Конфликты и трансактный анализ
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.
Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование
Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование В этой главе мы рассмотрим основные положения трансактного анализа и скриптового
Трансактный анализ
Трансактный анализ Теперь, изучив структуру личности по Берну, перейдем непосредственно к рассмотрению основных положений трансактного анализа. Допустим, общаются два человека: А и Б. Один (собеседник А) начинает общение, обращаясь к другому (Б), посылая тем самым своему
Что дает трансактный анализ социальному программисту
Что дает трансактный анализ социальному программисту В предыдущем разделе мы рассмотрели узловые положения одной из основных составляющих социального программирования: трансактный анализ. Итак, что же дает трансактный анализ социальному программисту? Без
16.4. Производственные конфликты
16.4. Производственные конфликты В процессе жизни коллективов предприятий и учреждений всегда возникает много спорных вопросов, появляющихся из-за разной позиции сторон и требующих решения. Возникновение разногласий, как уже говорилось в разделе 13.1, создает конфликтную
Тест «Трансактный анализ общения»[18]
Тест «Трансактный анализ общения»[18] Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик.Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний
56. Трансактный анализ
56. Трансактный анализ Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное психотерапевтическое направление – транс-акционный (трансактный) анализ. Понятие «трансакция» буквально означает «взаимодействие». Таким образом, трансактный анализ подразумевает анализ
Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)
Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач) Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного
5. Профессиональные конфликты
5. Профессиональные конфликты На сегодняшний день тема профессиональных конфликтов очень актуальна. Множество современных психологов и авторов книг, таких, как А. Л. Свенцицкий, А. И. Китов и многие другие, работают именно над этой проблемой и пытаются найти пути
Конфликты и нервы
Конфликты и нервы Я прав! А ты просто никто, чтобы мне перечить!В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны объективную и субъективную. Объективное начало связано со сложной противоречивой ситуацией, в которую попадает
Глава 10. Трансактный анализ и прогноз общения
Глава 10. Трансактный анализ и прогноз общения 10.1. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Предварительные знания того, что хочешь сделать, дают смелость и легкость. Д.Дидро Основные идеиСловосочетание "трансактный анализ" дословно означает "анализ взаимодействий". В нем заложены две
Как разгораются конфликты
Как разгораются конфликты Педагогические конфликты учителей и их слабые навыки в конструктивном разрешении конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований, 35–40 % детских неврозов – результат
9.5. Конфликты в вузе
9.5. Конфликты в вузе Конфликты в вузе возникают между преподавателями, между студентами, между студентами и преподавателями, между преподавателями и администрацией. Рассмотрим все эти
Споры и конфликты
Споры и конфликты Правила безопасности1 Скажите оппоненту, что не хотите спорить. Пусть каждый останется при своем мнении.2 Если вы все же начали спорить, не забывайте, что у вашего оппонента может быть свое мнение.З В ссоре никогда не удастся защитить свои интересы или
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида : межличностные (как правило, это конфликты
Источник
Конфликты и трансактный анализ
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.
Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).
Основные положения теории трансактного анализа
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакци».
Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.
Поведенческие характеристики основных трансакций
Ребенок — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.
Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.
Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.
Переговоры как метод решения конфликтов представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для сторон конфликта.
Применение переговоров для разрешения конфликта возможно при определенных условиях:
существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
отсутствия значительного различия в силе субъектов конфликта;
соответствия стадии развития конфликта возможностям переговоров;
участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Каждый конфликт, в своем развитии проходит несколько стадий, на которых переговоры могут быть не восприняты, потому что еще рано или поздно, и возможны только соответствующие агрессивные действия.
Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события.
Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
первичные группы — нарушены их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;
вторичные группы — нарушены их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени .
Могут существовать еще и третьи силы, которые также заинтересованы в конфликте, но еще более скрытые.
Мoдели пoсредническoй деятельнoсти: фасилитатoрствo, кoнсультациoннoе пoсредничествo, пoсредничествo с элементами арбитража.
1.Синоним термина «фаслитаторство» — посредничество. Фасилитатoр- это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию, егo участие заключается в пoдгoтoвке встречи; oн oбеспечивает равнoе участие в oбсуждении прoблем, дoбивается стрoгoй пoвестки дня и прoцедуры перегoвoрoв. Фасилитатoр не принимает участия в пoлемике и вырабoтке решений.
2.Консультационное посредничество – специфика этой разновидности заключается в том, что конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если если не будут найдены конструктивные решения, они прислушаются к его мнению.
3. Посредничество с элементами арбитража – в рамках этой модели роль посредника в переговорном процессе максимальна. Посредник вносит обязательное решение спорного вопроса.
Способы и методы определения причин конфликта
С точки зрения причин конфликтной ситуации делятся на 3 группы:
1. К-т цели-характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по- разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
2. К-т взглядов-когда участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях, мыслях на решаемой проблеме.
3. К-т чувств-когда у участников разных чувств и эмоций, лежащий в основе их отношений друг с другом, как личностей.
Методы конфликтологии
1. Методы изучения и оценки личности
— оценка личностных качеств;
2. Методы изучения и оценки социально- психологических явлений в группах
Источник
Конфликты и трансактный анализ
Теория трансакциоиного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.
Известный американский психолог Э. Берн для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования субъекта.
Существует три основных эго-состояния, в которых может находиться человек. Эго-состояние «родитель» (Р) проявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.д. Основная тенденция поведения человека в данном состоянии – долженствование. Эго-состояние «взрослый» (В) обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы. Эго-состояние «ребенок, дитя» (Д) связано с эмоциональными переживаниями индивида. Эго-состояние «взрослый» определяется интеллектуальной деятельностью; эго-состояние «родитель» — волевой деятельностью; эго-состояние «ребенок» — эмоциональной деятельностью.
Дитя — проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.
Родитель — требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.
Взрослый — работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.
Э.Берн заметил, что при взаимодействии эго-состояния субъектов общения могут совпадать или не совпадать. Он исследовал ключевые проблемы, связанные с этим явлением, и разработал уникальную теорию (можно сказать, целое направление в психологии) — трансактный анализ. Опираясь на положения данной теории, можно изучать некоторые закономерности общения людей, тем более, что, несмотря на динамику эго-состояний, присутствующую в поведении каждого человека, большинство людей имеют доминирующее (или ведущее) эго-состояние, определяющее особенности их взаимодействия в большинстве жизненных ситуаций.
Э. Берн выделил девять возможных трансакций: Р-Р (демагог), В-В (коллега), Д-Д (шалун), Р-В (профессор), Р-Д (босс), В-Р (парламентёр), В-Д (воспитатель), Д-Р (недотёпа), Д-В (почемучка). Его вывод применительно к коммуникациям состоит в том, что самой продуктивной является трансакция «коллега», так как она дает возможность быстро наладить конструктивный диалог и решить проблему.
Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ). Выявление наличия конфликтной ситуации осуществляется по следующему алгоритму.
1. Составить матрицу:
2. Выделить субъекты МЛВ (SH — инициатор, Sm — «мишень»)
3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д.
4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице.
5. По матрице определить сумму расхождений в позициях.
6. Сделать вывод о наличии конфликтной ситуации, используя следующее правило:
а) сумма расхождений равна нулю — отсутствие конфликтной ситуации;
б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации.
Примеры
1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».
Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.
2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.
Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации.
7.7. Понятие и содержание управления конфликтом
Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующимися системами», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.
Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:
Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
В данном определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или paзрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ним социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии — деструктивной конфликтологии.
Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности;
— прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
— предупреждение или стимулирование конфликта;
Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 7.5.
Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей, В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.
Содержание управления конфликтом и его динамика
№№ п / п | Этап конфликта | Содержание управления (вид деятельности) |
1 1 | Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование. Предупреждение (стимулирование). |
22 | Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия | Предупреждение (стимулирование) |
33 | Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование |
44 | Развитие открытого конфликта | Регулирование |
5 | Разрешение конфликта | Разрешение |
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.
Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:
— постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
— подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
— соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
— воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.
Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. 7.6.
Разрешение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
Источник
Конфликты и трансакционный анализ
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.
Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование
Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование В этой главе мы рассмотрим основные положения трансактного анализа и скриптового
Трансактный анализ
Трансактный анализ Теперь, изучив структуру личности по Берну, перейдем непосредственно к рассмотрению основных положений трансактного анализа. Допустим, общаются два человека: А и Б. Один (собеседник А) начинает общение, обращаясь к другому (Б), посылая тем самым своему
Что дает трансактный анализ социальному программисту
Что дает трансактный анализ социальному программисту В предыдущем разделе мы рассмотрели узловые положения одной из основных составляющих социального программирования: трансактный анализ. Итак, что же дает трансактный анализ социальному программисту? Без
16.4. Производственные конфликты
16.4. Производственные конфликты В процессе жизни коллективов предприятий и учреждений всегда возникает много спорных вопросов, появляющихся из-за разной позиции сторон и требующих решения. Возникновение разногласий, как уже говорилось в разделе 13.1, создает конфликтную
Тест «Трансактный анализ общения»[18]
Тест «Трансактный анализ общения»[18] Трансакция — единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик.Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний
56. Трансактный анализ
56. Трансактный анализ Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное психотерапевтическое направление – транс-акционный (трансактный) анализ. Понятие «трансакция» буквально означает «взаимодействие». Таким образом, трансактный анализ подразумевает анализ
Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)
Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач) Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты) Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного
5. Профессиональные конфликты
5. Профессиональные конфликты На сегодняшний день тема профессиональных конфликтов очень актуальна. Множество современных психологов и авторов книг, таких, как А. Л. Свенцицкий, А. И. Китов и многие другие, работают именно над этой проблемой и пытаются найти пути
Конфликты и нервы
Конфликты и нервы Я прав! А ты просто никто, чтобы мне перечить!В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны объективную и субъективную. Объективное начало связано со сложной противоречивой ситуацией, в которую попадает
Глава 10. Трансактный анализ и прогноз общения
Глава 10. Трансактный анализ и прогноз общения 10.1. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Предварительные знания того, что хочешь сделать, дают смелость и легкость. Д.Дидро Основные идеиСловосочетание "трансактный анализ" дословно означает "анализ взаимодействий". В нем заложены две
Как разгораются конфликты
Как разгораются конфликты Педагогические конфликты учителей и их слабые навыки в конструктивном разрешении конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований, 35–40 % детских неврозов – результат
9.5. Конфликты в вузе
9.5. Конфликты в вузе Конфликты в вузе возникают между преподавателями, между студентами, между студентами и преподавателями, между преподавателями и администрацией. Рассмотрим все эти
Споры и конфликты
Споры и конфликты Правила безопасности1 Скажите оппоненту, что не хотите спорить. Пусть каждый останется при своем мнении.2 Если вы все же начали спорить, не забывайте, что у вашего оппонента может быть свое мнение.З В ссоре никогда не удастся защитить свои интересы или
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) – противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида : межличностные (как правило, это конфликты
Источник