Производственный экологический контроль
Производственный экологический контроль (ПЭК) – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и обнаружение нарушений в области охраны окружающей среды. Процедура возлагается на специальное подразделение или отдельного работника организации. Ее главная цель –мониторинг исполнения природоохранных мероприятий, рационального использования и восстановления природных ресурсов в ходе хозяйственной или иной деятельности предприятия.
Для чего нужен производственный экологический контроль
Промышленная деятельность производственных, добывающих, перерабатывающих предприятий тщательно проверяется государственными органами. Поэтому для руководства любой компании очень важно организовать постоянный контроль за соблюдением законодательных требований в области охраны окружающей среды, следить за изменениями в нормативной базе, своевременно предоставлять необходимую отчетность. Разработка программы производственного экологического контроля – это оптимальный способ избежать штрафных санкций за нарушение законов и при этом не потратить больших денег.
Законодательство для регуляции ПЭК
Основной документ, который устанавливает требования в области производственного экологического контроля, – это федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002. Он посвящен общим вопросам защиты окружающей среды и многократно расширялся и уточнялся. Также к регулирующим нормативно-правовым актам относится:
- Приказ Минприроды №74 от 28.02.2018. Он регламентирует правила составления плана ПЭК;
- Приказ Минприроды №522 от 16.10.2018. Стандарт определяет перечень самых важных методических рекомендаций, которые применяются при составлении отчетов о выполнении программы экоконтроля;
- ГОСТ Р 56061-2014. Национальный стандарт, положения которого устанавливают правила осуществления производственного экологического контроля и определяют правила составления программы мероприятий;
- Приказ Минприроды №261 от 14.06.2018. Он устанавливает формы отчетной документации.
В законе №7-ФЗ приведена классификация предприятий по степени воздействия на окружающую среду. Они разделены на четыре категории:
- I – оказывают наибольшее влияние и должны предпринимать наиболее действенные способы и технологии для его минимизации;
- II – оказывают умеренно отрицательное воздействие на экологию;
- III – влияние на окружающую среду незначительное;
- IV – минимальный уровень воздействия на экологию.
Разделы программы ПЭК
Программа производственного экологического контроля для всех типов организаций должна содержать следующую информацию:
- общие сведения о компании;
- принципы организации ПЭК на предприятии;
- данные об инвентаризации источников вредных выбросов в окружающую среду, а также о характере этих загрязнений;
- данные об инвентаризации отходов, которые образуются в результате технологических процессов, и особенностях их размещения;
- сведения об уполномоченных лицах и подразделениях, отвечающих за выполнение плановых мероприятий в компании;
- информацию об испытательных лабораториях, которые привлекаются для оценки вредоносного воздействия предприятия на окружающую среду. Данные лаборатории могут как входить в структуру организации, так и привлекаться по договору. При этом они обязательно должны быть аккредитованы в установленном законом порядке;
- данные об используемых правилах оценки экологического воздействия предприятия, порядке отбора проб и образцов для анализа, методиках проведения измерений.
Особенности мероприятий производственного экологического контроля
Нормативы ГОСТ Р 56062-2014 предусматривают следующие способы осуществления мер по программе ПЭК:
- инспекционный контроль. Представляет собой текущую проверку параметров хозяйственной деятельности предприятия в разрезе ее влияния на окружающую среду. Такой контроль может быть плановым и внеплановым;
- инструментальный эколого-аналитический контроль. Его основной целью является мониторинг уровня вредных выбросов, которые образуются в результате выполнения технологических операций на предприятии. Чаще всего он осуществляется с помощью автоматизированных инструментов, применяемых по утвержденному графику;
- экологический мониторинг. Он подразумевает контроль состояния окружающей среды и ее параметров, которые подвержены вредоносному воздействию предприятия.
Порядок составления и утверждения программы производственного экологического контроля также описан в данном ГОСТ. При ее разработке должны учитываться актуальные нормативы в сфере природоохранного законодательства, параметры деятельности предприятия, типы его вредоносного влияния и многие другие факторы.
Ответственность за отсутствие ПЭК
За подготовку данного важного документа отвечает непосредственно учредитель предприятия. В случае, если программа ПЭК не была разработана или в ней содержатся ошибки, организации грозят следующие проблемы:
- к нарушениям, связанным с пищевой промышленностью применяется статья 14.43 КоАП. В соответствии с ней возможен штраф до 600 000 рублей и конфискация продукции;
- полная остановка деятельности предприятия на срок до 90 дней;
- невозможность получения заключения от СЭС для ведения деятельности;
- невозможность соблюдения регламентов СанПиНов на предприятии;
Несвоевременная или неправильная подача отчетности по производственному экологическому контролю подпадает под статью 8.1 КоАП. Она подразумевает штраф до 2 000 рублей (рядовые работники), до 5 000 рублей (должностные лица), до 100 000 рублей (юридические лица). В статье 8.5 КоАП предусмотрена отдельная ответственность за искажение информации в экологической документации. Она предписывает взыскание штрафа в размере до 80 000 рублей.
Кто проводит производственный экологический контроль
ПЭК – ответственная процедура, которая требует высокого профессионализма и специальных знаний. Многие предприятия, которые занимаются оформлением экологической документации самостоятельно, сталкиваются впоследствии со штрафными санкциями и другими проблемами, вплоть до полной приостановки деятельности. Чтобы этого избежать, рекомендуется заказывать разработку программы опытным организациям, которые специализируются подобных услугах.
ООО «СИСТЕМАЭКО» много лет работает в сфере экологического проектирования. Она разрабатывает программы ПЭК для предприятий различных отраслей промышленности и категорий по уровню вредоносного воздействия на окружающую среду. Чтобы уточнить стоимость услуг, позвоните менеджерам или заполните форму обратной связи.
Источник
Производственный экологический контроль(ПЭК) расчет
Производственный экологический контроль представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Стоимость разработки ПЭК — от 20 000 рублей
(в зависимости от сложности)
Звоните 8 (800) 707 64 84
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2021 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
Какие виды экологического контроля существуют
В России существуют такие виды проверок, как:
- производственные;
- государственные;
- муниципальные.
Организация производственного экологического контроля зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).
Кем и когда разрабатывается ПЭК
Производственный экологический контроль осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример организации производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Для чего нужен производственный экологический контроль
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.
Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.
Ответственность за отсутствие производственного экологического контроля
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:
Источник
Производственный экологический контроль.
Любое производственное предприятие в процессе своей деятельности оказывает определенное воздействие на окружающую среду. Степень этого влияния и возможности его снижения призван оценить производственный экологический контроль. Этот элемент природоохранной деятельности включает в себя наблюдение, оценку, анализ производственных факторов, определение источников выбросов и установление степени и опасности влияния производства на экологию. Чтобы разработать Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, требуются внимательный подход и определенные навыки. Иногда лучше купить услуги компании, которая специализируется на разработке таких программ производственного контроля по обращению с отходами.
Главной целью организации производственного экологического контроля (ПЭК) является сохранение окружающей среды путем снижения воздействия на нее производства. Кроме этого, ПЭК предназначен и для следующего:
- обеспечение наличия, доступности и оперативности информации об экологической ситуации на конкретном производственном объекте, а также возможности принятия управленческих решений для снижения влияния на экологию;
- соблюдение требований природоохранного законодательства с последующей проверкой выполнения данных мероприятий.
Контроль за соблюдением ПЭК осуществляется на основании предварительно разработанного Положения о производственном экологическом контроле и относится к следующим разделам деятельности предприятий: соблюдение лимитов на вредные выбросы и нормативов охраны окружающей среды, а также качества ее охраны. Кроме этого, проверяется степень выполнения планов по охране природы, которые обязательны к разработке для каждого предприятия, их реализация помогает значительно снизить техногенную нагрузку на экологию.
Объекты производственного контроля
Разумеется, Разработка и соблюдение Порядка производственного экологического контроля обязательны не для каждого предприятия, а только для тех, деятельность которых оказывает на экологию ярко выраженное влияние, например, имеющие источники загрязнения атмосферного воздуха или сбросов отходов в окружающую среду. В их число входят полигоны утилизации промышленных отходов и бытового мусора, складские помещения, предназначенные для химических реагентов, материалов и сырья, объекты, местом расположения которых являются санитарно-защитные зоны или площадки промышленных предприятий, системы водоснабжения и переработки сточных вод, и кроме этого, сами природные ресурсы.
Разработка Положения о производственном экологическом контроле и его проведение касается следующих моментов:
- соблюдение нормативов в сфере природопользования, а также по ограничениям воздействия на окружающую среду;
- учет состава и объемов загрязняющих веществ, поступающих с выбросами;
- состояние источников загрязнения;
- наличие и состояние оборудования и инструментов, предназначенных для ликвидации последствий аварий техногенного плана;
- эффективность функционирования природоохранного оборудования (например, очистные сооружения);
- выполнение природоохранных планов, а также предписаний, выданных руководству предприятий вышестоящими органами;
- использование веществ, представляющих опасность в силу своего химического состава или физических особенностей.
Правильно разработанное и организованное надлежащим образом Положение о производственном экологическом контроле обеспечивает не только оптимальное состояние окружающей среды, но и наличие доступной информации о нем, а также происшествиях, способных принести вред экологии.
Порядок осуществления производственного экологического контроля
Регламент осуществления производственного экологического контроля регулируется законодательно. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» возлагает обязанности по его осуществлению на физические и юридические лица, чья деятельность связана с наличием источников вредного химического, биологического или физического воздействия.
Обязанности контроля возложены на само предприятие, его деятельность подвергается периодическим проверкам. По их итогами ответственные лица могут быть наказаны согласно действующему законодательству. Проверкой занимается экологическая служба предприятия, ее организация также вменяется в обязанности руководства предприятия вышеуказанным законом.
В некоторых случаях допускается привлечение сторонних организаций. Это необходимо в тех ситуациях, когда требуется обеспечить уровень работ, недоступный для работников экологической службы предприятия. Это может наблюдаться при уровне компетенции работников, недостаточного для решения какой либо задач, невозможность произвести замеры или наблюдения с использованием дорогостоящего или редкого оборудования и т. д. Экономить на аутсорсинге не стоит, так как снижение качества экологического производственного контроля нанесет ущерб и окружающей среде и бюджету компании, так как за нарушение природоохранного законодательства ответственность весьма серьезна. Согласно законодательству главным ответственным лицом является руководитель предприятия, кроме него могут быть привлечены и другие сотрудники, отвечающие за ПЭК согласно своей должностной инструкции и Положению о производственном экологическом контроле.
Источник
Анализ производственно экологического контроля
ГОСТ Р 56062-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Industrial ecology control. General principles
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Федеральный центр геоэкологических систем"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (ПЭК) (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее — организациями).
Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.1].
3.2 требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования): Предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.1].
3.3 инспекционная проверка: Действия должностных лиц организации, осуществляющих производственный экологический контроль, направленные на выявление и устранение нарушений природоохранных требований, контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.
3.4 производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (ПЭАК): Составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
3.5 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): По ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.
3.6 объекты производственного экологического контроля: Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.
4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля
4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:
— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);
— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
4.2 Основные задачи ПЭК:
— контроль за соблюдением природоохранных требований;
— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
— контроль за обращением с опасными отходами;
— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;
— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;
— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;
— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;
— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.
4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:
— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
— ПЭК за охраной водных объектов;
— ПЭК в области обращения с отходами;
— ПЭК за охраной земель и почв.
В определенных случаях ПЭК может включать в себя:
— ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;
— ПЭК за охраной лесов и иной растительности;
— ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.
4.5 При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов:
— источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;
— организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
— установок очистки газов;
— атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).
4.6 При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:
— технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;
— мест водозабора и учета используемой воды;
— выпусков сточных вод, в том числе очищенных;
— сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;
— систем водопотребления и водоотведения;
— поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
4.7 При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:
— технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
— систем удаления отходов;
— объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;
— систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.
4.8 При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:
Источник