О чем говорит притча о Блудном сыне

О чем говорит притча о Блудном сыне?

– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».

Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.

Священник Александр Дьяченко

Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.

Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей

– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.

Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.

В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко

Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.

Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».

Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.

Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.

Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью

А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.

Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.

Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.

Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком

– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.

Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.

Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.

Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.

Читайте также:  Анализ всех видов деятельности в период учебной практики

Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.

Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».

Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.

Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.

Источник

Анализ притчи о блудном сыне старославянский

Притча о блудном сыне. Морфологический разбор.

Чловѣкъ нѣкыи имѣ дъва сына. и рече мынни сынъ юю оцоу оче даждь ми достоинж члстъ имѣнига. и раздѣли илла имѣнию.

Существительные:
Везде где не указанно множ число — ЕДИНСТВЕННОЕ
Чловѣкъ – муж. род. им. пад., тип склонения на о.
Сына – муж р. род. пад. ДВОЙСТВЕННОЕ. чис. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Сынъ — муж р. им. пад. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Оцоу м.р. дат. пад. скл на -о
Отче м.р. звательная форма, скл на -о
Чѧсть ж.р.вин. пад. скл на – ĭ (i-краткий)
Имѣния ср.р. род п. скл на — о
Имѣние ср.р. вин п. скл на — о
Дьньхъ (дьнь) м.р. множ. числ., основа на согласный
Сынъ — муж р. им. пад. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Странѫ – (страна) ж.р. вин пад., скл. на ā;
Имение ср.р. вин п. скл на — о
Гладъ м.р. им.п. скл на -о
Странѣ – ж.р. мест пад., скл. на ā;
Житель – м.р. им. п. скл на о
Села – (село) множ ч ср род (значение – поле), основ на – о вин пад
Свинии (ст.-слав. свиниѩ ) – ж.р. множ. число, вин. п. скл на jā
Первонач., вероятно, *svīnī — образование ж. рода от *svinъ (см. свино́й), едва ли *svinьja со знач. «стадо свиней»
Чрѣво – ср. р. Вин п. скл на о
Рожьць – мр. р. Род. пад. скл на о,
Свиниiѧ ж.р..п. род. п. скл на jā
Наимьникъ м.р. вин. п. скл на о
Оца м.р. род.п. скл на о
Хлеби (хлѣбъ) м.р. множ. число, вин пад. основа на о
Отцоу м.р. дат.п. скл на о
Небо ср. род. вин. пад. основа на о
Сынъ муж р. творит. пад. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Наимьникъ м.р. род. п. скл на о
На выю (выя) ж.р. вин пад. скл на jā
Рабомъ (рабъ) – м.р., множ чис., дат пад. скл на О
Одеждѫ (одежда) – ж.р. вин пад. скл на ā
Прьстень – м.р. вин пад скл на О
Рѫкѫ (рѫка) – ж.р. вин пад. скл на ā
Сапогы (сапогъ) – м.р. множ число, вин. п. скл на О
Нозѣ (нога) – ж.р. множ числ., вин пад. скл на ā

Если множ число не указ, значит – единственное!
Нѣкий – отрицательное муж род им пад
Ею приятжательное двойственное число. Род п.
Ми личное дат пад
Вьсе определительное множ число вин пад
Тоу указательное ед ч
Свое притяжательное ср род вин пад
Емоу личное м.р. дат пад
Вьса определ ср род вин п
Тои указ, дат пад жен р
Тъ указ ср род им пад
Сѧ возвратное
Тоiѧ указ творит пад жен род
Своя притяж им пад жен род
Никъто отрицательное
Емоу личное дат пад муж. р
Себе возвратное дат пад
Моего притяж род пад муж род
Азъ (я) личное им. пад
Моему притяж м.р. дат пад
Тобою личные твор пад
Твои приятяж муж р твор пад ед число
Мѧ (меня) личное род пад
Твоихъ множ число род пад
Своему притяж дат пад м.р.
Ему личн м.р. дат пад
Коликоу – КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ед числ дат пад м.р.
Сьде (здесь) – указательное местоимение

Мьнии (меньший) – качественное, полная форма, м.р. ед. ч. Им.п.
Достоинѫ – качественное, краткая форма, ж.р. ед. ч. Род пад
Мънозѣхъ качеств, полн форм, множ числ, род пад
Крепъкъ качест крат форм ед ч им пад
Гладъмь качест кр форм ед чи твор пад
Достоинъ качест пол фор ед ч м.р.
Единого качест ед ч пол форм род пад м.р
Милъ кач кратк форм им пад муж рож
Прьвѫiѫ качес жен род полн форм вин пад

Дъва колич м.р. (в жен. И ср. роде было бы дъвѣ) двойственное число, вин пад.
Единомъ колич м.р. ед ч, твор пад

Источник

Притча о блудном сыне. Полный текст и толкование

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж)

«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж) Возвращение блудного сына — пример обращения к Богу. Читая этот евангельский рассказ, мы можем шаг за шагом следовать за младшим сыном и обратить внимание на парадоксальность этого процесса обращения: оно предстает перед нами не столько как собственно обращение к Богу, сколько постижение той истины, что Бог с самого начала обращен к нам. Однако нельзя свести этот текст лишь к его морали. Lectio divina призвана искать в Писании не только нравственный, но и духовный, и эсхатологический смысл. Притча о блудном сыне, которую можно иначе назвать «притчей о милосердии отца», — это описание образа Триединого Бога, приглашающего нас на пир Агнца.

«Блудный сын» И.Босха

«Блудный сын» И.Босха Но эта третья фаза возвращения сына имеет и другое, не менее важное значение. У блудного сына были ложные представления об отце. Он думал, что отец больше не примет его, уже не признает его своим сыном. «Я уже недостоин называться сыном твоим, — хотел он сказать ему, — прими меня в число наемников твоих». Можно сравнить эту фразу с теми неправильными представлениями о Господе, которые обнаруживает раб из притчи о талантах, говоря: «Я боялся тебя, потому что ты человек жестокий». Блудный сын, обнаружив любовь ожидающего его отца, пожалел о том, что был неверен. Это сожаление уже не о собственной бедности и грехах, как в начале, а о нанесенной отцу ране: «Я согрешил против неба и пред тобою». Это сожаление, которое можно назвать «раскаянием» (в нравственном богословии: contritio), является знаком нашего возвращения к любви Господней. Это была третья, завершающая, фаза обращения сына.

Читайте также:  Синовиальная жидкость анализ как берут

Источник

Дмитрий Филин. О блудном сыне

« человѣ́къ нѣ́кiй имѣ́ двá сы́на:
и речé юнѣ́йшiй ею́ <от ни́хъ>отцý: óтче, дáждь ми́ достóйную чáсть имѣ́нiя. И раздѣли́ и́ма имѣ́нiе.
И не по мнóзѣхъ днéхъ собрáвъ всé мнíй сы́нъ, отъи́де на странý далéче, и тý расточи́ имѣ́нiе своé, живы́й блýдно.
Изжи́вшу же емý всé, бы́сть глáдъ крѣ́покъ на странѣ́ тóй, и тóй начáтъ лишáтися.
И шéдъ прилѣпи́ся еди́ному от жи́тель тоя́ страны́: и послá егó на сéла своя́ пасти́ свинiя́.
И желáше насы́тити чрéво своé от рожéцъ, я́же ядя́ху свинiя́: и никтóже дая́ше емý.
Въ себé же пришéдъ, речé: коли́ко наéмникомъ отцá моегó избывáютъ хлѣ́бы, áзъ же глáдомъ ги́блю?
Востáвъ идý ко отцý моемý, и рекý емý: óтче, согрѣши́хъ на небо и предъ тобóю,
и ужé нѣ́смь достóинъ нарещи́ся сы́нъ твóй? сотвори́ мя я́ко еди́наго от наéмникъ твои́хъ.
И востáвъ и́де ко отцý своемý. Ещé же емý далéче сýщу, узрѣ́ егó отéцъ егó, и ми́лъ емý бы́сть, и тéкъ нападé на вы́ю егó, и облобызá егó.
Речé же емý сы́нъ: óтче, согрѣши́хъ на небо и предъ тобóю, и ужé нѣ́смь достóинъ нарещи́ся сы́нъ твóй.
Речé же отéцъ къ рабóмъ свои́мъ: изнеси́те одéжду пéрвую и облецы́те егó, и дади́те пéрстень на рýку егó и сапоги́ на нóзѣ:
и привéдше телéцъ упитáнный заколи́те, и я́дше весели́мся:
я́ко сы́нъ мóй сéй мéртвъ бѣ́, и оживé: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся. И начáша весели́тися.
Бѣ́ же сы́нъ егó стáрѣй на селѣ́: и я́ко гряды́й прибли́жися къ дóму, слы́ша пѣ́нiе и ли́ки:
и призвáвъ еди́наго от óтрокъ, вопрошáше: чтó [ýбо] сiя́ сýть?
О́нъ же речé емý, я́ко брáтъ твóй прiи́де: и заклá отéцъ твóй телцá упитáнна, я́ко здрáва егó прiя́тъ.
Разгнѣ́вася же, и не хотя́ше вни́ти. Отéцъ же егó изшéдъ моля́ше егó.
О́нъ же отвѣщáвъ речé отцý: сé толи́ко лѣ́тъ рабóтаю тебѣ́, и николи́же зáповѣди твоя́ преступи́хъ, и мнѣ́ николи́же дáлъ еси́ козля́те, да со дрýги свои́ми возвесели́лся бы́хъ:
егдá же сы́нъ твóй сéй, изъяды́й твоé имѣ́нiе съ любодѣ́йцами, прiи́де, заклáлъ еси́ емý телцá питóмаго.
О́нъ же речé емý: чáдо, ты́ всегдá со мнóю еси́ и вся́ моя́ твоя́ сýть:
возвесели́тижеся и возрáдовати подобáше, я́ко брáтъ твóй сéй мéртвъ бѣ́, и оживé: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся
(Лк. 15: 11-32).

Этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» — это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни;.

«Часть имения», т.е. доля имения младшего сына, — это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, — стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину — место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете — полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это — Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть — этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
По мнению митрополита Сурожского Антония, « эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание. »

В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «. Когда он был еще далеко, увидел его отец его», — говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим». Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень — это указание на Божий дар прощённому грешнику — дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Читайте также:  Как составить финансовый анализ деятельности предприятия

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: « Любовь долготерпит, милосердствует, . любовь не гордится, . не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит » (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Источник



Анализ притчи о блудном сыне старославянский

Вчера, конечно, нужно было выложить, но проволынилась. Все же, думаю, лучше поздно, чем никогда.
Рече Господь притчу сию: человек некий име два сына :
И рече юнейший ею <от них>отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. И не по мнозех днех собрав все мний сын , отыде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно. Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися. И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.
В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? Востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.
И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его.
Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе: И приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: Яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися. Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики: И призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть?
Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият. Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его. Он же отвещав рече отцу: се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых:
Егда же сын твой сей, изъядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго. Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси и вся моя твоя суть: Возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.

Нет лучшего текста для грамматического разбора церковнославянского текста. чем притча о блудном сыне. В ней все прекрасно — и фонетика. и морфология, и синтаксис. Делать разбор полностью не буду: получится очень длинно и утомительно. Обращу ваше внимание лишь на отдельные трудные и непонятные места. Итак,
име два сына
Обратите внимание не «двух сыновей», а «два сына». Здесь мы сталкиваемся с двойственным числом, корнями своими ухъодящим в архаику и в архаичные представления о парных предметах и о количестве: один, два, много. Вот для обозначения пары и для этого «два» и имелся особый тип склонения.

даждь ми достойную часть имения
Достойную часть сегодня воспринимается как «часть, соответствующую моему статусу, моему достоинству».
Однако в церковнославянском языке у этого прилагательного был иной смысл: достаточную, надлежащую.
В спомните в молитвах ко святому Причащению: и не имаши мне места достойна еже главу подклонити. Тут и о надлежащем месте речь идет, и о достаточном, и о достойном Господа.

И раздели има имение

Собственно, не хотела здесь останавлиаться на глагольных формах прошедшего времени, но конкретно здесь не могу не сказать: глаголам прошедшего времени, а именно, аористу, в третьем лице свойственно нулевое окончание. В первом было бы совершенно понятно: разделих. А третьем нулевое окончание сбивает с толку, так как порой совпадает с повелительным наклонением в русском языке. Здесь одно спасение — контекст. И — память о том, что в третьем лице единственного числа глагольное окончание отсутствует. Има — это как раз форма двойственного числа: има двоима, вместо «им, троим» 🙂

Мний сынМний сын — странно звучит, совершенно непонятно. Что еще за «мний» такой? Откуда столь странное словечко? Словарь Дьяченко отправляет нас обратно к притче. Ларчик же открывается просто. В церковнославянском языке были два редуцировпанных звука, обозначаемых буквами Ъ (ер) и Ь (ерь). Звуки эти были очень коротенткими, под ударением они «проявлялись» и звучали как О и Е, без ударения — исчезали. В конце концов они исчезли из языка, а зватем и из текстов Библии. Правда, при изъятии еров случилось несколько ляпов: там, где надо было заменить их на О или Е, еры были просто удалены. Отсюда режущие ухо «ссущие»Осущие!) и непонятный «мний«, который, конечно же, мЕний.

Изжившу же ему всеЕще же ему далече сущуОбратите внимание на падеж местоимения — дательный. Сам же этот малопонятный оборот так и называется — «дательный самостоятельный». «Самостоятельный» — потому что переводится он отдельным придаточным предложением. В данном случае — придаточным времени: «Когда он все прожил», «Когда он был еще далеко».
Может этот оборот иметь и уступительное значение. Вспомните звоскресный тропарь первого гласа: «Камени, запечатану от иудей и воином, стргущим пречистое тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе. «
Опять два дательных падежа — «камени запечатану» «воином, стрегущим». Это тоже дательный самостоятельный, который переводится так; Хотя камень был запечатан иудеями и воигы стерегли пречистое тело Твое, ты воскрес. «

Бысть глад
Глагол бысть следует переводить как стал, случился, а не как был. для был существует другой глагол — Бе (тут должна быть буква ять, но как ее вставлять — не знаю)

начат лишатися

Оба словосочетания — классические образчики паронимов. Глагол лишаться сегодня означает терять (лишиться друга, лишиться жилья). В церковно-слаянском же его значение «терпеть лишения»
Избыть сегодня близко по значению к изжить, пережить.
В ЦСЯ совсем другое значение: избывают хлебы — избыточествуют хлебом.

И, самое. пожалуй, главное, это —

Востав иду ко отцу моемуМы понимаем это как «воссстану из бездны падения и пойду к отцу моему». На самом деле словосочетание «востав иду» — плеоназм, «излишество»(см. Грамматику церковнославянского языка иеромонаха Алипия (Гамановича). Это калька идиоматического выражения с иврита или греческого. К этому типу относятся выражения «отвеща глаголя», «слухом услышите» и т. д.. Назначение плеонастического выражения — усилить действие глагола. Поэтому переводить фразу следует не «встав, пойду», а скорее «изо все сил пойду», «поспешу». Примерно так.

Источник