Определение основных элементов и операций мышления его функции и задачи Анализ и синтез в мышлении Теоретич

Анализ и синтез

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Существует несколько видов анализа как метода научного познания.

Один из нихмысленное разделение целого на части. Такой анализ, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Примером такого анализа служит системно-структурный анализ. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый объект рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет с помощью вывода по аналогии переносить знание, полученное при изучении одних психолого-педагогических объектов, на другие. Так, некоторые свойства ситуации обучения могут быть распространены на воспитывающие ситуации.

Возможен также анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение разделяют на его составляющие, которые поэтапно подвергаются дальнейшему анализу. Анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более частным и простым. Таким образом формулируются, например, определения педагогических и психологических понятий.

В науке используется также логический анализ. Логический анализ — это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания. Этот вид анализа чаще всего применяется в той части психолого-педагогического исследования, где выявляются возможности какой-либо концепции в решении задач исследования и характеризуется степень разработанности выбранной для изучения психолого-педагогической проблемы.

Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции и отнести ее к той или иной образовательной парадигме.

Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Общий анализ урока или воспитательного мероприятия дает информацию о характере образовательного процесса в том или ином учебном заведении, но вряд ли может привести к получению принципиально нового научного знания. В то же время вычленение в деятельности педагога и учащихся элементов, связанных, например, с развитием познавательного интереса, позволяет разработать модель этого психолого-педагогического феномена, а.также прийти к выводам об эффективных способах стимулирования познавательного интереса и выстроить модель соответствующих педагогических условий. Таким образом, анализ как метод психолого-педагогического исследования характеризуется целенаправленностью.

Чтобы анализ действительно был целенаправленным, необходимо определить признак (или несколько признаков), на основании которого вычленяется та или иная часть исследуемого объекта педагогической реальности. Выделение таких признаков зависит главным образом от задач исследования. Так, стадии процесса выделяются, как правило, на основании качественных изменений, которые происходят в развитии того или иного свойства системы. В основе выделения функций образовательного феномена лежат способы его взаимодействия с педагогической и социокультурной средой. Структурные элементы феномена выделяются чаще всего на основании его функций.

Признаки, по которым производится анализ, целесообразно выделять не одновременно, а последовательно. Например, анализ структуры и функций образовательного феномена представляет собой своеобразную цепочку: ее последующее звено (анализ структуры) базируется на предыдущем (анализ функций).

Анализ — необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, общие для всех частей, и тем самым осознать особенности структуры и развития целостного образовательного феномена.

Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым; в результате получаются условные, односторонние, неполные определения. Поскольку образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применить другой метод — синтез.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.

Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий.

Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Часто эти теории оказываются противоположными в определенных аспектах; корректное применение метода синтеза позволяет снять эти противоречия. Так, религиозная и светская образовательные парадигмы имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, о способах приобретения им духовного опыта, заключенных в той и другой парадигмах, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.

В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином объекте, явлении, процессе. В этом аспекте синтез выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.

В-четвертых, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене — это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами.

Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем предварительном представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ — через синтез. Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией и др.

Идеализация и моделирование.

Модель, как мы уже знаем, — -это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Само исследование невозможно без параллельного моделирования, т.е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Моделирование воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, который называется моделью. Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия, форма которого ясно выражена: в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает информацию об оригинале. Модель — результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.

Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты служат средством научного анализа реальных объектов, основой для построения теории этих объектов. Модели в психолого-педагогическом исследовании являются именно такими идеализированными объектами. Истинная наука, как известно, возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.

Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия. Аналогия (от греч. analogia — пропорция, соразмерность) — соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между объектами, явлениями и процессами, дающее основание для переноса информации, полученной при исследовании одного объекта — модели, на другой — прототип (так называемое отношение объективного подобия). Под аналогией понимается также мыслительная операция — умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).

В науковедении различают следующие функции аналогии:

— аналогия может служить средством конкретизации отвлеченных идей и проблем, разъяснения непонятных фактов, положений, теорий, категорий, использоваться с целью представления абстрактного в более доступной, образной форме;

— по аналогии можно рассуждать об объектах, недоступных прямому наблюдению;

— аналогия часто используется в качестве метода решения исследовательских задач посредством сведения их к ранее решенным задачам;

— аналогия служит средством выдвижения гипотез;

— аналогия может выступать как средство обобщения и систематизации информации, поскольку позволяет получить детальное представление о ряде сходных объектов, выделить в них наиболее существенные черты, сопоставить их и таким образом получить обобщенное знание;

— аналогия устанавливает связь между различными областями знания и тем самым сближает их.

В современной науке аналогия трактуется не как формальное умозаключение, а как эвристический вывод, дающий выход на новое знание. Здесь особенно важно «сходство несходного», т.е. умение находить принципиальное, существенное сходство в предметах и явлениях, внешне друг с другом несхожих (так называемая аналогия противоположностей).

Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.

Другим средством конструирования моделей является дедуктивное моделирование. Исследователь исходит из самых общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью выбранного математического аппарата эта модель проверяется. Применение дедуктивного (математического) моделирования тесно связано со все более глубоким познанием сущности воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования.

В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции.

Это становится возможным благодаря следующим функциям модели:

а) формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;

б) визуализирует представления о структуре изучаемого объекта;

в) дает возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.

Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, — прогноз развития.

Прогностические выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных затруднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи в. преодолении объективных затруднений в развитии. Как правиле»; рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы впоследствии можно было его конкретизировать и уточнять.

Индукция и дедукция.

Индукция это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.

Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов).

Существует несколько приемов абстрагирования, используемых в зависимости от характера реальных объектов и цели абстрагирования:

— если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе — абстракция отождествления. Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;

Читайте также:  Анализ и оценка запаса финансовой устойчивости

изолирующая, или аналитическая, абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;

идеализация как прием абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде.

Дедукция — такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позвюляет лучше понять общее.

Источник



Анализ через синтез

Анализ через синтез — это один из основных механизмов процесса мышления (см. Мышление), который заключается в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Механизм анализа через синтез является необходимым для обнаружения существенных, новых свойств предметов и явлений и обеспечивает познание человеком окружающего мира и самого себя. Эта цель достигается с помощью таких операций познавательного мышления, как анализ и синтез:

  1. Анализ — это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения (см. Анализ).
  2. Синтез — это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое (см. Синтез).

В психологии термин «анализ через синтез» был предложен У. Джеймсом, в качестве одного из наиболее важных механизмов мыслительного процесса активно исследовался С. Л. Рубинштейном, а также А. В. Брушлинским. В научной школе С. Л. Рубинштейна выделяются два основных уровня мышления — операционный и процессуальный, — соответственно которым различаются мышление как деятельность и мышление как процесс. Анализ через синтез есть характеристика мышления именно как процесса, что отражает недизъюнктивную природу мышления, его процессуальность и свидетельствует о том, что наиболее важные мыслительные процессы выступают не чётко изолированными друг от друга, но реализуются один посредством другого в единой аналитико-синтетической познавательной активности.

Анализ через синтез играет важную роль в формировании новых обобщений. В процессе мышления индивидуум раскрывает новое обобщённое свойство объекта (то есть осуществляет его анализ) благодаря синтетическому акту включения объекта в связи и отношениями с другими объектами (после которого следует анализ этих отношений). Например, чтобы определить, является ли тот или иной материал хрупким, человек мысленно или реально должен осуществить его взаимодействие с другими материалами. Механизм анализа через синтез играет важную роль в психическом развитии личности, обеспечивая обобщение различных психологических свойств, процессов, состояний. Обобщение же психологических структур служит условием их развития; психические элементы приобретают устойчивость, строгость и точность в функционировании. Так, согласно С. Л. Рубинштейну, черты характера и взаимосвязи между ними в онтогенезе формируются как генерализация мотивов, интеллектуальные способности — как обобщение мыслительных процессов.

В когнитивной психологии анализ и синтез часто рассматриваются в качестве автономных процессов мышления. Преобладание анализа или синтеза в мышлении конкретного человека ложится в основу типологии индивидуальных различий в познавательной сфере личности. Например, выделяются «аналитики» и «синтетики», исследуются «аналитичный» и «синтетичный» когнитивные (познавательные) стили (Н. А. Witkin, R. B. Dyk). Существуют исследования, которые демонстрируют качественную специфику анализа и синтеза в мышлении. Она выражается в том, что анализ и синтез не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма анализа через синтез, то есть включения познаваемого объекта во все новые связи и отношения с другими объектами и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разложение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. Синтез предполагает не столько объединение определённых элементов в структуру, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. В основе деления «аналитичность — синтетичность» лежит не доминирование изолированных процессов анализа или синтеза, но качественные особенности единых аналитико-синтетических процессов и форм мысли.

Источник

Концепции современного естествознания. Шпаргалки
Группа авторов, 2010

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Концепции современного естествознания». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Понятие и задачи естествознания
  • 2. Взаимосвязь естественных наук
  • 3. Деление естественных наук на фундаментальные и прикладные
  • 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
  • 5. Этапы естественнонаучного познания природы
  • 6. Формирование научной картины мира
  • 7. Глобальные естественнонаучные революции
  • 8. Космология и естественнонаучные революции
  • 9. Уровни научного познания
  • 10. Общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция
  • 11. Общенаучные методы познания: аналогия, моделирование, исторический метод, классификация
  • 12. Методы эмпирического и теоретического познания
  • 13. Формы научного знания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция

К общенаучным методам познания относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, классификация.

Анализ — мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его мельчайшие части. Синтез — объединение изученных в результате анализа элементов в единое целое. Анализ и синтез применяются как взаимодополняющие друг друга методы. В основе такого способа познания лежит желание разобрать нечто, чтобы понять, почему и как оно работает, и собрать снова, чтобы убедиться, что работает именно потому, что имеет изученное строение.

Обобщение — процесс мышления, заключающийся в переходе от единичного к целому, от частного к общему (в принципах формальной логики: Кай — человек, все люди — смертны, Кай — смертен).

Абстрагирование — процесс мышления, заключающийся в добавлении определенных изменений в изучаемый объект или исключении из рассмотрения некоторых свойств объектов, которые не считаются существенными. Абстракциями являются такие понятия, как

(в физике) материальная точка, обладающая массой, но лишенная остальных качеств, бесконечная прямая (в математике) и т. п. Индукция — процесс мышления, заключающийся в выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция предусматривает наблюдение всей совокупности объектов, из которого следуют общие выводы, но в экспериментах используется неполная индукция, делающая вывод о совокупности объектов, исходя из изучения части объектов. Неполная индукция предполагает, что вынесенные за скобки эксперимента аналогичные объекты обладают теми же свойствами, что и изученные, и это позволяет использовать экспериментальные данные для теоретического обоснования. Неполную индукцию принято называть научной. Дедукция — процесс мышления, заключающийся в проведении аналитического рассуждения от общего к частному. Дедукция базируется на обобщении, но проводимом от неких исходных общих положений, считающихся неоспоримыми, к частному случаю для получения истинно верного вывода. Наибольшее распространение дедуктивный метод получил в математике.

Источник

АНАЛИЗ и СИНТЕЗ

Анализ и синтез методы научного познания. Анализ это мысленное или физическое расчленение исследуемого объекта на составные части и изучение их в отдельности. Синтез это формирование целостного образа объекта на основе мысленного соединения его отдельных частей. А. и С. взаимосвязаны друг с другом: синтез невозможен без анализа, а анализ во многом лишен смысла без синтеза.

Анализ и синтез (от греч. analisis – разложение, расчленение и synthesis – соединение, сочетание, составление) – мыслительные и практические методы познания и преобразования. А. представляет собой выявление и рассмотрение отдельных элементов сущего (состава, свойств, отношений, а С. – их соединение в систему или целое на определенном основании. Например, выявление в человеке его природной, социальной и душевно-духовной составляющих и С. их по отношению к основным функциям человека как целостного существа; А. его как объективной, субъективной и присутствия в нем трансцендентной реальности и С. полноты его бытия; наконец, новый С. этих двух С. (Осуществлено в: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999).

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ от греч. analysis — разложение)
— разделение объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis — соединение) — объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, напр. экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные части и т. п. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания и обычно образуют его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемых объектов к выявлению их строения, состава и отдельных свойств. В различных науках используются специфические способы А. и С.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ процедуры мысленного расчленения целого на части и создания целого из частей. Играют важную роль в любой интеллектуальной и практической деятельности. Физиологической основой является аналитико-синтетическая деятельность нервной системы, головного мозга. Операции анализа и синтеза используются в программах для ЭВМ. В своих простых формах аналитико-синтетическая способность есть и у животных. У человека благодаря образованию она поднимается на уровень категориально-понятийного мышления. В психологии антиподом аналитического мышления является синкретическое, т. е. нерасчлененное мышление, восприятие. В аналитическом исследовании из целого вычленяются отдельные части (признаки, свойства, количественные характеристики и т. п.), которые можно изучать в отдельности, можно сравнивать между собой, отделять случайное от необходимого, выявлять взаимосвязи и взаимодействия частей, устанавливать иерархию, структуру. Процедуры синтеза направлены на соединение частей в целое. Но эго не обязательно воссоздание старого целого, это может быть и создание нового. Различные формы научного познания: построение классификаций, образование понятий, формулирование теорий ит. п, — требуют использования этих процедур в единстве. В любой продуктивной, творческой деятельности анализ и синтез дополняют друг друга.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ от греч. analysis — разложение, расчленение, synthesis — соединение) — две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ (А.) — процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез (С.) — объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.
А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные элементы и т.д. Выделенные части могут стать предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Последующий С. восстанавливает целостность объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта — С., но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств.
В различных науках используются специфические способы А. и С.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. analysis — разложение, расчленение и synthesis — сочетание, соединение) — процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей (Часть и целое). Синтетическая и аналитическая деятельность исторически сформировалась и развивалась на основе практической, производственной деятельности человека. Человек миллиарды раз практически осуществлял разделение целого на части и соединение целого из частей, прежде чем он научился осуществлять операции А. и с. при помощи понятий, мысленно. Анализ — это такой способ исследования объектов, к-рый позволяет вычленять отдельные части из целого и подвергать их самостоятельному изучению. Поскольку при этом отдельные части вырываются из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым, то получаются абстрактные, неполные, односторонние определения. Однако анализ — это необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, к-рые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего объекта (целого). Поскольку сложный, развитый объект не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве его взаимосвязей необходимо применить другой метод — синтез. Путем синтеза целое воспроизводится в мышлении как «богатая совокупность, с многочисленными определениями и отношениями» (Маркс), как конкретное целое. Следует иметь в виду, что познание целого не является простым и схематичным. Поэтому, строго говоря, А. и с. — это не отдельные этапы познания, лишь дополняющие друг друга и следующие один за другим; на каждом этапе они неразрывно связаны, отражая связь частей и целого, и не могут плодотворно осуществляться друг без друга. Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, к-рые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем (предварительном), представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе познания синтез осуществляется через анализ, а анализ — через синтез. «. Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания да их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» (Энгельс). В реальной познавательной деятельности А. и с. тесно связаны с другими мыслительными операциями: абстрагированием, обобщением и т. д.

Читайте также:  Структура и главные задачи органов внутренних дел Предметно функциональный и территориальный принцип структур

Анализ и синтез (греч. — разложение и соединение) — в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с играют важную роль в познавательной процессе и осуществляются на всех его ступенях. Центром аналитико-синтетической деятельности является кора больших полушарий головного мозга. Однако аналитико-синтетическая деятельность возникает и осуществляется лишь в процессе и на основе общественно-производственной практики. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с др. мыслительными операциями: абстракцией, обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. является классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д. В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А. — познание частей как элементов сложного целого, установление связей между ними и закономерностей развивающегося целого. Однако А. приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления; единства, к-рое еще остается абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. О., т. е. объединение в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А., идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-материалистическому пониманию А. в с противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с., их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух, неразрывно связанных между собой процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17—18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Но, будучи возведен в абсолютный философский метод, ведущий к рассмотрению вещей вне связи и развития, аналитический метод исследования превратился в метафизический метод мышления. Развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. Теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

АНАЛИЗ и СИНТЕЗ термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения. Специфика А. зависит от природы исследуемого объекта. В рамках каждого научного направления существует целый ряд особых познавательных задач и соответствующих им линий А. В логике А. рассуждения предполагает отвлечение от содержания рассуждения и выявление его логической формы (схемы), воспроизведение схемы дедукции (запись или мысленное представление логической формы рассуждения), установление правильности или неправильности вывода. В теории коммуникации разработаны несколько видов А.: автоматический — извлечение данных, выражающих в однозначной и явной форме смысл текста; грамматический — определение грамматической категории и функциональной роли слова в предложении; независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах языка — посредника и др. В рамках специальной теории относительности существуют теоретические конструкты, у которых наличие объективных референтов (денотатов) далеко не очевидно и требует специального А. По способу осуществления различают: 1) возвратный (регрессивный) А., предполагающий при иследовании фактов переход к А. возможных причин, породивших эти факты. Например, особый характер рентгеновского излучения, поступающего из созвездия Лебедя, позволяет предположить, что источником данного излучения является черная дыра; 2) поступательный (прогрессивный) — предполагающий исследование следствий, вызванные интересующими нас причинами. Например, мысленный А. последствий сжатия Солнца до радиуса 3 км, при котором скорость света на его поверхности обратится в ноль; 3) прямой А. — расчленение непосредственного содержания какой-либо мысли: переход от родовых понятий к видовым, от видовых к подвидовым и т.д. (дедуктивное ограничение). С. (греч. synthesis — соединение, составление) — мысленное соединение частей объекта, структурированного в процессе А., установление связей и взаимодействий отдельных его частей. В процессе С. происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременная верификация (проверка) полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в научной теории, в пределах которой осуществлялся А. Различают несколько видов С.: 1) возвратный (регрессивный), при котором ход исследования направлен от данных фактов, полученных в ходе предварительного А., к предполагаемым или первоначальным условиям, причинам. Например, проведенный А. характера рентгеновского излучения, поступающего из созвездия Лебедя, позволяет сделать вывод о том, что в данном созвездии можно наблюдать двойную звезду, один из компонентов которой — огромная, излучающая свет звезда, а второй, как предположили, — невидимая глазу черная дыра; 2) поступательный (прогрессивный), при котором ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям. Например, А. гипотетически предполагаемого сжатия Солнца позволяет сделать вывод о том, что ничто не сможет покинуть это сжатое Солнце, так как скорость любых объектов, начиная со света, станет равной нулю. Такой объект называется черной дырой; 3) прямой, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых к типологическим и т.д. (индуктивное обобщение).
С.В. Воробьева

анализ и синтез АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. — Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis — соединение, сочетание) — реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный объект. Деление всех процессов мира на аналитические и синтетические является логическим следствием деления всех предметов мира на материю и форму (см: Форма и материя) или, что не меняет сути дела, на элементы и структуру. В этом контексте различают четыре разновидности А. и с: 1. Природный анализ — разложение предметов на части, и природный синтез — объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с природными возможностям. 2. Практический анализ — расчленение предметов на компоненты, и практический синтез — объединение их в целостности, также в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы. 3. Мысленный анализ отделяет от предметов то, что ни в природе, ни на практике неотделимо, напр, улыбку Чеширского кота от самого кота, а мысленный синтез соединяет то, что по законам природы соединить невозможно, напр., голову быка с телом человека. 4. От А. и с. объективно существующих предметов отличают метаанализ и метасинтез, т.е. А. и с. знаний о мире. Различают инстанциальную (от англ. instance — пример) и пропозициональную (от англ. proposition — предложение) трактовку А. и с. как познавательных процедур. В первом случае анализ понимается как мысленное разложения исследуемого объекта на компоненты, а синтез — как мысленное же объединение их в целое; во втором случае А. и с. называют преобразование предложений, обслуживающее инстанционально понимаемые А. и с. Таково классическое, или, как еще говорят, «этимологическое», понимание А. и с. Его сторонники нередко понимают анализ как мысленное разложение исследуемого предмета на любые компоненты: части, свойства и отношения. Однако, в соответствии с так понимаемым анализом, синтез остается без работы: нет такой стороны предмета, познание которой не было бы включено в задачу анализа. «Анализ» и «исследование» становятся синонимами, разделяясь запятой. Именно так понимают, напр., математический анализ: он включает не только дифференциальное, но и интегральное исчисление. Определив анализ как мысленное разложение объекта на любые компоненты, обычно и синтез определяют как «соединение различных элементов, сторон предмета, в систему». Но соединить элементы в систему — значит отразить те отношения, которые образуют ее из ее же элементов. А они уже включены в предмет анализа. Эту широко распространенную точку зрения на А. и с. естественно назвать эклектической. Чтобы преодолеть ее, достаточно исключить из задачи анализа отражение тех отношений, которые образуют предмет из его элементов, и сделать их отражение единственной задачей синтеза. В классической теории содержательные А. и с. отличают от формальных А. и с. Содержательный анализ открывает в исследуемом предмете ранее неизвестные части, напр., элементарные частицы, из которых состоит атом. Содержательный синтез обнаруживает ранее неизвестные отношения, образующие этот предмет из его частей. Именно содержательный синтез осуществил Э. Резерфорд, когда в своей планетарной модели атома показал, благодаря каким отношениям между электронами, протонами и нейтронами образуется атом. Когда современный преподаватель рассказывает об элементарных частицах, входящих в атом, он совершает формальный анализ; когда же он показывает, благодаря каким отношениям между собой эти частицы образуют атом, он совершает формальный синтез. Содержательные А. и с. называют еще расширяющими, формальные — проясняющими. Их классической трактовке противостоит кантовская теория аналитических и синтетических суждений, согласно которой все аналитические суждения являются проясняющими, а все синтетические — расширяющими. С классической теорией тесно связана теория геометрического А. и с, или, как ее еще называют, теория А. и с. в смысле Паппа (греческого математика 3 в. н.э.). В геометрии так понимаемые А. и с. еще до Платона применялись как при поиске гипотезы, предназначенной для решения проблемы, так и при ее доказательстве. Сегодня детально разработаны лишь А. и с. как методы доказательства уже найденной гипотезы. В ходе анализа доказываемое предложение1 условно принимается за истинное; из него выводится предложение. также в качестве лишь условно истинного; и так до тех пор, пока не будет получено предложение, ложность или истинность которого либо уже доказаны, либо признаны очевидными. После этого начинается обратное движение: из ложности предложения заключают о ложности предложения из истинности предложения (при условии обратимости вывода) — об истинности предложения. На этом основании анализ называют движением от конца к началу, или «работой назад» (working backward), а синтез — движением от начала к концу. Как детально показал И. Лакатос («Доказательства и опровержения». М., 1967), с инстанциональной точки зрения геометрический анализ представляет собой процедуру расчленения исследуемого объекта на части (напр., многогранника — на треугольники), а синтез — процесс их объединения в целое. Это позволяет использовать теорию геометрического А. и с. для конкретизации их классической теории. Г.Д. Левин

Источник

Основы мышления и интеллекта

Определение основных элементов и операций мышления, его функции и задачи. Анализ и синтез в мышлении. Теоретическое и практическое мышление. Особенности развития видов мышления и принципы их взаимосвязи. Выявление основных направлений развития интеллекта.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.03.2012
Размер файла 18,8 K
Читайте также:  Макропролактин что показывает этот анализ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основы мышления и интеллекта

1. Понятие, основные элементы и операции мышления

2. Виды мышления и их взаимосвязь

3. Развитие интеллекта

Список используемых источников

В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями.

Человеку для адекватного существования в современном мире всегда требовался оптимальный уровень развития мышления и профессионального мышления как одной из частных его форм. Стремительная сменяемость условий жизни и деятельности специалиста в связи с появлением большого числа инновационных технологий только обостряет необходимость проведения соответствующих научных исследований, изменения взгляда на проблему, пересмотра некоторых ее аспектов.

Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.

Актуальность темы заключается в том, что проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания

Целью данной работы является анализ теоретических основ мышления и интеллекта.

Основными задачами работы являются:

1. Определение основных элементов и операций мышления;

2. Определение видов мышления и их взаимосвязи;

3. Выявление основных направлений развития интеллекта.

1. Понятие, основные элементы и операции мышления

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Основным элементом мышления является понятие — отражение в сознании человека наиболее общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений в отличие от ощущений, восприятий и представлений, которые отражают либо отдельные конкретные свойства предметов и явлений, либо эти конкретные явления и предметы в целом, либо воспроизведение образов, восприняты в прошлом.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции и обобщения.

Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

2. Виды мышления и их взаимосвязь

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени.

В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

В практической мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена уже тем, что фактически мы не совершаем никаких практических действий без того, чтобы у нас не возник соответствующий образ действия, чтобы мы словесно не обозначили то или иное действие. С другой стороны, оперируя самыми отвлеченными понятиями, мы, как правило, опираемся на более или менее соответствующие им образы. Эта взаимосвязь видов мышления находит свое выражение и в постоянных взаимопереходах одного вида мышления в другой.

3. Развитие интеллекта

мышление интеллект анализ синтез

Интеллект — это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.

Развитие интеллекта предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект.

Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальный интеллект, а также способность решать психологические проблемы. Психологи для определения возрастных изменений интеллекта употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта.

Кристаллизованный, или конкретный, интеллект — это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект — это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается.

В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свой интеллект на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п.Уровень интеллекта можно прогнозировать сравнительно рано. Многие исследователи интеллекта полагают, что интеллект 5-летнего ребенка составляет половинуинтеллекта взрослого, а интеллект 8-летнего ребенка достигает 80% интеллекта взрослого. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.

На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие интеллекта ребенка можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения интеллекта возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях.

Интеллект человека обусловлен наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.). Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% интеллекта человека.

Таким образом, процесс мышления является самостоятельным и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление требует досконального рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию. При руководящей деятельности, следует принимать во внимание индивидуальность каждого человека и в тоже время соответствие нормам данного предприятия.

Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения. Научно-техническая революция постоянно изменяет структуру современного сознания, упрощая мыслительные операции и представляя на всеобщее рассмотрение новые гипотезы. Совокупность всего перечисленного открывает новые интеллектуальные сферы деятельности для познания мира и исследования возможностей человеческого сознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Денисова, О.П. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. — М.: Новый издательский дом, 2008.

2) Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. — М.: Вузовский учебник, 2006.

3) Столяренко, А.М. Психология и педагогика. — М. ЮНИТИ, 2007, 2010.

4) Столяренко, Л.Д. Основы психологии. — Р.-на-Д.: ФЕНИКС, 2007.

5) Столяренко, Л.Д. Психология управления. Учебное пособие. — Р.-на-Д.: ФЕНИКС, 2007.

Размещено на Allbest

Подобные документы

Мышление как психический процесс, его структура и виды. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Характеристика мыслительных операций. Соотношение мышления и интеллекта. Диагностика развития мышления на разных возрастных этапах.

курсовая работа [71,1 K], добавлен 26.09.2013

Развитие речи и ее влияние на мышление. Этапы развития мышления ребенка. Основные понятия и принципы интеллектуального развития. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже, эгоцентризм детского мышления. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

контрольная работа [51,8 K], добавлен 06.09.2009

Методики для исследования операциональной стороны мышления. Понятие интеллекта и интеллектуального развития. Становление психодиагностики, первые тестовые исследования. Сущность основных известных методик исследования уровня интеллектуального развития.

дипломная работа [184,3 K], добавлен 19.06.2011

Проблема взаимосвязи речи и мышления. Понятие о мышлении. Развитие мышления. Связь мышления и речи. Физиологические основы мышления и речи. Речь и её функции. Развитие речи. Теоретические проблемы возникновения речи. Взаимосвязь мышления и речи.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 22.12.2008

Проблема объекта и предмета логики. Понятие о формах мышления и логических формах. Понятие логической культуры мышления. Человеческое мышление может быть подразделено на практическое и теоретическое. Структурно-деятельностные основания мышления.

реферат [189,9 K], добавлен 03.07.2008

Теоретические основы исследования образного мышления. Понятие о мышлении. Виды мышления. Сущность, структура и механизмы образного мышления. Теоретические аспекты развития интеллектуальных способностей младших школьников.

курсовая работа [25,2 K], добавлен 25.12.2003

Характерные особенности этапов развития мышления. Рассмотрение идеалистического, иррационального, рационального, аналитического и синтезирующего типов познавательной деятельности и их сочетания. Семь основных видов мышления, их индивидуальные различия.

Источник