни, много мечтает о богатстве. Именно из-за неприспособленности к жизни ее бранит отец, опасаясь его наказания, девочка убегает из дома.

Лейтмотивом проходит через новеллу тема наказания: сначала это песенка птицы – ее второй вариант:

Затем это сон Берты, в котором старуха грозит ей палкой, потом это страх быть разоблаченной и обкраденной собственной служанкой, пик мучений героини – фраза Вальтера о собачке, из-за которой, собственно, Берта и умирает. Важна и мысль, высказанная старухой: «худо бывает тем, которые уклоняются от прямого пути, не избежать им наказания, хотя, быть может, и позднего».

В этой новелле присутствует популярный в литературе романтизма мотив преследования героя кем-то из- за нечистой совести или болезненного воображения (этот мотив есть в новелле Э.-Т.-А. Гофмана «Песочный человек», в романе «Эликсиры сатаны»).

Воплотился в произведении и мотив двойничества (похожести, заменяемости людей): «пристально вглядываясь, он увидел вдруг Вальтерово лицо, знакомые, слишком знакомые черты его… Ужас его был неописуем…» В крестьянине, указывающем Экберту путь, герой тоже видит Вальтера.

Кульминацией является песенка птицы и встреча Экберта со старухой.

Развязка – открытие тайны и смерть Экберта.

Берта стремилась вырваться из лесного уединения, но всю жизнь провела уединенно с собственным братом. Экберт стремился уйти от одиночества, приблизить друзей к себе, но лишь усугублял его, поэтому его последние слова становятся своеобразным приговором, итогом его жизни: «Боже… в каком страшном уединении прожил я всю свою жизнь!» В финале звучит третий вариант песенки:

Здесь нет мученья.

Последовательно нагнетая атмосферу таинственности, показывая ужас своих героев перед необъяснимыми явлениями жизни, автор подводит и читателей к мысли, что миром управляют враждебные человеку начала, которые таятся в нем самом.

1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худ. литература, 1973.

2. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.

3. Дмитриев А. Предисловие //Избранная проза немецких романтиков: В 2 т. М.: Художественная литература, 1979. Т. 1. С. 3–30.

4. Иванова Э. И. Поэтическая сказка – душа романтизма //Иванова Э. И. Беседы о немецком романтизме: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2005. С. 3–23.

Источник



ГРЕХ И ВОЗМЕЗДИЕ В НОВЕЛЛЕ ЛЮДВИГА ТИКА «БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ»

Действие происходит в немецком городе Гарце в Средние века.

Белокурый Экберт, рыцарь сорока лет, живет со своей женой Бертой. Они любят друг друга, но детей у них нет. Живут они в уединении, гости у них бывают редко, за исключением друга семьи Филиппа Вальтера.

Однажды после ужина по просьбе Экберта Берта рассказывает Вальтеру о странных приключениях своей молодости. В детстве она жила в семье бедного пастуха и, когда ей было восемь лет, она убежала из дома в лес, где встретила старуху, которая приютила ее. В хижине вместе со старухой жила маленькая собачонка (кличку которой Берта никак не может вспомнить) и птица в блестящей клетке, которая пела песню: «Уединенье — мне наслажденье. Сегодня, завтра — всегда одно мне наслажденье — уединенье». Старушка часто молилась и говорила странные слова. Берта полюбила старушку, а собачка и птица стали ей друзьями. Через четыре года старушка открыла тайну: оказалось, что птица каждый день кладет по яйцу, в котором находится или жемчужина, или самоцвет. Спустя несколько дней, когда старуха в очередной раз отправилась путешествовать, Берта убежала из хижины и, унеся с собой птицу и взяв сосуд с самоцветами, пустилась в так называемый свет на поиски рыцаря, о котором мечтала. В красивом городке она наняла себе небольшой домик и со временем стала забывать старушку. Птица петь перестала, но однажды ночью она запела иную песню: «Уединенье, ты в отдаленье, жди сожаленья, о преступленье! Ах, наслажденье — в уединенье». Птица пела эту песню не переставая, и Берта задушила ее. В скором времени она вышла замуж за молодого рыцаря Экберта.

Продолжение после рекламы:

После рассказа этой истории, на прощание, Филипп Вальтер произносит следующую фразу: «Благодарю вас, сударыня, я живо представляю себе вас со странной птицей и как вы кормите маленького Штромиана». Белокурый Экберт начинает раскаиваться, что попросил жену рассказать о приключении, так как именно с этого вечера Вальтер редко посещает замок своего друга, а Берта сильно заболевает на нервной почве. Вскоре она говорит мужу, что никогда не могла вспомнить кличку собачки, Вальтер же, в тот вечер назвал её! «Какую связь имеет этот человек с моей судьбой»? — думала она, умирая.

Экберт решает убить Вальтера из-за терзавших его сомнений по поводу верности друга. Он встречает его на охоте в лесу и убивает из арбалета. В то же время в лихорадке умирает Берта. Экберт знакомится с рыцарем Гуго, сближается с ним и признается ему в убийстве друга. Над Экбертом висит проклятие, и он начинает сходить с ума: в каждом мужчине теперь он видит Вальтера, его призрак постоянно преследует Экберта.

Во время путешествия он встречает ту самую старуху, которую в молодости обманула его жена. Оказывается, что старуха-колдунья связана не только с Бертой, но и с самим Экбертом, вернее с его отцом. Она говорит ему: «Смотри, как преступление влечет за собой наказание: это я, а не кто другой, была твоим другом Вальтером, твоим Гуго… а Берта была сестра твоя … Однажды в раннем детстве ты слыхал, как твой отец в угоду своей жене не стал воспитывать при себе дочь от первого брака, а отдал ее пастуху». Лежа на земле, обезумевший Экберт умирает, расплачиваясь за грехи отца и жены.

Краткое содержание «Питер Пэн» Барри

В семье Дарлингов трое детей-погодков. Старшая — Венди, затем идет Джон, а затем Майкл. У них необычная няня — большая черная собака-водолаз по имени Нэна. Однажды вечером, зайдя в спальню к уже лежавшим в постелях детям, миссис Дарлинг видит, как в окошко влетает мальчик, а вслед за ним — странное светящееся пятнышко. От удивления она вскрикивает, на крик прибегает Нэна. Мальчишке удается выпорхнуть в окно, но в зубах Нэны остается его тень! Миссис Дарлинг свертывает ее и кладет в ящик комода.
Подробнее…

Краткое содержание «Былое и думы» Герцена

Книга Герцена начинается с рассказов его няньки о мытарствах семьи Герцена в Москве 1812 г. занятой французами (сам А. И. тогда — маленький ребенок); кончается европейскими впечатлениями 1865 — 1868 гг. Собственно, воспоминаниями в точном смысле слова «Былое и думы» назвать нельзя: последовательное повествование находим, кажется, только в первых пяти частях из восьми (до переезда в Лондон в 1852 г.); дальше — ряд очерков, публицистических статей, расположенных, правда, в хронологическом порядке.

Очень краткий пересказ

В суровом северном краю у одичавшей полусобаки-полуволчицы рождается пять щенят, из которых выживает один детеныш с серой шерстью. Однажды по пути на водопой он наткнулся на людей. Волчица-мать бросается защищать детеныша. Индеец Серый Бобр дает маленькому волчонку имя Белый Клык и забирает их в поселение.

На новом месте детеныш изучает законы людей и учится ходить в упряжке. Однажды Серый Бобр едет в форт Юкон, чтобы заработать на продаже мехов. Местный житель, уродливый и злобный Красавчик Смит заинтересован силой и свирепым характером Клыка. Он разоряет индейца и покупает волка. Смит избивает его, стравливает с собаками и обогащается на собачьих боях с его участием.

Волк не встречает равных противников, но последняя схватка с бульдогом заканчивается неудачей. Внезапно бой останавливает проезжавший мимо молодой инженер Уидон Скотт, который за полцены забирает едва живого Белого Клыка.

Уидон Скотт любовью и лаской завоевывает сердце волка. Он становится верным псом. Настает день, когда инженеру пора возвращаться домой на юг. Перед отплытием парохода преданный зверь пробирается на палубу, и Уидон Скотт забирает его в Калифорнию. На юге он доказывает свою верность, защищая хозяина и его семью.

Краткое содержание «Гамлет» Шекспира

Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, ученый друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясен, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком « каких-то смут для государства».

Краткое содержание по главам

Краткое содержание сюжета северной повести Джека Лондона «Белый Клык» можно прочитать по главам. Пересказ включает ключевые события, имена героев, их переживания и роль в жизни волка.

Экранизация 1991 года

Часть первая

Глава первая Через холодный, обледенелый край – Северную глушь, продвигается двое путников. Собачья упряжка тянет сани с имуществом и гробом их товарища. В пути Билл и Генри слышат волчий вой, который следует за ними. С наступлением ночи путники останавливаются на привал, разводят костер и замечают, что их стоянку окружают волки. С наступлением утра Билл и Генри обнаруживают пропажу одной из собак.

Глава вторая Билл и Генри продолжают путь по снежной пустыне с пятью лайками. Волки следует за путниками, подбираясь все ближе и пугая упряжку. На привале волки окружили стоянку. Во время кормежки осмелевший волк подбежал к Биллу и выхватил из рук рыбу, предназначенную собаке. Утром Билл и Генри недосчитались самого сильного и умного пса – Фрога.

Читайте также:  Какой нормальный анализ гормонов

Путники продвигаются дальше по Северной глуши с четырьмя собаками. На следующем привале они увидели, как в стоянку прокралась волчица. Билл привязывает собак особым способом, но ночью волчица выманивает еще одного пса.

С тремя собаками путники двигаются медленнее. Рыжеватая волчица следует за санями, Билл и Генри замечают, что она похожа на одичавшую собаку.

Глава третья В дороге опрокидываются сани. Волчица заманивает еще одного пса в волчью стаю. Пытаясь спасти собаку, Билл погибает. Его товарищ двигается дальше с двумя собаками, волки бегут неподалеку. Две ночи Генри отбивается от волков горящими головнями и палками, разводит костры.

С восходом солнца стая уже не отходит, а самый крупный волк нападает на человека. Генри бросается к костру, разводит огонь кольцом вокруг себя и засыпает от усталости. В это время доносятся людские голоса, прибывает подмога, и волчья стая отступает.

Часть вторая

Глава первая Стая отправляется на поиски новой добычи. Волчицу сопровождают трое самцов, добиваясь ее расположения. Набредя на стадо лосей и утолив долгий голод, волки разбиваются на пары, стая распадается. В битве за волчицу побеждает опытный, потрепанный в битвах одноглазый волк. Бок о бок они продолжают путь, охотятся и делят добычу.

Глава вторая Отяжелевшая волчица находит защищенное логовище – хорошо укрытую пещеру на берегу ручья, где появляются на свет пятеро волчат. Одноглазый волк, повинуясь отцовскому инстинкту, добывает пищу семейству.

Глава третья От всех щенят отличается волчонок, похожий на своего отца, – Одноглазого волка. Остальные волчата рыжеватым оттенком шерсти похожи на мать. Детеныш с серой шерстью был сильнее и яростнее своих собратьев. Он единственный перенес две жестокие голодовки.

Глава четвертая Подросший волчонок нарушает запрет матери, преодолевает страх и направляется к выходу из логовища. Яркий свет и многообразие мира ослепляют его. Выйдя из логова, он кубарем скатывается по откосу, попадает в гнездо куропатки и съедает птенцов, на него нападает куропатка-мать. Отбившись от нее, он избегает атаки ястреба. Забредя в кустарник, волчонок натыкается на детенышей ласки, и рассвирепевшая ласка-мать впивается в его шею. Его выручает вовремя вернувшаяся волчица.

Глава пятая Серый волчонок растет, следует своим инстинктам, и изучает мир. Он учится охотиться, но пока терпит неудачи. Вновь приходит время голода, и мать-волчица идет на отчаянный шаг – убивает выводок рыси, обитавший по другую сторону ручья. Рысь-мать приходит к логову, чтобы отомстить. В долгой схватке волчица с детенышем побеждают, но получают тяжелые раны. Здесь он усваивает закон жизни – убивай или убьют тебя.

Часть третья

Глава первая Забыв об осторожности, молодой волк выбежал к ручью и наткнулся на невиданных раньше созданий – людей. Волчица выбежала на защиту детеныша и один из индейцев – Серый Бобр, узнает собаку своего покойного брата. Волчицу звали Кичи и ее отцом был волк, а матерью – ездовая лайка.

Серый Бобр забирает полуволчицу с детенышем в кочующую индейскую деревню.

Теперь волчонка зовут Белый Клык. Зверь испытывает трепет перед людьми. Волчонка поражают вигвамы, здесь он вступает в схватку с местным щенком-задирой и впервые видит огонь. Белый Клык скучает по уединенному логову и утешается у матери Кичи, которая сидит на привязи.

Глава вторая Молодой волк разлучается с матерью. За неповиновение хозяин избивает его, и он покоряется человеку. Противостояние с сородичами продолжается. Подрастающий зверь тоскует по свободе и дикой природе, но не покидает поселок, надеясь на возвращение Кичи.

Глава третья Волк имеет дурную славу в племени, его считают вором, виновником всех драк и неприятностей. Вражда с собаками вынуждает волчонка быть хитрым и жестоким. Ему нет равных в одиночной схватке, поэтому собаки держатся стаей и устраивают погони за Белым Клыком.

Глава четвертая Поселение перекочевывает, и волк решается на побег. На воле его радость быстро сменяется тоской и одиночеством. Он привык к теплу, пище и обществу. Зверь вернулся на стоянку людей, но племя уже ушло. Трое суток без остановки он бежит по следам людей и находит их.

Глава пятая Дикий зверь верно служит божеству-человеку. Он приучается ходить в упряжке и отправляется в долгий путь. Угрюмый, замкнутый волк честно трудится и покоряется суровым порядкам. Во время остановок в поселениях он защищает сына хозяина в драке с мальчишками, прогоняет воров от жилища. Белый Клык не знает ни ласки, ни любви от сурового хозяина, его верность основана на страхе и чувстве долга.

Глава шестая Весной Серый Бобр приезжает в родное поселение. Волку уже год, и его признают даже взрослые собаки. Среди вигвамов он встречает свою мать Кичи, но она его не вспомнила. У волчицы новые щенята, и она нападает на уже подросшего детеныша. Молодой волк уже научился жить без матери и забывает ее.

На третий год жизни в поселке наступает жестокий голод. В лесах пропала дичь, люди вынуждены есть собак. Белый Клык и другие псы разбредаются в лесах. Там он случайно сталкивается со старым противником, Лип-Липом, и убивает его. Летом голод заканчивается, и волк приходит в поселение.

Часть четвертая

Глава первая Хозяин-индеец прибывает в форт Юкон для торговли пушниной. Белый Клык впервые встречает белокожих людей и признает их еще более всемогущими божествами. Пока хозяин увлечен продажей мехов, волк устраивает драки с собаками золотоискателей. В нем укореняется угрюмая злоба к своим собратьям.

Глава вторая Белого Клыка замечает местный житель – Красавчик Смит, известный своим дурным нравом. Красавчик Смит регулярно наведывается к индейцу с бутылкой крепкого спиртного. Пристрастившийся к выпивке, Серый Бобр разоряется и продает волка за несколько бутылок виски. Волк отказывается признавать Смита и терпит за это жестокое наказание. Серый Бобр уезжает из форта, а зверь остается во власти нового, безумного, божества.

Глава третья Жизнь Белого Клыка наполняется яростью и гневом. Красавчик Смит нападками и побоями доводит волка до бешенства и проводит с ним собачьи бои. Благодаря опыту и силе, Белому Клыку нет равных. Красавчик Смит едет в Доусон, где волку предстоит поединок с бойцовской собакой.

Глава четвертая В долгом бою волк допускает ошибку, и бульдог Чероки вгрызается ему в глотку. Челюсти собаки сжались ближе к груди и не прокусили вены. Озлобленный от проигрыша Красавчик Смит добивает своего питомца, пока соперник душит его.

Мимо проезжает молодой путник с погонщиком, останавливается и прекращает бой. Уидон Скотт высвобождает израненного волка и выкупает его у жестокого хозяина.

Глава пятая Уидон Скотт и погонщик Мэтт надеются приручить волка. В одну из попыток зверь убивает собаку из упряжки, прокусывает ногу погонщика и руку Скотта. Несмотря на свирепость Белого Клыка, Скотт замечает его ум и оставляет у себя.

Глава шестая Волк учится заново доверять людям. Уидон Скотт добротой и любовью завоевывает пса. Белый Клык преданно охраняет нового хозяина и занимает место вожака в собачьей упряжке.

Во время отъезда Скотта волк тоскует и заболевает, а когда тот вернулся, оказывает хозяину особый знак преданности – впервые утыкается мордой и виляет хвостом.

В одну из ночей к дому инженера подбирается Красавчик Смит и пытается выкрасть Белого Клыка. Волк с яростью набрасывается на бывшего хозяина и отпускает только с появлением Скотта.

Часть пятая

Глава первая Любимый хозяин собирается домой в Калифорнию и не может забрать волка с собой. Зверь отказывается от пищи, воет и горюет.

В день отправления Мэтт закрывает его в хижине, но волк выпрыгивает через окно и пробирается на пароход перед самым отправлением. Скотт все же решается взять Белого Клыка с собой.

Глава вторая Северный волк оказывается в новом мире. Шум города, трамваи, лошади и коляски потрясают его. Дорогу в поезде он переносит в багажном вагоне рядом с багажом Скотта. Его пугают объятия, с которыми встречают Скотта родные, верный волк пытается защитить хозяина. После стычки с хозяйскими псами, Белый Клык осматривается в поисках опасности.

Глава третья Владения бога В поместье дикий зверь изучает новые правила. Он узнает, что нельзя охотиться на домашних животных – они под защитой людей, но можно на диких. Преодолевает себя и не ввязывается в драки с городскими собаками. Замечает разницу в отношениях между жителями поместья, испытывает расположение к отцу Уидона, привязывается к детям.

Глава четвертая Белый Клык благоденствует на юге. Ему не приходится работать, он играет с хозяином и сопровождает его во время долгих конных прогулок. Во время одной из них лошадь Скотта встала на дыбы и скинула всадника, Уидон сломал ногу. Волк бежит в поместье за подмогой. После этого события семья признает его умным и преданным псом.

С приближением второй южной зимы Белый Клык замечает, что укусы хозяйской овчарки Колли стали игривыми и не такими болезненными. Однажды он пропускает привычную прогулку с Уидоном и весь день бок о бок бегает по лесу с Колли.

Глава пятая Из тюрьмы сбегает опасный заключенный Джим Холл. Ночью он проникает в дом, чтобы отомстить судье Скотту за несправедливый приговор, который тот вынес по незнанию. Волк защищает семью, прокусывая горло преступнику, но сам получает три револьверных выстрела и тяжелые переломы. У него почти нет шансов выжить, но семья окружает Белого Клыка заботой, и он поправляется. Жители поместья теперь зовут его Бесценным Волком.

Освободившись от последнего гипса, волк встает на лапы, выходит из дома и видит шестерых щенков овчарки Колли.

Источник