О чем говорит притча о Блудном сыне?
– Мы прививаем своим детям те нравственные установки, которые ценны именно для нас. Их ценность доказана жизненным опытом. Часто дети не слушают родителей, потому как ещё не имеют этого самого жизненного опыта. С детства мы, как правило, растём эгоистами и думаем, что весь мир кружится вокруг нас, любимых. Стоит только близким «ошибиться», сделать что-то не так, как бы тебе хотелось, – тут же обиды и вывод, универсальный во все времена: «Меня никто не понимает».
Любить ребёнка – значит воспитывать его, учить главному: как быть человеком. И не нужно быть навязчивым, воспитывайте собственным примером. Сейчас, пока он ещё на вашем иждивении, он многого не понимает, но придёт время, человек останется с этим миром один на один, и ему откроется. Молитесь, чтобы это случилось.
Священник Александр Дьяченко
Лично для меня оно открылось, когда по окончании института я был призван в армию и отслужил свои полтора года в звании рядового. Именно тогда в моём сознании всё встало на свои места. Только тогда до меня дошло, что я, оказывается, «никто» и звать меня «никак». И какое это счастье, что где-то кто-то продолжает тебя любить. Эта исцеляющая мысль делает тебя человеком, способным на благодарность.
Не должно быть давления, но мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей
– Самое главное тут – любовь и мудрость отца. Господь дает человеку свободу человека, свободу выбора. Она – очень важная составляющая образа Божия, которым все мы являемся. Удерживать подросшего ребенка насилием опасно и практически невозможно. Это возможно только до поры до времени, пока человек не сформируется, не почувствует той свободы, что ему дана Богом, и не уйдет в эту «страну далече», в этот мир иллюзий, фантазий, ложных радостей и удовольствий, которые заканчиваются смертью, если не будет притягивающей силы любви.
Притча напрягает ситуацию до предела. Понятно, что в жизни может быть по-другому. Степень отхода наших детей, то, как далеко они уйдут в эту «страну далече», зависит от того, насколько мы их сами притягиваем, насколько им уютно и радостно находиться рядом с нами, родителями.
В «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко
Но, так или иначе, в «страну далече» подросшие дети все равно уходят. Главное – чтобы они не ушли слишком далеко. Главное, чтобы им помогала любовь и мудрость родителей, умение сопереживать проблемам в этом тяжелом переходном возрасте, когда рушатся иллюзии, и они видят, что мир не идеален и что не идеальны родители. Бесовская ложь выводит детей на желание преображения мира, внушает им, что уж я-то буду жить как надо, все изменю, и у меня все будет правильно и хорошо, одни удовольствия.
Но ведь эти удовольствия всегда сомнительного плана, всегда основаны на страстях. Чистыми и незапятнанными земными страстями остаются лишь избранники Божии. Но, кстати, как раз по этим избранникам и можно понять хотя бы отчасти, как они стали такими. Это Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский – перечислять можно еще долго. Но заметим, что все их родители жили совершенно благочестивой жизнью. Их родители были святые, которые своей жизнью, своей любовью и мудростью подарили своим детям правду и мир подлинной радости, а не мир иллюзий. Поэтому их дети никогда и не уходили в «страну далече».
Слава Богу, блудный сын из притчи пришел в себя и вернулся к отцу, который ни разу его не укорил, все время лишь ждал его, любил его и молился за него. Тогда только случилось то, что должно было случиться. Иллюзии рухнули, вся временная, ложная красота спала и прошла, и осталось то, что и есть в этом мире: смерть, страх, холод, болезни и горькая оставленность, когда ты никому не нужен, если ты нищий и больной. И сын готов был вернуться к отцу уже даже не как сын, а как наемник.
Это ключевой момент. Человеку все же надо уйти в «страну далече». Дети должны, так или иначе, познать этот мир, мир иллюзий, фантазий и бесовской лжи, и вернуться туда, где им хорошо. Все познается в сравнении. Не познав разницы, не сделав верный выбор, человек так и будет мучиться. Поэтому очень важно окружать детей настоящей христианской правдой, любовью и свободой, искренностью. Говорить о тех вещах, с которыми им придется столкнуться, в меру их возраста и понимания. Чтобы не получилось так, что мы их держали и рафинировали до 18 лет, а потом ребенок вырывается, потому что видит в своей семье неискренность, лицемерие и насилие.
Есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, мудростью и радостью
А насилие, повторюсь, очень опасно тем, что всегда вызывает некое напряжение. И как только силы уравновешиваются, и физические, и умственные, человек словно выстреливает, вырывается в мир, который ранее был от него закрыт. Им овладевают бесовские иллюзии, что в мире сплошная красота и радость, а от тебя это раньше скрывали. Конечно, человек может тогда захлебнуться и сильно повредиться. Поэтому не должно быть никакого давления и напряжения, а мудрые беседы о ложности иллюзорных радостей. И жизнь родителей – настоящая христианская, а не лицемерная. Потому что дети очень травмируются, если родители говорят одно, а делают другое. Для них это настоящая катастрофа, когда рушится иллюзия идеальных родителей.
Дай Бог, чтобы они потом нашли родителей в лице Бога, Матери Божией и Церкви. Но это очень непросто. Такими родителями и для нас самих должны быть Бог, Церковь и Матерь Божия. И дети должны это видеть, чтобы они от одного родства плавно перешли к другому, более настоящему.
Но есть такое выражение – «к Богу не тянут, к Богу притягивают». Притягивают любовью, теплотой, светом, мудростью и радостью. Если родители живут так, то и «страны далече» практически не бывает, потому что детям и так хорошо, и уходить им никуда не надо.
Серьезные утраты способны стать прекрасным жизненным уроком
– Притча о блудном сыне – это притча о том, что в воспитании детей не стоит отчаиваться. Даже если твое чадо, не дай Бог, заблудилось, ушло на страну далече и промотало там всё, то и тогда не стоит опускать рук. Серьезные лишения, утраты способны стать прекрасным жизненным уроком. В этом тоже есть Божий Промысл. Потому что только так в упомянутой притче блудный сын наглядно увидел, насколько любовь ближних для него лучше, ценнее, чем глупая свобода возле корыта свиней.
Еще эта притча о том, что воля детей с определенного момента уже неподвластна родителям, но даже в самых неприглядных случаях ребенок поменяет свое неразумное решение, если пред ним спасительным маяком сияет любовь родителей.
Младший сын в притче – выразитель бунтарского настроения, которое пробуждается, как правило, в подростковом возрасте, но может проявиться и в самое разное время. «Я хочу сам и отдельно» – вот его жизненный принцип. Но это очень недальновидно, и в итоге такая позиция терпит крах. Попытки рано обособиться от близких завершаются для чада огромными проблемами. Он принимает заведомо неверные решения и остается ни с чем.
Как мы видим в притче, отец, не теряя любви к непослушному сыну, позволил на время воспользоваться столь искомой свободой, чтобы, когда ребенок получит первые удары судьбы, принять его вновь. Такое отношение к судьбе ребенка кажется жестоким. Конечно же, Евангелие не призывает нас потакать прихотям детей. Но вот небольшая история из жизни.
Знакомая женщина, Вера, имея своих собственных детей, взяла на попечение ребенка шести лет из неблагополучной и, в общем-то, развалившейся семьи. Что показательно, в той семье маленького Ваню кормили чем придется, в том числе отрубями со свинофермы.
Вера не представляла всех трудностей, которые будут связаны с этим ребенком. Например, Ваня сбегал из дома с друзьями искать маму, потом они решили бежать в Африку и даже проехали на электричке несколько остановок, а обратно шли пешком. Так длилось года три. Никакие вразумления не помогали. И вот, после очередного побега позвонила опека и сказала, что через три дня заберут мальчика. Деваться было некуда, Вера посадила ребенка рядом с собой и без каких-либо нотаций, просто сказала: «Ты прожил у нас три года, сейчас тебя хотят забрать по таким-то причинам, есть у тебя два дня, решай и говори мне, опеке, чего ты хочешь».
Вот здесь-то у ребенка включилось соображение. Слёзы полились ручьем. Девятилетний Ваня сам позвонил в опеку и упросил оставить его. Удивительно, но впоследствии он стал самым трудолюбивым из всех детей (дело в том, что Вера, помимо своих двоих, воспитала десять приемных детей). Она отвела Ваню в кружок игры на гитаре, а заодно сама ходила с ним и тоже научилась играть. Ваня увлекся резьбой по дереву, и Вера пошла вместе с ним, тоже научилась резать по дереву. Ваня вырос и смог обрести свое место в жизни.
Вот такие удивительные случаи бывают. Что стоит за подобными историями? Это – поразительное терпение, рассудительность и какая-то немыслимая по своей глубине и в то же время трезвая любовь к своим чадам, по подобию отца из притчи о блудном сыне.
Источник
Анализ притчи о блудном сыне старославянский
Притча о блудном сыне. Морфологический разбор.
Чловѣкъ нѣкыи имѣ дъва сына. и рече мынни сынъ юю оцоу оче даждь ми достоинж члстъ имѣнига. и раздѣли илла имѣнию.
Существительные:
Везде где не указанно множ число — ЕДИНСТВЕННОЕ
Чловѣкъ – муж. род. им. пад., тип склонения на о.
Сына – муж р. род. пад. ДВОЙСТВЕННОЕ. чис. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Сынъ — муж р. им. пад. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Оцоу м.р. дат. пад. скл на -о
Отче м.р. звательная форма, скл на -о
Чѧсть ж.р.вин. пад. скл на – ĭ (i-краткий)
Имѣния ср.р. род п. скл на — о
Имѣние ср.р. вин п. скл на — о
Дьньхъ (дьнь) м.р. множ. числ., основа на согласный
Сынъ — муж р. им. пад. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Странѫ – (страна) ж.р. вин пад., скл. на ā;
Имение ср.р. вин п. скл на — о
Гладъ м.р. им.п. скл на -о
Странѣ – ж.р. мест пад., скл. на ā;
Житель – м.р. им. п. скл на о
Села – (село) множ ч ср род (значение – поле), основ на – о вин пад
Свинии (ст.-слав. свиниѩ ) – ж.р. множ. число, вин. п. скл на jā
Первонач., вероятно, *svīnī — образование ж. рода от *svinъ (см. свино́й), едва ли *svinьja со знач. «стадо свиней»
Чрѣво – ср. р. Вин п. скл на о
Рожьць – мр. р. Род. пад. скл на о,
Свиниiѧ ж.р..п. род. п. скл на jā
Наимьникъ м.р. вин. п. скл на о
Оца м.р. род.п. скл на о
Хлеби (хлѣбъ) м.р. множ. число, вин пад. основа на о
Отцоу м.р. дат.п. скл на о
Небо ср. род. вин. пад. основа на о
Сынъ муж р. творит. пад. Склонение на ŭ (u-краткий!)
Наимьникъ м.р. род. п. скл на о
На выю (выя) ж.р. вин пад. скл на jā
Рабомъ (рабъ) – м.р., множ чис., дат пад. скл на О
Одеждѫ (одежда) – ж.р. вин пад. скл на ā
Прьстень – м.р. вин пад скл на О
Рѫкѫ (рѫка) – ж.р. вин пад. скл на ā
Сапогы (сапогъ) – м.р. множ число, вин. п. скл на О
Нозѣ (нога) – ж.р. множ числ., вин пад. скл на ā
Если множ число не указ, значит – единственное!
Нѣкий – отрицательное муж род им пад
Ею приятжательное двойственное число. Род п.
Ми личное дат пад
Вьсе определительное множ число вин пад
Тоу указательное ед ч
Свое притяжательное ср род вин пад
Емоу личное м.р. дат пад
Вьса определ ср род вин п
Тои указ, дат пад жен р
Тъ указ ср род им пад
Сѧ возвратное
Тоiѧ указ творит пад жен род
Своя притяж им пад жен род
Никъто отрицательное
Емоу личное дат пад муж. р
Себе возвратное дат пад
Моего притяж род пад муж род
Азъ (я) личное им. пад
Моему притяж м.р. дат пад
Тобою личные твор пад
Твои приятяж муж р твор пад ед число
Мѧ (меня) личное род пад
Твоихъ множ число род пад
Своему притяж дат пад м.р.
Ему личн м.р. дат пад
Коликоу – КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ед числ дат пад м.р.
Сьде (здесь) – указательное местоимение
Мьнии (меньший) – качественное, полная форма, м.р. ед. ч. Им.п.
Достоинѫ – качественное, краткая форма, ж.р. ед. ч. Род пад
Мънозѣхъ качеств, полн форм, множ числ, род пад
Крепъкъ качест крат форм ед ч им пад
Гладъмь качест кр форм ед чи твор пад
Достоинъ качест пол фор ед ч м.р.
Единого качест ед ч пол форм род пад м.р
Милъ кач кратк форм им пад муж рож
Прьвѫiѫ качес жен род полн форм вин пад
Дъва колич м.р. (в жен. И ср. роде было бы дъвѣ) двойственное число, вин пад.
Единомъ колич м.р. ед ч, твор пад
Источник
Притча о блудном сыне. Полный текст и толкование
«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1666-69, Эрмитаж) Возвращение блудного сына — пример обращения к Богу. Читая этот евангельский рассказ, мы можем шаг за шагом следовать за младшим сыном и обратить внимание на парадоксальность этого процесса обращения: оно предстает перед нами не столько как собственно обращение к Богу, сколько постижение той истины, что Бог с самого начала обращен к нам. Однако нельзя свести этот текст лишь к его морали. Lectio divina призвана искать в Писании не только нравственный, но и духовный, и эсхатологический смысл. Притча о блудном сыне, которую можно иначе назвать «притчей о милосердии отца», — это описание образа Триединого Бога, приглашающего нас на пир Агнца.
«Блудный сын» И.Босха Но эта третья фаза возвращения сына имеет и другое, не менее важное значение. У блудного сына были ложные представления об отце. Он думал, что отец больше не примет его, уже не признает его своим сыном. «Я уже недостоин называться сыном твоим, — хотел он сказать ему, — прими меня в число наемников твоих». Можно сравнить эту фразу с теми неправильными представлениями о Господе, которые обнаруживает раб из притчи о талантах, говоря: «Я боялся тебя, потому что ты человек жестокий». Блудный сын, обнаружив любовь ожидающего его отца, пожалел о том, что был неверен. Это сожаление уже не о собственной бедности и грехах, как в начале, а о нанесенной отцу ране: «Я согрешил против неба и пред тобою». Это сожаление, которое можно назвать «раскаянием» (в нравственном богословии: contritio), является знаком нашего возвращения к любви Господней. Это была третья, завершающая, фаза обращения сына.
Источник
Дмитрий Филин. О блудном сыне
« человѣ́къ нѣ́кiй имѣ́ двá сы́на:
и речé юнѣ́йшiй ею́ <от ни́хъ>отцý: óтче, дáждь ми́ достóйную чáсть имѣ́нiя. И раздѣли́ и́ма имѣ́нiе.
И не по мнóзѣхъ днéхъ собрáвъ всé мнíй сы́нъ, отъи́де на странý далéче, и тý расточи́ имѣ́нiе своé, живы́й блýдно.
Изжи́вшу же емý всé, бы́сть глáдъ крѣ́покъ на странѣ́ тóй, и тóй начáтъ лишáтися.
И шéдъ прилѣпи́ся еди́ному от жи́тель тоя́ страны́: и послá егó на сéла своя́ пасти́ свинiя́.
И желáше насы́тити чрéво своé от рожéцъ, я́же ядя́ху свинiя́: и никтóже дая́ше емý.
Въ себé же пришéдъ, речé: коли́ко наéмникомъ отцá моегó избывáютъ хлѣ́бы, áзъ же глáдомъ ги́блю?
Востáвъ идý ко отцý моемý, и рекý емý: óтче, согрѣши́хъ на небо и предъ тобóю,
и ужé нѣ́смь достóинъ нарещи́ся сы́нъ твóй? сотвори́ мя я́ко еди́наго от наéмникъ твои́хъ.
И востáвъ и́де ко отцý своемý. Ещé же емý далéче сýщу, узрѣ́ егó отéцъ егó, и ми́лъ емý бы́сть, и тéкъ нападé на вы́ю егó, и облобызá егó.
Речé же емý сы́нъ: óтче, согрѣши́хъ на небо и предъ тобóю, и ужé нѣ́смь достóинъ нарещи́ся сы́нъ твóй.
Речé же отéцъ къ рабóмъ свои́мъ: изнеси́те одéжду пéрвую и облецы́те егó, и дади́те пéрстень на рýку егó и сапоги́ на нóзѣ:
и привéдше телéцъ упитáнный заколи́те, и я́дше весели́мся:
я́ко сы́нъ мóй сéй мéртвъ бѣ́, и оживé: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся. И начáша весели́тися.
Бѣ́ же сы́нъ егó стáрѣй на селѣ́: и я́ко гряды́й прибли́жися къ дóму, слы́ша пѣ́нiе и ли́ки:
и призвáвъ еди́наго от óтрокъ, вопрошáше: чтó [ýбо] сiя́ сýть?
О́нъ же речé емý, я́ко брáтъ твóй прiи́де: и заклá отéцъ твóй телцá упитáнна, я́ко здрáва егó прiя́тъ.
Разгнѣ́вася же, и не хотя́ше вни́ти. Отéцъ же егó изшéдъ моля́ше егó.
О́нъ же отвѣщáвъ речé отцý: сé толи́ко лѣ́тъ рабóтаю тебѣ́, и николи́же зáповѣди твоя́ преступи́хъ, и мнѣ́ николи́же дáлъ еси́ козля́те, да со дрýги свои́ми возвесели́лся бы́хъ:
егдá же сы́нъ твóй сéй, изъяды́й твоé имѣ́нiе съ любодѣ́йцами, прiи́де, заклáлъ еси́ емý телцá питóмаго.
О́нъ же речé емý: чáдо, ты́ всегдá со мнóю еси́ и вся́ моя́ твоя́ сýть:
возвесели́тижеся и возрáдовати подобáше, я́ко брáтъ твóй сéй мéртвъ бѣ́, и оживé: и изги́блъ бѣ́, и обрѣ́теся (Лк. 15: 11-32).
Этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» — это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни;.
«Часть имения», т.е. доля имения младшего сына, — это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, — стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину — место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете — полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это — Божий призыв к покаянию.
Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть — этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
По мнению митрополита Сурожского Антония, « эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание. »
В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «. Когда он был еще далеко, увидел его отец его», — говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим». Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень — это указание на Божий дар прощённому грешнику — дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.
Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: « Любовь долготерпит, милосердствует, . любовь не гордится, . не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит » (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).
Источник
Анализ притчи о блудном сыне старославянский
Вчера, конечно, нужно было выложить, но проволынилась. Все же, думаю, лучше поздно, чем никогда.
Рече Господь притчу сию: человек некий име два сына :
И рече юнейший ею <от них>отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. И не по мнозех днех собрав все мний сын , отыде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно. Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися. И шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния. И желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.
В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? Востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.
И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его.
Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе: И приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: Яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися. Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики: И призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть?
Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият. Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его. Он же отвещав рече отцу: се толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых:
Егда же сын твой сей, изъядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго. Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси и вся моя твоя суть: Возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.
Нет лучшего текста для грамматического разбора церковнославянского текста. чем притча о блудном сыне. В ней все прекрасно — и фонетика. и морфология, и синтаксис. Делать разбор полностью не буду: получится очень длинно и утомительно. Обращу ваше внимание лишь на отдельные трудные и непонятные места. Итак,
име два сына
Обратите внимание не «двух сыновей», а «два сына». Здесь мы сталкиваемся с двойственным числом, корнями своими ухъодящим в архаику и в архаичные представления о парных предметах и о количестве: один, два, много. Вот для обозначения пары и для этого «два» и имелся особый тип склонения.
даждь ми достойную часть имения
Достойную часть сегодня воспринимается как «часть, соответствующую моему статусу, моему достоинству».
Однако в церковнославянском языке у этого прилагательного был иной смысл: достаточную, надлежащую.
В спомните в молитвах ко святому Причащению: и не имаши мне места достойна еже главу подклонити. Тут и о надлежащем месте речь идет, и о достаточном, и о достойном Господа.
И раздели има имение
Собственно, не хотела здесь останавлиаться на глагольных формах прошедшего времени, но конкретно здесь не могу не сказать: глаголам прошедшего времени, а именно, аористу, в третьем лице свойственно нулевое окончание. В первом было бы совершенно понятно: разделих. А третьем нулевое окончание сбивает с толку, так как порой совпадает с повелительным наклонением в русском языке. Здесь одно спасение — контекст. И — память о том, что в третьем лице единственного числа глагольное окончание отсутствует. Има — это как раз форма двойственного числа: има двоима, вместо «им, троим» 🙂
Мний сынМний сын — странно звучит, совершенно непонятно. Что еще за «мний» такой? Откуда столь странное словечко? Словарь Дьяченко отправляет нас обратно к притче. Ларчик же открывается просто. В церковнославянском языке были два редуцировпанных звука, обозначаемых буквами Ъ (ер) и Ь (ерь). Звуки эти были очень коротенткими, под ударением они «проявлялись» и звучали как О и Е, без ударения — исчезали. В конце концов они исчезли из языка, а зватем и из текстов Библии. Правда, при изъятии еров случилось несколько ляпов: там, где надо было заменить их на О или Е, еры были просто удалены. Отсюда режущие ухо «ссущие» (сОсущие!) и непонятный «мний«, который, конечно же, мЕний.
Изжившу же ему всеЕще же ему далече сущуОбратите внимание на падеж местоимения — дательный. Сам же этот малопонятный оборот так и называется — «дательный самостоятельный». «Самостоятельный» — потому что переводится он отдельным придаточным предложением. В данном случае — придаточным времени: «Когда он все прожил», «Когда он был еще далеко».
Может этот оборот иметь и уступительное значение. Вспомните звоскресный тропарь первого гласа: «Камени, запечатану от иудей и воином, стргущим пречистое тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе. «
Опять два дательных падежа — «камени запечатану» «воином, стрегущим». Это тоже дательный самостоятельный, который переводится так; Хотя камень был запечатан иудеями и воигы стерегли пречистое тело Твое, ты воскрес. «
Бысть глад
Глагол бысть следует переводить как стал, случился, а не как был. для был существует другой глагол — Бе (тут должна быть буква ять, но как ее вставлять — не знаю)
начат лишатися
Оба словосочетания — классические образчики паронимов. Глагол лишаться сегодня означает терять (лишиться друга, лишиться жилья). В церковно-слаянском же его значение «терпеть лишения»
Избыть сегодня близко по значению к изжить, пережить.
В ЦСЯ совсем другое значение: избывают хлебы — избыточествуют хлебом.
И, самое. пожалуй, главное, это —
Востав иду ко отцу моемуМы понимаем это как «воссстану из бездны падения и пойду к отцу моему». На самом деле словосочетание «востав иду» — плеоназм, «излишество»(см. Грамматику церковнославянского языка иеромонаха Алипия (Гамановича). Это калька идиоматического выражения с иврита или греческого. К этому типу относятся выражения «отвеща глаголя», «слухом услышите» и т. д.. Назначение плеонастического выражения — усилить действие глагола. Поэтому переводить фразу следует не «встав, пойду», а скорее «изо все сил пойду», «поспешу». Примерно так.
Источник