Определение прикладного поведенческого анализа

Курс повышения квалификации «Прикладной поведенческий анализ. Теория и практика»

Прикладной поведенческий анализ представляет собой научную дисциплину и терапевтический подход с доказанной эффективностью. Данный подход активно применяется в образовании, медицине, инклюзии, организационном и спортивном менеджменте и других областях. Для России эта дисциплина достаточно новая, но уже накоплен успешный опыт работы как с детьми, так и с взрослыми, в различных жизненных условиях, которым поделятся преподаватели курса, сертифицированные аналитики поведения и практикующие специалисты.

На курсе будет подробно рассмотрен функциональный подход к коррекции поведения, методы и техники проведения анализа, связь различных аспектов поведения и окружающих условий, определение возможностей для изменений поведения.

У вас будет уникальная возможность посмотреть на природу человека с позиции функционального подхода к коррекции поведения, определить ведущую функцию поведения. Вы узнаете, как можно построить работу с чужим и собственным поведением в различных ситуациях, от первичного анализа до желаемых результатов.

Программа курса

  1. Место прикладного анализа поведения в системе научного знания.
  2. Радикальный бихевиоризм Скиннера.
  3. Поведение и среда. Топография и функция. Свойства и характеристики поведения.
  4. Респондентное и оперантное обусловление.
  5. Базовые принципы анализа поведения.
  6. Измерение поведения и графический анализ данных.
  7. Функциональный подход к коррекции поведения. Экспериментальные модели.
  8. Применение анализа поведения в бизнесе, образовании и психотерапии.

Для кого этот курс

Для психологов, психотерапевтов, педагогов специального образования, студентов психологов и всех, кто интересуется психологической наукой.

Преподаватели курса

Окончил Восточно-Европейский Институт Психоанализа, специализация «Клиническая психология». Прошел полный курс поведенческого анализа BCBA в Технологическом институте Флориды (Florida Institute of Technology).

С 2014 года работает в Центре Прикладного Поведенческого Анализа (ЦППА) в Санкт-Петербурге. Стаж преподавательской работы более 6 лет. C декабря 2018 года – клинический директор Центра Прикладного Поведенческого Анализа.

Окончила Тамбовский Государственный Университет им. Г. Р. Державина. Прошла полный курс обучения по сертифицированной программе подготовки специалистов по Прикладному Анализу Поведения (ABA).

С 2014 года работает в Центре Прикладного Поведенческого Анализа (ЦППА) в Санкт-Петербурге. Стаж работы более 6 лет куратором инклюзивных проектов центров развития, детских садов и школ в городах России

Преподаватель курсов по прикладному анализу поведения на базе Института прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий.

Видеоанонс

Источник



Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям

Прикладной анализ поведения

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вся наша жизнь, в принципе, может быть охарактеризована одним единственным словом – «поведение». Все, что связывает нас с окружающими людьми, предметами, даже самим собой, – это те или иные проявления нашего поведения. А как много вы знаете об этом понятии? Когда оно зародилось? Какое место занимает в психологии? Можно ли воздействовать на свое поведение или на поведение окружающих людей и что такое прикладной анализ поведения? Давайте попытаемся постепенно ответить на все указанные вопросы.

Что такое «поведение»?

Определяя «поведение» отметим, что это взаимодействие живого организма с объектами окружающей среды, которое измеряется перемещением во времени или пространстве с одновременным изменением окружающей среды.

Наше поведение напрямую взаимосвязано с тем, что мы воспринимаем вокруг, поэтому изучение факторов, влияющих на поведение индивидуума, всегда привлекало большое количество ученых. В психологии развилось особенное направление – бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), ставящее во главу угла изучение реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон, американский психолог конца 19 – начала 20 века. Бихевиоризм отталкивался от возможности и необходимости познавать психологию личности при помощи точных и измеримых методов.

Дж. Уотсон вывел простую формулу, связанную с поведением:

Формула Джона Уотсона: Стимул = Реакция

Данная формула означает, что все поведение человека формируется в результате влияния стимулов. К примеру, мы ходим на работу, чтобы зарабатывать деньги, мы питаемся, чтобы получать энергию, мы идем в магазин за свитером, чтобы не замерзнуть зимой, мы читаем данную статью, чтобы стать более информированными и развитыми (или руководствуемся каким-либо другим мотивом, но главное, что он у нас есть). Непроизвольное моргание, дыхание и другие процессы в организме также основаны на физиологических причинах.

Позднее концепция бихевиоризма была содержательно дополнена нашим соотечественником Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), который, проводя эксперименты на собаках, также доказал возможность выработки безусловного рефлекса (выработка слюны при виде пищи, а точнее, при восприятии звонка) в результате научения или условного рефлекса (выдача пищи следовала после звонка).

Типы обусловливания поведения

В рамках изучения поведения стоит различать респондентное и оперантное обусловливание поведения. Два вышеуказанных ученых склонялись именно к изучению респондентного мотивирования, как раз-таки работающего по формуле «стимул-реакция», то есть за каждым мотивом следует определенный ответ в виде того или иного поведения.

Оперантное же обусловливание склоняется к формуле «стимул-подкрепление-реакция». То есть в данном случае мы руководствуемся не причиной нашего действия, а реакцией со стороны (поощрением или наказанием), и в зависимости от неё у нас складывается реакция.

Приведем пример. Ваш ребенок ходит зимой без шапки, вы за это переживаете, потому что он может заболеть. Джон Уотсон здесь предложил бы вам объяснить своему ребенку, что если он будет ходить с неприкрытой головой, он может заработать себе простуду. Либо в конце концов ваш ребенок заболеет, у него выработается реакция «хожу без шапки-болею», и он больше не будет выходить из дома в холод без головного убора.

Беррес Скиннер, как раз-таки разработавший идею оперантного обсуловливания, направил бы вас по другому пути и посоветовал бы ввести меру поощрения за то, что ребенок надевает шапку. Допустим, вы можете его похвалить, материально или идеально поощрить. Можно придумать что-то вроде этого: «Давай ты наденешь шапку, а я заберу тебя пораньше с занятий, и мы пойдем гулять». В такой ситуации ребенок наденет головной убор, потому что у него будет реакция на подкрепление – на то, что вы заберете его из школы пораньше.

При этом Скиннер указывал, что гораздо более твердо реакция закрепляется в случае поощрения, то есть позитивного подкрепления, а не наказания. Иными словами, если вы будете кричать, бить, оскорблять своих детей, вызывая страх и слезы, то реакция будет происходить, но при этом у личности будет развиваться низкая самооценка, излишнее переживание и тревога.

Обратите внимание, что таким образом мы можем влиять на поведение окружающих людей, то есть изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояния посредством мотивационного, стимулирующего механизма.

Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами). Давайте немного подробнее остановимся на данной методике.

Прикладной анализ поведения: сущность, этапы, критика

Прикладной анализ поведения (или ПАП-терапия/ABA-терапия) представляет собой поведенческую терапию, ориентированную на вовлечение детей-аутистов в окружающие социальные условия. При ПАП-терапии действия проводника (непосредственной личности, работающей с ребенком, как правило, кого-то из родителей) направлены главным образом на создание благоприятных внешних условий, в которых ребенок-аутист будет развиваться, социализироваться и принимать сложившуюся окружающую среду.

По сути, диагностированные аутистическим расстройством страдают от дефицита социального взаимодействия и общения, зачастую имеют неширокий круг интересов и могут выполнять повторяющиеся действия. Прикладной анализ поведения направлен как раз на нивелирование данной симптоматики, научение ребенка понимать мир, реагировать на него и успешно с ним контактировать.

Принципы бихевиоризма – стимулирование, поощрение – активно используются в данной методике. Однако важно помнить, что в данном случае от проводника должен исходить односторонний поток исключительно положительных эмоций. Вообще, данная методика, хоть и направлена на ребенка-аутиста, передается через проводника, фактически, он (она) становится главным фигурантом поведенческого анализа.

Ребенок, будучи подверженным прикладному анализу поведения, не должен видеть раздражения, нетерпения, уж тем более агрессии со стороны проводника. Первостепенной задачей является научение ребенка принимать свои эмоции:

  • гордость и радость за успехи; при неудавшейся попытке, непослушании.

Ментору важно сохранять спокойствие, не давать поводов для расстройства и закрытия, постоянно анализировать поведение ребенка. Некоторым аутистам присуща большая развитость слуха, другим – зрения, кто-то в большей степени познает действительность за счет вкуса, а кто-то – осязания. При поиске подхода к ребенку важно подобрать правильный канал, через который можно воздействовать на мозговую активность в большей степени.

Читайте также:  Анализ басни лессинга ворон и лисица

Чтобы прикладной анализ поведения действительно работал, необходимо практиковать его ежедневно. Врачи называют цифру примерно 5-6 часов в день, однако методика ПАП должна стать образом жизни, особенно для проводника. Постоянное чуткое, внимательное, терпеливое отношение родителя (или другого проводника) при одновременном анализе поведения следует ввести в ежеминутную практику. Безусловно, это стоит больших усилий, но помните, что с улучшением состояния ребенка все будет возвращаться сторицей.

Условно выделяется четыре этапа при использовании методики ABA. Рассмотрим каждый из них.

Сигнал – понимание

На первом этапе ребенок пытается найти контакт с внешним миром, пытается понять, что от него требуют, затем оценивает это и выдает ответную реакцию на запрос из внешней среды. К примеру, проводник хочет, чтобы ребенок покачал головой. Это простой шаг на пути выстраивания более сложных комбинаций, однако он очень важен, так как на данном этапе ребенок учится воспринимать сигналы извне и реагировать на них. Очень важно также поощрение со стороны проводника, который видит успех у своего подопечного. Если же у больного не получается, наберитесь терпения – все обязательно продвинется.

Усложнение

Если на первом этапе мы учились просто распознавать сигналы и реагировать на них, то здесь мы связываем простые шаги и составляем более комплексные комбинации, задействуя разные участки мозга ребенка-аутиста. К примеру, если ранее вы учились махать рукой на прощание с кем-либо, то на втором этапе попробуйте добавить вербальный контакт –махать рукой и говорить «пока» одновременно. Задача проводника – разбудить мозг аутиста, заставить его работать. Помните, это самый малоизученный орган, подвергаемый изменениям в наиболее сложной степени. Наберитесь воли и терпения.

Генерализация навыков

Освоив два предыдущих этапа, обычные сигналы следует превратить в конкретные запросы от проводника. Степень выполнения этих запросов выражает обладание ребенком теми или иными навыками. Команды по типу «дай», «возьми», «принеси», «положи» являются кумулятивными и состоят из отдельных действий, простых шагов, которые, по идее, были изучены на первом и втором этапах. Поэтому здесь ребенок становится более подготовленным к жизни в обществе, может воспринимать комплексные сигналы и реагировать на них.

«Выход в свет»

Когда ребенок с аутистическим расстройством уже осваивает все вышеуказанные научения, он должен непосредственно выйти на практику и попробовать общаться с окружающими людьми. Не с мамой, папой, бабушкой, родственниками или психологом, а именно с чужими людьми. Тем не менее помните, что эти люди должны быть благожелательны и адекватны. Кстати, совершенно не рекомендуется вводить ребенка в среду с такими же особенными детьми, потому что их реакция может быть немного необычной, что может его смутить, расстроить.

Исходя из концепции ABA-терапии, пройдя четыре вышеописанных этапа, ребенок сможет социализироваться и погрузиться в среду других людей.

Однако многие психологи, эксперты подвергают методику ПАП критике, выражая мысль о том, что ребенок в данном случае подвергается некой дрессировке, проводник стимулирует, а ребенок исполняет команды только ради поощрения и получения похвалы. Фактически, метод ПАП основан именно на стимулах, поощрении и реакции. Однако подвергать сомнению его результативность сегодня не приходится.

Одним из менторов ABA-методики является Марина Азимова, магистр педагогических наук, доцент МГППУ, сертифицированный поведенческий аналитик, да и просто мать ребенка-аутиста. В этом видеоролике вы можете прослушать её лекцию, где она подробно делится опытом применения прикладного анализа поведения:

Методика ПАП применима не только в отношении больных аутизмом детей, но также и обычных здоровых людей самого разного возраста. Главное понимать сущность методики: берите в расчет формулу Б. Скиннера и меняйте свои привычки, а также влияйте на поведение других людей.

Кстати, отличным вариантом оказания влияния на свое поведение может служить наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», где за 6 недель вы научитесь бороться со стрессом и апатией, выстраивать хорошие отношения с друзьями и коллегами, а также победите прокрастинацию.

Завершая, хотелось бы напомнить, что если вам на долю выпало воспитание ребенка, страдающего аутизмом, помните, что вам это по силам и вы обязательно справитесь. Иначе, он бы не был вам послан. Главное при воспитании этого ребенка – не давать понять ему, что он сильно отличается от других. Создайте вокруг атмосферу совершенно обычного ребенка, и тогда он поверит и не будет чувствовать себя некомфортно в социальной среде.

Источник

Поведенческий анализ

Поведенческий анализ

Поведенческий анализ — это научное направление, основанное на базе бихевиористских принципов. Своей целью поведенческий анализ выдвигает выявление нежелательных форм поведения и разработку методов коррекции этих форм в различных проявлениях.

Выделяют три вида поведенческого анализа:

  1. экспериментальное изучение поведения конкретного индивидуума;
  2. прикладной анализ поведения или изучение очевидных факторов поведения в социальном и культурном контексте;
  3. концептуальный анализ поведения — изучение поведения сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Как правило, психологи используют две области анализа поведения: экспериментальную и прикладную.

Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analisis (ABA)) является научно обоснованным подходом к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Под поведением в данном случае подразумевается любое взаимодействие организма с окружающей средой.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» — предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» — использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» — представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. http://www.behavioranalysiseducation.com
  3. http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html
Читайте также:  Здоровье анализ са 125

Автор: Евгения Прозорова
Педагог по работе с детьми с повышенными образовательными потребностями

Источник

Прикладной поведенческий анализ: определение, методы и использование

Прикладной поведенческий анализ, научно-практическая процедура, которая это происходит из радикального бихевиоризма Б. Ф. Скиннера , развился во многом с тех пор, как пионеры, такие как Скиннер, начали разрабатывать парадигму оперантного кондиционирования около 100 лет назад.

В этой статье опишем прикладной поведенческий анализ и его основные приемы и утилиты .

  • Статья по теме: «Бихевиоризм: история, концепции и основные авторы»

Определение прикладного поведенческого анализа

Термин «прикладной поведенческий анализ» или «прикладной анализ поведения» относится к типу процедуры, которая использует принципы и приемы психологии обучения для изменения поведения людей, которые нуждаются в помощи. В частности, прикладной поведенческий анализ основан на операционной парадигме Скиннера.

В целом, оно состоит в замене ненадлежащего поведения другими функционально эквивалентными, но более желательными. Для этого необходимо провести в первую очередь функциональный анализ поведения, то есть определение непредвиденных обстоятельств Между ответом, мотивацией его выполнения, стимулами, которые ему предшествуют, и последствиями, которые его поддерживают.

Концепция очень близка к концепции изменения поведения; В настоящее время оба часто используются взаимозаменяемо, хотя «прикладной поведенческий анализ» считается более правильным, поскольку он имеет более широкое значение и подчеркивает актуальность анализа функционального поведения.

Эта дисциплина была применена очень особенным образом способствовать образованию детей с расстройствами аутистического спектра (особенно тот, который относится к языку), хотя он также используется у людей с интеллектуальным или физическим функциональным разнообразием, с тяжелыми психическими расстройствами или зависимостью от веществ, а также в неклинических или образовательных контекстах.

Историческая эволюция

Буррус Фредерик Скиннер разработал парадигму оперантной обусловленности, переосмысливая знания, внесенные его предшественниками в поведенческую ориентацию рамки радикального бихевиоризма, который занимается поведением наблюдаемый не рассматривая гипотетические конструкции, в частности разум, как основные компоненты.

Однако, в отличие от того, что думают многие психологи, операционная модель и радикальный бихевиоризм не отрицают и не игнорируют важность мыслей и других промежуточных психологических переменных. На самом деле, наиболее распространенным в функциональном анализе поведения является то, что мотивации, убеждения, ожидания и другие когнитивные процессы включены.

Поведенческий анализ, применяемый как таковой, восходит к 1960-м годам. , В это время исследователи и теоретики из университетов Вашингтона и Канзаса начали систематически работать в этой области и основали журнал «Журнал прикладного анализа поведения», президентом которого сам Скиннер будет до самой своей смерти.

Особенно важным ученым в этой области был Ивар Ловаас, который способствовал и внес ключевой вклад в систематизацию применения прикладного поведенческого анализа в случаях детского аутизма. Популяризация этой дисциплины в последующие десятилетия значительно расширила возможности применения прикладного поведенческого анализа.

  • Может быть, вам интересно: «Теория Б. Ф. Скиннера и бихевиоризм»

Используемые методы и методы

Прикладной поведенческий анализ, как в случае с оперантной обусловленностью в целом, в значительной степени основан на концепции подкрепления , который определяется как усиление определенного ответа, потому что его выполнение имеет положительные последствия (или, правильнее сказать, аппетит) для тех, кто его выполняет.

В этих рамках основополагающим является отвод условных подкреплений на нежелательное поведение, которое называется «исчезновением», а также применение новых подкреплений после выполнения поведения, которое необходимо консолидировать. Желательно, чтобы подкрепление было немедленным, но помимо этого лучше всего индивидуализировать его.

Другим ключевым компонентом прикладного поведенческого анализа является высокая степень структурирования процедур , Это позволяет систематически оценивать прогресс в лечении или обучении и особенно важно для людей с аутизмом из-за их характерной потребности в структурировании окружающей среды.

Некоторыми из наиболее распространенных психологических методов в прикладном поведенческом анализе являются моделирование (обучение путем наблюдения и имитации), лепка (прогрессивное улучшение реакции), цепочка (разделение сложного поведения на сегменты) и дифференциальное усиление несовместимого поведения с которой он стремится устранить.

  • Связанная статья: «5 методов модификации поведения»

Приложения этой дисциплины

Как мы уже упоминали ранее, наиболее характерными процедурами прикладного поведенческого анализа являются те, которые связаны с Аутизм, синдром Аспергера и другие распространенные нарушения развития , Ключевыми аспектами этих нарушений являются недостатки в общении, в социальном взаимодействии и в разнообразии поведенческого репертуара.

В этих случаях прикладной поведенческий анализ имеет широкий спектр утилит, таких как разработка и отработка разговорного языка и других процедурных навыков ; например, дети с такими расстройствами часто испытывают трудности в освоении базовых навыков самообслуживания.

С клинической точки зрения, прикладной поведенческий анализ может использоваться практически в любой проблеме, учитывая, что это очень общая структура вмешательства. Тем не менее, это может быть особенно полезно для объединения альтернативных поведений, которые характеризуют конкретную патологию клиента.

Помимо образования и клинической психологии, другие области, в которых применяется прикладной поведенческий анализ, включают укрепление здоровья и физических упражнений, медицинские вмешательства , безопасность работы, управление деменциями и обучение и уход за нечеловеческими животными.

Источник

Вопрос-ответ. Кто такой поведенческий аналитик?

Прикладной поведенческий анализ (applied behavior analysis или ABA) – это метод, который зарекомендовал себя в многочисленных научных исследованиях. Его назначение в том, чтобы помочь детям с аутизмом добиться своих целей в обучении и, в конечном итоге, стать более активными, плодотворными и независимыми членами общества.

На данный момент нет способа ни вылечить, ни предотвратить это неврологическое расстройство, так что знания и навыки АВА необходимы всем без исключения родителям и членам семьи детей, у которых недавно был диагностирован аутизм. Так что же такое прикладной поведенческий анализ, и почему в команде специалистов, помогающих вашему ребенку, должен быть поведенческий аналитик?

aba04

Что такое прикладной поведенческий анализ?

Анализ поведения – это область науки, которая изучает влияние факторов окружающей среды на поведение. В наше время мы понимаем, что любое поведение зависит как от биологических факторов, так и от факторов в окружении человека. Представители самых разных областей, от педагогики до рекламы, изучают, как различные аспекты окружающей среды могут влиять на человеческое поведение, чтобы действовать на знания людей или добиваться своих целей.

Поведенческий анализ отличается от этих сфер деятельности тем, что он является отдельной наукой. В нем используются такие же инструменты, что и в любой другой науке: четкие формальные определения, объективные измерения, контролируемые эксперименты, анализ данных и репликация результатов.

Прикладной поведенческий анализ – это область практического применения всех этих инструментов ради желательных изменений поведения у индивидуальных клиентов. Таким образом, поведенческий аналитик – это ученый и практик в одном лице, который может помочь вашему ребенку в достижении его целей и раскрытии своего потенциала.

Что делает поведенческий аналитик?

Поведенческий аналитик – это профессиональный наблюдатель, его внимание полностью сосредоточено на конкретном человеке. Ваш поведенческий аналитик должен непосредственно наблюдать вашего ребенка в самых разных ситуациях, после чего он составит объективную картину его сильных сторон и потребностей в учебных навыках. Поведенческий аналитик объективно определит те виды поведения, которые он наблюдает, причем он сделает это таким образом, чтобы любой член семьи или другой специалист мог наблюдать за тем же поведением: вся команда ребенка должна быть согласна в том, что они видят.

Поведенческий аналитик избегает размытых терминов вроде «делится с другими», он превращает их в точные описания, например, «кладет игрушку в чужую руку». Такая четкая и объективная информация даст вам представление о нынешних навыках и успехах ребенка, и это позволит вам объективно оценивать эффективность любой терапии и лечения. Это очень важный шаг, без которого вам будет трудно принимать решения о лечении ребенка.

Ваш поведенческий аналитик также должен быть искусным экспериментатором. Он выбирает процедуры, которые подойдут для достижения конкретных учебных целей вашего ребенка. После этого он проведет мини-эксперименты, чтобы определить эффективность этих процедур – в какой степени они влияют на поведение вашего ребенка. Когда речь идет о том, какой подход использовать с ребенком, именно поведенческий аналитик выбирает те вмешательства, которые, скорее всего, могут сработать для вашего ребенка.

У поведенческого аналитика есть свой уникальный «багаж» различных вмешательств, которые должны быть основаны на последних научных исследованиях и связаны с универсальными принципами поведенческого анализа. Вот один пример – метод видео-моделирования. Его суть в том, что для ребенка снимаются специальные видеоклипы, которые служат ему в качестве визуальной подсказки при освоении нового поведения, например, надевания куртки.

Читайте также:  Кластерный анализ и решаемые им задачи

Другой пример конкретного метода – угасание подсказок, когда ассистент учит ребенка новому навыку и систематически уменьшает подсказки, чтобы ребенок использовал этот навык самостоятельно, без помощи взрослых. Ваш поведенческий аналитик должен обучать инструкторов, членов вашей семьи и других людей в окружении ребенка тому, как внедрять выбранные процедуры, чтобы ваш ребенок смог использовать новые навыки в различных ситуациях и с разными людьми.

aba02

Поведенческий аналитик будет изучать данные анализа поведения вашего ребенка в ответ на различные терапевтические методы, чтобы убедиться, что они эффективны, а после этого рекомендует модифицировать программу на основании этих данных.

Говоря кратко, поведенческий аналитик поможет вам четко определить сильные стороны и учебные потребности вашего ребенка. Используя научно-обоснованные методологии, он рекомендует вмешательства для этих потребностей, после чего он будет руководить программой вашего ребенка, оценивая результаты вмешательств, чтобы максимизировать прогресс и развитие ребенка.

Почему нам нужен поведенческий аналитик помимо других специалистов?

Потому что ваш ребенок – это уникальная личность. Если у вашего ребенка диагностировали аутизм, то это значит, что у него есть значительные трудности в трех областях: язык, социальная коммуникация и ограниченные интересы/повторяющееся поведение. В то же время, хотя все дети с аутизмом демонстрируют определенные проблемы в каждой из этих сфер, больше между этими детьми нет ничего общего. Один ребенок может говорить практически типично, но не может участвовать в двухстороннем разговоре, в то время как другой ребенок вообще не может говорить. Один ребенок может повторить по памяти все маршруты автобусов в городе, в то время как другой хочет играть только с игрушечным паровозиком, который он скатывает со стола. Другими словами, хотя у всех детей с аутизмом есть общие особенности, они очень сильно отличаются друг от друга.

Поведенческие аналитики, в силу своей квалификации, очень хорошо подходят для подобной ситуации – поведенческий анализ по определению базируется на индивидуальных особенностях поведения. Поведенческий аналитик применяет свое знание о лечении аутизма и свое понимание того, как эти трудности проявляются у вашего ребенка. Важно отметить, что поведенческий аналитик должен реагировать на эти трудности, отталкиваясь от индивидуальных способностей и мотивации вашего ребенка.

Каждая ситуация должна использоваться как возможность для обучения. Мы знаем, что раннее вмешательство при аутизме работает. Большинство маленьких детей с аутизмом очень хорошо реагируют на интенсивную АВА-терапию, а ранние успехи значительно увеличивают возможности для обучения и прогресса в более старшем возрасте. Как родители, вы заинтересованы в том, чтобы увеличить период активного обучения вашего ребенка, чтобы уменьшить симптомы аутизма и развить его сильные стороны. Это означает выбор наиболее эффективного и действенного лечения для ребенка – утомительная цель, если учесть обилие информации в Интернете и других источниках для родителей детей с аутизмом: соблазнительные обещания исцеления, простые решения, привлекательно упакованные комплексы терапий.

В рекомендациях и при выборе процедур для ребенка поведенческий аналитик в первую очередь ориентируется на те, которые были описаны в научной поведенческой литературе, в идеале, должны существовать экспериментальные данные об этих процедурах применительно к людям того же возраста и с тем же диагнозом, что и ваш ребенок. Сейчас существуют сотни научных исследований, которые задокументировали эффективность различных процедур поведенческого анализа для детей с аутизмом. Поведенческий аналитик сужает круг существующих процедур до тех, которые связаны с профилем вашего ребенка, например, его навыками, предпочтениями и пожеланиями его родителей, а также простоты внедрения той или иной процедуры.

Примеры хорошо изученных и эффективных процедур АВА включают подсказки, угасание, формирование, построение связей и дифференциальное поощрение. Некоторые наиболее известные подходы АВА, например, метод базисного ответа и обучение дискретными попытками, представляют собой сложные комбинации отдельных процедур. Однако все процедуры прикладного поведенческого анализа основаны на первоначальных принципах поведенческого анализа – науки о поведении, которая насчитывает более пятидесяти лет.

aba03

Ваш поведенческий аналитик не только проследит за тем, чтобы ребенок занимался только той терапией, которая поддерживается научными доказательствами, он должен супервизировать сбор данных, чтобы гарантировать, что терапия действительно работает. Если у вашего ребенка нет прогресса, то он должен рекомендовать модификации в терапии.

Если вы интересуетесь не поведенческими методами лечения, то поведенческий аналитик может вам помочь оценить эффективность и других подходов, чтобы вы могли принять более информированное решение о том, как максимизировать прогресс вашего ребенка и избежать неэффективного и потенциально опасного лечения. (Всем родителям детей с аутизмом, которые недавно узнали о диагнозе, рекомендуется прочитать главу, написанную Джиной Грин, «Оценка утверждений о лечении аутизма» в книге Кэтрин Морис «Поведенческие вмешательства для маленьких детей с аутизмом»).

Поведенческий аналитик ничего не обещает. Для АВА нет никакой гламурной упаковки. Это тяжелая эффективная работа, требующая немалого ума.

Поведенческие аналитики любят говорить о базисных видах поведения, и вам следует перенять у них эту привычку – мы все должны уделять внимание базисному поведению. Это поведение ведет к желательным изменениям в окружающей среде, что приводит к формированию все более и более сложного базисного поведения, что ведет к новым положительным изменениям в окружающей среде – это постоянная спираль развития навыков, которая ведет к новым жизненным возможностям.

Давайте посмотрим на пример базисного поведения – способность принимать решения. Для маленького ребенка с аутизмом принятие решений может начаться с выбора между двумя наглядными альтернативами. Это приводит к положительным изменениям в окружающей среде – он занимается тем, что сам выбрал, а не тем, что выбрал кто-то еще. Когда наши действия ведут к предпочитаемым результатам, мы склонны делать это снова. Итак, ребенок, с большой вероятностью, продолжит делать выбор – сначала из двух наглядных альтернатив, затем из нескольких устных альтернатив, и, возможно, в более отдаленном будущем он даже будет принимать участие в семейных дискуссиях на тему «чем нам заняться на выходных?»

Обучение навыку выбора из двух альтернатив является базисным, потому что это естественным образом ведет к развитию словарного запаса и независимого принятия решений. В нашем обществе мы высоко ценим способность принимать решения за самих себя, очень часто мы считаем способность делать выбор показателем нашего качества жизни. Таким образом, чем больше у вашего ребенка будет возможностей для выбора, и чем лучше у него развит навык для использования таких возможностей, тем счастливее он будет, и тем меньше у него будет проблемного поведения.

Поведенческий аналитик будет руководить программой вашего ребенка с целью развития базисных видов поведения, которые будут способствовать дальнейшему развитию учебных навыков и повысят качество жизни вашего ребенка.

Как мне найти квалифицированного поведенческого аналитика?

В первую очередь нужно искать в международной Сертификационной комиссии поведенческого анализа (Behavior Analysis Certification Board, BACB). У этой организации есть список поведенческих аналитиков, получивших сертификат комиссии (BCBA), в различных регионах. Образовательный минимум для BCBA включает: магистерскую степень по поведенческому анализу, практику поведенческого аналитика с супервизией другого специалиста, успешный результат сертификационного экзамена в комиссии.

У BCBA обязательно должен быть диплом не ниже магистерской степени в области поведенческого анализа, либо по смежной специальности (например, коррекционной педагогике или психологии). BCBA-D – это поведенческий аналитик с докторской степенью. Помимо минимальной квалификации BCBA обязана документировать свое постоянное профессиональное развитие – участие в конференциях, семинарах и дополнительных курсах. Каждый BCBA также обязан следовать Этическому руководству поведенческого анализа. Каждый BCBA несет ответственность перед населением своего региона, где он работает, и отвечает перед Сертификационной комиссией поведенческого анализа.

Это не значит, что специалисты без звания BCBA не являются профессионалами. Некоторые специалисты годами обучались поведенческому анализу и работали в этой области, но не получали сертификата комиссии. Более того, наличие сертификата еще не гарантирует, что это хороший поведенческий аналитик, или что этот аналитик подходит вашему ребенку.

Помимо минимальных требований, ищите такого поведенческого аналитика, который как минимум несколько лет работал с маленькими детьми с аутизмом, и который в курсе последних научных статей по аутизму. Наконец, как и в случае с любым специалистом, ищите того, с кем вам самим будет комфортно работать – подходящую партию.

Источник