Проект инновационной площадки в образовательном учреждении

Проект инновационной площадки в образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении последних лет процесс информатизации образовательного процесса школы сопровождается реализацией множества разноплановых инициатив, становлением новых видов деятельности, позитивными изменениями имиджа школы в целом. Ведется целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

•в учебный процесс для повышения качества подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества;

•в административную систему школы для повышения эффективности и качества процессов управления;

•в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Проект инновационной площадки в образовательном учреждении»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

город Красный Сулин Ростовской области

Инновационный образовательный проект

Информационно-техническая среда образовательного учреждения

как условие достижения нового качества образования

Обоснование актуальности проекта

На протяжении последних лет (2007 — 2011 гг.) процесс информатизации образовательного процесса школы сопровождается реализацией множества разноплановых инициатив, становлением новых видов деятельности, позитивными изменениями имиджа школы в целом. Ведется целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

в учебный процесс для повышения качества подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества;

в административную систему школы для повышения эффективности и качества процессов управления;

в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов.

Педагогическая деятельность в школе претерпела значительные изменения в связи с развитием и внедрением информационных технологий. С 2007 года постоянно ведется работа по оснащению учебных кабинетов современным компьютерным оборудованием. Увеличилось количество компьютерных классов (3), 14 интерактивных досок, другие медиасредства. Ежегодно проводится паспортизация кабинетов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В кабинетах информатики в течение всего рабочего дня учащимся и учителям предоставлен доступ к Интернет-ресурсам, а также возможность получения консультаций со стороны учителей информатики при выполнении творческих заданий и регистрации в различных интернет-проектах.

Практически на каждом уровне образовательной системы школы (начальное звено, среднее и старшее звено) накоплены определенные научно-методические и дидактические материалы для формирования банка обмена информацией внутри школы, а также с другими образовательными учреждениями. В 2011 году школа начала внедрять электронный журнал с помощью сервиса Dnevnik.ru.

В школе работает 23 педагога, из которых 6 имеют высшую квалификационную категорию, 13 – первую категорию. Три учителя имеют звание Почетный работник общего образования РФ, два педагога являются победителями ПНП «Образование», и один педагог награжден премией губернатора РО.

В целях повышения профессионального уровня педагогических кадров в использовании информационных технологий была организована курсовая переподготовка учителей по теме «Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс» (2009 г – 4 педагога, 2010 г – 4 педагога, 2011 – 6 педагогов). Организована работа по обеспечению учителей электронными образовательными ресурсами.

Вместе с тем необходимо отметить, что эффективность и качественный уровень информационного образования не в полной мере соответствует индивидуальным и общественным запросам, назрела необходимость координации целей и задач компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса. В школе не завершено создание целостной системы информационного образования, отвечающей современным требованиям.

Цели проекта

Переход МБОУ СОШ № 3 в качественно новое состояние открытой информационной образовательной системы, ее превращение в обучающуюся организацию и центр культурного и социального развития местных сообществ;

Формирование у выпускников и учащихся школы качеств современной мобильной информационной личности, способной к самореализации, саморазвитию, культурологической, методологической, технологической компетентностей (информационная модель выпускника современной школы);

Формирование информационной и технологической культуры педагога как основы профессиональной культуры и условие достижения нового качества образования (информационная модель преподавателя современной школы);

Формирование на основе информатизации всех направлений развития образовательного процесса единого информационно-образовательного пространства школы как сферы реализации личностной и профессиональной «Я – концепции»;

Разработка и апробация комплексной информационно-технологической среды школы.

Задачи проекта:

Управленческие:

формулирование ясной и четкой политики информатизации школы; внедрение ИКТ как составной части программы развития;

выбор модели информатизации школы: определение иерархии элементов информационной среды, роли субъектов, порядок делегирования функций и полномочий, правила функционирования системы;

управление информационными потоками между элементами педагогической среды, коммуникация с внешней средой;

создание нормативно-правовой базы функционирования комплексной информационно-технологической среды школы.

Образовательные:

построение учебно-воспитательного процесса на основе распределенного информационного ресурса;

использование продуктивных информационных технологий воспитания и обучения как обязательного компонента образовательной среды;

расширение спектра образовательных услуг за рамками классно-урочной системы;

воспитание критически мыслящего гражданина, способного принимать ответственные решения.

Социальные:

включение широкого образовательного сообщества (глобального и местного, реального и виртуального): родителей, членов семей, предпринимателей, производственных предприятий, профессиональных учебных заведений, общественных организаций в информационное поле школы.

превращение школы в образовательный центр, который доступен физически и виртуально.

Развивающие:

определение форм и методов стимулирования творческих усилий субъектов образовательного процесса – как учащихся, так и учителей;

формирования условий для организации творческой деятельности на всём пространстве педагогической среды школы;

организация проектной и исследовательской деятельности на основе коммуникативных и информационных технологий.

Научно-методические:

определение порядка организации научно-исследовательской деятельности, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, где ИКТ является признанным педагогически средством, развертывание учебного процесса параллельно в учебных классах и в Интернет (WEB);

организация инновационной исследовательской деятельности педагогического коллектива по программам экспериментальных площадок федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровня;

построение многоуровневой системы научно-методической работы в школы на основе сетевого взаимодействия в информационном пространстве города, региона;

создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов, ИКТ-подготовки по индивидуальным планам, которые составлены с учетом интересов педагогов, в рамках учебных сообществ педагогов и школьников, с использованием самоконтроля;

организация тиражирования передового опыта, ресурсного обеспечения педагогической среды.

Технологические:

создание единой информационной сети школы, обслуживающей информационные запросы всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей;

обеспечение функционирования всех элементов системы в заданном режиме в соответствии с установленным регламентом;

создание автоматизированных рабочих мест педагогов – предметников, администраторов, педагогов дополнительного образования, специалистов школы.

Гипотеза проекта:

Внедрение информационных технологий на всех уровнях организации и функционирования школы позволит осуществить переход к новому качеству образовательной деятельности: формированию на основе информационной культуры всех участников образовательного процесса единого информационно-образовательного пространства как сферы реализации личностной и профессиональной «Я – концепции»

Ресурсы проекта

Материально-технические

медиасредства (сканеры, принтеры, проекторы, ксероксы, телевизоры и т.д.),

интерактивные доски (13),

3 компьютерных класса

Организационные

Наличие организационных форм информационной среды (Интернет-клуб, официальный сайт школы, неформальные ученические сайты, курсы ПК для учителей, школьные тьюторские курсы для учителей, использующих интерактивные доски)

Наличие педагогических кадров, прошедших подготовку по проблеме информатизации (78 %)

Расширение взаимодействия с социальными партнерами по заявленному направлению

Этапы реализации проекта:

Содержание деятельности

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы на соответствие требованиям к качеству образования и уровню информационной культуры выпускников.

Разработка модели комплексной информатизации школы, в том числе автоматизированной системы управления.

Материально-техническое и программное обеспечение педагогического процесса.

Создание корпоративной системы повышения квалификации педагогов в области новейших образовательных технологий, подготовка тьюторов по использованию интерактивного оборудования.

Организация экспериментальной и научно-методической деятельности педагогов по проблеме информатизации образовательного процесса.

Создание нормативно-правовой базы функционирования информационной инфраструктуры школы.

Разработка критериев уровня информатизации образовательного процесса, его эффективности.

Апробация и коррекция модели системной информатизации школы, автоматизированной системы управления образовательным процессом.

Включение ИКТ в преподавание предметов на всех ступенях школы с учетом требований СанПин.

Составление тематического и поурочного планирования с учетом использования ИКТ.

Организация экспериментальной методической работы по использованию различных форм и методов применения ИКТ в преподавании предметов, оценивании.

Апробация программы блочно-рейтинговой оценки качества образования (БРОКО).

Мониторинг качества образования, формирования информационной грамотности на основе разработанной коллективом школы системы критериев.

Мониторинг здоровья учащихся.

Создание условий для творческой и исследовательской деятельности учащихся и учителей, индивидуальному планированию образовательной и профессиональной деятельности.

Читайте также:  Курсовая работа по финансовому анализу предприятия на заказ

Привлечение педагогов, учащихся и родителей к работе сайта школы как распределенного образовательного ресурса.

Организация родительского всеобуча по ИКТ, курсы по навигации в ресурсах Интернет по дополнительному образованию, педагогике.

Январь — декабрь 2014.

Внедрение комплексной информационно-технологическая среды образовательного учреждения

Внедрение автоматизированной системы управления образовательным процессом.

Проведение независимой экспертизы качества образования, уровня информатизации, формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса.

Распространение и тиражирование эффективного опыта на другие образовательные учреждения города и области.

Организация на базе школы центра повышения квалификации педагогов основного и дополнительного образования по проблеме использования ИКТ.

Ожидаемые риски проекта и пути их смягчения:

Возможные риски проекта

Меры компенсации риска

Отсутствие готовности коллектива к смене педагогической парадигмы

Создание системы морального и материального стимулирования педагогов.

Привлечение учителей, учащихся, представителей родительской общественности к обсуждению новых требований к уровню обучения через сайт школы, публичный отчет

Отсутствие информационных компетенций у педагогов и администрации

Создание системы повышения квалификации педагогов и администрации по ИКТ на базе школы, а также на основе сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями

Разработка критериев оценивания качества образования с применением ИКТ (блочно-рейтинговая оценка качеств образования БРОКО)

Негативное влияние информатизации на психическое и физическое здоровье учащихся

Эргономический подход к проблеме модернизации материально-технологической базы ИКТ, приведение рабочих мест в соответствие с требованиями СанПин

Валеологическое сопровождение процесса информатизации, мониторинг здоровья

Недостаток материальных ресурсов

Участие в проектах и конкурсах на получение грантов, субсидий

Необходимость постоянного программного и технологического обеспечения системы

Введение штатных единиц зам. по информационным технологиям, инженера

Ожидаемые результаты

Комплексная информационно-технологическая среда образовательного учреждения позволит осуществить:

доступ к информационным ресурсам всех участников образовательного процесса.

быстрый обмен данными между службами, администрацией, педагогами, другими структурными образованиями и общественными организациями.

устанавливать межрегиональные и международные связи с другими образовательными учреждениями в интерактивном режиме.

ввести новые формы обучения детей, болеющих в течение длительного времени, детей с ограниченными возможностями, экстернат, семейное обучение, дистанционное обучение.

самопроектирование образовательной деятельности учащимися, обучение по индивидуальным образовательным программам.

Создание информационно-библиотечного центра, укомплектованного учебниками, электронными пособиями, аудиокнигами, обеспеченного удаленными рабочими местами для учащихся и учителей позволит качественно расширить спектр образовательных возможностей как для учащихся, обучающихся по индивидуальным образовательным программам, так и для учителей в совершенствовании своего профессионального уровня.

Установка сервера, использование единой локальной сети, обеспечит быстрый поиск и обмен необходимой информацией, рациональное использование рабочего времени, материальных ресурсов.

Конструирование информационно-образовательной системы, отвечающей социальному запросу на новое качество образования должно привести к формированию личностно-ориентированной модели информатизации, прежде всего нацеленной на информационное сопровождение сложного процесса развития личности ребенка.

Источник

Значение инновационной деятельности, осуществляемой в статусе «Региональная инновационная площадка»

Значение инновационной деятельности раскрывается в нескольких аспектах.

Во-первых, работа в режиме инновационной площадки направлена на повышение качества образования благодаря концентрации ресурсов на наиболее важных направлениях жизни образовательной организации (школы, детского сада, учреждения дополнительного образования детей и др.). Выбор и обоснование инновационной тематики связаны, как правило, с решением актуальных проблем педагогической практики конкретной образовательной организации. Наработанный опыт решения этих проблем осваивается всем педагогическим коллективом, что обеспечивает эффективность образовательной деятельности.

Во-вторых, инновационная деятельность позволяет создавать практико-ориентированные продукты, востребованные другими образовательными организациями, отдельными педагогами и их группами. Эти разработки могут быть связаны с новым или обновленным содержанием, эффективными педагогическими технологиями, с подходами к оценке достижений обучающихся и другими направлениями исследовательской деятельности. При этом, «вырастая» из живой практики, они имеют прикладной характер, что повышает их значимость в образовательном пространстве региона или муниципалитета.

В-третьих, инновационная площадка — важный фактор повышения престижа образовательной организации в глазах родителей и социальных партнеров, а значит — ее востребованности в социуме, со стороны заинтересованных участников образовательных отношений. Организация, распространяющая инновационные материалы, становится своеобразным методическим центром, авторитетной творческой, поисковой лабораторией. Это особенно актуально в условиях повышения конкуренции в системе образования, использования федеральных и региональных рейтингов эффективности школ , участия в конкурсах и проектах, обязательным условием которых становится наличие статуса инновационной площадки, поддержки образовательных инициатив на территориальном уровне.

В-четвертых , инновационный статус обеспечивает повышение компетентности педагогических работников «на рабочем месте» как одной из наиболее эффективных форм профессионального роста. Это, в свою очередь, способствует успешному прохождению аттестации, участию в различных профессиональных конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Источник

Инновационные площадки в дошкольном образовании

Наука педагогика не стоит на месте, она развивается вместе с обществом и берёт на вооружение новые средства образования. Сегодня в процесс воспитания юного поколения включаются интернет, современные технические средства и оснащение. С каждым годом в Воронежской области открывается всё больше инновационных площадок для развития детей. В этом материале мы расскажем о разновидностях инновационных площадок в нашем регионе и о том, какие педагогические задачи решаются с их помощью.

Что такое инновационные площадки?

В течение многих лет в системе дошкольного образования ведётся поиск нового облика учреждений, предназначенных для воспитания подрастающего поколения. Этот облик должен соответствовать запросам времени и одновременно удовлетворять потребностям детей и родителей. Организация в дошкольном учреждении системы инновационной деятельности – один из результатов такого поиска.

Идея заключается в том, что в процесс выполнения основных задач по созданию оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей внедряются современные системы коммуникации. Таким образом, процесс воспитания детей выходит на новый уровень.

Инновационные проекты направлены на достижение классических принципов дошкольного образования. Среди них — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей маленького человека, взаимодействие детей и взрослых, сотрудничество с семьёй, поддержка инициативы ребёнка, приобщение малышей к социокультурным нормам и т.д.

На базе инновационных площадок разрабатываются и заводятся в апробацию модели дошкольного образования принципиально иного качества, более высокого, чем типичные практики, реализуемые в обычных детских садах. Каждый инновационный проект реализуется 3 года, в течение которых он финансово поддерживается регионом. Объем финансовой поддержки региональных инновационных площадок составляет 1 000 000 рублей в год, — рассказала заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова.

В Воронежской области создание инновационных площадок началось ещё в 2013 году. За почти 8 прошедших лет в регионе модернизирована работа 33 дошкольных учреждений нескольких типов. Детские сады, превращённые в инновационные площадки, посещают 3250 малышей.

Типы инновационных площадок в Воронежской области

1. «Родитель-со-педагог». Этот тип инновационных площадок реализуется на базе 9 дошкольных учреждений Воронежской области. Главный принцип работы — как можно более активно в процесс планирования и реализации образовательной деятельности включать родителей. Примером успешной работы может служить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77». Здесь, в частности, родители наравне с педагогами проводят занятия и мастер-классы для малышей. Мамы и папы делятся со всеми детьми из группы собственным опытом: красиво сервировать стол, делать причёски, поделки из конструктора и многое другое.

2. «Цифровой детский сад». Это вторая по популярности модель инновационных площадок в нашем регионе. Она реализуется на базе 6 детских дошкольных учреждений в Калачеевском, Борисоглебском, Лискинском, Павловском и Новохоперском районах. Компьютерные технологии здесь включаются в систему дошкольного образования как один из способов передачи знаний, развития у детей интереса к обучению, воспитания самостоятельности. Кстати, с приходом пандемии эта модель воспитания стала развиваться огромными темпами. Появилась возможность и противоэпидемические меры соблюсти, и не прерывать образовательную программу.

3. «Новостройки». Эта модель реализуется на базе четырёх детских садов в Воронежской области. Все они – новые, а значит — ультрасовременные. Модель предусматривает поддержание инициативы ребёнка, предоставление ему возможности выбора.

Читайте также:  Где его можно пройти и сколько это стоит

4. «Образовательная коллаборация детского сада и начальной школы» — эта модель также легла в основу работы четырёх дошкольных учреждений. Педагоги подготавливают малышей к переходу из детского сада в начальную школу таким образом, чтобы этот переход был максимально безболезненным.

5. «Ранний возраст» — эту модель используют ещё четыре детских сада в регионе. Она предусматривает создание специальных условий для гармоничного развития малышей с учётом их индивидуальных особенностей с самого раннего возраста.

6. «Сетевое дошкольное образование». В рамках этой модели к воспитанию подрастающего поколения подключаются, в том числе, педагоги из разных детских садов, а также из организаций, которые не имеют отношения к образованию. Модель направлена на всестороннее развитие личности ребёнка.

7. «Рациональный детский сад». Эта модель опирается на рациональное использование ресурсов, систем электронного документооборота и данные, полученных в том числе с применением международно-признанных способов оценки качества дошкольного образования.

Что такое консультационные центры?

Помимо инновационных моделей в регионе развиваются консультационные центры, на базе которых семьи с детьми могут получить консультацию психологов и педагогов. Родителям подскажут, как обеспечить полноценное развитие малыша в условиях семьи, как помочь ребёнку освоиться в детском саду, расскажут о существующих методиках детского развития, организации досуга, окажут при необходимости помощь.

Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи оказываются в Воронежской области с 2013 году в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» при содействии Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и ГБУ ДПО ВО «Институт регионального развития им.Н.Ф.Бунакова».

Задать вопрос консультантам можно на сайте регионального Департамента образования, науки и молодёжной политики.

О конкурсе «Воспитатель года»

В 2020 году всероссийский конкурс «Воспитатель года» тоже прошёл под знаком цифры. Его этапы из-за пандемии коронавируса проходили в онлайн-формате. И только финал был очным. На нём воспитатели говорили о своём видении идеального детского сада, который было бы интересно посещать ребёнку, и который бы способствовал всестороннему развитию малыша. В ходе разговора родилось немало идей, которые, возможно, в будущем станут новыми моделями для инновационных площадок.

Воронежскую область во Всероссийском финале этого года представит победитель регионального этапа Татьяна Рубанова. Она работает воспитателем в детском саде №8 в Россоши.

Источник



ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ: ПЯТЬ ШАГОВ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ: ПЯТЬ ШАГОВ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА

Колесникова Ирина Евгеньевна

руководитель инновационной площадки «Диагональ»

сертифицированный учитель 1 /продвинутого/ уровня

КГУ «Урицкая средняя школа

отдела образования акимата

Образование на всех этапах развития общества и, конкретно, в жизни каждого человека является актуальным направлением, поэтому данная проблема поставлена во главу приоритетов государства. Материалы СМИ, теле и радио вещание, интернет-контенты пестреют информационными сенсациями образовательных трендов.

Качественной стороной деятельности школы выражают недовольство многие: не удовлетворены учителя, недовольна родительская общественность, другие приверженцы общества. Не испытывают особой радости и политические структуры страны. Недовольство состоянием школы прогрессирует. Чем именно недовольно наше общество? Родители жалуются на постоянную нехватку времени для осуществления взаимодействия со школой, негодуют по поводу того, что их детям незаслуженно занижают оценки. Учителя возмущаются наращиванием бюрократического прессинга на школу, снижение мотивации учащихся к учению и невозможностью объективно оценить знания учащихся. Общественность опасается криминальной обстановки в отношениях между школьниками, возмущает также нулевая терпимость детей по отношению к негативным поступкам и прочее. Как следствие за всей этой завесой происходит отклонение от курса непосредственного назначения школы, обозначенный социальным заказом государства и общества.

Качество знаний учащихся, повышаясь в динамике, не даёт положительного эффекта в жизненной практике. Всё чаще появляются плакаты в социальных сетях, словно крик души: «..дожив, практически, до седин, я всё жду, когда мне эти знания в жизни пригодятся?». Это говорит о невостребованности получаемого огромного багажа школьных знаний в жизни…». Качество знаний падает. Учащиеся предпочитают подготовке к занятиям социальные сети, как правило, сомнительного происхождения. Круг замкнулся. Учитель остался один на один с возникшей проблемой, обрастающей рядом смежных проблем. Школа — это самый консервативный сектор общественной жизни, что, с одной стороны, хорошо (эксперименты на детях опасны), но, с другой стороны, нам все быстрее, приходится бежать за удаляющимся по пути прогресса Западом, отставание от которого специалисты оценивают уже в несколько десятков лет [3]. Школу охватил «системный кризис». Необходимо создать системе школьного кризиса в противостояние антикризисную систему выхода из создавшейся ситуации.

Подобную систему один человек не может разработать, ведь необходим взгляд со стороны, исследования, апробация, перспектива. Здесь необходима «…группа думающих людей, преданных своему делу, способная изменить мир…», о которой говорит Маргарет Мид. И это не что иное, как сетевое профессиональное сообщество.

Некоторые относятся к сетевым сообществам скептически. Это и понятно: в любые времена были и есть консерваторы. Здесь важна фасилитирующая роль лидера. «…Сообщество учителей» — хорошо смотрится написанным «на бумаге», а попробуй инициировать его создание, так сразу и поймешь, что от теории Венгера до реального сообщества — дистанция огромного масштаба. Идея объединения учителей — замечательна, но главное ведь в этом деле — вокруг чего объединяться? Вокруг какой идеи, смысла, цели? Именно они должны быть так прозрачно хороши, чтобы народ на них пошел, понимая, что, по большому счету, имеет дело с «никами», за которыми не всегда можно разглядеть лица конкретных персон и названия организаций. Еще важно, чтобы идеи эти соответствовали их собственным ценностям и собственной картине мира. А если учителя в сообщество идут охотнее всего — за «бумажками»? Сообщество ли это? [ 1 ] К сожалению, этот факт имеет место быть, но любое новообразование имеет свои барьеры. Следует помнить, что в каждой ситуации, даже самой безвыходной можно найти решение. Главное при этом, быть заинтересованным. Ибо «…Ни один предмет, который они должны изучать, не следует превращать в бремя для них или навязывать им как нечто обязательное. Всё, что предлагается в такой форме, немедленно становится скучным; душа проникается отвращением к этому, даже в том случае, если оно раньше было для неё приятно или безразлично…» [2, с. 47]

В результате глубокой аналитической деятельности коллектив нашей школы сделал сознательный выбор о необходимости создания сетевого сообщества — единой инновационной платформы для конструктивного профессионального взаимодействия педагогов, направленное на решение совместных проблем в свете обновления содержания образования, принципиальным постулатом которой является интерактивное взаимодействие между заинтересованными участниками. Отсюда и название нашего сообщества «Интер».

Нашим сообществом «Интер» были определены пять конкретных шагов в развитии профессионального сетевого сообщества.

Шаг 1: Сегментирование участников педагогического сообщества через вовлечение в деятельность мобильных инновационных площадок (ИП).

Прогнозируя успех в деятельности сообщества, была признана необходимость сегментирования направлений профессиональной поддержки педагогов относительно идей модульной проблематики в рамках уровневых программ. Таким образом, каждый участник сможет принять участие в разработке собственной проблемы через актуальный инструментарий. Это позволит исключить «случайных» людей в сообществе.

Шаг 2: Разработка программ деятельности мобильных инновационных площадок.

Остановимся на примере деятельности одной из инновационных площадок.

Инновационная площадка «Диагональ» актуализирует направление в рамках идеи Программы «Обучение критическому мышлению».

1. В основу развития инновационной деятельности положены такие принципы, конструктивность деятельности; открытость к запросам, результатам исследования, информативным базам в рамках исследований; выявление и поддержка активных участников; открытость перспектив; возможность независимого менторства, заинтересованность участников.

2. Обеспечение гибкости механизмов и многообразия форм взаимодействия обеспечит профессиональную педагогическую поддержку в решении возникающих проблем в практике преподавания и обучения.

Читайте также:  Точки контроля в работе менеджера по продажам

3. Стратегическая цель: « Создание условий для исходящего и входящего взаимодействия участников сетевого сообщества по внедрению в практику преподавания и обучения технологии кейс-стади, способствующей развитию функциональной грамотности школьников, ведущих к повышению качества знаний»

4. Диагональ взаимодействия всех участников ИП предусматривает негласный алгоритм: совершенствуясь сам, создаю условия для самосовершенствования учащихся, делюсь положительным опытом, посмотрю, как обстоят дела у коллег с подобными проблемами в рамках профессионального сообщества.

Как следствие, возникают два других понятия – исходящее и входящее взаимодействие. Исходящее взаимодействие представляет собой деятельность в рамках школьного профессионального сообщества, входящее же взаимодействие – представляет собой выход на сетевые сообщества района, области, а также в режиме онлайн-взаимодействия в рамках республики и за её пределами.

5. Актуальная система аналитической деятельности. Планирование перспектив.

Шаг 3 Определение актуального инструментария для решения выявленных в процессе исследования проблем.

В решении любой проблемы необходим рациональный инструмент: удобный, презентабельный, удовлетворяющий потребности человека, решающего эту проблему. Наша инновационная площадка не исключение. Нам необходим такой инструментарий воздействия на педагогический процесс, чтобы участники этого процесса обрели большое желание учиться (ученики), искреннее проявление заинтересованности в сотрудничестве со школой (родители), обеспечение условий для «здоровой» амбициозности и конкуренции в деятельности профессиональных сообществ (учитель).

Широк спектр образовательных технологий, но они в большей степени направлены на осуществление деятельности «по прямой» (конкретно преподавание обучение). По диагонали может работать лишь та технология, которая концентрирует в себе концепцию реальной действительности. Таковой технологией является кейс-стади, которая возникла в 1924 г. в США в Школе бизнеса Гарвардского университета. В нашей стране стали применять в высшей школе и на курсах подготовки и переподготовки кадров в 80-е годы. Значительно позднее данная технология вошла и в среднюю школу.

Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что обучающийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими обучаемыми». Информация подается участникам в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений» [2]

Таким образом, кейсовые технологии создают условия для обеспечения образовательного учреждения мобильности и гибкости, находящихся на достаточном уровне в удовлетворении запросов общества, наращивая при этом накопленный положительный опыт, исключая оторванность научного знания от жизни. И это имеет очень большое значение.

Шаг 4: Реализация программы инновационной площадки через использования разнообразных форм взаимодействия

Механизм взаимодействия для каждой группы участников должен быть рациональным. Здесь уместна дифференциация, которая в итоге должны сработать на общую цель.

В рамках исходящего взаимодействия:

Внедрение Кейс-стади в систему урочного и внеурочного пространства, как актуальной технологии по развитию функциональной грамотности школьников.

Презентация опыта по внедрению кейсовой технологии в развитии функциональной грамотности учащихся через открытый показ уроков сертифицированных учителей разного уровня.

Постоянно-действующие инструктивный семинары, мастер-классы по составлению среднесрочного планирования, кейсов для педагогов и т.д.

Коучинг-сессии по решению проблем, возникающих при внедрении преобразований в практику преподавания и обучения.

Оказание профессиональной поддержки педагогам через систему менторинга

Исследования в действии урока «Лессон-стади»

В рамках входящего взаимодействия

Презентация инновационной площадки «Диагональ»

Серия очных и дистанционных мастер-классов по актуализации проблемы внедрения технологии Кейс-стади в развитии функциональной грамотности учащихся.

Вебинары актуализации внедрения в практику преподавания и обучения технологии Кейс-стади, а также по решению проблем внедрения кейсовой технологии в практику преподавания и обучения.

Очные мастер-классы в рамках области

Практические семинары по созданию сборника кейсов, направленных на формирование функциональной грамотности школьников на уроках, во внеурочной и внеклассной работе.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, можно сделать вывод о степени заинтересованности взаимодействия всех участников инновационной площадки. Какую выгоду для себя может извлечь каждая группа участников инновационной площадки?

для учащихся

1. Повышение мотивации обучения,

2. Заинтересованность в обретении навыка саморазвития в аспекте функциональной грамотности.

3. Выработка умений коммуникации в группе /развитие адекватной само и взаимооценки/

4. «Здоровые» амбиции и конкуренция через рефлексивное видение собственных достижений.

5. Расширение предметных представлений через погружение в атмосферу реальных ситуаций /кейсов/., что способствует применению предметных знаний в жизненных ситуациях.

6. Интеграция собственного опыта и другого видения решения проблемы.

7. Презентация уровня собственных достижений через участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, конкурсах.

8. Трансляция личностного потенциала во внеклассной и внеурочной деятельности.

для сертифицированных учителей

1. Профессиональное самосовершенствование в вопросах актуальности технологизации практики преподавания и обучения.

2. Повышение метапредметного знания через использование реального материала в профессиональной деятельности.

3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по внедрению кейсовой технологии через процессы коучинга и менторинга.

3. Интеграция исходящего и входящего взаимодействия с сертифицированными коллегами по вопросам положительного опыта и встречающихся барьеров по внедрению кейсовой технологии с целью развития функциональной грамотности учащихся в разрезе 7 модулей Программы уровневой подготовки педагогов – актуальный инструмент для обмена опытом и рефлексивного видения проблемы.

4. Широкое поле для рефлексивной деятельности: взгляд с нескольких сторон.

5. «Здоровые» амбиции и конкуренция через рефлексивное видение собственных достижений.

6. Использование SWOT -анализа как инструмент мониторингового исследования проблем внедрения нововведений.

для несертифицированных учителей:

1. Повышение профессиональной компетентности учителей через актуализацию конструктивных педагогических технологий современности.

2. Заинтересованность в деятельности по внедрения 7 Модулей через процессы коучинга и менторинга. Овладение информационно — деятельностным содержанием Программы в разрезе 7 модулей.

3. Интеграция взаимодействия с сертифицированными педагогами для развития профессиональной компетентности по применению межпредметных знаний в кейсовых ситуациях, как необходимое условие в формировании функциональной грамотности у школьников.

4. Обретения навыка по составлению актуальных кейсов для расширения тематического информационного диапазона у учащихся, способствующих привитию воспитательных ценностей.

5. Участие в методических мероприятиях, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях по актуализации опыта.

Налаженная система мониторинговой деятельности обеспечивает прозрачность результативности: одни и те же объекты исследования рассматриваются под разным углом. Таким образом, внедрение нескольких форм аналитической деятельности для нас — необходимость.

Для анализа деятельности инновационной площадки «Диагональ» в систему мониторинга включены следующие виды: системный анализ деятельности инновационной площадки (метод исследования, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей, элементами исследуемой системы, констатация динамики результативности), SWOT — анализ сильных и слабых сторон, внутренних и внешних факторов, Рефлексивный анализ – это анализ, направленный на осознание конструктивности собственной деятельности на основе критического анализа.

Мониторинг по всей диагонали взаимодействия происходит по трём, не теряющим актуальности во временный рамках, направлениям: Что? Где? Когда? Что изменить для совершенствования практики преподавания и обучения? Где конкретно ввести коррективы? Когда система даст свои положительные плоды (прогноз = реальность)?

Шаг 5: Интеграция опыта инновационных площадок сетевого сообщества «Интер»

Этот шаг является рубежным, но его нельзя назвать конечным. Скорее это начало следующего этапа. Ведь проблем в школе много: одна сменяет другую. Шаг 5 предусматривает сведение результатов работы разных направлений в единое целое. На основе проведённой работы разрабатываются рекомендации, рецензируются авторские разработки, вносятся коррективы в программу деятельности сетевого сообщества, которые внедряются в практику преподавания и обучения, как апробированные материалы. Здесь же происходит планирование дальнейшей деятельности.

Таким образом, работа в сетевом сообществе является негласным постулатом стимулирования самого педагога. Всё, что делаем мы-педагоги — это исключительно для ученика – члена нового современного общества. А школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего будущего поколения. И им завтра управлять миром. И о том, каким будет завтра, нужно думать уже сегодня.

Источник