Политический анализ: сущность, структура и методы
Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.
Общее определение
Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.
Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.
Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.
Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.
Субъектами представленной аналитической деятельности являются:
- подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
- аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
- частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
- СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.
Направления исследования
Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:
Особенности существующих стратегических проблем. Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере. Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем. Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия. Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.
Методики
Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:
- Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
- Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
- Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
- Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
- Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
- Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
- Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.
Этапы анализа
Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.
Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.
На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.
Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.
В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.
На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.
Научный инструментарий
Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:
- Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
- Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
- Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
- Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.
Философские признаки
Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.
Эти принципы нужно применять в ходе анализа:
Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи. Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.
Виды анализа
Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:
- диахронный;
- данных;
- дисперсионный;
- документов;
- кластерный;
- когорты;
- контекстуальный;
- корреляционный;
- многомерный;
- многофакторный;
- синхронный;
- системный;
- структурный.
Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.
Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.
Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.
Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.
Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.
Другие подходы
Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.
Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.
Компоненты
Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:
Исследование реально сложившейся ситуации в политике. Прогноз дальнейшего развития этой ситуации. Принятие решений на основе проведенного анализа.
Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.
В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.
В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.
Прогноз в политической сфере
Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.
В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.
При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:
- Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
- Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.
Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.
Источник
Политический анализ: сущность, структура и методы
Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.
Общее определение
Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.
Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.
Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.
Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.
Субъектами представленной аналитической деятельности являются:
- подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
- аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
- частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
- СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.
Направления исследования
Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:
- Особенности существующих стратегических проблем.
- Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере.
- Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем.
- Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия.
- Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.
Методики
Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:
- Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
- Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
- Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
- Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
- Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
- Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
- Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.
Этапы анализа
Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.
Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.
На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.
Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.
В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.
На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.
Научный инструментарий
Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:
- Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
- Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
- Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
- Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.
Философские признаки
Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.
Эти принципы нужно применять в ходе анализа:
- Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи.
- Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.
Виды анализа
Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:
- диахронный;
- данных;
- дисперсионный;
- документов;
- кластерный;
- когорты;
- контекстуальный;
- корреляционный;
- многомерный;
- многофакторный;
- синхронный;
- системный;
- структурный.
Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.
Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.
Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.
Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.
Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.
Другие подходы
Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.
Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.
Компоненты
Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:
- Исследование реально сложившейся ситуации в политике.
- Прогноз дальнейшего развития этой ситуации.
- Принятие решений на основе проведенного анализа.
Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.
В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.
В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.
Прогноз в политической сфере
Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.
В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.
При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:
- Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
- Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.
Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.
Источник
Политический анализ в системе политических наук: уровни, методология, процедуры, формы.
Дисциплинарная область «политического анализа» не определена в российской политической науке до сих пор.
С одной стороны, в Госстандарте по специальности «политология» не проведено разграничения между «эмпирическими методами в политических науках» и собственно «политическим анализом». На данную проблему указывает А.А. Дегтярев, один из ведущих российских специалистов в данной области.
Так, в 1994 году А.Д. Шутов, ныне зав. кафедрой «Государственной политики» философского факультета МГУ вводит понятие дисциплины «прикладная политология»[14], которая построена на совмещении эмпирической и прикладной сфер политологии. В данном случае политический анализ был сведен им к эмпирическим методам и процедурам.
С другой стороны, в российской и зарубежной политологии существует два основных подхода к политическому анализу. Например, в сборнике учебных материалов под редакцией Е. Ю. Мелешкиной «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» реализован подход Д. Истона и Р. Даля. Последний понимал «политический анализ» как синоним анализа логического для изучения фундаментальных политических проблем. Тем самым, вытесняя область политического анализа в сферу политической теории. В данном случае в США, в Великобритании и в странах Европы данный подход был реализован в дисциплине «Political analysis».
А.А. Дегтярев выделяет два типа политического анализа – теоретический и прикладной. Он предлагает теоретический анализ оставить в сфере политической теории, а прикладной – в сфере дисциплины «политический анализ».
В этом он опирается на позицию канадского политолога Л.Пала, который отмечал, что фундаментальное (академическое) исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Для более четкого разведения фундаментальной и прикладной сторон (или компонент) политической науки А.А. Дегтярев предлагает использовать пять критериев их относительного различения и разграничения, приведенных втабл. 1.
Таблица 1.
Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии
№ | Критерии | Фундаментальное исследование | Прикладное исследование |
1. | Цель (функция) | Познавательная (познание механизмов, закономерностей) | Преобразовательная (использование опознанных механизмов) |
2. | Роль субъекта анализа | Объективированная (отстраненно-нейтральная) | Субъективированная (активно-заинтересованная) |
3. | Связь теории с практикой | Опосредованная | Непосредственная |
4. | Фаза познавательного цикла | От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям | От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях |
5. | Пространственно-временной континуум | В основном не жестко лимитированное пространство и длительный период времени | Локализованность пространства и лимитированность времени |
К прикладным отраслям политологии, по его мнению, можно отнести концепции государственного управления и партийной стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно было бы связать с теориями власти и политической системы, компаративным (сравнительно-историческим) исследованием политических институтов и культуры и т. д. Следует здесь же заметить, что прикладное исследование политики, как правило, является междисциплинарным,поскольку в фундамент подобного анализа, наряду с моделями политической системы, попадает изучение действия факторов ее «внешней» среды: экономических, психологических, социокультурных и прочих, требующее систематического привлечения выводов других фундаментальных наук. Прикладное политологическое знание поэтому в подобном ракурсе выступает вовсе не как эклектичное соединение конкретно-эмпирических выводов различных дисциплин, а скорее как технологический синтез разных абстрактных моделей в единую картину, дающую возможность теоретической интерпретации пестрой мозаики той или иной конкретной политической ситуации и возможность «встроить» в нее сам социальный субъект, сочетая таким способом «в себе определенные черты теоретического, эмпирического и практически ориентированного отношения к действительности».
Альтернативный подход попытался представить К. В. Симонов, который подготовил на сегодняшний день наиболее оптимальное учебное пособие по дисциплине «политический анализ». Он считает, что политический анализ – это прикладная дисциплина, направленная на решение политических проблем, стоящих перед обществом. Теоретический политический анализ как специфическая данность фактически отсутствует, так как не выходит за пределы общенаучного логического инструментария. Однако, подход К. В. Симонова грозит превращению дисциплины в набор практических навыков, то есть превращению дисциплины в ремесло, а не в науку.
Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в первой половине CC века и связано с именами В. Вильсона, Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[15]. Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в 30-60-х гг. CC века в рамках «нового курса» Ф. Рузвельта, а также программой «Великого общества» Кеннеди- Джонсона и связано с именами Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[16].
Собственно термин политико-управленческие был введен в 1949 году Г. Лассвелом, который писал следующее:
Дисциплины называются политико-управленческими науками, когда они объясняют процесс принятия полтико-управленческих решений в обществе, или снабжают (обеспечивают) данными необходимые для выработки рациональных суждений по политико-управленческим вопросам. Если отринуть спесивость, что сохраняла в нашей цивилизации обособленность людей науки, мы могли более свободно прийти совместно в исследовательские команды, которые способны внести свой вклад в знания необходимые демократическим политиям. Сегодня мы живем в мире, погружающемся во тьму, в котором оспариваются основные демократические ценности как никогда прежде, и в котором само выживание человечества является под угрозой. При этих обстоятельствах имеет смысл развивать стратегию приложения наших ограниченных интеллектуальных ресурсов для защиты и распространения наших ценностей. Термин «policy» используется, чтобы сориентировать потребности в объяснении общественных целей, которым должна служить данное распределение научной энергии
Политико-управленческие дисциплины ориентируются на то, что Дьюи (Dewey) однажды определил как «общество и его проблемы». Они интересуются, как проблемы появляются посредством определения и построения, как они включаются в политическую и политико-управленческую повестку дня. Политико-управленческие дисциплины также изучают «как, почему и какой результат правительства достигают отдельные курсы действия и бездействия или, как Дай (Dye) выразился: «что правительство делает, почему оно делает это и к каким различным результатам может привести». Изучение «природы, причин и результатов публичных политик» требуется для того, чтобы нам избежать узости исследовательского фокуса и использовать различные подходы и дисциплины. Политический анализ (policy analysis) – это подход к публичной политике, целью которого является интеграция и контекстуализация моделей и исследований из тех дисциплин, имеющих проблемную и политико-управленческую ориентацию.
Таким образом, как определяет Видлавский «политический анализ — это прикладная субдисциплина, чье содержание не может быть определено дисциплинарными границами, но тем, что соответствует обстоятельствам времени и сущности проблемы.
Политико-управленческая ориентация политического анализа, поэтому, может быть суммирована в терминах Гарольда Лассвелла следующим образом:
ориентация на проблемы;
заинтересованность в выявлении контекста политических проблем, выбора политики и ее результатов;
и чья цель заключается в интеграции знаний в одну дисциплину, анализирующую общественный выбор и принятие решений и, таким образом, вносит вклад в демократизацию общества.
Данн, определяет политический анализ как «деятельность в создании знания «о» и «внутри» процесса принятия политических решений». Речь идет как о теоретическом осмыслении процесса принятия политических решений (то есть создание знания об политике), так и предложении и реализации практических рекомендаций по улучшению процесса принятия политических решений (то есть выработка знания внутри политики).
Таким образом, дисциплина «политический анализ» является междисциплинарной дисциплиной со своей специфической теоретической базой, методологией и методами, которая направлена на решение разнообразнейших проблем, стоящих перед тем или иным обществом и государством (public).
Предметом политического анализа является публичная политика, представляющая собой деятельность агентов, вовлеченных в выработку и исполнение решений относительно размещения общественных ресурсов, производства и распределения общественных благ. Публичная политика или как у нас часто называют — государственная политика (что не соответствует исходному понятию public policy, так как помимо деятельности государства сюда входит и деятельность органов местного самоуправления и других субъектов, ответственные за общественные блага) давно является предметом изучения в политической науке. Но в качестве самостоятельной ее отрасли в США она была выделена Американской ассоциацией политической науки только в 1951 г. Две основные составляющие политики должны быть приняты во внимание: производство политических решений, после того как состоялся коллективный выбор и исполнение политики, воплощенной в решениях.
Объектом политического анализа является публичная сфера. Это сложно определяемое понятие. Оно может отождествляться со сферой правительственной активности и ее условиями; с производством основных государственных решений и его результатами; с правительственными расходами, инвестициями и трансфертами; с государственным производством; агентами, участвующими совместно с государством выработкой и распределением общественных благ – НКО/НГО, корпорациями и т.д. Таким образом, публичной сферой понимается особый род активности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения.
Политический анализ как политическая наука в целом имеет особый промежуточный характер как отрасли научного знания. Так, В. Виндельбанд и Г. Риккерт, классифицируя научное знание, разделили его на идеографические, исследующие единичные явления, и номотетические науки, ищущие общие законы отдельных классов явлений, среди которых выделяются чистые науки – математика и символическая логика и науки, имеющие целью подтвердить свои законы эмпирическим путем. Политический анализ относится к классу номотетических наук, к их второй разновидности. Однако специфичность публичной сферы как части политической сферы заключается в том, что поступки человека в значительной степени зависят от таких факторов, как приверженность долгу, следованию традициям, групповой идентичности, подверженности неосознанным соображениям и т. п., нарушают рациональные основания его поведения, тем самым, увеличивая вероятность ошибки прогноза его действий. В силу этого действия, осуществляемые людьми в типичных ситуациях, могут отличаться без видимых причин. Такая ситуация делает политический анализ в науку, которая вечно стремится обрести определенность номотетического статуса, но каждый раз дает повод сомневаться в основательности подобных претензий.
Функции политического анализа
Функционирование и развитие политического анализа в общественной жизни сочетается с выполнением им ряда определенных функций, связанных не только с познанием публичной политики, процесса принятия и исполнения решений, но и с реальной практической деятельностью в публичной сфере. Выделяют следующие функции:
Источник
2. методы политического анализа
Основания методологического разнообразия политического анализа во многом предопределены, с одной стороны, его особенностями как прикладной дисциплины; а с другой – спецификой политической проблематики как предмета анализа. Успешность применения тех или иных способов отображения ситуации в политическом анализе во многом зависит от их способности сохранять оперативность и инно-вационность; предлагать сравнительно простые действия, не требующие значительных временных, организационных и прочих затрат; быть достаточно гибкими, легко адаптируемыми к различным проблемным ситуациям; сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализованных количественных выкладок.
В целом можно выделить две группы методов политического анализа – общие и частные. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К ним можно отнести ивент-анализ (англ, event – событие), ситуационный анализ и некоторые другие.
К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью, например, характером проблемы, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и др. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.
Среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, важнейшее значение имеет ивент-анализ, в рамках которого политический процесс представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, политических убийств и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т.д. Тем самым данный метод позволяет упорядочить поток политических событий (в противоположность наложению готовой концептуальной схемы на ситуацию, что часто приводит к неадекватным результатам), предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса. В результате появляется возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий.
Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:
выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;
установление стратегических целей и тактических задач участников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;
выяснение возможных стратегических союзов и тактических коалиций, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;
формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;
формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации.
Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.
В качестве примера прикладного применения ивент-анализа можно упомянуть разработку, осуществленную Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) в рамках проекта «Система управления конфликтами и стабильностью» (САУКС-Рос-сия). Далее (в сокращенном и адаптированном виде) приведена базовая схема рубрикации для пособытийного ввода данных в систему.
Внесение в базу данных записей в соответствии с приведенной рубрикацией позволяет построить гибкую систему индексов, которые отражали бы динамику событий и позволяли сделать обоснованные заключения относительно обозначившихся тенденций, отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регионе, а также их пороговые значения.
Системы ситуационного анализа, подобные описанной, позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с информационным обеспечением процесса принятия политических решений. Задача-минимум – это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ключевых параметров ситуации. Задача более высокого уровня – осуществление прогноза ее развития, построение и апробирование сценариев. Наконец, задача-максимум – на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование комплексных стратегий управления политическим процессом как в его отдельных сегментах, так и в целом. И хотя сегодня удовлетворительных прикладных решений на уровне задачи-максимум еще не предложено, можно ожидать, что ускоряющийся с каждым днем прогресс в области компьютерных и нейронных технологий, искусственного интеллекта, математического моделирования и системного анализа позволит в обозримом будущем выйти на уровень решения и этих сложнейших задач.
Продолжение схемы 1
Специфика частных методов политического анализа проявляется в их соответствии со структурой процесса политического анализа, в учете условий и ограничений их применения на важнейших этапах изучения ситуации, а также в аналитических и прикладных возможностях их применения.
Так, формулировка и концептуализация проблемы предполагают применение методов выборочного исследования, контент-анализа, интервьюирования, тестирования, экспериментальных методов, позволяющих расширить информационную базу политического анализа. При этом широко используются и описательные, качественные и иные методы – исторический, нормативный, структурно-функциональный, системный, институциональный и другие, позволяющие «встроить» представление о проблеме в широкий исторический контекст.
Существенное усложнение методов связано с процедурами опера-ционализации, за счет которых разнообразным переменным присваиваются определенные значения. Грамотно осуществленная операцио-нализация помогает повысить уровень измерения показателей, что позволяет в дальнейшем использовать математические методы высокого Уровня сложности.
Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных
Так, корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии, позволяет измерять связь между зависимыми и независимыми переменными. Оставаясь стандартным и необходимым условием решения более сложных задач с применением методов более высокого порядка, регрессионный метод не позволяет, тем не менее, отобразить реальные причинно-следственные связи между переменными. Типичная модель взаимосвязей, полученная в результате стандартного регрессионного анализа, показана на схеме 2а.
В реальной ситуации, однако, независимые переменные (Х1, Х2) могут оказывать влияние друг на друга, а также на зависимую переменную (Х3), причем это влияние может быть как прямым, так и обратным 2b, с.
Примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность таких моделей путем эмпирической оценки прямых и непрямых воздействий одной переменной на другую, является пат-анализ. В нем различаются эндогенные (частично определенные внутренними переменными данной модели) и экзогенные (полностью обусловленные внешними по отношению к данной модели факторами) переменные. Здесь оперируют понятием рекурсивной модели, которая означает, что все взаимосвязи между переменными имеют однонаправленный характер (схема 2b), а также нерекурсивной модели, в которой существует обратная связь (схема 2с) между любыми переменными. За счет этого создаются возможности для применения различных методик расчета вариантов статистической взаимосвязи между переменными.
Важным преимуществом пат-анализа является то, что он позволяет судить не только о том, связаны ли переменные в нашей модели именно так, как мы предполагали, но и о том, каково относительное влияние каждой переменной на другие переменные в данной модели. Зная это, мы можем выработать рекомендации, помогающие направить практические усилия на изменение именно той переменной, которая имеет наибольшее влияние и тем самым обеспечивает наиболее эффективное и результативное применение наших усилий.
Важное место среди частных методов занимает и факторный анализ, или метод многомерной математической статистики, с помощью которого на основе измерения парных корреляций между признаками ситуации можно получить набор новых, укрупненных переменных, которые не могут быть измерены напрямую; эти укрупненные переменные и называют факторами (схема 3).
Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными
факторами: общими (F) и специфическими (U)
Например, данная схема дает возможность объяснить корреляции между наблюдаемыми признаками (z) на основании предположения о влиянии на них нескольких «латентных» (скрытых) факторов (F – общие, U – специфические). При этом данные факторы оказывают разное влияние (факторную нагрузку) на изменение того или иного наблюдаемого признака. Значения факторных нагрузок обычно являются результатом вычислительной процедуры, предметом интерпретации.
При моделировании проблемной ситуации, как правило, используются методы математической и компьютерной имитации, благодаря которым аналитик может взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения. Математические модели ясны и эксплицитны по форме и не оставляют недоговоренностей относительно предполагаемых связей между явлениями; они позволяют воспроизводить события прошлого, настоящего, а также вероятного будущего, и при этом проверять действие сил в тех процессах, реальное протекание которых осуществить в современных условиях и обстановке трудно или вообще невозможно (например, глобальный термоядерный конфликт). Модели, применяемые в этой разновидности политического анализа, можно подразделить на три основные группы:
детерминированные (каузальные) модели, в которых математически описываются причинно-следственные связи изучаемой системы;
вероятностные модели, основанные на методологии рационального выбора (т.е. на предположении, что субъект принимает решение исходя из соотношения ожидаемых выгод и издержек, помноженных на вероятность их наступления);
3) модели оптимизации, построенные на предположении, что некоторые переменные или ситуации в исследуемом процессе должны быть максимизированы или минимизированы.
Важный этап аналитического процесса – постановка целей, которые, по мнению одного из классиков политического анализа А. Вил-давски, «множественны, противоречивы и расплывчаты». При этом используются методы перевода общих абстрактных целей в более конкретные задачи, формулируются условия и конкретные способы их достижения. Вместе с тем сами задачи в основном понимаются как условия, которые должны быть удовлетворены, либо как ресурсы, необходимые для достижения цели. В то же время конкретные измерители степени достижения той или иной цели служат критериями оценки альтернативных решений. Формализованной методикой, применяемой на этом этапе, часто выступает экспертная оценка (такое ее прикладное приложение, как построение дерева целей).
Решение этих задач неразрывно связано с формулированием прогнозов и выбором наиболее адекватных альтернатив. Стандартизованный метод оценки политических альтернатив, получивший широкое применение в практике политического анализа за рубежом, – это анализ выгод и издержек (АВИ). Данный метод может быть основным тогда, когда эффективность представляется единственной значимой целью. Концептуально АВИ сравнительно прост: он сводит все возможные альтернативы к денежной форме, предполагая выбор той из них, которая генерирует наибольшие выгоды. Таким образом, в рамках АВИ, даже если мы имеем различные цели в обыденном понимании этого слова, они могут быть сведены к выгодам и издержкам, которые, в свою очередь, могут быть выражены в денежной форме.
В случае когда приходится выбирать решения на основе нескольких критериев, то задача состоит в том, чтобы найти компромисс между ними, чтобы «заказчик» мог оценить, в какой мере он разделяет предпочтения аналитика. Один из таких методов, метод удовлетворительных альтернатив, предполагает определение допустимых пороговых значений. При достижении целей после определения допустимых пороговых значений для нескольких критериев производится отсев тех альтернатив, которые не соответствуют им (знакомая студентам формула «зачет–незачет»). Проблема возникает в случае, если ни одна из альтернатив не соответствует пороговым значениям – тогда надо либо выработать лучшие альтернативы, либо понизить уровень пороговых значений (что, как правило, и происходит).
Этим же целям служит и метод доминантных альтернатив, который в свою очередь предполагает порядковое ранжирование каждой альтернативы по каждому из критериев (т.е. это уже «экзамен» с «оценками»). Альтернатива признается оптимальной, если она превосходит, по меньшей мере, одну альтернативу и не уступает всем остальным. Методом исключения можно определить одну или несколько таких альтернатив, в равной мере удовлетворяющих нашим критериям.
Этот метод доминантных альтернатив не всегда может служить способом выявления оптимального решения. Однако он весьма полезен в следующих ситуациях: а) если мы имеем дело с большим количеством альтернатив, значительную часть которых следует отсеять для дальнейшей работы; б) если предпочтения могут быть упорядочены, но не могут быть выражены в интервальной шкале; в) если альтернативы подлежат сравнению как по количественным, так и по качественным критериям; г) если мы ограничены во времени.
Методом эквивалентных альтернатив выбирается один из критериев, выраженный в количественной шкале (как правило, в денежном выражении), и для каждой альтернативы производится процедура конвертации, исходя из того, каким количеством выбранного критерия мы могли бы «пожертвовать» для компенсации разницы по остальным критериям. Например, мы имеем два альтернативных решения (а) и (б), которые оцениваем по двум критериям: бюджетные поступления и экологический ущерб. Если выбрать первый критерий как базовый, то процедура конвертации сводится к тому, чтобы в денежной форме оценить разницу в экологическом ущербе, заложенном в каждой из альтернатив, а затем вычесть полученное значение из величины бюджетных поступлений, ожидаемых от альтернативы с наибольшим вероятным ущербом, после чего сравнить оставшиеся значения и сделать выбор между (а) и (б). Альтернатива с наибольшим совокупным значением признается лучшей.
В рамках политического анализа разработаны различные математические методики, в том числе компьютерные программы, развивающие данный метод в направлении большей формальной строгости. Как правило, эти развитые методики предполагают определение целевой функции лица, принимающего решение: функции, которая содержит математическое описание весовых коэффициентов, выражающих относительную значимость каждого из критериев, и позволяет максимизировать или минимизировать различные комбинации их значений.
Ограниченность этих методик заключается в том, что во многих случаях в процесс принятия решений прямо или косвенно вовлекаются несколько субъектов, имеющих разные представления о приоритетности того или иного критерия. По ряду причин легче достичь коллективного согласия по конкретной альтернативе, чем по весовым значениям отдельных критериев.
В силу этого широкое применение в политическом анализе нашли менее формализованные методы сравнения альтернатив, например: матрица Геллера, в которой каждый столбец представляет одну альтернативу, каждая строка – оценочный критерий. Воздействия альтернатив по каждому из критериев выражаются в «натуральной» форме: в количественных (часы, тонны, кубометры, человеко-дни) и качественных значениях («возможны проблемы с профсоюзом» или «неизбежны внешнеполитические осложнения»). Степень, с которой каждая альтернатива удовлетворяет данному критерию, обозначается разным цветом, обрамлением, штриховкой или иным визуальным способом, в соответствии со схемой «лучшее решение – второе (третье и т.д.) лучшее решение – худшее решение». Такая матрица позволяет выявить различные последствия альтернатив – и количественные, и качественные. Она предоставляет клиенту или лицам, принимающим решения, возможность вынести решение самостоятельно, приписав каждому критерию собственные весовые предпочтения.
Итак, если в целом систематизировать основной методологический аппарат политического анализа в соответствии с основными задачами, возникающими на важнейших этапах аналитического процесса, то можно получить следующую картину:
А – формулировка проблемы, В концептуализация проблемы, С опера-ционализация, D моделирование, Е определение целей и задач, F определение альтернативных решений, G прогнозирование и оценка, Н сравнение альтернатив, I формулирование рекомендаций, S сбор информации.
1 – исторический, нормативный, институциональный, системный, структурно-функциональный и др.; 2 – опрос, интервью, тестирование, шкалирование и др.; 3 – корреляционный анализ, факторный анализ, анализ временных радов и др.; 4 – анализ выгод и издержек, анализ эффективности издержек, макрои микроэкономические теории; 5 – математическое моделирование; 6 – метод Делфи, «мозговой штурм», методы прогнозирования и построения сценариев; 7
лабораторные и полевые эксперименты, квазиэкспериментальные методы.
Свое конкретное воплощение и выражение политический анализ имеет в процессе политического консультирования.
Источник
Политический анализ понятие методы
АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (гр. analysis разложение, расчленение) 1) метод, предполагающий мысленное расчленение политических явлений на составные части; 2) совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации … Политология: словарь-справочник
Политический кризис на Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости … Википедия
Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия
Политический дискурс — Содержание 1 Понятие дискурса 2 Интерпретация дискурса 3 Политологическая часть дискурса … Википедия
Политический спектр — В большинстве исследований политический спектр способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты. Основоположником методики… … Википедия
Политический кризис в Украине (2007) — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия
Политический кризис на Украине в 2007 году — Палаточный городок и митинг сторонников антикризисной коалиции в Киеве на Площади Независимости Политические регионы Украины Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис, вызванный продолжительной борьбой за власть между… … Википедия
Политический кризис на Украине 2007 года — У этого термина существуют и другие значения, см. Политический кризис на Украине. Политический кризис на Украине 2007 года внутриполитический кризис (с октября 2006 года по декабрь 2007), вызванный тем, что премьер министр Янукович… … Википедия
Политический кризис на Украине 2004 года — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
‘Политический фильм’ — • ПОЛИТИ ЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ , произведение, тема и сюжет к рого непосредственно связаны с политикой классовой борьбой, нац. освободит. движениями, междунар. проблемами, вопросами гос ва и власти и т. д. Термин П. ф. получил… … Кино: Энциклопедический словарь
Источник