Кинетический рисунок семьи
Дети всегда очень тонко чувствуют окружающую атмосферу. Взаимоотношения между родителями, наблюдаемые чадом, влияют на всю его дальнейшую жизнь. Именно поэтому одним из методов работы с семейными коллективами на приеме у психотерапевта может стать «Кинетический рисунок семьи».
Рассмотрим подробнее данный способ.
История метода
Такой тест изначально использовался в рамках проективной психологии. Первые упоминания о данной методике встречаются у Хьюлса в середине XX века. Еще одна известная работа в этом направлении принадлежит Вульфу. При помощи картинки созданной испытуемым, производится анализ пространственного расположения, рисования членов семьи, различия в их формах и пропорциях. Так, порядок прорисовки является индикатором значимости родителей и родственников для индивида. Пропуск мамы/папы/братьев, по мнению Вульфа, — это явление редкое. Основной посыл ребенка в этом случае – желание избавиться от определенного родителя (в эмоциональном плане).
Если мама и папа обозначены в качестве более крупных фигур, то это указывает на их доминантность. В обратной ситуации (индивид выделяет себя) можно говорить о значимости малыша в данной ячейке общества.
Еще один методист, работавший в данном направлении, — Л. Корман. Он ввел несколько групп вопросов, в т.ч. провокационные, «социометрические» и те, что направлены на анализ рисунка. Его разработки внедряли в свою практику многие российские и зарубежные педагоги.
Кауфман и Бернс привнесли в методику новую формулировку основной инструкции и включили в последний этап тестирования 4 ступени анализа.
Методика «Кинетический рисунок семьи»
Для начала психолог проговаривает инструкцию: «Создай рисунок, на котором будут отображены все домочадцы, включая тебя, в процессе какой-либо деятельности».
Пациент берет карандаши, ластик, лист и приступает к первому этапу реализации метода.
При необходимости возможно повторение формулировки. Наблюдатель должен фиксировать последовательность действий, спонтанные реплики, мимику и жесты испытуемого. Завершение первого этапа теста наступает по мере готовности пациента.
У специалиста перед глазами обязательно должен быть протокол, в котором отмечаются значительные паузы, спонтанные комментарии, использование ластика, порядок рисования, эмоции и их связь с рисуемым содержимым.
Опрос проводится после выполнения основного задания. Задаются типовые вопросы о том, кого изобразил ребенок, чем занимаются эти люди, в каком они настроении, кто из них самый счастливый, а кто – самый несчастный.
Вопрос о «самом счастливом и несчастном» является провокационным. Он вынуждает испытуемого выражать свои чувства и эмоции. Если он не хочет отвечать или делает это сухо, не стоит настаивать на развернутом высказывании.
Какова задача психолога? – Выяснить отношение ко всем изображенным, узнать, почему кто-то не включен (если такое имеет место), и что значат отдельные детали типа птиц, солнца и т.д.
Также потребуется возраст испытуемого, состав семьи, наличие братьев и сестер (при наличии важен их возраст).
Интерпретация
Данный процесс условно делят на 3 части:
- анализируют изображение в целом;
- анализируют то, как отображены мама, папа и братья/сестры;
- наблюдают за тем, как происходит прорисовка.
Анализ структуры изображения
Дети, выросшие в эмоционально благополучной атмосфере, обычно рисуют полную семью. Иной (по сравнению с реальным) состав указывает на недовольство взаимоотношениями и эмоциональный конфликт. Встречаются случаи, когда на получившейся картинке вообще нет людей, или на него помещены те, кто не является родственником. Такое бывает, когда ребенок только недавно прибыл в интернат (родителей лишили прав), либо в случае, если у испытуемого диагноз «аутизм». Также подобные «искажения» могут свидетельствовать о плохом контакте специалиста с пациентом, о наличии у последнего чувства покинутости и отверженности.
«Исключение» кого-либо может свидетельствовать о наличии конфликта. Так обычно «избавляются» от братьев и сестренок, с которыми возможны ситуации конкуренции. Ответ на вопрос об отсутствии кого-либо из домочадцев часто бывает защитным типа «Не осталось места», «Он ушел гулять».
Если чадо не рисует себя или, наоборот, изображает только себя, то это говорит об отсутствии ощущения общности. Одиночное изображение с множеством деталей и оттенков – признак эгоцентризма.
Увеличение состава домочадцев – признак неудовлетворенных психологических потребностей.
Включенность и интегративность выявляются при помощи положения людей на получившейся картинке – если в семейном коллективе присутствует общность, то все его члены занимаются одной деятельностью либо стоят, взявшись за руки.
Анализ графической презентации
При оценке ключевыми критериями являются:
- декорирование;
- количество деталей тела;
- число использованных оттенков.
Использование разнообразных оттенков и хорошая прорисовка деталей свидетельствуют о нормальной эмоциональной атмосфере. Схематичность говорит об обратном.
Размер фигур может рассказать о характере индивида. Если они большие и занимают весь лист, то это указывает на уверенность и импульсивность испытуемого. Наличие маленьких фигур обычно связывают с чувством тревожности.
Анализ процесса рисования
При наблюдении обращают внимание на:
- Порядок детализации. Первым всегда изображается родитель, имеющий для ребенка наибольшее значение. В 38% случаев в России порядок будет следующий: мама, ребенок, папа.
- Применение ластика. Этот признак имеет два значения: он может говорить о сложностях во взаимоотношениях или о попытке детализации, улучшения кинетического рисунка.
- Возвращение к уже нарисованным элементам. Фактор связан со значимостью определенного объекта.
- Паузы. Этот аспект часто связан с обдумыванием включения/невключения неприятного объекта.
Ниже представлена табличка, которая облегчит анализ:
Заключение
Итак, мы подробно осветили историю метода, привели инструкцию по проведению тестирования «Кинетический рисунок семьи» и поместили интерпретацию, способную помочь с выявлением проблем внутри семейного коллектива и у самого испытуемого. Рекомендуем проводить тест под наблюдением опытного психолога, иначе его результаты могут быть недостоверными.
Источник
Диагностика личности по методике «КРС»
Тест «Кинетический рисунок семьи» направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.
Процедура эксперимента следующая:
Для исследования необходимы лист белой бумаги (21×29 см, т.е. А4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Инструкция испытуемому.
«Нарисуй, пожалуйста, свою семью«. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.
Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек;
в) стирание деталей:
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.
Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки).
При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.
Далее ребенку предлагается решить 6 ситуационных задач: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретация результатов теста «Рисунок семьи».
Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:
1) анализ структуры «Рисунок семьи»;
2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;
3) анализ процесса рисования.
1. Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи.
Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.
Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:
а) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди.
За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости;
в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.
Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.
Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей к нему.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.
Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения.
В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке «я» более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.
Презентация в рисунке только «я» может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.
Если в образе «я» большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывает на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.
Если же для рисунка себя характерны маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутических тенденций.
Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желанием занять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).
Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.
2. Расположение членов семьи.
Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок – субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает.
Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.
Близкое расположение фигур, обусловленное замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).
В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдалены, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.
3. Анализ особенностей нарисованных фигур.
Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о «я-образе» ребенка, о его половой идентификации и т.д.
При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:
1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.
Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорированием, использованием разнообразных цветов.
Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) могут указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.
Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.
Некоторые дети самыми большими или равными по величине родителям рисуют себя. Это связано с:
а) эгоцентричностью ребенка;
б) соревнованием за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом «конкурента».
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:
а) чувствуют свою незначительность, ненужность;
б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.
Информативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, во весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.
При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела:
1. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.
Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.
Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты «мужественности» и силы.
Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.
2. Голова – центр локализации «я», интеллектуальной деятельности; лицо – важная часть тела в процессе общения.
Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный «штамп» в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.
Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.
В рисунках девочек этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.
Каждому взрослому характерны определенные детали в рисунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.
У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины – треугольной.
Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.
4. Анализ процесса рисования.
При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:
а) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии.
Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.
В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит, это наиболее значимые для него лица в эмоциональном отношении.
Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.
Если нарисованная пеервая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.
Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.
Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.
Стирание нарисованного, перерисовывание может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.
Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.
Источник
Тест «Кинетический рисунок семьи»
Материал содержит интересную и подробную интерпретацию (расшифровку) детского рисунка, на основе которого построен тест.
Просмотр содержимого документа
«Тест «Кинетический рисунок семьи»»
КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ
Тест предоставляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Тест состоит из двух частей:
рисование своей семьи:
беседа после рисования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист для рисования, карандаш (2М), ластик.
«Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-нибудь заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать: «Можешь рисовать, как хочешь».
«Нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-то заняты».
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
Кто изображён на рисунке?
Где работают или учатся члены семьи?
Как в семье распределяются семейные обязанности?
Каковы отношения ребенка с остальными членами семьи?
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликте.
Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между фигурами рисуются разные объекты, которые как бы служат преградой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отдаляющего его от остальной семьи. Мать часто рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет нескольких членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и растягивают их в нижней части листа. Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают такой сильной эмоциональной значимостью.
Ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неосознанно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку. Важное значение имеет величина фигуры, которая говорит о семейной иерархии. По стилю рисования можно понять, с кем из членов семьи ребенок себя больше идентифицирует.
Процесс рисования также дает большую информацию. Очень часто многочисленные оговорки и манера прикрывания рисунка рукой могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности в поддержке. Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.
Источник
Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Р. Бэнса, С. Кауфмана
Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности,
- каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
Источник