Режиссерская игра характеристика особенности и условия ее развития в дошкольном возрасте

Режиссерская игра: характеристика, особенности и условия ее развития в дошкольном возрасте

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом. К игрушкам — заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. Отдельные эпизоды (сцены), в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

В режиссерской игре речь — главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырёх, Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

В современной характеристике режиссерских игр раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра, в процессе которой ребенок раннего возраста усваивает способы действия с предметами, овладевает последовательностью игровых действий при изображении какого-либо знакомого ему по личному опыту события (кормление куклы, укладывание спать, купание, осмотр доктором и т. п.). С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами, начинает отражать не только действия с предметами, но и такие, которые связаны с выполнением роли. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к сюжетно-ролевой игре со сверстниками. Но ребенок еще не полностью «созрел» для такой деятельности, поскольку у него недостаточно развиты навыки общения. Он не умеет договариваться о содержании игры, распределять роли, учитывая желания и интересы других детей; вступать в ролевые отношения и т. п. В значительной степени причина кроется в том, что дети конца третьего года жизни еще не видят всю картину игры, не могут соединять ее отдельные части, выполнять игровые действия, определяемые ролями. Потому и возникают режиссерские игры, в которых ребенок от действия с отдельной игрушкой переходит к игре по своему замыслу, включая в его канву несколько персонажей, связанных определенными отношениями.

Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) — неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К. Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами.

Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре.

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6- 7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.

Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.).

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны — 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

Важнейшее условие для развития режиссёрских игр –создание детяминдивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке — за кустами, верандой и т. д.

Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры.

Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр — необходимое условие для их развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка — все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М. Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением (человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью развития творчества Е. Е. Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое (фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании игры — убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса («Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Источник

Анализ конспект режиссерской игры

Автор: Антропова Евгения Анатольевна

Организация: МБДОУ Детский сад «Колокольчик»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Гагарин

Режиссерская игра – это разновидность сюжетно-ролевой игры.

Между ними есть много общего, но имеются и существенные отличия.

  • Обе игры строятся по определенному сюжету, раскрывая ту или иную ситуацию, созданную собственным воображением.
  • В этих играх дошкольник переживает определенные обстоятельства, решает проблемы, учится манипулировать.
  • Педагоги используют обе игры для решения всевозможных педагогических задач.
  • В режиссерской игре ребенок строит свою деятельность как режиссер.
  • В обеих играх идет распределение ролей.
  • В режиссерской игре все действия выполняют только предметы, в сюжетно-ролевой люди и предметы.

В самом начале ребенок самостоятельно выбирает сюжет из пережитых событий, из прочитанных произведений, из фильмов, мультфильмов и т.д., может объединить их в один сюжет.

Подбирая декорации для предстоящего действа. Ребенок самостоятельно решает, где будут разворачиваться дальнейшие события, в каком месте, какие пространственные маркеры наиболее точно подходят для сюжета игры. Ковер может быть поляной, дорогой, морем или поле для военных действий. Стол, накрытый покрывалом, прекрасно подходит для «спектакля», действие которого происходит в пещере или в палатке, а может это подземелье.

Манипулируя персонажами, ребенок самостоятельно озвучивает героев. Он управляет игрушками, стрит диалоги с другими героями, воплощает собственные замыслы, переносит приобретенный собственный опыт контакта с окружающим миром на развитие сюжета. В процессе игры голос и интонация может меняться в зависимости от обстоятельств, нередко происходит имитация и пародирование звуков и голосов. Это ли не детское творчество?

Игрушки и предметы-заместители в режиссерской игре являются артистами, которых ребенок наделяет определенными качествами, свойствами, характерами. Это могут быть куколки, солдатики, мелкие животные, персонажи из мультфильмов.

Читайте также:  Частные медицинские центры и лаборатории в городе Московский

Наблюдая за детской игрой, педагог может узнать, каковы ценностные ориентиры ребенка, чем он интересуется, что переживает, чему радуется.

При организации режиссерских игр в детском саду преследуются следующие цели:

  • Развивать свободное общение детей;
  • умение строить диалоги;
  • знакомить с речевым этикетом;
  • приучать делать самостоятельный выбор и принимать решение в слоившейся ситуации.

Режиссерская игра детей старшего возраста без сомнения актуальна. Она помогает развивать дошкольников всесторонне и полноценно. Решая задачи начальной профориентации в ДОУ, режиссерская игра является лучшим помощником. Грамотно организованная игра позволяет раскрыть детям многие тонкости той или иной профессии, развить воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.

Режиссерская игра

для детей старшего дошкольного возраста:

«Кот Матфей заболел»

Цели:

  • Формировать творческий потенциал личности ребенка через активное участие в режиссерских играх.
  • Формировать умение выстраивать игровое действие по предложенному сюжету.
  • Совершенствовать навыки общения с партнером.
  • Развивать конструктивные способности (планирование деятельности).
  • Развивать умение подбирать необходимые атрибуты.
  • Обогащать игровой опыт детей.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Активизировать речь детей, воображение, мышление.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Оборудование: компьютер, игрушки (кот, щенок, гусенок, корова, бабушка), декорации (лес, лужок, река, мостик, печь).

Ход игрового взаимодействия:

Воспитатель включает компьютер и сообщает детям о том, что на электронную почту пришло сообщение. Предлагает его прочитать.

Воспитатель:

Это сообщение нам прислали ребята из подготовительной группы детского сада «Крепыш», у которых совсем недавно мы были в гостях. Вот, что они пишут:

«Здравствуйте ребята! В нашей группе очень много игрушек, с которыми мы очень любим играть. Вчера мы сочинили интересную историю.

В деревне Забиякино жил был кот Матфей со своими друзьями, собакой Тимошкой и Гусенком! Решили они как-то наловить рыбы, да и зажарить ее на костре. Матфей вызвался наловить рыбы, Тимошка обещал натаскать хвороста, а Гусенок сказал, что лучшего повара, чем он им не найти.

— Мой клюв похож на поварские щипцы. Я буду переворачивать рыбу с бока на бок, чтобы она лучше прожарилась.

Вот друзья разошлись по своим делам. Тимошка старается, хворост собирает. А Матфей спрашивает у Гусенка: «А что ты будешь делать?».

— А я буду вот здесь на берегу травку щипать, мне надо сил набираться, чтобы рыба из клюва не вырвалась, когда я ее крутить буду, — отвечал Гусенок.

Кот взял удочку и побежал со всех лап к реке.

— Я побегу на тот берег через мостик, там рыба крупнее, — сказал кот и пустился со всех лап по деревянному мостику на противоположный берег.

И надо же такому случиться. Зацепился Матфейка удочкой за перила, жердочки надломились, да и бултых прямо в речку.

-Помогите! Спасите! Тону!

Услыхали это Тимошка и Гусенок и пустились на помощь к своему другу. Тимошка прихватил ветку подлиннее, да покрепче, а Гусенок со всего разбега прямо в речку нырнул и быстро поплыл к тому месту, где Матфей барахтался. Вытащили они своего товарища на берег, развели костер, чтобы Матфейка обсох и согрелся.

Друзья стали думать, что еще нужно сделать, чтобы котик не заболел.

Гусенок сказал: «Придумал! А давай коту молока горячего принесем!» Тимошка спросил: «А где мы его найдем?» Тогда Гусенок ответил «Мы сходим в деревню и попросим Буренку, чтобы она нам дала молока, а потом у бабушки Лукерьи на печке его вскипятим». Веселые Гусенок и щенок отправились через лес в деревню. Когда они пришли на лужок, то увидели Буренку, которая жевала траву. И тогда Гусёнок спросил у нее «Здравствуйте! А вы не могли бы дать нам немного молока для нашего друга?»

Буренка ответила: «С удовольствием». Друзья поблагодарили корову и отправились к бабушке Лукерье.

— Бабушка, нам срочно нужно подогреть молоко, у нас Матфей в реку упал, он может заболеть. Его надо напоить горячим молоком.

— Не волнуйтесь, сейчас быстро вскипятим молочко, у меня и печка горячая. А еще дам вам варенья малинового. Оно вкусное, сладкое и при простуде очень помогает.

Счастливые друзья вернулись к Матфею, напоили его молоком с малиновым вареньем и решили, что завтра они обязательно придут к реке починят сломанные перила на мостике.

Ребята, а у вас есть такие игрушки? Смогли бы вы эту историю обыграть? Если у вас получится, то снимите видео и пришлите нам, пожалуйста, на почту. Мы с удовольствие посмотрим.

Воспитатель:

Ну что же, ребята, я думаю, что все у нас получится. Для начала нам нужно подобрать все необходимое: игрушки, удобное место для игры и декорации.

Дети: мы будем играть на ковре? Для игры нам нужны игрушки- кот, щенок и гусенок.

Дети вместе с воспитателем подбирают соответствующие атрибуты. Далее проводится режиссерская игра по предложенному сюжету. Воспитатель снимает на камеру видеосюжет. По окончании игры проводится рефлексия.

Воспитатель:

У нас все получилось замечательно! Вы отлично со всем справились! Вам понравилась эта игра? А как вы думаете, интереснее играть одному или с друзьями?

После игры воспитатель с детьми пишут ответ на письмо.

Сюжетно-ролевая игра

для детей старшего дошкольного возраста:

«Строители»

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей, формировать представления о работе на стройке. Воспитывать доброжелательные отношения среди участников игры. Воспитывать уважение к чужому труду.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в стройку: крупный и мелкий строитель, грузовики, каски для строителей, инструменты и др.

Распределение ролей

— Ребята, вы помните, что в деревне Забиякино сломался мостик. Я предлагаю вам поиграть в сюжетно-ролевую игру «Строители» и помочь жителям этой деревни отремонтировать мост через реку. Для этого нам нужно определить, кто будет Прорабом, кто водителем грузовика, а кто строителем.

Кто из вас хочет быть прорабом? Что будет делать прораб? (руководить стройкой, определять какой строительный материал необходимо использовать для той или иной части моста, определять место для выгрузки нужного материала) А кто будет водителем грузовика? Что он будет делать? (загружать строитель в кузов грузовика, отвозить его на стройку, выгружать). А кто хочет быть строителем? Строителей у нас будет много. Что они будут делать? (строить, помогать водителю грузовика выгружать строительный материал, слушаться прораба и помогать друг другу).

Обыгрывание ролей

После распределения ролей, дети выполняют игровые действия, педагог поправляет и направляет игровой процесс по необходимости.

Прораб собирает строительную бригаду и объясняет всем что и где они будут делать. Водитель едет на загрузку, члены бригады помогают собрать длинные блоки для строительства опор для моста. Затем прораб контролирует выгрузку и закладку первых блоков, а водитель едет на следующую загрузку.

В процессе игры дети используют инструменты, молоток, дрель, плоскогубцы и т.д.

Девочки могут подключиться к сюжету игры и предложить строителям приготовить для них обед. Если все будут согласны, то девочки распределяют между собой роли. Повар готовит у плиты, помощники повара помогают готовить, расставляют посуду, во время обеда подают различные блюда для рабочих. После обеда моют посуду, вытирают полотенцем и убирают ее на место.

Мост построен, все рабочие пообедали, посуда помыта. Игрушки убраны на место.

Итоги игры: Дети высказывают свое мнение по поводу игры: кто лучше всех справился со своей ролью? Были ли какие-то конфликты во время игры? Кто нарушал правила? Может кто-то из детей хочет поблагодарить товарища за оказанную помощь?

Источник

Режиссерские игры
материал на тему

 Колесникова Ирина Валерьевна

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

  • Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
  • В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных , детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Читайте также:  Как рассчитать коэффициент финансовой независимости

Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Режиссерская игра по русской народной сказке "Теремок" во второй младшей группе

Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.

Группа: II младшая.

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

  • Образовательные :
  • учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию;
  • учить воспроизводить действия персонажей сказки;
  • учить детей быть актерами во время игры;
  • совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
  • учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.
  • Развивающие :
  • развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);
  • развивать у детей познавательные способности в процессе игры;
  • развивать воображение, память, произвольное движение рук.
  • Воспитательные :
  • учить детей любить сказки и сопереживать их героям;
  • учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.
  • Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».
  • Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».
  • Заучивание потешек, русских народных песенок.
  • Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.
II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.
III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

I. Вводная часть

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?
Дети: Мышку.
Воспитатель: А как мышка пищит?
Дети: Пи-пи-пи.
Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?
Дети: Ква-ква-ква.
Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?
Дети: Хитрая и рыжая.

Далее из-за ширмы раздаются звуки «у-у-у».

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?
Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.
Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости.

Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя.

Воспитатель: Так как выл волк?
Дети: У-у-у.
Воспитатель: А медведь как рычит?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

II. Режиссерская игра

Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».

И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.

Далее все роли выполняют дети, а воспитатель выступает в роли автора и руководителя игры.

Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.
Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Далее сказка продолжается, аналогично разыгрывается сюжет с появлением волка.

Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.
Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет?
Воспитатель: Я – мышка-норушка.
Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.
Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик.
Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.
Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.
Вместе: Иди к нам жить.
Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.
Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.
Звери: А ты нас не раздавишь?
Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.
Вместе: Ну, так влезай.
Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?
Дети: Мы построим новый теремок.
Воспитатель: А из чего можно построить его?
Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.
Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик.

Все звери несут кирпичики.

Воспитатель : И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать.

Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в средней группе

  • Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  • Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
  • Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
  • чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
  • заучивание скороговорок на четкость дикции;
  • дыхательные тренинги;

4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;

5. подготовка реквизита.

Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)

Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.

2. Организация настольного театра

Педагог: Ребята , прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры ,художник , музыканты и т.д.) Кто такой режиссер ? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).

Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.

Педагог и дети выбирают режиссёра

Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

3. Расстановка реквизита

Последовательность: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Режиссёр : Итак, сказка начинается…Жили-были муж да жена. И были у них дочка Машенька да сынок Иванушка. Как-то раз родители уезжали в город и наказывали дочке, чтобы она не ходила со двора, не оставляла братца одного. За это они вернутся домой с подарками. Но не послушалась девочка родителей; как только они уехали, она посадила братца у окна, а сама побежала к подружкам. А тут налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и улетели. Вот вернулась Машенька

А братца-то нет! Только метнулись вдали гуси-лебеди и пропали. Догадалась девочка, кто унес её братца. Бросилась Машенька искать-догонять их . А на пути у неё печка.

М.: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

П.: Поешь моего ржаного пирожка, скажу.

М.: У моего батюшки и пшеничные не едятся.

Ничего не сказала ей печка. Побежала девочка дальше, на пути у неё яблоня.

М.: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Я.: Поешь моего лесного яблочка, скажу.

М.: У моего батюшки и садовые не едятся.

Ничего не ответила ей яблоня. Побежала сестрица дальше. Повстречала молочную речку кисельные берега.

М.: Речка, речка. Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Р.: Поешь моего молочка с кисельком скажу.

М.: У моего батюшки и сливочки не едятся.

Опять ничего не узнала Машенька. Бежит она дальше. Прибежала к дремучему лесу, как быть? Тут навстречу ей ёжик.

М.: Ёжик, ёжик, подскажи, куда гуси-лебеди улетели?

Ё.: Видел я этих разбойников, служат они Бабе, верно они утащили твоего братца, пойдем, покажу дорогу.

Показал Ёжик дорогу, а сам ушел в лес. В дремучем лесу стояла избушка Бабы-яги, а рядом на лавочке сидел её братец и играл яблочками. Схватила девочка Иванушку и бегом из леса. Заметила Баба-яга пропажу и послала помощников своих в погоню. Бежит Машенька, а тут речка.

М.: Речка, речка, спрячь нас.

Р.: Поешь моего молочка с кисельком.

Поели сестра с братцем, речка их и спрятала под крутым бережком. Полетали Гуси-лебеди, ничего не заметили, дальше полетели. Поблагодарили дети речку, опять побежали. А Гуси вернулись, догоняют Машеньку и Братца. В поле яблоня стоит, они к ней.

М.: Яблоня, яблоня, спрячь нас.

Я.: Поешьте моего лесного яблочка.

Съели дети по яблочку, укрыла своими ветками и листочками их яблоня. Полетали гуси над яблоней, ничего не заметили, прочь улетели. Бегут дети дальше, на пути им печка.

М.: Печка, печка, спрячь нас.

П.: Съешьте моего ржаного пирожка, спрячу.

Поели сестрица с братцем порожков. Спрятала их печка, полетали гуси над печкой, полетали-полетали, покричали-покричали, так ни с чем и вернулись к Бабе-яге. А Машенька с братцем вернулись домой, да вовремя. Тут и мать с отцом приехали подарки привезли. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец!

Педагог : Вот какая поучительная сказка о том, как важно слушаться родителей. Понравились тебе, Шарик, наши артисты? Артистов попросим на поклон.

Читайте также:  Общий анализ крови формула лейкоцитов

Воспитатель и дети вместе складывают реквизит на место и играют с шариком.

Источник

• Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете,чем сказка отличается от рассказа?

Дети:В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать.

-Воспитатель: Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-бабо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма. Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Саша: Можно я выберу героев?

Воспитатель: Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев.

Саша: Я выберу дедушку, бабушку, внучку ,матрешку, белку, зайчика с зайцем, сороку и бабу Ягу.

Воспитатель: Саша ты готов нам рассказать свою сказку?

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подругой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернутся, как только наберут ведро ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что то с ними случилось?»- подумали бабушка с дедушка , и решили их идти искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, наверное голодная, надо взять с собой морковку, орешки, конфеты. Собрали они корзину с угощениями и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья. Стали кричать Машеньку, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на них полетели шишки. Посмотрели они на верх и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка с шишкой в лапке.

-«Ты почему бросаешь на нас шишки?» -спросил дед.

-«А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу вести себя надо тихо?»- ответила белочка.

-«Прости нас белочка, мы извиняемся перед тобой, но у нас горе случилось, потерялась внучка наша в лесу, не видела ли ты ее?»

-«Нет, не видела, а вы спросите у сороки- белобоки, она все в лесу знает, везде летает.»

-«Спасибо белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас.»

-«Сорока, сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами в лес пришла?»

-«Видела, они такие маленькие, как же вы их в лес одних пустили, у нас тут волк ходит, и баба Яга не спит. Они были здесь, но нашли зайченка, который сидел плакал, что потерялся, они и решили его отвести домой. Идите мимо сломанной сосны к той березе, там под кустом увидите домик зайчика. Поторопитесь.»

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшно становится, а что делать?.Подошли к домику заглянули в окно, а там сидят зайчата с зайчихой и перед ними на столе лежит лист капусты. Постучались в окно дед с бабой, зайчата прижались к зайчихе, трясутся.

-«Кто там?–пугливым голосом спросила зайчиха».

«Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

«Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А Баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними. Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела. Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась Сашина сказка?

Дети: Понравилась, да.

Воспитатель: А за кого вы больше всего переживали?

Дети: За Машеньку и Матрешку, что они потерялись одни в лесу, а еще за бабушку с дедушкой, они же старенькие, им тяжело было ходить искать внучку.

Воспитатель: Молодец Саша, мне очень понравилась сказка, хорошо пофантазировал!

Источник



Конспект режиссерской игры для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать творческие способности детей.

1. учить детей самостоятельно организовывать театрализованную постановку,

закреплять навыки счета

2. развивать умение выразительно передавать игровые образы и стремление находить свою собственную игровую интонацию, жесты, мимику

3. воспитывать добрые чувства, вызывать стойкий интерес к русскому народному фольклору, эмоциональный отклик на музыкальное и декоративное оформление театра

4. активизировать словарь детей за счет слов: вдвоём-втроём-вчетвером-впятером-вшестером-всемером, добрые соседи

5. привлечь зрителей к театральному действию за счет приёма «досчитай» (например: и стали они жить … вдвоём)

Методическое обеспечение и дидактический материал

атрибуты, костюмы к русской народной сказке «Теремок».

Ход занятия

Муха – горюха Зайчик — попрыгайчик

Комар – пискун Лисичка – сестрича

Мышка – норушка Волк – зубами щелк

Лягушка — квакушка Мишка – косолапый медведь

Здравствуйте, мои друзья! Пришли к вам в гости мы не зря.

Вас пригласим в волшебный лес, веселых сказочных чудес.

Где дружат муха и лягушка, комар с зайчишкой, длинным ушком,

Лиса, медведь и серый волк, который в зайцах знает толк.

Слушайте внимательно, сказка начинается.

Занавес открывается, звучит песня «Стоит в поле теремок»

Муха- горюха. Кто, кто в теремочке живет. Кто, кто в не высоком живет.

В теремочке никого, кроме ветра одного. Залетела муха в теремок, стала жить, не тужить. Летел мимо комар – пискун. Постучал в теремок и спрашивает.

Комар-пискун. Кто, кто в теремочке живет. Кто в не высоком живет.

Муха. Я, муха – горюха, а ты кто?

Комар. А я комар – пискун. Пусти меня к себе жить.

Стали жить они … вдвоем. Бежала по полю мышка- норушка. Увидала теремок и стучит.

Мышка. Кто, кто в теремочке живет, кто в невысоком живет.

Муха. Я муха – горюха.

Комар. Я комар – пискун. А ты кто.

Мышка. Я мышка – норушка, пустите меня к себе жить.

Стали они жить … втроём. Скакала мимо лягушка – квакушка.

Лягушка. Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Ей отвечают жители теремка, интересуясь, кто она.

Лягушка. Я лягушка – квакушка. Пустите меня жить.

Пустили лягушку, стали они жить … вчетвером. Весело живут, песенки поют. Бежал мимо зайчик. Теремок увидал и постучал.

Зайчик – попрыгайчик. Кто в теремочке живет.

Персонажи отвечают, в порядке очереди, интересуясь, кто он.

Зайчик – попрыгайчик. Я зайка, пустите к себе жить.

Стали они жить … впятером. Живут, песни поют, пирожки пекут.

Бежала мимо лисичка – сестричка. Увидала теремок и стучит.

Лисичка – сестричка. Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет.

С теремочка ей отвечают, в порядке очередности, интересуясь кто она.

Лисичка. Я лисичка – сестричка, пустите к себе жить.

Пустили лисичку жить, стали вместе дружить, песенки петь, да в окошко глядеть. Стали они жить вшестером.

Бежал мимо волк. Постучал в теремок.

Волк. Кто в тереме живет.

Ему отвечают, все жители теремка, по очереди. Спрашивают, с опаской, кто он.

Волк. Я волк – зубами щелк, пустите к себе жить.

Стали они жить всемером, волк терем стережет, муха песенки поет, лягушка булочки печет.

Узнал про теремок медведь. Пришел и ну давай реветь.

Мишка. Кто в тереме живет, кто в не высоком живет.

Ему все, в порядке очередности отвечают, интересуясь, кто он.

Мишка. А я мишка – косолапый медведь, пустите меня к себе жить.

Ведущий. Мишка, в дверь зайти хотел, стены задрожали. На крышу полез, теремок зашатался. Звери испугались и расплакались.

Мишка. Не плачьте друзья, теремок исправлю я.

Взял мишка молоток и давай терем чинить. А звери ему на помощь, да в перерыв на музыкальных инструментах стали подыгрывать.

Как вы, ребята думаете, починили звери теремок? А мишка рядом дом нашел, как он мог называться (берлога).

И стали они жить-поживать как (соседи! Добрые соседи. Стали в гости на чай с можжевеловыми веточками, да с ягодным вареньем ходить, пирожки кушать, да сказки слушать!

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Актеры потрудились на славу, и заслужили аплодисменты.

Под аплодисменты, кланяются и уходят.

Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста 1. «Игра со светофором» Цель: закреплять правила дорожного движения (значение цветов светофора). Дети становятся в круг, ребенок – светофор.

Конспект физкультурного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Малые олимпийские игры»Конспект физкультурного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Малые олимпийские игры» Конспект физкультурного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Малые Олимпийские игры» Составила: Игнатова Елена Михайловна.

Конспект интеллектуальной игры «Знайка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект интеллектуальной игры «ЗНАЙКА» для детей старшего дошкольного возраста. (Подготовительная группа №8) Подготовили и провели:.

Конспект режиссерской игры в старшей группе «День рождения» Конспект режиссерской игры в старшей группе «День рождения» Цель: 1. Закреплять нормы этического поведения в различных ситуациях. 2. Развивать.

Конспект режиссерской игры «Золушка» в старшей группе Задачи: Учить детей объединяться для самостоятельных игр, выполнять действия в соответствии с ролью, умение регулировать поведение,.

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Малые зимние Олимпийские игры» Задачи. Пропагандировать значимость физической культуры и спорта, в том числе олимпийского движения; развивать интерес к ним; создавать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Город мастеров» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Город мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 13» Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Разработала: Савина.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» для детей старшего дошкольного возраста Цель игры: расширение представлений об окружающем: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Отображать в игре знания об окружающей.

Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста С каждым годом уровень речевого развития детей резко снижается. В первую очередь.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Источник