Краткое содержание Буранный полустанок Айтматова для читательского дневника
Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008) — советский писатель родом из Киргизии. В своих произведениях Айтматов говорит о необходимости помнить и чтить свою историю, традиции предков. “Буранный полустанок” не стал исключением.
Главный герой книги — Едигей Жангельдин, железнодорожник по прозвищу «Буранный». Едигей прожил нелегкую жизнь: воевал и получил контузию, пережил единственного сына.
Почти вся жизнь Едигея прошла в Буранном полустанке, куда волей послевоенных репрессий съезжаются удивительные люди. Люди, которые несмотря на жестокую судьбу и несправедливость, продолжают отстаивать истинные нравственные ценности даже в таком Богом забытом месте.
Сюжет разворачивается вокруг похорон лучшего друга детства Едигея Казангапа. Многие печальные и радостные события в жизни друзья пережили вместе. Казангап разделял идеалы друга, также оставался верен традициям и семье. Едигей и Казангап не раз вместе расчищали железнодорожные пути от снега под смех местной молодежи, не понимающей такого героизма.
Сын Казангапа, Сабитжан, был совсем непохож на отца. Обеспокоенный только материальным благополучием и карьерой, он отказывается помочь Едигею похоронить отца на старом кладбище, которое хотят снести и построить новый жилой район. Для него традиции ничего не значат и похороны всего лишь пустая формальность. Айтматов сравнивает Сабитжана с манкуртом, человеке из древней легенды, которого лишили семьи и силы воли. Манкурт был настолько бесчеловечен, что убил собственную мать по велению хозяина.
В полном разочаровании на похоронах Едигей вспоминает всю свою жизнь в полустанке, о самоубийстве учителя Абуталипа, несправедливо обвиненного в измене, о том как ездил в столицу рассказать правду об аресте учителя и добился реабилитации. Железнодорожник молится о будущем молодого поколения и надеется, что они вспомнят о Боге, о собственных корнях.
Древние легенды предков и фантастические истории, вплетенные в сюжет, помогают Айтматову раскрыть истинный смысл человеческой жизни, напомнить читателям, что утрата духовной связи с прошлым своего народа, с вековыми семейными традициями ведет к личностному разрушению.
Читать краткое содержание Буранный полустанок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Айтматов. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Буранный полустанок
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Главным персонажем сказки Максима Горького является маленький мальчик Евсейка. В один жаркий день он рыбачил на берегу реки. Скучное занятие и летний зной одолели Евсейку, он задремал и упал в реку.
Автор сильно любит своих придуманных персонажей. При этом он ощущает чувства и мысли героев рассказов. В этой книге описывается жизнь и мелкие шалости мальчика по имени Мишка.
Повесть Палата No6 была написана Чеховым в 1892 году и по сей день является одной из самых популярных. Автор раскрывает в произведении такие темы как: насилие, лицемерие, халатное отношение врачей и судей к людям. Так же можно заметить философские подтемы
Книга Э. Успенского повествует о веселых и интересных приключениях озорной девчонки, ученицы третьего класса, Маши Филипенко.
В романе описывается мирная жизнь в грузинской деревне. Описание ведется от главного героя, юноши Сосо, который рассказывает о проведенной однообразной жизни своих односельчан, и обо всех тягостях того времени.
Источник
Ч. Айтматов, «Буранный полустанок»: краткое содержание
Чингиз Айтматов – один из самых известных и популярных писателей советской эпохи. Киргиз по происхождению, он много внимания уделял жизни своего народа. Айтматов получил признание в Советском Союзе. Он – лауреат многочисленных премий, Герой Социалистического Труда. Практически все произведения писателя выходили в свет на двух языках: русском и киргизском.
Степь и железная дорога
Один из лучших романов Айтматова – «Буранный полустанок». За него писатель получил Государственную премию СССР. «Буранный полустанок», краткое содержание которого часто пересказывается в разных источниках, — это роман с философской направленностью. Начинается произведение с описания места действия. Это бескрайняя степь со скудной растительностью – почти пустыня. В романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности является территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане. Недалеко от огромного взлетного поля проходит железная дорога.
«Буранный полустанок», краткое содержание которого мы изложим в статье, читается легко. Чего нельзя сказать о большинстве сложных в смысловом отношении книг. В начале романа автор противопоставляет природу (поведение лисицы) и бездушную цивилизацию, связанную с железной дорогой. Непрерывно мчащиеся поезда оставляют в степи грохот и мусор, пугают зверей. Однако именно цивилизация дает местным жителям материальные блага. Не случайно лисица, превозмогая страх, возвращается к железнодорожному полотну, чтобы найти объедки.
Главные персонажи
После описания арены будущих событий писатель знакомит нас с героями романа «Буранный полустанок». Краткое содержание следующих страниц связано с образом Едигея. Он работает обходчиком путей на Буранном полустанке много лет. Ему 61 год. Свой труд он начал сразу после войны. Живет Едигей в поселке из восьми домов, среди которых есть глинобитные мазанки. Его жена Укубала так же стара, как и он. Едигей – человек твердого характера, ведь только сильные люди выживают в сарозеках.
В романе «Буранный полустанок», краткое содержание которого вы читаете, мало действующих лиц. Едигей – настоящий труженик. Работал всегда только на совесть. Когда метели и вьюги заметали железнодорожные пути, он со своим другом Казангапом лопатами очищал десятки метров снежных заносов. Молодые путейщики смеялись над таким героизмом, называли стариков дураками. В начале книги Казангап умирает.
Противопоставление природы и цивилизации
Интересный штрих добавил в свой роман писатель Айтматов. «Буранный полустанок», краткое содержание которого связано с единством человека и природы, имеет в списке действующих лиц верблюда. Каранар – образцовое животное. Писатель явно любуется им и описывает со знанием дела. По образованию Айтматов был зоотехником.
На похоронах Казангапа появляется его сын Сабитжан. Он – воплощение нового векаи технического прогресса — времени, когда люди забыли о Боге, разучились молиться и потеряли душу. Сабитжан хочет только одного – быстрее похоронить отца и уехать в город. Он пытается поразить односельчан своими знаниями, но люди испытывают лишь неприязнь – так пишет Чингиз Айтматов. «Буранный полустанок», краткое содержание которого включает еще одну тематическую линию, следует за сюжетом далее.
Будущее и прошлое
Это фантастический мотив, связанный с космосом. Первый контакт землян с иной цивилизацией! Такого хода от советского писателя Айтматова никто не ожидал. Два космонавта (советский и американский) на орбитальной станции «Паритет» отправились в неизвестность вместе с пришельцами. Такова фантастическая сюжетная линия в романе «Буранный полустанок». Краткое содержание (по главам разбивать его не обязательно, потому как повествование представляет единую канву) поведает о следующих событиях.
Пока Едигей везет хоронить своего умершего друга, перед его внутренним взором проходит вся жизнь на Буранном полустанке. Вспомнил он первую встречу с Казангапом, который уговорил контуженного больного отправиться в сарозеки. А когда на полустанок прибыла семья Куттыбаевых, почувствовал Едигей всю несправедливость сталинско-бериевского режима. Главу семьи Абуталипа арестовывают.
Борьба за правду
Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена – это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.
Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе – все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.
Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.
В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.
Источник
Анализ рассказа Буранный полустанок Айтматова
Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием, взятым из стихотворения Пастернака «Единственные дни» (И дольше века длится день), является дебютным романом автора. После первых публикаций в начале восьмидесятых, роман вышел под названием «Буранный полустанок».
Роман «И дольше века длится день» Ч. Айтманова по сюжету казалось бы, незамысловат. Но это только с первого взгляда, дальнейшее знакомство с этим философским, полным размышлений и переживаний самого писателя произведением полностью это опровергает. Автор своим видением, делает его сложным и многогранным.
Причудливое сплетение фольклорного жанра и современности. В романе красной нитью проходит тема культурных традиций и отношения к ним народа.
В неторопливое повествование органично вплетаются легенды, привносящие в композицию романа новые удивительные чувства, своеобразный ореол мифичности. Вместе с тем, не сразу, но приходит осознание истинной глубины повествования. Все казалось бы, просто. Обычный человек решил похоронить своего умершего друга на кладбище, издревле считавшемся принадлежащим их роду. Обнаружилось, что ничто не вечно, кладбища попросту не оказалось на месте…
Главному герою, путевому обходчику Едигею, с молоком матери впитавшем в себя традиции предков приходится решать, как поступить, когда попрана память предков.
Вот такой немного сложный, в начале, сюжет совершенно неожиданно меняется на повествование о вещах глубоких и философских, совсем земных и немного потусторонних. За одни только сутки перед героем проходит в воспоминаниях вся его нелегкая жизнь. Многое в душе героя имеет свою боль, свое особенное значение.
В романе много размышлений, много эмоций, великолепная легенда о птице Доненбай, фольклорная история о любви. Рассказ о Манкурте это собирательный образ, своего рода предупреждение о том, что забыв свои корни, потеряешь свое место в мире.
И все же настроение, после прочитанного, оставляет в душе светлые и теплые следы.
Источник
Краткое содержание – Буранный полустанок – Айтматов
Ч. Айтматов – роман «Буранный полустанок». В этом романе Ч. Айтматов поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. В центре повествования – драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным. Сюжет – похороны его единственного, дорогого друга Казангапа. Однако временные рамки романа не исчерпываются настоящим. Перед нами предстает и прошлое героя, война и тяжелое послевоенное время. Многое пришлось перенести Едигею: он воевал, в конце сорок четвертого года был демобилизован после контузии. Вернувшись домой, он узнал о смерти единственного ребенка. А вскоре встретил Казангапа, и тот позвал их с женой на Буранный полустанок. Там и прошла вся жизнь. Многое они пережили они вместе, Едигей и Казангап, вместе росли их дети, были и горькие, и радостные минуты. Казангап подарил Едигею верблюжонка – Каранара. На Буранном полустанке познакомился Едигей с учителем Абуталипом Куттыбаевым, весь смысл жизни которого был в детях, и своих, и чужих. Учителя, побывавшего во время войны в плену, воевавшего в Югославии, забрали власти как неблагонадежного человека.
И с горечью переживает Едигей это своеволие и беззаконие властей, желающих обезличить человека, лишить его памяти, мыслей о прошлом, возможности думать и рассуждать. Здесь впервые звучит у Айтматова мотив манкурта, человека без прошлого и будущего. Так в описании жизни этого Буранного полустанка перед нами предстает вся судьбы страны – Отечественная война, послевоенные репрессии, тяжелые трудовыми будни, строительство ядерного полигона.
Герои Айтматова, Едигей, Казангап, учитель Абуталип Куттыбаев – настоящие труженики, воплощающие нравственное начало в жизни. Им противопоставлен Сабитжан, сын покойного Казангапа, человек, озабоченный лишь собственной карьерой, благополучием. Он пытается схоронить отца, где попало, «сынок-то милый, всезнающий, не хоронить приехал отца, а только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать». Сабитжан приехал с пустыми руками, без семьи, похороны отца для него не горе, а пустая формальность, с которой он хочет побыстрей покончить. Горько и стыдно Едигею за сына собственного друга. «Что за люди пошли, что за народ! – негодовал в душе Едигей. – Для них все важно на свете, кроме смерти!» И это не давало ему покоя: «Если смерть для них ничто, то, выходит, и жизнь цены не имеет. В чем же смысл, для чего и как они живут там?»
Точно так же противно становится Едигею при его разговоре с приезжим «в хромовых сапогах», нашедшим в записках учителя Куттыбаева контрреволюционную агитацию.
Мотив манкурта продолжает развиваться в романе и в теме научно-технического прогресса. Так, Сабитжан мечтает о времени, когда людьми можно будет управлять с помощью радио: «Человек будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь. Надо, чтобы танцевал, – сигнал – будешь танцевать.
Надо, чтобы ты работал, – будешь работать, да еще как!» Но, по мысли писателя, лишение человека индивидуальности, его обезличенность – это результат насилия над человеком. «Помни имя свое» – именно эта авторская мысль проходит через все произведение. И кульминация развития этой темы в романе – это древняя легенда о манкуртах.
Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленников в манкуртов надеванием на голову шири – куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, становился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное – восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев».
Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его – он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта женщина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука.
Создавая образ манкурта, писатель задает в романе одну из важнейших тем. Манкурт – это человек, не помнящий своего прошлого, не осознающий своей связи с людьми, ни за что не несущий ответственности. Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, по мысли писателя, не может называться человеком. Утрата духовных связей с прошлым, со своей землей, с традициями предков – все это ведет к разрушению личности.
И писатель проецирует древнюю легенду на современность. Так, Казангапа не могут похоронить на древнем кладбище Ана-Бейит. Погост планируют снести, потому что на этом месте будут строить новый микрорайон. Похоронную процессию попросту не пропускают на старое кладбище. Едигей не может понять этого, он пытается спасти Ана-Бейит. Он хочет поехать в область и поговорить с начальством. Просит помощи у Сабитжана, но тот отказывает ему, опасаясь за собственную карьеру. И герой называет Сабитжана манкуртом. Во время похорон Едигей читает молитву и с горечью думает о молодежи, о том, как она будет жить без этих молитв. Герой понимает, что в жизни есть минуты, когда лишь молитва дает человеку душевное успокоение, но всего этого молодое поколение лишено…
Повествовательная структура романа разнообразна. Айтматов включает различные легенды (легенда о манкуртах, легенда о певце Раймалы-ага), мифы (миф о Чингисхане, миф о птице Доненбай). Реальный план повествования перемежается с фантастическим: за всем происходящим на земле следят представители планеты Лесная Грудь, космические силы не остаются безучастными к добрым и злым поступкам людей. Айтматов рассказывает нам о цивилизации, превосходящей землян своей разумностью (на планете никогда не было войн). Жители Лесной Груди хотят подружиться с землянами, они пригласили в гости наших космонавтов, однако и тут последовали особые указания властей. С горькой иронией, даже долей сарказма пишет об этом Ч. Айтматов: «…Комиссия, обсуждавшая предложение Лесной Груди, тем временем решила: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изолировать околоземное пространство от возможного инопланетного вторжения обручем из ракет».
Однако в жизни есть вечные ценности, которые невозможно изъять, изолировать, погубить человеку. И второе название произведения («И дольше века длится день…») напоминает нам библейское: «У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Писатель выходит здесь за рамки временных и пространственных барьеров: мифы, древние легенды, фантастика помогают Айтматову раскрыть сущность человеческой души, показать, что есть добро и зло.
Таким образом, единство с родительским домом, со своим родом, с народом – неотъемлемая часть духовного мира человека, по мысли Ч. Айтматова. Только дорожа этими ценностями, можно достойно жить в этом мире.
Источник