Анализ научной статьи: что это и как делать
Цель анализа научной статьи – оценка значимости исследования. Он позволяет оценить публикацию с точки зрения использования ее в качестве источника актуальной, полезной и достоверной информации.
Опыт детального разбора статей повышает компетентность редактора, анализирующего опубликованный труд. Он дает четкое понимание того, какие ошибки, недочеты и недоработки в тексте могут отрицательно отразиться на репутации ученого, снизить востребованность готовой работы среди коллег.
Что дает умение анализировать чужие статьи
Это приносит пользу как опытным, так и начинающим ученым. Они осваивают методику оценки научных текстов:
- вырабатывается дискуссионность;
- собственный стиль изложения мыслей;
- четкое понимание требований научных журналов;
- развивается критичность мышления;
- способность оценивать результаты не с точки зрения компетентности автора, а с позиции реальной ценности публикации.
Все это благоприятно отражается на собственных статьях, качество которых достигает максимально возможного уровня, что естественным образом повышает индекс цитирования в Science Index.
Как делать анализ научной статьи
Несколько приведенных ниже рекомендаций помогут редактору написать анализ научной статьи качественно.
- Для чтения публикации используйте распечатку на офисной бумаге. Для электронной версии откройте текстовый редактор, позволяющий делать пометки на полях, отмечать маркером значимые участки.
- Если вы используете копию опубликованной работы, проверьте, чтобы нумерация в ней совпадала с первоисточником. В этом случае вы не ошибетесь, ссылаясь на определенные страницы при проведении анализа.
- Первое прочтение – ознакомительное. Встречая непонятные термины, найдите их значение, чтобы разобраться в деталях.
Обязательно перечитайте все еще раз, так будет легче анализировать представленные автором материалы. Останавливайтесь на сложных моментах, которые нужно осмыслить.
План анализа научной статьи
Анализируя, используйте шаблон, чтобы не упустить важные моменты.
Обратите внимание на следующие моменты
Оценка авторитетности автора и издания
- Где и кем работает автор (вуз, НИИ, производство; теоретик или практик);
- в каком журнале опубликован труд (его авторитетность, индекс цитирования);
- соответствует ли название публикации научному стилю;
- точно ли отражает название статьи ее содержание;
- была ли написана статья в рамках гранта (это повышает ее значимость), поскольку тема прошла конкурсный отбор
Как давно была опубликована статья и насколько актуальна ее тема, востребована в научной сфере или общественной жизни сейчас
Вносит ли работа вклад в науку, раскрывая новые данные
Соответствие текста академическому письму.
Использование специальной терминологии, ее уместность.
Соответствие доказательной базы стандартам стиля (когда каждому тезису приводится аргумент).
Соприкосновение в анализируемом научном труде уже известных знаний с новыми фактами, полученными автором.
Количество цитат, их уместность и смысловая точность.
Оцените, является ли работа единым целым, соблюдается ли структура.
Анализ резюме, представленного на двух языках, с изложением научной идеи статьи
Обзор использованной литературы
Качество, солидность, количество изученных автором источников знаний, их соответствие теме исследования
доказательная база и достоверность фактов
Этот метод оценивает объективность и точность приведенных данных, экспериментов, выводов, заключений, отчетов, мнений экспертов и других официальных сведений, представленных ученым. Присутствует ли логика, полностью ли раскрыта тема?
Редактор должен оценить, каким образом исследователь регистрировал события, изучено ли их взаимодействие с другими явлениями, как оценивалась динамика. Какой подход был при этом использован – субъективный, творческий или догматический?
Методика рассматривает ценность работы по двум главным аспектам.
- Какие новые знания дает публикация?
- Кому нужна эта теория?
- Была ли проведена апробация?
- Каким образом и где можно использовать результаты?
- Что они меняют?
Насколько автор беспристрастен? Обоснованы ли его выводы, соответствуют ли представленным в статье фактам и результатам исследования?
Пример анализа научной публикации
Ознакомившись с исследованием и собрав необходимые сведения, осмыслите и структурируйте их. Оформление результата выполняется как в примере написания, по общепринятым стандартам.
Заключительный этап – проверка написанного, исправление допущенных ошибок, внесение корректив. Обязательно сделайте это, когда работа полностью готова, чтобы оценить целостность проведенного анализа.
При помощи специализированных журналов ученые обмениваются опытом и знаниями. Аналитическая оценка чужих работ позволяет оценить вклад в науку и применимость данных к своим исследованиям. Кроме того, нераскрытые автором статьи вопросы или обнаруженные в публикации неточности могут стать основой нового исследования.
Источник
Образец анализа научного текста
2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия?
3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще.
4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями.
5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы.
6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности.
7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности.
8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке.
9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).
Образец анализа:
Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика: личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус;общенаучная лексика: понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов: личность, языковая личность и т.д.
Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…» — имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек; «стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени: «в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается» и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких как содержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.
Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова: очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста.
Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):
— между побуждениями и окружением, условиями;
— и социальным и физическим;
— стиль или способ;
— и по определению, и по практике;
— при изучении и описании;
— его характеристики и воля;
— интеллект и способности;
— смыслов и ценностей;
— в ее картине мира, в ее тезаурусе.
Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:
— в итоге получается.
Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа:
— существительное + существительное в родительном падеже), например, содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей.
В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».
По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.
Источник
Правила анализа научного текста
Читать научный текст бывает непросто, а разобраться в нем – еще сложнее, особенно если не владеешь профессиональной терминологией. Чтобы понять суть исследования, следует хорошо изучить его, проанализировать имеющиеся данные. Сегодня мы расскажем, как это сделать проще и удобнее.
Читать научный текст бывает непросто, а разобраться в нем – еще сложнее, особенно если не владеешь профессиональной терминологией. Чтобы понять суть исследования, следует хорошо изучить его, проанализировать имеющиеся данные. Сегодня мы расскажем, как это сделать проще и удобнее.
Что такое научный текст?
Для начала следует разобраться, что же понимают под научным текстом? В самой простой трактовке научный текст – это материал, написанный согласно канонам научного стиля по определенной дисциплине или области наук, теме и пр.
Специфика написания научного текста
- Наличие специфических терминов и оборотов, в которых простой человек (не имеющий специальных знаний и навыков, квалификации) может сразу и не разобраться, не знать их значения и пр.;
- Четкая структура: все научные работы (начиная от статьи и заканчивая диссертацией) обладают определенной структурой. В них обязательно содержится вводная часть, основной (материал, где раскрывается суть исследования), заключение, библиография. Наличие отдельных элементов (титульник, оглавление, приложения) регулируется конкретным ВУЗом, издательством или комиссией;
- Авторство: научный текст пишется конкретным исследователем или целой группой исследователей, он не бывает «бесхозным». Благодаря выходу в свет материала ее создатель зарабатывает себе репутацию авторитет в определенных кругах;
- Достоверность и обоснованность. Научный текст – это своего рода «расследование» по конкретному направлению, теме, где автор исследует все «обстоятельства дела» (собирает источники информации), собирает доказательную базу, выявляет проблему (причину всех неурядиц), а затем разрабатывает план мероприятий по ее решению; Каждый научный труд – это новое открытие (новая комбинация, новое решение), которое должно быть выдвинуто на обозрение экспертов, показано и доказано.
Этапы анализа научного текста
Анализировать научный текст может только квалифицированный специалист, разбирающийся в теме. Чаще всего анализом научной литературы занимаются критики, лингвисты, ученые, научные руководители и пр. Результаты аналитической работы излагаются в письменной или устной форме.
Общая схема проведения анализа научного текста выглядит следующим образом:
Как происходит анализ научного текста?
Этап №1. Авторство, место публикации.
Для начала следует определить, кто является автором творения, известен ли он в научных кругах или является новичком, где был опубликован материал (в каком журнале: авторитетный или местный и пр.).
Этап №2. Актуальность темы.
Актуальность темы чаще все проявляется в наличии некоего противоречия, проблемы исследования. Важно, чтобы на момент публикации она была не решена и требования незамедлительных действий, была важна.
Этап №3. Новизна.
Научный текст должен привносить что-то новое, свершать некое открытие. Притом не обязательно претендовать на Нобелевскую премию. Исследователю достаточно там скомбинировать уже существующие методы, инструменты, как до этого не делал никто. Поэтому важно подчеркнуть, насколько новым является предложение автора, какую роль оно может сыграть в развитии научной мысли.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Этап №4. Оценка жанра и стилистики.
Данная стадия посильна не каждому эксперту. Чаще всего эти критерии оценивают критики или лингвисты. Здесь важно знать правила научного стиля, особенности изложения материала, также следует проследить «собственную манеру» изложения мыслей автора.
На этом этапе эксперты оценивают язык исследователя (термины, речевые обороты клише, их грамотное и уместное употребление и пр.), цитаты (их оптимальность и весомость, точность и целесообразность), логическая последовательность текста.
Этап №5. Оценка литобзора и литературы.
Здесь эксперт определяет, какие ресурс легли в основу научной работы и можно ли на них опираться: степень их актуальности, достоверность, надежности и пр. не менее важно соотнести тему исследования и выбранные источники информации.
Этап №6. Оценка доказательной базы.
Важно, чтобы в научном тексте автор опирался не только на учебные данные, труды других ученых, но и получал определенные факты самостоятельно, практическим путем. Поэтому в уместно проведение различных мероприятий: анкетирование, опрос, наблюдение, мнение экспертов и пр.
Если в работе отсутствуют «личные доказательства», то такая работа становится теоретически значимо, но в практическом плане – близится к нулю.
Этап №7. Ценность исследования.
Ценность любой научной работы проявляется в том, что она дает читателям и обществу: что нового узнают люди из проекта, как и где можно применять полученные результаты, проводил ли автор апробацию и пр.
Этап №8. Обоснованность выводов.
Научный текст всегда разбивается на смысловые блоки, в конце каждого из которых исследователь делает конкретный вывод. По мере получения окончательных результатов в работе формируется общий вывод. Важно, чтобы все умозаключения и результаты были обоснованными, аргументированными. При оценке данного критерия эксперты соотносят заключения автора с теми фактами и обстоятельствами, которые были изложены на протяжении всей работы.
Таким образом, анализ научного текста представляет собой его всестороннюю оценку, которая подчеркнет не только уровень профессиональной компетентности исследователя, но и умение грамотно и качественно выражать свои мысли, призывать аудиторию к действию, способности по решению актуальной проблемы и пр.
Пример анализа научного текста
Образец анализа научного текста
Данный фрагмент эксперт сразу же разбил на отдельные блоки, которые впоследствии облегчили анализ. Такой подход позволил оценить не только последовательность мыслей, весомость аргументов, но и соблюдение определенных правил (стилистика, терминология, правила русского языка и пр.).
Пример анализа научного текста
Что такое анализ научного текста на конкретном примере
Источник
План и пример написания анализа научной статьи
Разбор печатных или цифрового формата статей, которые в открытом доступе представляют уже имеющиеся по интересующей теме наработки, нужен не только при написании реферата, курсовой или доклада на конференцию, но и на этапе сбора информации для собственной обзорной или исследовательской публикации. Хороший пример анализа научной статьи поможет разобраться, как быстро, но при этом детально и продуктивно изучить результаты работы коллег по академическому или эмпирическому цеху. Но для начала давайте разберемся, по какому алгоритму действовать.
План анализа
Первостепенная задача анализа научной статьи – оценить значимость публикации как источника достоверной и актуальной информации, поэтому логично начать с внимательного прочтения материала. Если в тексте присутствуют непонятные термины, придется разобраться с их значением, затем вновь перечитать работу. Только после того, как изложенная тема станет абсолютно ясна для понимания, стоит приступать к анализу статьи.
Чтобы ничего не упустить и не потерять лишнего времени, советуем использовать шаблон анализа научной статьи:
- Кем написана статья: где работает автор (НИИ, производство, университет: теоретик или практик).
- Где опубликована статья: авторитетность издания, индекс цитирования журнала.
- Соответствие названия статьи научному стилю и содержанию.
- Насколько тема исследования востребована в обществе или науке.
- Давность опубликования статьи.
- Содержатся ли новые данные, которые можно расценить как вклад в науку.
- Язык (терминология, речевые клише и уместность их использования).
- Наличие и весомость доказательной базы (по стандартам стиля представление материала должно строиться по схеме: тезис – аргумент).
- Оптимальность количества цитат, их точность и оправданность наличия в тексте.
- Целостность структуры статьи.
- опросов;
- результатов экспериментов;
- отчетов об испытаниях;
- экспертных мнений;
- документально или официально подтвержденных сведений и т. д.
- Дает ли новые знания?
- Что изменится от применения его результатов и где их можно использовать?
- Проводилась ли апробация?
Советы
Анализировать материал лучше всего по его распечатке или в текстовом редакторе, например, Evernote. Так удобно делать заметки на полях и выделять отдельные участки текста. Перед началом работы убедитесь, что нумерация страниц в оригинале и копии совпадет – это нужно для того, чтобы правильно ссылаться на статью при ее анализе.
После ознакомительного прочтения нужно проанализировать текст более детально, чтобы выделить главные тезисы, основные аргументы, на которых настаивает автор. В ходе анализа вы должны будете к ним вернуться, чтобы оценить, насколько убедительно он доказывает свою мысль. Удобнее всего это сделать, отмечая абзацы, несущие ключевую информацию, а затем сформулировав смысл каждого фрагмента одним предложением.
Если в работе указаны статистические данные, необходимо установить их достоверность. Следует отмечать сведения, которые не подкреплены доказательством или объяснением.
Если в ходе анализа некоторые вопросы остались без ответа, их стоит пометить. Это поможет понять, можно ли улучшить статью, проведя дополнительные исследования или предоставив больше доказательств. Как вариант: написать собственную работу, посвященную нераскрытым аспектам – новизна вашей публикации будет обеспечена.
Пример анализа научной статьи
После того, как все необходимые сведения будут собраны, осмыслены и структурированы, работу надо оформить по общепринятым стандартам. В этом поможет обещанный в начале образец анализа научной статьи.
В заключение нужно обязательно проверить написанное, исключить грамматические, стилистические и орфографические ошибки. Даже если тема близка и понятна и на анализ не потребовалось много времени и сил, он все равно должен быть отредактирован как минимум один раз.
Источник
Как будет анализ научного текста примеры
Анализ научной статьи, что это такое и как его написать?
Анализ научной статьи – это объективная оценка написанного документа по нескольким параметрам (смысловая нагрузка, информативность, содержательность и т.д.), основанная на теоретической/практической значимости исследований, проведенных автором.
Для чего нужен анализ?
Основные моменты, исследуемые в процессе изучения будущей публикации для издания.
- Авторский профессионализм (стиль написания, манера подачи информации, соблюдение правил орфографии и т.д.)
- Отсутствие плагиата на другие труды, аналогичные теме исследования.
- Аргументированная обоснованность проделанных экспериментов, возможность их применения на практике.
Изучение трудов по разным тематикам – это возможность улучшить багаж знаний редактора по ряду направлений. Основная сложность заключается в работе с публикациями ученых с небольшим опытом.
Что должно быть в готовом анализе?
Структура правильно-составленного документа – это:
- название труда, данные об авторе/авторах, место публикации;
- актуальность проведенных экспериментов;
- наличие/отсутствие новизны;
- жанр;
- грамотность составления литературного обзора используемых источников;
- репрезентативность фактов;
- практическая/теоретическая значимость для выбранной отрасли;
- аргументированность выводов автора.
Название труда, место публикации, соответствие стиля
В этой части указывается:
- данные об авторе/авторах (ФИО, место работы, наличие ученой степени/звания);
- информация о прошлых публикациях (название издания, степень его авторитетности, индекс цитирования и т.д.);
- соблюдение требуемого стиля/содержанию заголовка документа.
Актуальность исследования
Редактор определяет степень востребованности темы исследования в современном обществе, опираясь на давность публикации или сроки будущего издания труда.
Новизна работы
Здесь рассматривается наличие/отсутствие новых данных, расценивающихся как значимый вклад в соответствующую отрасль.
Соответствие жанру
Описание этого пункта состоит из нескольких основных частей:
- соответствие/несоответствие материала требованиям, выдвигаемым к оформлению академического текста и составлению научных трудов;
- отсутствие громоздких словесных конструкций, уместность использования специализированной терминологии и т.д.;
- доказательная база, ее весомость в изучаемом документе, использование схемы «тезис-аргумент»;
- анализ количества используемых цитат и их соответствия выбранной теме исследования;
- логическая взаимосвязь структурных элементов между собой.
Составление литературного обзора
В этом подразделе изучается качество использованных источников, их авторитетность в исследуемой отрасли, уровень релевантности, соответствующий теме документа.
Репрезентативность фактов
Грамотно-составленный труд содержит объективные, точные данные проделанных экспериментов/опросов/экспертных мнений. Наличие такой информации свидетельствует об исчерпывающей информативности представленного материала.
Теоретическая/практическая значимость
При анализе указанной части статьи, редактор составляет материал в режиме ответов на следующие вопросы.
- Предоставляет ли изложенная информация новые знания читателю?
- Где рациональнее применять результаты исследований? Что при этом изменится?
- Наличие/отсутствие апробаций.
Подробнее о теоретической и практической значимости можно прочитать тут.
Аргументированность выводов
В заключение проделанной работы, определяется объективность соотношения авторских выводов с информацией, представленной в научной статье.
Если у вас возникли сложности с анализом научных статей, обращайтесь к специалистам компании «Диссертация». Мы работаем только после заключения официального договора о сотрудничестве.
5 конкретных советов, как правильно сделать анализ научной статьи для журнала
Для составления объективного анализа, редактору рекомендуется придерживаться строгого алгоритма действий.
- Субъективное мнение – это основная преграда при составлении высококачественного анализа. Для четкого понимания сути текста, его неоднократно перечитывают, уделяя внимание логике построения структурных элементов, информативности, полноте раскрытия темы.
- Анализ научной статьи начинается с краткого описания исходных данных. Первый пункт, подробно описываемый редактором – это соответствие заголовка содержанию статьи и выбранной тематике.
- Следующий шаг – проработка уровня информативности статьи. Наличие в документе необходимых научных фактов, подтверждающих работу, проведенную автором (результаты апробации проведенных экспериментов, итоги опросов, исследований и т.д.) увеличивает качество текста, уровень его информативности.
- Соблюдение автором логики взаимосвязи структурных элементов упрощает анализ представленного документа. Перескакивание с темы на тему, отсутствие поэтапного изложения исследуемой проблемы – грубые ошибки, свойственные начинающим ученым. Поэтапное рассмотрение предмета исследования – это гарантия получения хорошей характеристики при анализе работы.
- В процессе изучения текста, редактор внимательно изучает жанр статьи, особенности предмета исследования. Если задача труда – побудить читателя к размышлениям об имеющейся проблеме или начать поиск других источников по теме, допускается небольшой процент «недосказанности» в раскрытии темы.
Образец готового анализа научной статьи по психологии
Чтобы получить представление о том, как правильно составлять анализ, ознакомьтесь с примером «разбора» научной статьи, представленным ниже.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА
Общая характеристика работы
В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости. Развитие психики и личности детей в критические периоды еще мало изучено. Вместе с тем, знания об этом крайне необходимы. Они позволяют углубить теорию психического развития и дать материалы для научно-обоснованной разработки стратегии воспитания детей вообще и педагогической помощи детям, тяжело переживающим кризис, в частности. Этим определяется актуальность в теоретическом и практическом отношении настоящего исследования.
Кризис 3 лет был выбран в качестве предмета исследования.
Проблема исследования состоит в том, чтобы описать центральное новообразование кризиса 3 лет в его внешних поведенческих проявлениях и раскрыть со стороны психологического содержания, а также выявить факторы, определяющие его становление.
Исходной в работе была гипотеза, согласно которой: а) центральным для критического возраста является новообразование, в котором качественно преобразуются одновременно три линии отношений, конституирующих личность ребенка; б) в поведении оно обнаруживает себя в виде относительно устойчивого комплекса проявлений.
Материалы первой части исследования (наблюдений) позволили конкретизировать гипотезу. Предполагалось, что а) центральное новообразование кризиса 3 лет проявляет себя в форме “гордости за достижение”, б) существенную роль в его становлении играет общение ребенка со взрослыми и процессы воображения.
В исследовании решались следующие задачи:
- Разработка критериев определения центрального новообразования критического возраста и показателей отнесенности проявлений в поведении детей к кризисным.
- Описание и анализ симптоматики кризиса 3 лет.
- Изучение центрального новообразования кризиса в процессе его становления;
Полученные в ходе исследования результаты позволили:
- Описать симптоматику кризиса 3 лет и выделить в ней два пояса: первый, состоящий из симптомов, обнаруживающих направленность ребенка на достижение в предметно-практической сфере; второй – из симптомов, характеризующих взаимоотношения ребенка с окружающими.
- Вычленить своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный “гордостью за достижение” и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста.
- Раскрыть психологический смысл этого новообразования как появление у ребенка нового видения себя, других людей и предметного мира, в центре которого стоит “культурно-значимое достижение” и его оценка, как опосредствование системы отношений личности ребенка к миру.
В заключении работы обобщаются результаты исследования и формулируются выводы:
Кризис 3 лет представляет собой кардинальную перестройку целостной системы отношений ребенка к окружающей действительности. Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально заданными эталонами, которые презентируются ему в виде образцов исполнения деятельности. Ориентация ребенка на них осуществляется взрослыми, выделяющими и оценивающими его достижения как особо ценные для окружающих. Их оценка рождает у малыша переживание успеха-неуспеха, признания-непризнания, связанное с ценностью достигнутого в глазах окружающих.
В том новом узле отношений, которые завязываются в центральном новообразовании критического возраста, отношение к себе становится стержневым. Оно определяет побудительную сторону детской активности в последующий возрастной период, развитие всей сферы Я, процессов самопознания.
Ведущим фактором всех личностных преобразований в период кризиса 3 лет является общение ребенка со взрослыми.
Подробный анализ темы/тезисов научных статей для журнала необходим для определения уровня профессионализма автора перед подачей заявки на публикацию.
Единство текста, соответствие заголовка содержанию документа, наличие практических результатов – это основные критерии правильно-составленного научного труда.
Редактор обязан объективно оценивать работу по всем основополагающим критериям без неаргументированных субъективных суждений.
Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию научных статей и других сложных технических текстов. Мы предлагаем удобную, поэтапную форму оплаты и сотрудничество после заключения официального договора. Будем рады сотрудничеству.
Источник