Рассказ Саши Черного Кавказский пленник для читательского дневника

Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник» для читательского дневника

Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»

Читательский дневник

Детский рассказ Саши Черного был впервые опубликован в 1930 году. В нем рассказывается история о том, как дети захотели переиграть печальные события, произошедшие с пленными офицерами в романе Толстого. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Кавказскому пленнику» и написать сочинение в 4 классе, следует ознакомиться с кратким содержанием произведения. Оно учит читателя, что при должном настрое можно преодолеть любые неприятности.

Основные персонажи

В своем произведении писатель описывает детскую беззаботность. Он дает понять, что любые проблемы, которые сейчас кажутся грустными, завтра могут быстро разрешиться и принести радость. Про эти неприятности потом никто и не вспомнит. Необходимо просто жить и попробовать не печалиться по пустякам. В этом и заключается главная мысль рассказа «Кавказский пленник». Основными героями произведения Саши Черного являются:

  • Валя — находчивая и очень веселая девочка;
  • Катя — ее сестра, любит помечтать;
  • Миша — добрый и находчивый мальчик, напарник по развлечениям;
  • Тузик — дворовая собака.

В рассказе автор заставляет читателя задуматься, нужно ли расстраиваться из-за событий, которые в ближайшем будущем могут оказаться неважными. Благодаря выдуманной игре, в которую сестры втянули собственного друга и собаку, они смогли по-другому посмотреть на прочитанную историю. Как оказалось, все было не так страшно.

Главная мысль «Кавказского пленника» заключается в том, что необходимо научиться радоваться жизни.

Начало событий

В саду было очень красиво

В саду было очень красиво, потому что стояли погожие весенние дни. Буйно цвели различные цветы, по деревьям шустро прыгали воробьи, скворцы нежились на солнце, а по имению бегали небольшая такса и дворовый пес Тузик.

У берегов реки тянулась обсаженная кустами коса, на которой находился огромный сарай. Из него вышли парни с лодкой, чтобы отправиться на ближайший остров. Около пристани трое детей беззаботно наслаждались погодой. Было такое ощущение, что вся природа радовалась такому замечательному дню.

В саду находился флигель, в окна которого проникали солнечные лучи. В комнате спал рыжий котенок, а на полках стояло большое количество книг с дорогими переплетами. По помещению гулял сквозняк и легонько подергивал шторы. В маленькой комнате находилась разрисованная ребятами книжка. Из кухни раздавался шум, поскольку женщина там готовила ужин.

Все вокруг были очень счастливыми, кроме двух сестер. Они стояли, уткнувшись носами в стекло на двери. Это были Валя и Катя. Девочки сильно грустили, потому что прочитали печальное произведение Толстого. Дети поверили в каждое слово, написанное в книжке, а это была вовсе не сказка о волшебных существах.

Катя сказала, что у пленников все закончилось хорошо. Затем сестры стали думать, что могло произойти дальше. Возможно, Жилин поймал татар, мучивших его, и отхлестал их крапивой. Но не исключено, что он проявил благородство, просто пригрозил им и отпустил. Дина же могла выучить русский язык и сбежала к мужчине, чтобы прожить с ним всю жизнь.

Дети обрадовались подобному финалу и захотели погулять в саду. Около заброшенной оранжереи сестры обнаружили яму и придумали игру в кавказского пленника. Они решили, что в качестве пленного будет выступать Миша. Обе девочки мечтали сыграть роль Дины, но сначала необходимо было стать жестокими татарами. Затем им понадобился еще один герой произведения, на роль которого был принят бездомный пес Тузик.

Увлекательная игра

Сестры уговорили Мишу поиграть с ними, а потом посадили его вместе с собакой в яму на теплый коврик. Они нацарапали сообщение от Костылина на деревянной дощечке и отнесли послание местному дворнику. Затем дети принесли из дома немного кукол и обменяли их на пирожки. Девочки кинули в яму длинный шест, чтобы мальчик смог из нее вылезти, однако ему и там было довольно комфортно.

Тогда сестры подумали, что бежать из плена необходимо глубокой ночью, и тоже забрались в яму. Оттуда они смотрели на красивые облака. Через некоторое время из столицы вернулась их мать. Она обошла весь дом в поисках своих детей, но не смогла их отыскать. Няньку в этот день женщина отпустила, а местный дворник сказал, что уже давно не видел ее дочерей.

Две сестрички

Мама несколько раз позвала сестер в саду и неожиданно услышала их отклики. Отыскав детей, она приказала им быстро вылезти из ямы и отвела домой. Девочки спокойно шли, но не могли понять, почему раньше так расстраивались, ведь пленниками быть очень весело.

План произведения

Если внимательно прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Саши Черного, тогда можно составить план. Он поможет написать пересказ сюжета для читательского дневника. Примерный план:

Ученик пишет план произведения

  1. Грусть девочек из-за произведения Толстого.
  2. Яма в саду и начало игры.
  3. Веселое времяпрепровождение и возвращение матери.
  4. Изменение мнения о рассказе.

В произведении писатель учит читателя, что нужно сочувствовать людям, попавшим в беду. Дети должны много играть, фантазировать и придумывать забавы для себя. Это поможет им иначе посмотреть на жизненные трудности.

После ознакомления с кратким содержанием «Кавказского пленника» для читательского дневника следует прочитать книгу полностью. Это позволит подобрать подходящую картинку или рисунок для иллюстрации повествования.

Отзывы читателей

Я только недавно прочитала этот рассказ. Автор назвал его так, потому что сестры решили повторить события знаменитого произведения Толстого. Но пересказать книгу очень сложно, так как на ее первых страницах описаны окружающая природа и действия обитателей сада.

Эта история заставит улыбнуться не только ребенка, но и взрослого человека. Детей стоит приучать к чтению классической русской литературы. Рассказ Саши Черного учит читателя доброте и сочувствию. Не нужно бояться трудностей, потому что они могут оказаться не такими уж и серьезными.

В произведении мне очень понравились главные героини. Они в малом возрасте прочитали роман Толстого и решили придумать его концовку. Это довольно любознательные девочки и большие выдумщицы. Мне кажется, что они умеют полноценно наслаждаться жизнью.

Источник



Саша Черный, "Кавказский пленник". Краткое содержание рассказа

Предлагаем краткое содержание рассказа «Кавказский пленник». Саша Черный, его автор, делает своими героями детей, впервые прочитавших произведение Л. Толстого с одноименным названием. Их переживания и воплощение истории Жилина в игре составляют основу сюжета.

Место действия

Рассказ начинается обширной экспозицией. Его герои живут на берегу небольшой речушки Крестовки, впадающей в Неву. В этот весенний день было многолюдно – многие вышли на пристань, чтобы насладиться свежестью природы и ощутить возрождение жизни. Это и посетители английского гребного клуба, и полоскавшая белье прачка, и озорные мальчишки, и старик в плоскодонке, и очень старая бабушка на балконе… Мирное течение жизни еще больше подчеркивает остроту ощущений девочек, о которых дальше расскажет Саша Черный. Кавказский пленник – краткое содержание произведения это покажет – вызвал в их душе сочувствие и сострадание.

Обитатели флигеля

Рыжий котенок на письменном столе. Множество книг и портретов писателей. Фикус со свежевымытыми листьями. Открытая дверь в столовую, где виднелись буфет с посудой, матрешка на кафельной печке, овальный стол с детским рисунком. Так описывает кабинет, расположенный в длинном флигеле, Саша Черный.

«Кавказский пленник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием сестер, Вали и Катюши. На фоне всеобщей радости они выглядели огорченными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Л. Толстого.

Сила воображения

История Жилина воспринималась сестрами как сущая правда, и потому вызвала сильное волнение. К тому же дома не было ни мамы, ни няни, которые пояснили бы: неужели можно так мучить людей? Успокаивало одно: герой сбежал, а значит, для него все сложилось удачно. Да и день был так хорош, что долго грустить не хотелось. Они еще раз вспомнили краткое содержание рассказа. Кавказский пленник (Саша Черный дальше строит на этом сюжет), освободившись, мог взять в плен самих татар. А дальше пребольно высечь их или проявить милость и отпустить на все четыре стороны. Дину же, по мнению девочек, следовало наградить медалью и обучить грамоте. Валя придумала, как дальше она покрестится и выйдет замуж за Жилина. Счастливые, что теперь все складывается так весело, сестры отправились на улицу.

Читайте также:  Налоговая нагрузка что это такое и как правильно рассчитать

Веселая игра

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, оставалось распределить роли. Каждой хотелось быть Диной, потому они решили сначала побыть татарами и взять в плен Мишку, карапуза дворника. Тогда они смогут его бросить в яму, а потом начнут спасать. Костылиным предстояло стать Тузику, бегавшему рядом с девочками и вертевшему хвостом. Такими были фантазии Вали и Катюши, вспоминая краткое содержание. «Кавказский пленник» (автор Саша Черный отметил, что Мишка сразу согласился вступить в игру) помчался на пруте вперед, не желая быть раненым. Девочкам-татарам пришлось силой взять его в плен и оттащить к яме. Для того чтобы было мягче, Валя принесла коврик, и вот уже плененные «Жилин» и «Костылин» уютно расположись в яме. Осталось написать послание родственникам. Так как Мишка был еще неграмотным, это сделали девочки. Табличку с требованием выкупа они доставили дворнику. Вот только пленные вели себя неправильно: они веселились и совсем не пытались бежать. Так продолжает рассказ Саша Черный.

«Кавказский пленник»: краткое содержание исхода игры

Теперь Валя и Катюша превратились в татарских девочек. Они принесли из флигеля игрушки и бросили их в яму: Мишка должен был обменять их на лепешки. Затем выпросили на кухне три пирожка, но два из них на ходу поймал Тузик, поэтому третий передали «Жилину» на палке. После этого спасительницы опустили в яму длинный шест, но пленники не пожелали бежать. Не помогали ни крики, ни приказания, и в итоге сестры тоже соскочили в яму и стали ждать ночи. Они вспомнили краткое содержание сказки: кавказский пленник – Саша Черный здесь цитирует Толстого – должен был бежать при звездах. Да и колодки из дощечек еще не набили.

Развязка

Когда вернулись мама с няней, они долго искали детей. Да еще дворник принес непонятную табличку с записью о выкупе. Взрослые переполошились и выбежали в сад, где до них донеслись голоса девочек из ямы. И сестры, и Мишка, и Тузик были очень довольны, рассказывая, что они – кавказские пленники.

Валя и Катюша шли домой, прижимаясь к маме. Они не понимали, как такой рассказ мог утром показаться им грустным. Теперь они воспринимали его как «превеселую… штуку». Так заканчивает повествование Саша Черный. «Кавказский пленник», краткое содержание которого рассмотрено подробно, стал для детей началом веселой и запоминающейся игры.

Источник

Урок 44. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Антитеза – противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий.

Интерьер – это описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы.

Ирония – сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Портрет – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость.

Сравнение – это широко распространённый художественный приём, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Сюжет – система событий (последовательность) в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

Юмор – вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчёркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Гичка – лодка.

Кушак – пояс.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2019. 307 с.

2. Иванова Е. В. Дидактические материалы по литературе: 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 112 с.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл.: рабочая тетрадь в 2 ч. Москва : Просвещение, 2019. 80 с.

Дополнительная литература:

1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 96 с.

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 112 с.

3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. Москва: Вако, 2019. 400 с.

4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. Москва: Вако, 2019. 80 с.

5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: поурочное планирование. Москва: Учитель, 2017. 27 с.

6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. Москва: Экзамен, 2019. 80 с.

7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. Москва: Просвещение, 2019. 64 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 19.07. 2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (Дата обращения: 19.07. 2019).
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (Дата обращения: 19.07. 2019).
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (Дата обращения: 19.07. 2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из веры, книг и жизни,

Из мрака и сомненья

Мы строим год за годом

(Александр Михайлович Гликберг)

Особое место в творчестве поэта Саши Чёрного занимают произведения о детях и для детей, которые он писал всю жизнь. По воспоминаниям, в нём самом было много детского: не случайно во всех странах, где ему выпало жить, он сразу же находил маленьких друзей. Детские произведения Саши Чёрного отличаются необыкновенной добротой и юмором. Самая известная книга – «Детский остров». Это сборник остроумных, озорных и мудрых произведений. Своими рассказами писатель хотел сказать, что важной частью жизни ребёнка является игра, что важно не только хотеть играть, но и уметь играть.

Названия рассказов «Кавказский пленник» и «Игорь-Робинзон» не случайны. Они связаны с известными произведениями Льва Толстого «Кавказский пленник» и « Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо. Во-первых, сюжеты рассказов так или иначе перекликаются с литературными первоисточниками.

Читайте также:  Основные виды прибыли предприятия по российской отчетности

В «Кавказском пленнике» Саша Чёрный делает своими героями детей, впервые прочитавших произведение Толстого. Их переживания и воплощение истории Жилина в игре составляют основу сюжета. Маленький мальчик из рассказа «Игорь-Робинзон» оказывается в схожей ситуации, что и главный герой Дефо.

Во-вторых, нельзя не отметить, что автор понимает, насколько важно чтение литературных произведений именно в детстве. Литература обогащает мир ребёнка, развивает фантазию, воспитывает его, учит доброте и правде, умению сопереживать и любить.

Рассказ «Кавказский пленник» начинается с описания весеннего дня, автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города. Обилие художественных приёмов: сравнений («Воробьи…: кричали, кувыркались, дрались, – просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков»), метафор («лапы лиственницы», «дворняжка Тузик, лохматая серая муфта»), эпитетов («сквозным кружевным шатром», «весёлая рябь речонки», «генеральский хвост петуха») – создают особую атмосферу счастья и задора.

Описание флигеля, в котором живут главные герои, позволяет представить реалии времени, о котором идёт речь, лучше понять привычки и характер его обитателей. Детали интерьера в рассказе подсказывают читателю, что во флигеле живут люди, которые любят литературу (в шкафу «блестели золотыми буквами корешки книг», на стене «висели портреты тех, кто эти книги когда-то написал»), музыку (мандолина в кабинете), любят уют, берегут традиции (прабабушкин чайный сервиз), ценят своих близких.

Общему настроению веселья противопоставлено настроение грусти двух сестричек, Вали и Кати. На фоне всеобщей радости они выглядели огорчёнными и сердитыми: у старшей даже слеза блестела на щеке. Причина подобного настроения была в том, что они закончили чтение рассказа «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого.

История Жилина воспринималась сёстрами как сущая правда («Раз написано, – значит, настоящая правда…»), и потому вызвала сильное волнение. К тому же дома не было ни мамы, ни няни, которые пояснили бы: неужели можно так мучить людей? Успокаивало одно: герой сбежал, а значит, для него всё сложилось удачно. Да и день был так хорош, что долго грустить не хотелось. Они стали придумывать свой финал рассказа. По их мнению, Жилин, освободившись, мог взять в плен самих татар. А дальше пребольно высечь их или проявить милость и отпустить на все четыре стороны. Дину же, по мнению девочек, следовало наградить медалью и обучить грамоте. Валя придумала, как дальше она покрестится и выйдет замуж за Жилина. Счастливые, что теперь всё складывается так весело, сестры отправились на улицу.

В саду Валя и Катюша остановились у ямы. Они поняли друг друга без слов, оставалось распределить роли. Каждой хотелось быть Диной, потому они решили сначала побыть татарами и взять в плен Мишку, маленького сына дворника. Тогда они смогут его бросить в яму, а потом начнут спасать. Костылиным предстояло стать Тузику, бегавшему рядом с девочками и вертевшему хвостом.

Взрослые переполошились и выбежали в сад, где до них донеслись голоса девочек из ямы. И сёстры, и Мишка были очень довольны, рассказывая, что они – кавказские пленники.

Валя и Катюша шли домой, прижимаясь к маме. Они не понимали, как такой рассказ мог утром показаться им грустным. Теперь они воспринимали его как «превесёлую… штуку».

Рассказ «Игорь – Робинзон» начинается с того, что отец Игоря уехал в Париж, мама ушла в магазин, сына она с собой не взяла, считая его слабым («он «слабый», он устанет…»), и Игорь остался один и стал играть.

Он взял на кухне тесто, вылепил бюст Гоголя. Готовую фигурку поставил на лавку сушиться на солнце. Подошёл индюк и съел фигурку Гоголя, а Игоря клюнул. Затем мальчик вспомнил, что у пристани, на пруду, есть лодка на цепочке. Конечно, на ней запрещено одному кататься, но посидеть в ней точно можно. Забравшись в лодку, он сильно раскачал её, представляя себя адмиралом. Цепочка оборвалась. Налетел лёгкий ветерок и стал уносить «путешественника» в лодке к тенистому островку. Прибившись к берегу, Игорь выбрался из лодки и осмотрел остров, теперь он напоминал себе настоящего Робинзона Крузо. Здесь он увидел будку и испуганных кроликов, которых привёз сюда садовник. Вернувшись к берегу, Игорь обнаружил, что лодка уплыла, он забыл привязать её. Присев на пень, мальчик стал думать о доме и решил не плакать, ведь скоро вернутся родители и обязательно найдут его. В раздумьях Игорь уснул. Ему приснился большущий крокодил. Разбудил Игоря лай чёрного лохматого пуделя на берегу пруда. Это был пудель садовника. Мальчик начал махать и звать пуделя Цезаря. Собака поплыла к острову. Мальчик обрадовался, ведь теперь он на острове не один, теперь у него есть Пятница. Игорь написал записку с просьбой о помощи по-французски садовнику на листе блокнота, привязал над головой пуделя и отправил домой. Собака всё поняла. Садовник прочитал записку и забрал Игоря с острова. Дома Игорь стал мастерить большую золотую медаль для пуделя Цезаря «за спасение утопающего мальчика».

Тема обоих произведений: детство, детские фантазии, воплощение их в реальность. Автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей.

Теоретический материал для углублённого изучения

Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) родился 1 октября 1880 года в городе Одессе. В семье провизора было 5 детей, двое из которых были Саши. Блондин и брюнет, «Белый» и «Чёрный». Так и появился псевдоним.

В 15 лет Саша Гликберг сбежал из дома и отправился в Петербург. Первое время отец высылал ему деньги, чтобы он мог снимать себе жильё.

В столице мальчик продолжил обучение, но через год провалил экзамен по алгебре, и его отчислили. После этого Мендель Гликберг отказался оплачивать комнату сыну, и вскоре будущий поэт оказался на улице. В 1898 году историю о брошенном мальчике напечатала газета «Сын Отечества», и его взял на воспитание состоятельный чиновник из Житомира Константин Роше. Он привил своему воспитаннику любовь к поэзии, обучал его музыке.

В 1905 году молодой поэт публикует принёсшие ему известность сатирические стихи в журналах «Зритель», «Альманах», «Журнал», «Маски», «Леший» и др. Как писал Корней Чуковский: «…получив свежий номер журнала, читатель, прежде всего, искал в нём стихи Саши Чёрного». Первое стихотворение под псевдонимом «Саша Чёрный» – политическая сатира «Чепуха», напечатано 27 ноября 1905 года. В 1908 году сотрудничал с журналом «Сатирикон», выпустил сборники стихов «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». В годы Первой мировой войны Саша Чёрный служил в 5-й армии рядовым при полевом лазарете. В 1920 году писатель уехал из России. За границей он издал сборник прозы «Несерьёзные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930), «Белка-мореплавательница» (1932). В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Чтобы верно оценить состояние главного героя рассказа Саши Чёрного «Игорь – Робинзон», ученикам предлагается вставить в текст верное слово.

«Мальчик согрелся на сене, закрыл____________ глаза и задремал».

Из нескольких вариантов (заплаканные, красные, грустные) нужно выбрать только одно слово. Верный ответ: «заплаканные». Автор неслучайно использует его, подчёркивая то, что перед читателем маленький мальчик, которому страшно быть одному на острове, ему горько и обидно, что он не может сам спасти себя.

Читайте также:  Гонорея когда покажет анализ

Подчёркивания / зачёркивания элементов

В рассказе «Кавказский пленник» Саша Чёрный обращает наше внимание на то, что среди общего веселья главные героини очень расстроены после прочтения рассказа Льва Толстого, поэтому в описании девочек использована эмоционально окрашенная лексика.

Подчеркните в описании внешности девочек слова, с помощью которых автор передаёт их настроение.

«…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот- вот капнет на передничек.

А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, – точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс».

Читая текст, ученик обратит внимание на следующие слова:

«…перед стеклянной дверью…стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им во всём саду и доме в этот солнечный день было грустно. У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот – вот капнет на передничек.

А младшая, Катюша, надутая-пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови, – точно скворец её куклу клюнул или через форточку пышку с маком унёс».

Источник

Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник» для читательского дневника

Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник»

Читательский дневник

Детский рассказ Саши Черного был впервые опубликован в 1930 году. В нем рассказывается история о том, как дети захотели переиграть печальные события, произошедшие с пленными офицерами в романе Толстого. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Кавказскому пленнику» и написать сочинение в 4 классе, следует ознакомиться с кратким содержанием произведения. Оно учит читателя, что при должном настрое можно преодолеть любые неприятности.

Основные персонажи

В своем произведении писатель описывает детскую беззаботность. Он дает понять, что любые проблемы, которые сейчас кажутся грустными, завтра могут быстро разрешиться и принести радость. Про эти неприятности потом никто и не вспомнит. Необходимо просто жить и попробовать не печалиться по пустякам. В этом и заключается главная мысль рассказа «Кавказский пленник». Основными героями произведения Саши Черного являются:

  • Валя — находчивая и очень веселая девочка;
  • Катя — ее сестра, любит помечтать;
  • Миша — добрый и находчивый мальчик, напарник по развлечениям;
  • Тузик — дворовая собака.

В рассказе автор заставляет читателя задуматься, нужно ли расстраиваться из-за событий, которые в ближайшем будущем могут оказаться неважными. Благодаря выдуманной игре, в которую сестры втянули собственного друга и собаку, они смогли по-другому посмотреть на прочитанную историю. Как оказалось, все было не так страшно.

Главная мысль «Кавказского пленника» заключается в том, что необходимо научиться радоваться жизни.

Начало событий

В саду было очень красиво

В саду было очень красиво, потому что стояли погожие весенние дни. Буйно цвели различные цветы, по деревьям шустро прыгали воробьи, скворцы нежились на солнце, а по имению бегали небольшая такса и дворовый пес Тузик.

У берегов реки тянулась обсаженная кустами коса, на которой находился огромный сарай. Из него вышли парни с лодкой, чтобы отправиться на ближайший остров. Около пристани трое детей беззаботно наслаждались погодой. Было такое ощущение, что вся природа радовалась такому замечательному дню.

В саду находился флигель, в окна которого проникали солнечные лучи. В комнате спал рыжий котенок, а на полках стояло большое количество книг с дорогими переплетами. По помещению гулял сквозняк и легонько подергивал шторы. В маленькой комнате находилась разрисованная ребятами книжка. Из кухни раздавался шум, поскольку женщина там готовила ужин.

Все вокруг были очень счастливыми, кроме двух сестер. Они стояли, уткнувшись носами в стекло на двери. Это были Валя и Катя. Девочки сильно грустили, потому что прочитали печальное произведение Толстого. Дети поверили в каждое слово, написанное в книжке, а это была вовсе не сказка о волшебных существах.

Катя сказала, что у пленников все закончилось хорошо. Затем сестры стали думать, что могло произойти дальше. Возможно, Жилин поймал татар, мучивших его, и отхлестал их крапивой. Но не исключено, что он проявил благородство, просто пригрозил им и отпустил. Дина же могла выучить русский язык и сбежала к мужчине, чтобы прожить с ним всю жизнь.

Дети обрадовались подобному финалу и захотели погулять в саду. Около заброшенной оранжереи сестры обнаружили яму и придумали игру в кавказского пленника. Они решили, что в качестве пленного будет выступать Миша. Обе девочки мечтали сыграть роль Дины, но сначала необходимо было стать жестокими татарами. Затем им понадобился еще один герой произведения, на роль которого был принят бездомный пес Тузик.

Увлекательная игра

Сестры уговорили Мишу поиграть с ними, а потом посадили его вместе с собакой в яму на теплый коврик. Они нацарапали сообщение от Костылина на деревянной дощечке и отнесли послание местному дворнику. Затем дети принесли из дома немного кукол и обменяли их на пирожки. Девочки кинули в яму длинный шест, чтобы мальчик смог из нее вылезти, однако ему и там было довольно комфортно.

Тогда сестры подумали, что бежать из плена необходимо глубокой ночью, и тоже забрались в яму. Оттуда они смотрели на красивые облака. Через некоторое время из столицы вернулась их мать. Она обошла весь дом в поисках своих детей, но не смогла их отыскать. Няньку в этот день женщина отпустила, а местный дворник сказал, что уже давно не видел ее дочерей.

Две сестрички

Мама несколько раз позвала сестер в саду и неожиданно услышала их отклики. Отыскав детей, она приказала им быстро вылезти из ямы и отвела домой. Девочки спокойно шли, но не могли понять, почему раньше так расстраивались, ведь пленниками быть очень весело.

План произведения

Если внимательно прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Саши Черного, тогда можно составить план. Он поможет написать пересказ сюжета для читательского дневника. Примерный план:

Ученик пишет план произведения

  1. Грусть девочек из-за произведения Толстого.
  2. Яма в саду и начало игры.
  3. Веселое времяпрепровождение и возвращение матери.
  4. Изменение мнения о рассказе.

В произведении писатель учит читателя, что нужно сочувствовать людям, попавшим в беду. Дети должны много играть, фантазировать и придумывать забавы для себя. Это поможет им иначе посмотреть на жизненные трудности.

После ознакомления с кратким содержанием «Кавказского пленника» для читательского дневника следует прочитать книгу полностью. Это позволит подобрать подходящую картинку или рисунок для иллюстрации повествования.

Отзывы читателей

Я только недавно прочитала этот рассказ. Автор назвал его так, потому что сестры решили повторить события знаменитого произведения Толстого. Но пересказать книгу очень сложно, так как на ее первых страницах описаны окружающая природа и действия обитателей сада.

Эта история заставит улыбнуться не только ребенка, но и взрослого человека. Детей стоит приучать к чтению классической русской литературы. Рассказ Саши Черного учит читателя доброте и сочувствию. Не нужно бояться трудностей, потому что они могут оказаться не такими уж и серьезными.

В произведении мне очень понравились главные героини. Они в малом возрасте прочитали роман Толстого и решили придумать его концовку. Это довольно любознательные девочки и большие выдумщицы. Мне кажется, что они умеют полноценно наслаждаться жизнью.

Источник