Классическая школа в экономической науке

Классическая школа в экономической науке

В ходе формирования основ рыночных экономических отношений в Западной Европе и Америке становилось все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику — не единственное средство в формировании богатства государства и достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках.

П. Самуэльсон отмечает, что вытеснение «доиндустриальных условий» системой «свободного частного предпринимательства», способствуя разложению меркантилизма, стало одновременно исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire ». Это означает требование полного невмешательства государства в экономику, в деловую жизнь — экономический либерализм.

С конца 17 — начала 18 века эта идея стала девизом рыночной л ибера экономической политики. Именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее ее назовут классической политической экономией. «Классическая школа» повела решительную борьбу с протекционистской политикой меркантилистов. Они противопоставила эмпиризму меркантилистов — профессионализм, достижения науки того времени, развернула фундаментальные теоретические исследования.

По существу «классики» заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

В качестве метода изучения и экономического анализа были внедрены новейшие методологические приемы, которые обеспечили достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности, описательности, поверхностности в осмыслении хозяйственной жизни.

Во времена древнегреческих философов термин «экономика» переводился как «дом-хозяйство» — в смысле процесс домоводства, управления семьей, личным хозяйством В период меркантилистов экономика, получившая благодаря А. Монкретьену название «Политическая экономия», стала наукой о государственном хозяйстве, управляемом монархом. В период классической школы экономика приобрела черты научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции. Термин «классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».

2. Основные отличия классической политической экономии от меркантилизма

классическая политическая экономия

Главный признак экономической политики

протекционизм, политика свободной конкуренции практически невозможна

экономический либерализм или «полное laissez faire ». Предмет экономического анализа

преимущественное изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства

преимущественное изучение проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения Метод экономического анализа

эмпиризм, описание на каузальной основе внешнего проявления экономических процессов, отсутствие системного изучения всех сфер экономики

каузальный (причинно-следственный), дедуктивный, индуктивный методы анализа, а также метод логической абстракции; недооценка обратного влияния на сферу производства факторов сферы обращения Трактовка происхождения стоимости (ценности) товаров и услуг

в связи с «естественной» природой золотых и серебряных денег и их количеством в стране

по однофакторной — затратной характеристике с учетом издержек производства, либо количества затраченного труда Приоритетные принципы экономического анализа

выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий

принцип каузального анализа с последующим построением «генеалогического дерева», в основе которого лежит категория «стоимость» Концепция экономического роста

посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо во внешней торговле)

посредством увеличения национального богатства, создаваемого производительным трудом в сфере материального производства Принцип достижения макроэкономического равновесия

благодаря координирующим и регулирующим мерам

Позиции в области теории денег

деньги — искусственное изобретение людей; деньги -фактор роста национального богатства

деньги — стихийно выделившийся в товарном мире то-вар,деньги — техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.

3. Хронологические границы классической политической экономии

Момент установления хронологических границ классической политической экономии (кпэ) является проблемным. Период ее зарождения принимается почти без споров. В отношении периода окончания имеются две позиции: ограничительная (марксистская) и расширительная.

Марксисты считают, что классическая политическая экономия завершилась трудами А. Смита и Д. Рикардо, а затем началась эпоха «вульгарной политической экономии», родоначальники которой Ж.Б. Сей н Т. Мальтус. По словам Маркса: «они хватаются за внешнюю видимость явлений и в противоположность закону явления». Главным аргументом своей позиции Маркс считает «открытый им» «закон прибавочной стоимости)», который, по его мысли, вытекает из основного звена учения Смита и Рикардо — трудовой теории стоимости. «Вульгарные экономисты», которые отказались от этой теории, по его утверждению являются апологетами буржуазии, скрывающими эксплуататорскую сущность в отношениях присвоения капиталистами создаваемой рабочим классом прибавочной стоимости. (Капиталист, ученый, инженер — не создают прибавочную стоимость). Вывод Маркса однозначен: классическая школа убедительно раскрыла классовые антагонистические противоречия капитализма и подвела к его концепции будущего бесклассового социалистического общества.

Для большинства зарубежных экономистов и ряда отечественных бесспорна расширительная позиция классификации хронологии этапов классической политической экономии, без разделения на классический и вульгарный этапы. Высоко оценивая научные достижения А. Смита, Д. Рикарда, К. Маркса, к ним прибавляют плеяду великих экономистов всей первой половины 19 века и величайшего ученого второй половины 19 века — Дж С. Милля.

4. Этапы развития классической политической экономии.

Общие признаки и особенности эволюции классической политической экономии характеризуются этапами ее развития. Условно выделяют четыре этапа.

Первый этап: середина 17 — начало 18 века — появление трудов У. Петти в Англии и П. Буагильбера во Франции, в которых формируются признаки нового учения, впоследствии названного классической политической экономией.

В первой половине первого этапа авторы:

• резко осуждают протекционистскую систему, ограничивающую свободу предпринимательства;

• делают первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда;

• подчеркивают приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.

Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины 18 века, характеризуется появлением специфического течения «классической школы» — физиократизма.

Физиократы (Ф.Кене, А Тюрго и др.) значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.

Читайте также:  Анализ крови ифт что это такое

На первом этапе ни один представитель классической политической экономии, не являясь профессиональным экономистом, не смог создать целостную теорию развития производства — промышленного и сельскохозяйственного.

Второй этап — полностью связан с именем великого ученого-экономиста Адама Смита. Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети 18 века — его гениальное творение «Богатство народов» (1776г.). Его «экономический человек», «невидимая рука» на столетия убедили в естественном порядке и объективности действующих экономических законов вне зависимости от воли и сознания людей. До Д.М. Кейнса экономисты верят в неопровержимость положения «полного laissez faire » — полного невмешательства правительственных предписаний в свободную конкуренцию. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.

Третий этап — вся первая половина 19 века. Он связан с промышленным переворотом — переходом от мануфактурного производства к машинному, к заводам и фабрикам, к индустриальному производству, прежде всего в Англии и во Франции. Ученики и последователи А. Смита — Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сеннор, Ж.Б. Сей, Ф. Бастиа и др. внесли огромный вклад в сокровищницу «классической школы». Каждый из них оставил заметный след в истории экономической мысли.

«Закон Сея», объясняющий равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением: при гибкой заработной плате и подвижных ценах процентная ставка будет уравновешивать спрос и предложение, сбережения и инвестиции при полной занятости.

Д. Рикардо впервые выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты, обосновал закономерность изменения стоимости денег в зависимости от их количества в обращении.

Т. Мальтус — вопреки господствующей тогда точке зрения об участии «классов» в хозяйственной жизни — вопреки Марксу выдвинул теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым в создании и распределении совокупного общественного продукта обязательно участвуют не только непосредственные производители, но и «непроизводительные слои» общества. Именно он обосновал идею влияния на благосостояние общества численности и темпов прироста населения — создал первую в истории экономической мысли теорию народонаселения.

Четвертый этап — завершающий этап во второй половине 19 века, на котором доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории», но последние лидеры классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, словами П. Самуэльсона «симпатизировали рабочему классу и были обращены «к социализму и реформам».

Городецкий В. История экономических учений Любочка Вейрон id317331

1. Классическая школа

Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.

Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.

Перечислим основные идеи представителей классической школы.

1. Главная и практически единственная цель капиталиста – получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.

2. Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.

3. Человек по своей природе эгоистичен, а посему самое главное для него – это получение выгоды.

4. Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.

5. Величина зарплаты зависит и всегда будет зависеть от востребованности профессии на данный момент времени.

6. Должна существовать свободная конкуренция, для того чтобы работал «принцип невидимой руки Провидения», т. е. то, что сегодня принято называть законом спроса и предложения.

7. В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.).

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии

ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии 1. Классическая школа Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в.

ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо

ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо 1. Учение Жана-Батиста Сэя Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию.

1.3 Классическая политическая экономия и физиократия

1.3 Классическая политическая экономия и физиократия Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются

15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия

15.2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия Согласно этой модели, система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, т. е. потребитель. Такой подход впервые сформулировал А. Смит в своей знаменитой книге «Исследование о природе и

Читайте также:  Вопросы для анализа научной статьи

2. Совокупное предложение: классическая модель

2. Совокупное предложение: классическая модель Совокупное (агрегированное) предложение – это объем национального производства, реализуемый на рынке при определенном уровне цен. Зачастую под этим понятием понимают валовой внутренний продукт (ВВП). Кривая совокупного

19.4. Классическая политическая экономия

19.4. Классическая политическая экономия Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные

Американская классическая школа

Американская классическая школа Основоположником американской классической школы является Ф. У. Тейлор (1856–1915), которого по праву считают основоположником организационной психологии как науки. Тейлор разработал систему управления предприятием, основанную на

19. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

19. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ Основой классической модели является представление о том, что организация – лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина – процесс труда. Организация рассматривается как

1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти

1. Классическая экономическая теория — истоки. Экономические взгляды У.Петти Мы уже говорили о том, что меркантилизм как экономическая теория был господствующим направлением экономической мысли на протяжении почти трех веков (с начала шестнадцатого до первой половины

Как классическая бизнес-модель порождает Мертвых пней

Как классическая бизнес-модель порождает Мертвых пней В тот день, когда мне присвоили степень доктора философии (Ph.D.) в области менеджмента в Колумбийском университете, я шел по коридору факультета. В этот момент дверь одной из аудиторий распахнулась, и оттуда высыпала

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА Классическая, или научная, школа менеджмента, представленная Х. Файолем (1916), Ф. Тейлором (1911) и Л. Урвиком (1947), верила в контроль, порядок и соблюдение формальных условий. Считалось, что организациям необходимо свести к минимуму возможность неуместных и

Классическая пропаганДА.

Классическая пропаганДА. Секреты вождей. Раньше была пропаганда, а теперь Prопаганда .Алекс Джей Бакстер Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! М.Ю. Лермонтов Когда в марте-апреле 1945 года советские войска стояли на подступах к Берлину,

«ШКОЛА ЗНАНИЙ» И «ШКОЛА КОМПЕТЕНЦИЙ» .

«ШКОЛА ЗНАНИЙ» И «ШКОЛА КОМПЕТЕНЦИЙ» . ТРАДИЦИОННОЕ И ПОДЛИННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ВЛАСТИ . Две культуры . Условия слияния . «Хвост вертит собакой?» . Мышление и Власть . РЕАЛЬНОСТЬ АНТИУТОПИИ . Силовое столкновение . Стихийный бунт

Становление экономической теории. Классическая и неоклассическая школа.

Под экономической теориейпонимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские «ЗаконыМану» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в ДревнейГреции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей ДревнегоРима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Как наука Экономическая теориявозниклавXVIXVIIвв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8экономическихшкол.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Классическая школа

Развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности.Он считал, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, все нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.

Классической политической экономии принадлежит ряд важных научных открытий. Она сосредоточила внимание на анализе отношений материального производства и изучении объективных закономерностей его функционирования и развития. Классики, создавшие основы трудовой стоимости, исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного обращения. Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая их объективный характер, исследовала механизм действия, обосновала необходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике и экономической политике. Источник стоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. А. Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной и оборотный капиталы.

Рыночную экономику представители классической политэкономии рассматривали как саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике необходима наибольшая экономическая свобода. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По мнению А. Смита, государство не должно вмешиваться (или может вмешиваться лишь минимально) в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская ее ограничения, а также создать общие условия производства, развивать образование, стоить дороги, мосты, обеспечивать связь. Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли – продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентаций функционирования промышленности и внутренней торговли.

Читайте также:  Для чего нужно целеполагание в жизни примеры

Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего.

Неоклассическая школа

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо-американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка — трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы — широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

7. Предмет и метод классической школы

Классическая политическая экономия возникает в Англии и Франции во второй половине XVII века. Это был период смены эпохи «первоначального накопления капитала» периодом развития товарного производства и функционирования рыночной экономической системы.

Общая характеристика классической политической экономии.

Главными отличительными особенностями классической школы являются:

1. Экономический либерализм – требование полного невмешательства государства в деловую жизнь. Классики — противники протекционизма и критики меркантилистской системы

2. Новые предмет и метод:

Предмет – закономерности создания и возрастания богатства, создаваемого в сфере производства.

Метод – внедрение новейших для того времени методологических приемов – каузального метода (причинно-следственного), метода логической абстракции, индукции, дедукции. Отход от эмпирического и описательного методов.

3. Категориальный аппарат – развитый, представляет собой систему от самых абстрактных категорий (стоимость) до категорий конкретной экономической действительности (прибыль, заработная плата, рента и др.)

4. В основе системы категорий — теория стоимости (трудовая или теория издержек)

5. Делили общество на классы по экономическому признаку.

Все перечисленные признаки относятся к общей характеристике классической школы – конкретные авторы могли разделять не все из них или в разной степени.

8. Классическая теория ценности а. Смита и д. Рикардо.

Адам Смит. Теория ценности.

А. Смит выделял два вида ценности:

Потребительская ценность = полезность

Меновая ценность = способность товара обмениваться на другие товары, выраженная в пропорции.

Пример: вода ( П. ц. ↑, М. ц. ↓) и алмаз ( М. ц. ↑, П. ц. ↓) => Потребительская и меновая ценности не связаны друг с другом, от потребительской ценности можно отказаться и сконцентрироваться на меновой ценности => подход на ценообразование.

Теория издержек в 2 вариантах:

Трудовая теория ценности. Основа – затраты труда.

ai – затраты труда, количество труда, необходимое для производства 1 единицы продукции вида i.

рi – ценность продукции

w – ставка заработной платы

Меновая ценность определяется трудозатратами. Данная теория действует только в примитивном обществе, где нет капитала.

Многофакторный случай теории издержек.

n – число факторов

aij – количество фактора j, необходимое для производства 1 вида продукции вида i.

rj — нормальная цена факторов производства.

Д. Рикардо. Теория ценности.

Д. Рикардо отталкивается от А. Смита поддерживает трудовую теорию и утверждает, что ценность товара определяется трудом, который затрачен прямо и косвенно при производстве товара. Рикардо начинает изучать факторы, влияющие на величину процент. В цену товара включается процент, надбавка, обеспечивающая предпринимателю прибыль. Величина процента зависит от продолжительности периода производства, в течение которого капитал связан в производстве данного товара. Период производства = с инвестирования до окончания производства товара.

ti –период производства товара i; σ -норма прибыли

pi=aiw((1+ σ)^ti) – описывает стоимость товара, произведенного только с помощью оборотного капитала (затраты на труд)

если tk ≠ tm , то норма прибыли влияет на относительность ценности и не действует трудовая теория стоимости)

Если существует основной капитал, то норма прибыли будет зависеть еще от периода амортизации основного капитала.

Цены отклоняются от трудовых ценностей (количества труда). Цены в основном состоят из затрат труда, поэтому норма прибыли будут влиять незначительно. относительность ценности будет отклоняться незначительно.

Теория ценности Рикардо = теории издержек. В цене товара нужно выделить трудовые затраты и процент.

«Эффект Рикардо»: при изменении нормы прибыли или ставки заработной платы в экономике происходит изменение относительных цен товаров, производимых в различных условиях. Изменение нормы прибыли ведет к изменению пропорции обмена, прибыльности отраслей и перетокам капитала между отраслями.

Норма прибыли зависит от продолжительности производства и периода амортизации.