Источники конституционного права России
Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).
Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 3). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.
Схема 3. Источники конституционного права РФ.
Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:
1) Конституция РФ – Основной Закон государства;
2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы – это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы. Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;
3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).
В-четвертых, все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы). Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в частности, в избирательном законодательстве – п.6 ст.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования). Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре;
4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;
5) законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон. Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.
Источник
Источники и формы российского права
«Источники и формы российского права» — третий по счёту вопрос в списке. Предлагается изучить теорию, касающуюся источников права (далее также «п.») в России. А заодно, рассмотреть какие формы они могут принимать. Для начала следует определиться, что же можно считать источником права вообще и существуют ли таковые в РФ.
Источник права
Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает 1 множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.
Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.
Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:
- законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
- договоры, в т.ч., международные
- решения судов (т.н. прецедент)
- правовые обычаи, сложившиеся в обществе
- священные книги и писания
- иные
Список источников права весьма обширен и разнообразен. Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств.
Форма права
По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.
Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.
Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В. 2 . В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.
Источники российского права
Итак, источниками, а значит и формами права в современной России являются:
Конституция России
Основной закон обладает в РФ наивысшей юридической силой. КРФ не может противоречить ни один закон, ни одна норма. Исследованием возможных несоответствий занимается специальный суд — Конституционный. Главный закон страны относится тем временем, к нормативно-правовым актам. Конституция консолидирует в себе все основы общественных отношений в государстве.
Законы
В России существует несколько видов законов. Перечислим их виды и основные отличительные признаки.
Федеральные конституционные законы
ФКЗ принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Например, закон о Конституционном суде РФ, кстати, первый подобный закон, принятый в новейшей истории России. К слову, принятию ФКЗ о КС РФ воспротивились 32 парламентария из 369. Однако, это не помешало его появлению. Действуют ФКЗ на всей территории России.
Федеральный закон
Принимается по тем вопросам, которыми ведает Федерация. Разграничение ведания осуществляет Конституция, либо прямое указание в законе, например, N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Действует на всей территории РФ.
Конституция (устав) субъекта Федерации
Регионы имеют свои основные законы. Это Конституции Республик и уставы остальных регионов. Свои уставы имеют области, города федзначения, края, автономные округа и Еврейская автономная область. Не могут противоречить Основному закону РФ, что, однако, не всегда соблюдается. Например, Конституция Татарстана, в которой глава региона именуется Президентом, а не главой республики.
Конституция позволяет народу РФ также создавать нормы путём референдума. Референдум некоторые исследователи считают отделенным источником права. Однако, правотворцем в данном случае является не народ. Люди лишь принимают решение быть той или иной норме в РФ или не быть. На референдум выносятся, соответственно, важнейшие вопросы государственного устройства.
Конституционные законы субъектов
Принимаются в рамках конституций республик. В качестве примера — КЗ республики Алтай 14 февраля 2001 года N 20-12. Им изменена первая статья ОЗ, в вопросе, касающемся суверенитета Республики. Или КЗ республики Тыва, которым сформированы положения о Правительстве субъекта под № 95 ВХ-1 от 31.12.2003 г. Также предполагают референдум по острейшим вопросам региона.
Указы, распоряжения Президента
Глава государства обладает правом на издание в рамках своей компетенции актов — указов и распоряжений. Указ носит бóльшую нормативность, распоряжения часто издаются по каким-то оперативным вопросам. Кроме того, указ может и не содержать каких-либо норм, например, указ о награждении. В каждом конкретном случае нужно смотреть индивидуально.
Распоряжения и постановления Правительства
В случае и актами Правительства разделение чуть более заметно. Постановления — это сугубо нормы, распоряжения — нет. Последние также призваны решать текущие вопросы. Территория действия — Федерация.
Указы, распоряжения глав, постановления и распоряжения правительств субъектов
В целом, похоже на указанные выше НПА и ненормативные ПА, но действующие на территории соответствующих регионов РФ.
Акты органов местной власти
Несмотря на то, что местные власти не относятся к органам госвласти в РФ, их акты тоже являются источниками права. Именуется это муниципальными правовыми актами. Установлена эта система ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тут устав МО, а также акты, принятые на референдуме.
Международные договоры России
Ратифицированные российским парламентом, такие договоры становятся нормами. Исполнение их на территории РФ обязательно, за некоторым исключением. Исключения стали возможны после принятия в 2020 г. поправок в Основной закон России.
Судебные решения
Решения российских судов не являются в прямом смысле источниками права. Подобный подход обусловлен сложившейся в нашей стране правовой системой. В противовес англо-саксонской, прецедентно-ориентированной, российская Фемида оценивает каждый конкретный случай. Разговоры о прецеденте в РФ идут довольно давно. К слову, в этом отношении были приняты некоторые шаги всё в этом же 2020 году.
Речь идёт о прорывных в этом вопросе Постановлениях ВС РФ №№ 12 и 13, принятых 30.06.2020 г. В них Верховный суд указал на необходимость проверять соответствие выводов нижестоящих судов позициям ВС и сохранившим силу ВАС РФ. Т.е., суд, принимая решение должен сопоставить свои выводы с имеющимся по сходным правоотношениям выводами высших судов. Назвать это прецедентом в чистом виде пока нельзя, но движение в эту сторону явно обозначено.
Таким образом, в ближайшей перспективе судебное решение как источник права российское общество вряд-ли получит. Однако, особняком стоят решения Конституционного суда.
КС РФ в правотворчестве принимает пусть и не непосредственное, но участие. В частности, по решению этого суда могут быть изменены, добавлены, а также прекращены нормы. В силу своих полномочий суд может указать законодателю на изменения, которые необходимо внести в законодательство.
Источник
Курсовая «Тема 3 Источники конституционного права России\»,
конституционное право
Тема 3 Источники конституционного права России\ курсовая на 30 страниц антиплагиат на 70 процентов Тема 3. Источники конституционного права России Введение Глава 1. Понятие источников конституционного права 1.1Материальные и формальные источники конституционного права 1.2Естественное и позитивное в сфере источников конституционного права Глава 2. Виды источников конституционного права 2.1. Конституция – основной источник конституционного права 2.2. Федеральные законы 2.3. Подзаконные акты 2.4. Иные виды источников права Глава 3. Международно-правовые акты как источники конституционного права Заключение Методические указания Во введении студент должен раскрыть актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, структуру работы. Основную часть следует начать с того, что источники права могут пониматься в материальном и формальном смыслах. Необходимо обратить внимание на то, что все они образуют две основные сферы – естественного и позитивного права. Необходимо отразить в работе, что закрепление Конституцией некоторых естественных прав не означает их переход в сферу позитивных. Необходимо дать общую характеристику источников конституционного права России, и представить их в виде иерархическую системы. Студенты должны раскрыть особенности различных нормативно-правовых актов, процедуру их принятия, соотношение внутригосударственного и международного законодательства. При рассмотрении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, студенты должны показать, в результате чего последние приобретают юридическую силу. На основе Конституции Российской Федерации студенты должны определить возможность существования отдельных нормативно-правовых актов, таких как федеральные конституционные законы и федеральные законы. Особое внимание следует уделить решениям Конституционного Суда Российской Федерации как источникам конституционного права России и обосновать, почему они могут являться источниками конституционного права России. В заключении необходимо сделать выводы по работе. Литература Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права. – 2003. — № 7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 1997. Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2004. — № 4. Белкин А.А. О категории «законодательство» // Ученые записки Института права Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов. – СПб., 2001. – Вып. 7. Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные и психологические аспекты // Общественные науки и современность. – 1995. — № 5. Игнатьева М.Н. Федеральное и республиканское законодательство Российской Федерации: Проблемы взаимодействия и взаимосвязи. – Якутск, 1995. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. – М., 2000. Колесников Е.В. Акты местного самоуправления как источник российского конституционного права // Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт: Сборник научн. трудов / Отв. ред. С.Ю. Наумов. – Саратов, 2004. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. – Саратов, 1998. Колесников Е.В. Конституционный принцип верховенства федерального закона в России // Вестник Саратовской государственной академии права. – 1998. — № 3. Колесников Е. В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. № 2. Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. ред. В.П. Казимирчук. – М., 1998. Конституция, закон, подзаконный акт / Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1994. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловой. – М., 2004. Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. — М., 1997. Лукьянова Е. А. Конституция в системе источников советского права // Советское государство и право. — 1986. — № 7. Лукьянова Е. А. Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии источников российского государственного права // Государство и право. — 2001. — № 4. Маргенис М.Н. Источники права: Учеб. Пособие. – М., 2005. Марочкин С. Ю. Нормы и источники международного права в правовой системе России // Правоведение. — 1997. — № 3. Минаева Н.В. Конституционные тенденции в политических проектах России начала ХIХ века: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. – Л., 1983. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. – 1998. — № 4. Пахоленко Н.Б. Из истории конституционных проектов в России. – М., 2000. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Науч.-метод. пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. – М., 1998. Пряхина Т. М. Конституционная доктрина современной России. — Саратов, 2002. Российское законодательство: преамбулы и перспективы / Гл. ред. Л.А. Окуньков. – М., 1995. Соловьев С., Степанищев В. Законность регионального и местного нормотворчества // Закон
Закажите подобную или любую другую работу недорого
Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже
Последние размещенные задания
Водоснабжение и водоотведение жилого дома
Контрольная, водоснабжение и водоотведение
Срок сдачи к 12 июля
Нужно выполнить задания по экономике
Курсовая, Экономика предприятий и организаций
Срок сдачи к 15 июля
9 июля нужно сдать работу
Решение задач, Биомеханика
Срок сдачи к 9 июля
Синтез автомата–распознавателя кодовой.
Курсовая, Дискретная математика
Срок сдачи к 30 авг.
Практика 1 курс экономического Отчёт из 20 страниц
Отчет по практике, Экономика
Срок сдачи к 7 июля
Безработица как социальный индикатор экономической безопасности
Отчет по практике, Экономическая безопасность
Срок сдачи к 15 июля
Тема: Государственные и муниципальные финансы
Отчет по практике, Экономическая безопасность
Срок сдачи к 15 июля
Напишите мне вк пожалуйста! Мне срочно надо помощь и я не знаю как.
Срок сдачи к 6 июля
Отчет по практике, Юриспруденция
Срок сдачи к 6 июля
Предмет: психолого-педагогические технологии работы с обучающимися с ооп
Контрольная, Психология отклоняющегося развития и основы коррекционной работы
Срок сдачи к 7 июля
Срок сдачи к 7 июля
Выполняете работы Росдистант? Вообще нужно выполнить порядка 10.
Другое, Информатика и программирование
Срок сдачи к 16 июля
Тематический план элективные дисциплины по физической культуре и спорту. физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Источник
Источники и система конституционного права
Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие, как правило, нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.
Эти акты обладают различной юридической силой, которая определяется статусом государственного органа его издавшего и формой данного акта. Иными словами, неодинаковой юридической силой обладают не только правовые акты различных органов, но и правовые акты одного и того же органа. Их иерархия определена в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 г.
В качестве источников конституционного права Республики Беларусь выступают:
Конституция (и конституционные законы); международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь; законы (программные, кодексы, обычные); декреты Президента Республики Беларусь; указы Президента Республики Беларусь; постановления палат Национального собрания; постановления Совета Министров; нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; решения органов местного управления и самоуправления.
Следует иметь в виду, что указанные акты могут выступать и в качестве источников других отраслей права. К примеру, тот или иной Закон может быть источником административного права, не являясь при этом источником конституционного права. То есть, в качестве источника конституционного права может выступать только тот нормативный акт, который содержит конституционно-правовые нормы.
Среди источников важнейшее место занимает Конститу-
ция – Основной Закон государства, который имеет наивысшую юридическую силу. Свое название конституционное право получило именно от этого источника. Вместе с тем, как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой отрасли права используется и иной термин – «государственное право». Кстати, в период существования СССР этот термин был единственным, а с провозглашением Республики Беларусь суверенным государством все чаще стал применяться термин «конституционное право», который сегодня стал, по сути, общепризнанным. Вместе с тем, следует отметить, что между рассматриваемыми терминами нет существенной разницы и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии – «государственное право».
В литературе можно встретить и иные точки зрения по вопросу соотношения конституционного и государственного права. Так, германский конституционалист К.Хессе полагает, что, поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает и основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), то конституционное право более объемнее, чем право государственное, которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства.
В современных условиях большинство правоведов в странах СНГ склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом усматривается своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.
Учитывая, что Конституция является основным источником конституционного права и имеет особое значение, она заслуживает отдельного изучения и ей будет посвящена отдельная тема.
Вопрос о сущности и видах конституционных законов толкуется в литературе не однозначно. Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст.140 Конституции к конституционным законам относятся:
законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию; законы о введении в действие Конституции и законов о внесении в нее изменений и дополнений; акты о толковании Конституции.
Все эти акты, как и Конституция, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента, т.е. квалифицированное большинство голосов, а не простое, как при принятии обычных законов.
Принятие конституционных законов возможно, но не обязательно, т.е. принятие их в Конституции предусмотрено в абстрактной форме — они могут быть, но их может и не быть. Они принимаются только тогда, когда возникает осознание их необходимости, т.е. возникает потребность изменения каких-то очень существенных общественных отношений.
Источниками конституционного права могут являться также соответствующие международные договоры и соглашения, заключаемые Республикой Беларусь с другими суверенными государствами. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция Республики Беларусь (ст.8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
За международными договорами по юридической силе следуют программные законы. Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст.104 Конституции в качестве таковых выступают:
законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь; законы о военной доктрине Республики Беларусь.
Данные законы, как и Конституция, и конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат Парламента.
В литературе выделяются и органические законы. В Конституции Беларуси этот вид законов не предусмотрен. Но в ряде стран (Франция и др.) принятие органических законов прямо предусмотрено конституцией. Суть этих законов состоит в том, что они дополняют Конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Они являются как бы продолжением организма Конституции, отсюда и их название. В Республике Беларусь к таковым неформально можно отнести, например, Закон «О Совете министров», Закон «О гражданстве». Наличие этих законов предусматривается соответственно статьями 108 и 10 Конституции. Однако эти законы принимаются в обычном порядке, каких-либо дополнительных требований не требуется. Поэтому в нашей республике подобные законы рассматриваются как обычные, регулирующие отдельные вопросы государственной или общественной жизни.
Источник