Метод прикладного анализа или АВА-терапия
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, познавательная деятельность, речь; на новорожденного с самых первых дней его жизни следует смотреть как на личность. Дети с самого рождения нуждаются в родителях, в их любви, заботе, помощи и поддержке.
Ребенку нужно многое узнать и многому научиться, прежде чем он сможет жить самостоятельно. Помочь ему в этом — и есть главная задача родителей и специалистов, к которым они обращаются за помощью, если возникли трудности.
Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже имеющиеся трудности в развитии и в результате снизить степень социальной недостаточности детей с особенностями в развитии, интеграции в общество.
Все современные научные исследования показывают критическое значение первых трех лет жизни человека для становления его личности и развития мозга. На процесс развития в первые три года жизни существенным образом влияют его отношения с матерью, ранний опыт и социальное окружение, семья.
На сегодняшний день специалистами разработано много коррекционных программ, проектов, методик, одним из эффективных способов коррекции является метод прикладного анализа, или АВА-терапия.
Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.
Следует четко понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не лучше и не хуже других ребят, они просто другие.
Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок не «такой», когда тот еще совсем маленький.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья :
Дети с ранним детским аутизмом крайне трудно устанавливают контакт с окружающими людьми, не выработаны способы общения с окружающими, обычно не умеют распознавать и выражать свои эмоции, игнорируют существование окружающих их людей – даже своих родителей.
Дети с синдромом дефицита внимания гиперактивности достаточно легко устанавливают контакт с окружающим миром. Но часто у родителей и педагогов возникает ощущение, что ребенок «плохо себя ведет» и «не обращает внимание на окружающих». Коммуникативные нарушения предусматривают нарушение экспрессивной речи. Испытывают трудности в контроле собственных эмоций. Часто первые начинают социальные контакты.
У детей с детским церебральным параличом формируются существенные трудности в процессе коммуникации. Как правило не имеют трудностей в проявлении и понимании эмоций, характерен психологический инфантилизм.
АВА-терапия — расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.
ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение, а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение).
АВА-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.
Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия,оставляют отзывы:
• улучшаются навыки коммуникации;
• нормализуется адаптационное поведение;
• улучшается способность к обучению.
• уменьшаются проявления поведенческих отклонений.
Доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте, тем более заметными будут результаты. Различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии, основаны на принципах прикладного поведенческого анализа.
При данному методу все сложные навыки для детей, такие как, контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие, разбивают на отдельные небольшие блоки-действия.
Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются.
Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.
•Первый этап: начинаем с простого Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка, после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.
Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом
•.Второй этап: закрепляем материал После того как ребенок хорошо освоит второе задание — «кивни головой», упражнение усложняют.Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» — «подними руку», «подними руку» — «подними руку» — «кивни головой» и так далее.
Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.
•Третий этап: обобщаем и закрепляем На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др., уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).
•Четвертый этап: Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши.
Для разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. В нашем учреждении специалисты уделяют данной методике 1,5 – 2 часа в день, отслеживая положительные результаты.
Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет.
Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.
Методы АВА-терапииоказывают поддержку с ограниченными возможностями здоровья детям в таких направлениях:
1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).
АВА-терапия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.
На протяжении 6 месяцев, применяя элементы АВА – терапии улучшились навыки коммуникации, речевая активность, умение слушать, сидеть за столом.
Кирилл Т. (РДА) научился смотреть в глаза, просить помощи – «Помоги», увеличилось желательное поведение и уменьшилось проявление нежелательного поведения.
Родители отмечают: Последние шесть месяцев стали использовать метод АВА-терапии, у Кирилла улучшилось поведение, усидчивость при выполнении заданий, снизилась агрессия и аутоагрессия, увеличился пассивный и активный словарный запас, улучшились навыки мелкой моторики, развились наблюдательность и память. В домашних условиях при использовании метода АВА Кирилл стал самостоятельно одевать и снимать одежду, пользоваться молнией и липучкой при одевании и раздевании, наладили проблемы со стулом, улучшились навыки поведения за обеденным столом, перестал сопротивляться приему лекарств, стал иногда просить помощи, и делает попытки общаться.
Миша З. (ДЦП). На занятиях стал включаться в игру без помощи мамы. Миша научился самостоятельно выполнять простые инструкции, появилась потребность в новых впечатлениях. Научился составлять предложение из 2-3 х слов.
Родители отмечают: применяя методики АВА терапии, Миша выучил цвета, формы, стал выделять формы в окружающих предметах, хорошо научился считать до 10, знает все цифры до 20, выучил всех домашних, диких животных, где они живут, как подают голос. Связнее и логичнее стала речь. Наше возрастное развитие практически выровнялось с общепринятыми нормами. Во время последнего осмотра специалистов у нас сняли диагнозы ЗРР и ЗПР.
Саша Б. (Синдром дефицита внимания и гиперактивность). Мальчик научился без «шума» входить в кабинет, т. е. перестал раскидывать игрушки, громко кричать, падать на пол. За столом Саша активно проявляет интерес к игровому оборудованию. Заинтересован в положительном результате, нравится ситуация успеха. Появилась речевая активность, повторяет по карточкам названия животных, предметов быта, фрукты, овощи, узнает их самостоятельно.
Родители отмечают: Саша научился читать отдельные слова, просить отдельными словами предметы, которые ему необходимы, показывать на многие вещи, называя их.Показывать по просьбе: «Где стул, стол…. ?»
Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество.
Метод АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет, освоить речь.
Важно : АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате ребенка.
Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану. Для этого в нашей работе проводятся Родительские академии
Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья несколько отличаются от таковой у обычных малышей.
Одобрение или порицание детей с ограниченными возможностями здоровья, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой.
АВА-терапия, является эффективным методом коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, который вызывает такое количество споров и дискуссий.
Алгоритм выполнения анализа и характеристики звука Предлагаемый алгоритм будет полезен, как мне кажется, не только логопедам, работающим с детьми с ТНР, но и воспитателям старших и подготовительных.
Фотоотчет о конкурсе художественно-прикладного творчества «Пасхальная капель» 2018 г. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички! Вот уже девять лет мы с обучающимися объединения «Умелые руки» участвуем.
Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .
Генеративный коучинг или мой любимый метод работы (Консультации) Почему я выбираю генеративный коучинг? Да все просто. В сравнении с другими формами работы сегодня это самый продуктивный способ достижения.
Карта анализа занятия Дата ДОУ Возраст Педагог Длительность занятия Форма Тема Программное содержание Критерии оценки Умение составить конспект занятия и творчески.
Мастер-класс «Арт-терапия как метод профилактики нарушений психического здоровья школьников» ЦЕЛЬ: ознакомление педагогов с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения. ЗАДАЧИ: — познакомить педагогов.
Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком спользование песочной терапии как одного из видов арт-терапии в работе с детьми Разобраться со своими внутренними проблемами, увидеть.
Схема анализа занятия педагога ДОУ 1. Умение педагога создать на занятии учебно-познавательную атмосферу. — воспитатель привязан к конспекту занятия, не импровизирует; — атмосфера.
Уголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.
Источник
Что такое прикладной анализ поведения?
Прикладной анализ поведения или, в оригинале, Applaied behavior analysis (ABA) изучает влияние окружающей обстановки на поведение организма. Поведение, под которым понимаются любые действия, совершаемые субъектом, определяется наряду с некоторыми физиологическими факторами ещё и факторами окружающей человека среды, причём последние играют решающую роль в формировании поведенческих реакций. Повторяющееся поведение формирует привычку. Плохие привычки можно заменить хорошими при помощи методов АВА при условии, что у человека сохранны зоны мозга, ответственные за соответствующие действия, и есть физическая возможность для их выполнения.
Определение «прикладной» в аббревиатуре АВА означает не только возможность практического использования законов поведения, но и существование развитой системы помощи людям с нарушениями поведения, основанной на теории. Слово «поведенческий» показывает, что объектом как исследования, так и воздействия является именно поведение человека, а не его мышление, когнитивные функции или другие психические процессы. Наконец, дефиниция «анализ» в названии АВА соответствует его аналитическому характеру, базирующемуся на однозначном методологическом инструментарии: четкой терминологии, объективных измерениях, контролируемых экспериментах, анализе данных и воспроизводимости всех результатов исследований.
Результаты этих исследований Скиннер опубликовал в своей книге «Поведение организмов». Позднее основатель АВА тщательно исследовал человеческую речь, рассматривая её как поведение, отличающее человека от животных. Согласно его концепции, речь является самостоятельным поведением, но кроме того, она взаимодействует с другими поведениями человека, формирующимися по тем же законам, что и у животных. Свою теорию формирования и развития речи у человека Скиннер изложил в фундаментальной монографии «Вербальное поведение», вышедшей в свет в 1957 году.
В контексте помощи людям с РАС АВА использует законы формирования поведения для создания среды, максимально способствующей обучению детей с аутизмом, их интегрированию в жизнь общества. АВА применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции внешним воздействием, средой, последствиями поведения. Специалисты прикладного анализа поведения используют совокупность процедур, направляющих ребенка в сторону действий, дающих ему возможность наилучшей адаптации к внешним обстоятельствам.
Именно о нем люди чаще всего вспоминают, когда вы произносите слова «АВА» или «метод Ловааса». На это есть несколько причин: во-первых, использованию в процессе обучения метода отдельных проб отводится много сотен часов, а во-вторых, внешне этот метод выглядит довольно необычно. Но кроме того, этот метод действительно хорошо работает, и с ним можно добиться увеличения эффективности обучения, тем более, что сам метод постоянно совершенствуется.
Однако, было бы не верно думать, что АВА это только обучение через отдельные пробы. Ловаас очень четко отмечал, что поведенческая программа — это комплексное вмешательство, которое проводится в как можно более разнообразной обстановке в любой доступный момент. Навыки, которые так эффективно формируются через отдельные пробы, должны быть использованы и обобщены в естественных условиях. Ребенок, который не знает разницу между «спроси» и «скажи», может постепенно увеличивать процент правильных ответов во время учебных сессий за столом, и пока он не освоит этот навык на уровне мастерства, он не начнет использовать понятия «спросить» и «говорить» без дополнительной помощи в естественных ситуациях. Переход от «мастерства» к «самостоятельному использованию» может занять время. Для этого нужны обученные и поддерживающие программу люди — родители, учителя, родственники и даже сверстники. Они помогают закрепить разные варианты соответствующего поведения в различных условиях, до тех пор, пока для поведения подкреплением не станут естественные вещи, такие как улыбка.
Типично развивающиеся дети, в большинстве случаев, учатся без специального поведенческого вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для развития речи, игры и социальных навыков. К сожалению, детям с аутизмом зачастую не удаётся использовать естественную среду для приобретения необходимых для жизни навыков. При условии сохранности интеллекта у таких детей есть потенциал для того, чтобы «научиться учится», но для этого им нужна чётко структурированная среда и многократное повторение, упорная тренировка каждого вырабатываемого навыка. Современные научные исследования показывают, что неразвитость коммуникационных средств вторична при аутизме: в отдельных контекстах носитель РАС способен формировать все речевые и социальные конструкты. Нарушение находится в области мотивации к взаимодействию, и это нарушение приводит к тому, что навык не тренируется, не получает достаточного для выработки автоматизма количества повторений, репетиций. И АВА предоставляет те методы, которые могут помочь создать у обучаемого мотивацию, приспособить окружающую ребёнка среду к процессу освоения им нужных навыков.
Источник
Прикладной анализ поведения (АВА терапия)
Главное, на что направлен метод поведенческой коррекции детского аутизма, – благополучие малыша. Несмотря на отклонения в развитии, ребенок должен адаптироваться к жизни в обществе как можно эффективнее. Как помогают детям с аутизмом и чем полезен прикладной анализ поведения, рассмотрим далее.
Как корректируют аутизм у особенных детей
Сегодня поведенческая коррекция особенных детей или метод АВА (в оригинале – Applied behavior analysis) самый результативный способ коррекции расстройств аутистического спектра. Иначе его называют «АВА терапия».
В основу АВА заложены приемы обучения и схемы поведения, которые позволяют специалистам изучать, как дети с аутизмом реагируют на окружающую среду, чтобы менять их действия, манипулируя внешними факторами.
Метод прикладного анализа поведения
Метод прикладного анализа поведения призван помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья приспособиться к окружающей среде и полноценно адаптироваться в социум. Необходимо четко уяснить, что дети с ОВЗ не хуже или лучше остальных, они – другие.
Идея поведенческой коррекции для пациентов с РАС построена на том, что каждый человеческий поступок имеет следствие. Если ребенку нравится результат, он повторяет действие, в противном случае – отказывается от него.
Что предлагает прикладной анализ поведения для детей с аутизмом
Поведенческая терапия заложена в основу самых результативных программ в мире, нацеленных на коррекцию детей с аутизмом. Научные и практические исследования, которые велись на протяжении 50 лет, подтверждают ценность её методик.
Так АВА терапия укрепляет навыки коммуникации, улучшает адаптивные поступки и обучаемость ребенка, позволяет достичь социально приемлемого уровня общения. При этом анормальность поведения снижается. К тому же, окончательно доказан следующий факт: чем раньше начинается коррекция (лучше всего в дошкольном возрасте), тем ощутимей будет результат.
Сегодня АВА терапия включает множество научных разработок для коррекции нарушенного поведения детей. Но базовой основой этих методов стал прикладной анализ поведения АВА.
Как действует ABA терапия и метод прикладного анализа поведения
Такой подход позволит разделить все навыки, которые сложны для детей с аутизмом (речь, общительность, умение слушать и держать взгляд, творческие игры, бытовые навыки и др.), на небольшие блоки в виде действий. Ребенок осваивает каждое из них, а затем соединяет в общую цепь, выполняя сложную манипуляцию.
В ходе отработки действий малыш с расстройством аутистического спектра получает задание от тераписта. Если ему сложно справиться с задачей собственными силами, специалист дает подсказку, а затем хвалит ребенка за верные ответы, не придавая значения неверным.
К тому моменту как ребенок с аутизмом усвоит много стимулов, необходимых в повседневном обиходе (например, «возьми…», «дай …», «иди сюда» и др.), их начинают обобщать. Метод прикладного анализа поведения (ABA терапия) предусматривает генерализацию навыков, то есть выполнение упражнений в других местах – на улице, в магазине, в других помещениях и др. После этого меняют лиц, дающих поручения (тераписты, родители, близкие родственники, другие дети).
Приходит время, когда малыш не только хорошо владеет отработанными стимулами, но начинает сам постигать новые задачи без предварительного изучения. Например, действие «закрой дверь» он запоминает с 1-2 показов. После этого программа считается изученной, а пациент готов самостоятельно брать информацию извне, как это делают обычные ровесники.
Программы ABA терапии
Прикладной анализ поведения содержит сотни инструментов для коррекции аутизма, ЗПР, алалии: вербальной и невербальной имитации, развития моторики, понимания речи говорящего, озвучивания действий и предметов, классификации объектов.
Главная цель, которую преследует прикладной анализ поведения для детей – дать ребенку инструменты для самостоятельного изучения окружающего мира.
Максимальный эффект поведенческой коррекции будет достигнут, если проходит АВА терапию 30-40 часов в неделю. Идеальный возраст для начала занятий – с 1,5 лет. Чем раньше начинают обучение, тем лучше результат.
Для правильной организации работы, которую предполагает прикладной анализ поведения, обучение ребенка в семье должно проходить совместно с несколькими терапистами, куратором и супервизором – опытным специалистом по программам АВА.
Тераписты фиксируют в журнале, с какими программами они работали, сколько сделано попыток и подсказок, сколько верных и неправильных ответов дал малыш. Следующий специалист читает запись предыдущего и продолжает с того места, где тот остановился.
Каждые 2-3 недели в центре прикладного анализа поведения «на ABAрдаж» руководитель-супервизор смотрит журнал, дает оценку результатам, опрашивает специалистов и заключает, что из стимулов освоено, а что придется доработать. Иногда в его работу включается тренинг родителей.
Рекомендации родителям детей с аутизмом и специалистам
Методы коррекции неправильного поведения и прикладной анализ поведения детей при аутизме и других расстройствах, а также способы их обучения хорошо описывает книга О.Мелешкевич и Ю.Эрц «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения».
Это первое русскоязычное пособие, где во всех подробностях изложены главные принципы АВА – усиление, ослабление и гашение анормальных поступков. Книга дает понятие стратегий обучения навыкам особенных детей – метод блоков, обучение в естественной среде, пошаговый анализ задач и шейпинг.
Книга рассчитана на педагогов, логопедов, дефектологов и родителей особенных детей.
Источник
АВА-терапия прикладной анализ поведения
АВА-терапия (Applied Behavior Analysis — прикладной анализ поведения) – один из методов поведенческой терапии, использующийся для коррекции нежелательных в обществе поведенческих реакций. Главной целью метода является формирование у человека социально-значимых навыков и умений, которые впоследствии станут фундаментом эффективной и полноценной адаптации его среди других людей, помогут ребенку социализироваться. Важным является то, что в ABA-терапии используются и психологические, и педагогические приемы, которые подбираются с учетом особенностей каждого конкретного ребенка.
Прикладной анализ поведения, теоретическая база которого является основой ABA-терапии, заключается в том, что существует взаимосвязь между поведенческими особенностями и факторами окружающей среды. В результате анализа поведения необходимо найти, какие факторы влияют на те или иные модели поведения в конкретном случае, и скорректировать их. Изменение или упразднение этих факторов способствуют изменению поведения и, как следствие, успешной интеграции ребенка в общество.
В АВА-терапии фактором, которым можно манипулировать для изменения поведенческих реакций ребенка, является внешнее следствие, которое заключается в положительной или отрицательной оценке конкретного поведенческого акта. Метод АВА-терапии основывается на применении поощрения и награждении ребенка за осуществление нужного поведения для мотивации его впоследствии выбирать эту же поведенческую реакцию в схожих ситуациях, или применении наказания (неодобрения) или отсутствия поощрения в случае ненужных поведенческих реакций. Проще говоря, если поведение было вознаграждено, то велика вероятность, что оно снова повторится, а если после совершения какого-либо поступка за ним последовало наказание, то поведение не повторится.
Большой и конечной целью АВА-терапии является обучение ребенка способам самостоятельного освоения окружающего мира.
Для кого предназначена ABA-терапия?
Метод ABA-терапии зарекомендовал себя как эффективный и единственный научно доказанный метод избавления от нежелательного поведения при расстройствах аутистического спектра (РАС) и чаще применяется именно в этом случае. Дети с аутистическими расстройствами часто склонны отказываться от взаимодействия со взрослыми, плохо идут на зрительный и вербальный контакт. Они не хотят повторять за родителями при попытках обучения их каким-либо навыкам, поэтому необходимо встроить их в обучающий процесс по системе ABA с помощью специалистов.
ABA-терапия также применяется в коррекции поведения нейротипичных детей, то есть таких, у которых нет РАС, но у которых имеется проблемное поведение. Метод также применяется при наличии у детей нарушений концентрации внимания, нарушений в развитии моторных или сенсорных функций, а также трудностей в освоении абстрактных понятий.
Чаще всего к выбору ABA-терапии в качестве метода коррекции поведения прибегают, когда родители и близкие не могут контролировать поведение ребенка, когда он не слышит просьб и не реагирует на запреты, не откликается на свое имя. Кроме того, ребенок может быть не склонен к общению, его речь развита плохо или он вообще не говорит, и, как следствие, не может выражать свои желания и мысли. Все эти факторы способствуют появлению нежелательного, дезадаптивного поведения и становятся причинами необходимости осуществлять корректирующие мероприятия.
Резюмируя, работа по методу АВА подходит для коррекции поведения:
- при расстройствах аутистического спектра (РАС);
- при аутизме, в том числе его тяжелых формах;
- при тяжелых формах интеллектуальной недостаточности;
- при нарушениях поведения вследствие инвалидности из-за пороков развития;
- при черепно-мозговых травмах и их последствиях;
- при приступах агрессии у нейротипичных детей;
- при проблемном поведении, непослушании и т.д.
Несмотря на то, что в ABA-терапии существуют терапевтические модели, подходящие и для детей, и для взрослых, следует помнить о том, что коррекция неверно сформированных паттернов поведения наиболее действенна в раннем возрасте, когда поведение еще не успело закрепиться.
Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи ABA-терапии
Метод ABA-терапии способствует улучшению в нескольких сферах жизнедеятельности ребенка и в целом помогает повысить качество взаимодействия с миром.
К конкретным проблемам, которые может решить ABA-терапевт, относят:
- трудности в формировании социально важных навыков, бытовых умений, которые уже должны быть по возрасту (ребенок не может самостоятельно одеться, поесть, умыться, сходить в туалет);
- отсутствие реагирования на просьбы или запреты;
- ребенок убегает, кусается, дерётся (например, при попытках обучения чему-либо);
- трудности в установлении контакта глаз;
- трудности в обучении;
- нарушения в развитии речи;
- наличие агрессии и аутоагрессии;
- ритуальное поведение;
- невозможность сохранения спокойствия при ожидании;
- трудности в засыпании;
- отсутствие мотивации к любой деятельности и др.
Этапы ABA-терапии
Выделяют несколько этапов работы ABA-терапевта.
Диагностика. При первой встрече проводится тестирование умений ребенка и беседа с родителями. Специалист оценивает поведение ребенка, выделяет особенности его поведенческих реакций, определяет основные индивидуальные проблемы. На данном этапе учитывается также наличие расстройств, связанных с нарушением работы головного мозга, неврологические заболевания и т.д.
Составление программы. ABA-терапевт, составляя план занятий, основывается как на запросах родителей, так и на результатах наблюдения за ребенком. Структура занятий выстраивается индивидуально с каждым ребенком. Персональная программа занятий включает занятия с терапевтом и самостоятельные занятия родителей с детьми дома.
Занятия. В ходе занятий с АВА-терапевтом ребенок вырабатывает необходимые навыки и умения. Одновременно дети могут осваивать несколько поведенческих реакций, однако, это варьируется в зависимости от содержания поведенческого акта и особенностей ребенка. Дома родители закрепляют сформированные навыки, для этого ABA-терапевт предлагает им набор конкретных инструкций.
Занятия проводятся по принципу усложнения. Работа начинается с самых простых действий, например, с поиска предмета на полке. Сначала специалист высказывает просьбу и подсказывает ребенку, как он должен это сделать. Потом ребенок научается совершать действие по просьбе терапевта уже без подсказок. При успешном совершении действия ребенка ждёт награда (чаще всего в виде поощрения выступают наклейки, игрушки, также это может быть поощрение словом либо выполнение какого-то другого желания ребенка).
Когда ребенок осваивает несколько простых умений, задание усложняют. Например, меняют обстановку или просят другого человека предложить ребенку сделать то, что он уже научился делать по просьбе терапевта в привычном ему кабинете.
Постепенно ребенок осваивает все больше новых навыков и адаптивных поведенческих реакций. Обучение считается успешным, если ребенку достаточно 1-2 повторений нового действия, чтобы он научился ему и смог без подсказок повторить.
В ходе занятий ребенок учится использовать модель поведения в разных ситуациях, что также способствует развитию его самостоятельности.
Длительность занятий
Для освоения ребенком нужных навыков и умений программа занятий должна быть интенсивной – в среднем 20-30 часов в неделю. При этом в самом начале обучение по системе АВА-терапии рекомендуется быть более продолжительным, порядка 40 часов в неделю. По мере улучшения поведенческих реакций ребенка и успешном овладении им новыми способами жизнедеятельности количество занятий может снижаться.
В обучающем процессе по системе АВА с ребенком может ежедневно заниматься несколько специалистов разных направленностей. Например, это может быть поведенческий дефектолог, музыкальный терапевт, арт-терапевт и другие. Но также занятия могут осуществляться и непосредственно ABA-терапевтом. Разнообразие специалистов и количество занятий зависит от индивидуального случая, особенности которого обсуждаются на первой встрече.
Важно отметить, что успешность формирования нового поведения зависит не только от терапевта, но и от родителей и близкого окружения ребенка, поскольку большую часть времени он проводит именно в общении с ними. Только слаженная работа ABA-терапевта и родителей приведет к хорошим стойким результатам занятий. Положительные изменения при качественном обучающем воздействии, а также содействии родителей, появляются довольно быстро.
Эффективность АВА-терапии
По результатам исследований, около половины детей с аутизмом, которые прошли обучение по программе АВА, смогли учиться в обычных общеобразовательных школах наравне с другими сверстниками, а у более 90% детей улучшилось состояние и поведение.
Эффективность ABA-терапии обусловлена тем, что в обучении сложные действия делятся на маленькие части, которые осваиваются постепенно с помощью способности к имитации. При этом положительный результат подкрепляется наградой, что также мотивирует ребенка обучаться. Навыки, которые было сложно осваивать ребенку, особенно ребенку с РАС, теперь состоят из небольших последовательных действий, выполнение которых уже требует меньших усилий. Так постепенно ребенок осваивает сложные действия, например, научается внимательно слушать, самостоятельно одеваться и т.д.
Кроме того, положительные результаты применения прикладного анализа поведения достигаются благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку.
В результате АВА-терапии ребенок сможет:
- улучшить навыки взаимодействия с другими людьми;
- лучше обучаться;
- избавиться от отклонений в поведении;
- улучшить интеллектуальное развитие или даже достичь нормального для их возраста уровня;
- обучиться навыкам, необходимым для самостоятельной жизни.
Есть вопросы по ABA-терапии? Звоните нам по тел.: (812) 642-47-02.
[contact-form-7]
Источник