Статья на тему Педагогический анализ использования наглядных средств обучения в образовательном процессе

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах, и по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако, бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т.д., смежные виды искусства на уроке литературы, а так же разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения.

Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели. На уроке литературного чтения наглядность полезна лишь тогда и в той мере, в какой она помогает углубить восприятие учащимися литературного произведения.

Главная, основная функция наглядности на уроке литературы — помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся — одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем начальных классов.

В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи и радиопередачи т.д. каждое из этих средств принадлежит к определенному виду наглядности: зрительной, слуховой и синтетической.

Зрительная наглядностьимеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты.

Хорошо, конечно, если весь арсенал имеющихся изобразительных средств становится привычным на уроке литературы, но снимки, помещенные в хрестоматии, как справедливо заметил еще давно В.В. Голубков, — это минимум того, с чем следует ознакомиться учащимся.

Наборы открыток называют обычно раздаточным материалом. В этом названии достаточно точно передано их назначение: учитель может раздать ученикам разные открытки, а следовательно и учесть интересы и возможности каждого. Вместе с тем результаты труда отдельных учеников могут влиться в общую работу, так как каждая отдельная открытка является частью общей серии.

В альбомах же приводится не только изобразительный, но и документальный материал — отзывы и высказывания как самого писателя, таки его современников и последователей, фрагменты писем и т.д. такое сочетание изобразительного и документального материала позволяет использовать альбомы как на уроке, в коллективной работе, так и для самостоятельных индивидуальных заданий.

Слуховая наглядность.Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, — необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического.

Музыка и художественное чтение открывают широкие возможностидля активизации процесса преподавания литературы.

Синтетические средства наглядности. Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Богатые возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в учебных целях. Однако их сложность, особенно телевставок, содержание и длительность которых не может регулировать учитель, подчас увеличивает те трудности, которые возникают перед учителем начальных классов на уроках литературного чтения с применением технических средств.

Таким образом, можно утверждать, что современный словесник располагает достаточно разнообразным наглядным фондом.

Планируя урок с применением наглядности, учитель, прежде всего, должен определить ее дидактическую функцию в системе уроков в целом и на каждом уроке в частности.

На заключительном этапе изучения произведения наиболее распространены задания сопоставительного характера, которые помогают ученикам вновь воспринять литературное произведение целостно, оценивая его одновременного с нового для них угла зрения.

Во всех классах чрезвычайно полезно привлекать самих ребят к созданию наглядных пособий, причем не только копий, но и требующих серьезных творческих усилий.

Сфотографировать понравившееся детям дерево, нарисовать собственную иллюстрацию к произведению — вот далеко не полный перечень заданий, выполнение которых не только способствует выполнению наглядными пособиями кабинета литературы, но что гораздо важнее, — стимулирует эстетическое развитие учащихся, способствует развитию их самостоятельности.

Когда учитель подумал конкретное задание, он встает перед необходимостью «вписать» его в урок. И здесь вновь возникает ряд существенных моментов. Наиболее «свободен» учитель, когда он использует художественные или графические материалы и диапозитивы; однако диафильмы и кинофильмы в значительной степени программируют его деятельность на уроке.

Следует отметить, что успех урока с наглядностью во многом зависит не только от общего его методического решения, но даже от того, какие слова учитель скажет перед тем, как познакомить ребят с иллюстрацией, музыкой, кинофильмом, и как он вновь перейдет к разговору о литературном произведении.

Таким образом, наглядность оказывает значительное действие на совершенствование и умножение методов развивающего обучения и является весьма перспективной областью методики. Не случайно в последние два десятилетия в связи с интенсивным развитием технических средств и смежных искусств (особенно кино и телевидения) заметно активизировалось включение в урок иллюстраций, музыки, кино и т.д. это в целом отрадное явление, однако далеко не всегда оно само по себе обеспечивает эффективность урока литературы. Поэтому подготовка урока с применением наглядности и технических средств требует от учителя мастерства и такта.

Список использованной литературы

1. Глушенко Е.Л. Картина и иллюстрация на уроках литературы [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Глушко – М: Просвещение, 1985. – с. 235

2. Колокольцев Е.Н. О классификации средств наглядности в преподавании литературы. [Текст]/ Е.Н. Колокольцев. — М.: Просвещение, 1989 .-93с.

3. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы . [Текст]/ А.Т Сотников. — М.: Просвещение, 1970.-189с.

4. Шмаринов. Д.А. Иллюстрации к роману «Война и мир» Л.Н.Толстого. Учебный комплект.М.1972

Источник



Статья на тему «Педагогический анализ использования наглядных средств обучения в образовательном процессе»

В статье анализируются методы использования наглядных средств обучения.

Содержимое разработки

преподаватель общественных дисциплин

ГБПОУ РА АПК им. Х. Андрухаева»

Педагогический анализ использования наглядных средств обучения в образовательном процессе.

Научно-технический прогресс имеет глобальный характер, и Россия является неотъемлемой частью этого процесса. Интеграция отечественного образования в мировую образовательную систему и академическое сообщество требует формирования гибкой системы подготовки кадров, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, расширению и выполнению знаний.

Современная дидактическая концепция главной своей задачей ставит реализацию и самореализацию заложенного в человеке потенциала. Сегодняшнего высшее образование характеризуется массовостью, с одной стороны и индивидуализацией с другой, когда акцент переносится с преподавания на направленное учение. Преподаватель всё меньше становится лицом, передающим знание и контролирующим процесс его усвоения, а человеком, планирующим процесс обучения и обеспечивающим обучающихся методическими материалы, способствующими его более легкому запоминанию и глубокому усвоению.

В связи с изменением роли преподавателя в современной системе вузовского образования, возрастает значение средств обучения используемых обучающимся при самостоятельной познавательной деятельности.

Современное образование становится все более свободным, подразумевая его открытость и доступность в любом возрасте. Всё чаще от преподавателей требуется научить в более сжатые сроки большие группы обучаемых, имеющих невысокий уровень подготовки в сочетании с большим временным разрывом в обучении. Современная дидактика имеет свою собственную теорию, связанную с достижениями, как педагогической науки, так и других наук, направленных на научную обоснованность учебного процесса, основанного на широком применении технических средств обучения, включая компьютеры, аудиовизуальные материалы, активные методы-обучения и современную дидактическую технику. Применение новых сложных и дорогостоящих технологий, не исключает использование ранее разработанных.

Один из самых распространенных способов преподавания остаётся сочетание речи преподавателя с наглядными средствами. Педагоги всегда придавали большое значение иллюстрации своих слов. «Золотое правило» Я.А. Коменского гласило: «Всё, что можно предоставить для восприятия чувствам». И.Г. Песталоцци установил высший основной принцип обучения, признав созерцание (наглядность) абсолютной основой всякого познания. Ему вторит А. Дистервег, который ведущее место отводил правилу: «Обучай наглядно!». Но если и И.Г. Песталоцци и А. Дистервег рассматривали образование понятий как результат пассивного созерцания, то уже у Ф. Фребеля звучит мысль, что человек по своей природе существо не пассивно созерцающее, а деятельное. К. Д. Ушинский и его ученик П.Ф. Каптерев видели основание наглядного метода в психической деятельности человека. Как и Ф. Фребель, П.Ф. Каптерев большую роль отводил деятельности обучающегося справедливо считая, что если сам человек не будет перерабатывать полученные знания, то он не сможет развиваться.

Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике, начиная с работы П.П. Блонского, А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, и также нашёл продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, С.И Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.Н. Пассова, Е.С. Полат, Б.Н. Скаткина, Д.В. Чернилевского, Л.М. Фридмана и др.

Психолого-педагогические проблемы использования средств наглядности рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского П.Я. Гальперина, И. А. Зимней, А.Н. Леонтьева, НФ. Талызиной и др., в которых они рассматривают психику как деятельность, и человек выступает как активное начало, а не просто вместилище психического. Результаты их исследований нашли широкое применение в педагогической практике.

Использование наглядных средств в обучении всегда носило массовый характер. Особенно широкое применение наглядные средства получили на начальных и средних этапах обучения. Что касается высшей школы, то этому вопрос уделялось меньше внимание, очевидно исходя 13 посыла, что наглядность особенно важна на первых этапах жизни. Но, согласно психологическим исследованиям, не зависимо от возраста информация, воспринята с помощью зрительных анализаторов становится более осмысленной и лучше сохраняется в памяти. Следует отметить, что процессе взросления в результате образования, приобретение жизненного опыта, влияние культуры усиливается рациональность умозаключений, появляется основательность, склонность к анализу. Таким образом учебной информация должна подаваться в концентрированном виде, что требует большого количества таблиц, схем, графиков, плакатов, т.е. наглядных средств обучения, которые можно обозначить, как условно-графические средства.

Читайте также:  Прогнозный анализ собственного капитала

Анализ литературы по вопросам использования наглядных средств обучения в России показал некоторое отставание от мировой педагогической практики. Российскими учеными и педагогами, как правило рассматриваются проблемы использования аудиовизуальных средств обучения, а в последнее время обучающих компьютерных программ. Дидактические возможности условно-графических средств и их использование на занятиях не рассматривалось в полной мере, в то время как зарубежных, частности американских университетов, условно-графическое наглядные средства (учебные таблицы, карта, схемы, органайзеры и др.) получили практическое применение и достаточно широкое освещение в научной литературе с середины 90-х годов.

Многие неудачи в обучении связаны с неумением вычленить наиболее существенную информацию, выделить главное, правильно построить свое высказывание, аргументировать свою мысль. Для совершенствования этих умений возникает потребность в средствах обучения, способных с одной стороны помочь преподавателю в формировании данных навыков и умений на занятиях, а с другой стороны позволяющих обучающимся применять их при самостоятельной познавательной деятельности.

Как показала педагогическая практика, условно-графические наглядные средства в наибольшей степени отвечают этим требованиям-современной дидактики. Обладая рядом ценных дидактических характеристик, при корректном применении они могут в значительной степени повысить эффективность обучения и способствует подготовки современных высококвалифицированных специалистов.

Хотя, как показали наблюдения, имеются положительные примеры грамотного отбора, своевременного применения и тщательного исполнения наглядных средств, много иррационального, непродуманного использование и небрежного исполнения. Нередки случаи, когда неправильно или несвоевременно использованное наглядное средства, вместо ожидаемого положительного эффекта, приносит в лучшем случае нулевой, а в худшем отрицательный эффект, оказываясь отвлекающим или раздражающим фактором.

Результативное использование наглядного средства не ограничивается просто подбором или техникой применения того или иного средства. Главное попытаться ответить на вопрос, как соединить различные наглядные средства и речь преподавателя для достижения максимальной эффективности обучения, с учётом групповых и индивидуальных особенностей обучающихся.

Анализ литературы показал, что при наличии огромного материала по использованию тех или иных средств наглядности, дидактические возможности условно-графических средств и вопрос их применения на занятиях практически не рассматривался; также отсутствует анализ влияния сочетания наглядного средства с речью преподавателя на эффективность усвоения материала и система рекомендаций по выбору наиболее дидактически значимого сочетания устного и графического предъявления учебной информации с учетом психолого-возрастных особенностей и профессиональной направленности обучаемых.

Можно сделать вывод, что важное значение для результатов обучения будет иметь сочетание различных видов визуальной наглядности и речи преподавателя, принимая во внимание факт, что выбор средств наглядности чрезвычайно увеличился в последние годы. Сочетания слова и образа могут быть правильно изучены только при понимании внутренней связи между использованием слова и применением визуальных средств. Эта связь базируется на том, что ощущения и мышление являются отражением реальной действительности, и непосредственное восприятие мышление в понятиях представляют различные формы отражения реального мира. Значит, результат, достигаемый с использованием того или иного приема, не может быть получен иначе, как только при определённом протекании психической деятельности обучающегося, и преподаватели могут влиять на результаты педагогической деятельности, только изучив психическую деятельность обучающихся.

Сочетание различных видов визуальной наглядности и психическая деятельность учащихся прямо связано с выбором и применением различных видов визуальных средств. Отсюда следует необходимость рассмотрения индивидуально-психологических характеристик субъектов образовательного процесса. Человек обучается сам при помощи других, являясь активным субъектом образовательного процесса. Таким образом, организация этого процесса в значительной мере зависит от личности самого обучаемого, и задача преподавателя на начальном этапе-выявить психолого- педагогические особенности обучающихся и их влияние на организацию учебного процесса, выбор и применения средств обучения.

Говоря о средствах наглядности, следует отметить их огромное многообразие. Поскольку наглядные средства имеет две основные функции, то в зависимости от функции существуют и различная классификации. Первая функция наглядности — это конкретизация понятие, иначе мы называем ее иллюстрацией. Вторая гораздо более важная задача носит психолого-педагогических характер и заключается в том, что наглядные средства помогают раскрыть сущность явления или понятия, создать условия для осознания связи между явлениями, перехода от явления к сущности. С этой точки зрения наглядное средство должно не только способствовать восприятию учебной информации, но и направлять мыслительный процесс на переработку и систематизацию этой информации. Несомненно, что каждая из этих функций реализуются с помощью различных видов наглядности.

В отечественной и зарубежной педагогике существует большое количество классификация наглядных средств. Наиболее часто используемой классификацией наглядных средств является классификация по содержанию и характеру изображения. В существующих классификациях не учитывается факт, что каждый индивид по-своему воспринимает учебный материал, имеет свой индивидуальный стиль деятельности. Наилучшие результаты были получены, когда при обучении не только учитывался, но и развивался индивидуальный стиль деятельности.

Очень интересны условно-графические наглядные средства, а именно учебные таблицы в максимальной степени способствуют субъективной организации информации обучающимися с учётом их индивидуального стиля деятельности, в результате чего создаются благоприятные условия для развития самостоятельной и творческой активности. Обучение становится развивающим, когда оно развивает оптимальную для данного человека манеру мышления, наблюдение, при котором максимально используются наиболее ценные качества личности и компенсируются стойкие недостатки. Темпы учения будут значительно выше, если обучающийся увлечен процессом учения, что в значительной мере зависит от того, соответствует ли организация процесса особенностям его личности, то есть, учитывается ли индивидуальной стиль деятельности.

-82%

Источник

Наглядные методы обучения в педагогике: виды, классификация и особенности, характеристика

В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.

Характеристика наглядных методов и их классификация

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

  • Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюдения: за явлениями, предметами, действиями. При использовании этого метода урок удобнее строить в форме путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, кинотеатра, театра, библиотеки и пр. То есть, лучше выбирать такие формы урока, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюдение за развитием действия, явления.
  • Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Данный метод рекомендуется использовать на всех типах урока.
  • Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Современное школьное оборудование позволяет расширить рамки демонстрационного метода обучения и дает возможность применять его на любом уроке: вне зависимости от формы и типа урока.

Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

  • Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.
  • Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.
  • Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.
  • Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.
  • Все наглядные материалы должны соответствовать теме урока.
  • Можно и нужно привлекать учеников к поиску информации для составления наглядного пособия.
  • Если учитель планирует использовать наглядные материалы, то об этом не стоит забывать во время урока. Это частая ошибка молодых учителей. Вот пример: при изучении биографии писателя, учитель повесил рядом с доской портрет этого писателя. Казалось бы, наглядность есть? Есть. Но ошибка была в том, что во время урока учитель ни разу не обратил внимание учеников на этот портрет.

То есть, важно действовать по принципу А.П. Чехова: «Если ружье в начале спектакля висит на стене, то оно обязательно должно выстрелить». Любое использование наглядного пособия обязательно нуждается в комментарии.

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий и технических средств обучения

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка путей активизации школьников в процессе обучения. Анализ технических средств обучения. Объект исследования — влияние комплексного использования различных наглядных пособий в процессе обучения. Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.

Читайте также:  Анализ мочи после рвоты
Содержание работы

Глава 1. Наглядные средства обучения

1.1. Виды технических средств обучения ……………………………………5
1.2. Принцип наглядности в процессе обучения………………………….….9
1.3. Виды наглядных пособий………………………………………………. 11

Глава 2. Технические средства обучения

2.1 Анализ технических средств обучения…………………………………. 17
2.2 Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий………. 21

Файлы: 1 файл

методы педагогических исследований 2 курсовая.docx

Глава 1. Наглядные средства обучения

1.1. Виды технических средств обучения ……………………………………5

1.2. Принцип наглядности в процессе обучения………………………….….9

1.3. Виды наглядных пособий………………………………………………. 11

Глава 2. Технические средства обучения

2.1 Анализ технических средств обучения…………………………………. . 17

2.2 Анализ проведения уроков с применением наглядных пособий………. 21

Библиографический список ………………………………………………. 25

В современном обучении, наглядные пособия и технические средства обучения играют большую роль. Этот вид обучения является на сегодняшний момент становится все популярнее. Даже невозможно представить себе педагога, который в целостном педагогическом процессе не будет использовать ни наглядные, ни словесные, ни технические средства обучения в индивидуальном или совокупном приеме.

Традиционные методы обучения па практике используются с применением всех существующих на сегодняшний момент технических средств обучения. Но так называемые традиционные методы обучения в сочетании с новыми техническими средствами обучения позволяют более ярко, точно и с интересом объяснить новый материал, преподносить предметы, в общем их виде и в разделе на составные части в более понятной, форме.

Предмет исследования: процесс применения наглядных пособий и технических средств обучения в школе.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка путей активизации школьников в процессе обучения. Анализ технических средств обучения.

Объект исследования — влияние комплексного использования различных наглядных пособий в процессе обучения.

1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении.

2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения.

3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

  • изучение и анализ литературных источников;

-изучение наглядных пособий и технических средств обучения.
Глава 1. Наглядные средства обучения

1.1.Виды технических средств обучения

Активное применение технических средств обучения — это не привилегия отдельных учителей ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения.

В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.

Также к современным ТСО можно отнести интерактивную доску.

Интерактивная доска (ИД) — это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски.

Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером или даже пальцем. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

Доска снабжена лотком с тремя маркерами разного цвета и ластиком. Докладчик может заранее задать цвета маркеров, которые он будет использовать во время выступления — тогда ИД автоматически реагирует, что из лотка взят, например, зеленый маркер или ластик. Интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции.

При прямой проекции проектор светит снаружи, со стороны преподавателя.

В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе.

Применение интерактивных электронных досок Promethean LTD предоставляет Вам такие решения, которые помогут участникам полностью раскрыть свой потенциал. Интерактивная доска ACTIVboard с мощным программным обеспечением и системами ответа выводят на новый уровень подачи материала и взаимодействия в процессе проведения конференции (презентации) или учебного занятия.

В настоящее время, видимо, следует ввести понятие “информационно- образовательной среды” обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернет. Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда в определенной своей части, в которой ученик, учитель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию, а также, пользуясь услугами Интернет, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разнообразные средства: вербальные, визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако, его информационные ресурсы эти самые средства включают (например, электронные газеты, журналы, даже фильмы, произведения искусства, пр.). К информационно- образовательной среде можно отнести, помимо Интернета, и средства массовой информации, в том числе электронные (телевидение, радио).

Таким образом, мы определились с понятийным аппаратом, используемым в данном учебном пособии: к средствам обучения как к самостоятельной категории дидактики мы относим материальные средства, носители учебной информации, предназначенные для достижения целей образования. К информационно-образовательной среде мы относим информационные ресурсы Интернет, средства массовой информации, содержащие полезную для целей обучения информацию. Комплексное использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.

В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий.

Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером (ПК).

Если использовать компьютерные технологий обучения (КТО) , то

– активизируется процесс обучения;

– формируются навыки работы с компьютером;

– формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни;

– формируется умение использовать информационные ресурсы человечества;

– экономия времени урока;

– возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение;

– сокращается время на подготовку к уроку;

– создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

1.2.Принцип наглядности в процессе обучения

Чувственное восприятие играет большую роль в обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап – абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Средства наглядности используются при изложении учебного материала преподавателем, в ходе самостоятельной деятельности школьников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и школьников.

Необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.

Общепринятой классификации, приводящей все виды средств наглядности в систему, отвечающую требованиям, предъявляемым преподавателю, работающему с ней, пока нет. Преподавателям приходится самостоятельно разрабатывать комплексы средств обучения, в том числе средства наглядности на занятии, оптимизацию их сочетания с другими средствами обучения.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у школьников правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению.

Преподаватель предъявляет средства наглядности школьникам на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Читайте также:  Lgg и lgm количественный анализ

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности школьников к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

1.3.Виды наглядных пособий

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Для качественного воспроизведения изображений при проецировании необходимо использовать соответствующие экраны. Классифицировать экраны можно по типу конструкций (напольные, настенные, передвижные, складные) и по качеству покрытия, от чего зависит возможность использования экранов с тем или иным видом проекционного оборудования.

Напольные экраны устанавливаются на складных подставках и транспортируются в виде тубуса. Настенные экраны обычно имеют рулонную конструкцию и управляются вручную или электроприводом. Диапазон размеров экранов от 125х125 см до 300х300 см и более.

Активный Экран (ACTIVboard) – интерактивная доска с диагональю 1,25м, 1,62м, 1,99м или 2,46м. Работает совместно с персональным компьютером и проектором данных. Функции программного обеспечения Активстудио позволяют подготовить электронный конспект и представить его аудитории наиболее эффективно. Электронный карандаш позволяет управлять компьютером через Активный Экран и делать аннотации в любом приложении Windows и на страницах электронного конспекта. Панель с инфракрасным портом позволяет работать с Активным Экраном из любого места в аудитории.

Источник

Наглядность — это. Средства наглядности. Наглядность в обучении

Уже доказано, что человек запоминает только 20% из услышанного и 30% из увиденного. Но если при восприятии новой информации одновременно задействованы зрение и слух, материал усваивается на 50%. Об этом давно знали педагоги. Первые наглядные пособия были созданы еще до нашей эры и применялись в школах Древнего Египта, Китая, Рима, Греции. В современном мире они не теряют своего значения. Наоборот, с развитием технологий у учителей появляются прекрасные возможности продемонстрировать детям те объекты и явления, которые нельзя увидеть в реальной жизни.

Определение

Наглядность — это термин, имеющий два толкования. В обычной жизни под словом понимается способность предмета или явления быть легко воспринимаемым с помощью органов чувств или логики, его ясность и понятность. В педагогике под наглядностью понимается особый принцип обучения, в основу которого положен показ предметов, явлений, процессов.

Чувственное познание помогает ребенку сформировать первичные представления об окружающем мире. Собственные ощущения остаются в памяти и приводят к возникновению мысленных образов, которыми можно манипулировать в уме, сравнивать, обобщать, выделять главные признаки.

Процесс познания

Человек не может воссоздать в своем воображении те объекты, которые он не воспринимал непосредственно. Любая фантазия предполагает оперирование знакомыми элементами, которые могут объединяться в причудливые конфигурации. Таким образом, выделяют два вида познания:

  • непосредственно-чувственное, когда человек исследует реальный объект при помощи своих органов чувств;
  • опосредованное, когда предмет или явление нельзя увидеть или пощупать.

Наглядность — это необходимое условие обучения и в первом, и во втором случае. При опосредованном познании в качестве опоры применяются:

  • приборы, которые позволяют наблюдать области, недоступные для чувственного восприятия;
  • фотографии, аудиозаписи, фильмы, с помощью которых можно перенестись в прошлое или в другую точку земного шара;
  • опыты, демонстрирующие воздействие изучаемого явления на другие объекты;
  • моделирование, когда реальные отношения отображаются при помощи абстрактных символов.

Используемые понятия

Прежде чем идти дальше, разберемся с терминами, которые активно применяются в педагогике и нуждаются в разграничении. Всего их три:

  1. Средство наглядности — это способы, с помощью которых педагог демонстрирует учащимся объект познания. Сюда относятся наблюдения за природой, рассматривание картинок в учебнике, демонстрация фильмов или опытов и даже спонтанный рисунок на доске.
  2. Наглядное пособие — более узкий термин, под которым понимается плоскостное или объемное отображение изучаемых объектов, созданное в педагогических целях. Это могут быть таблицы, схемы, модели, муляжи, диафильмы, дидактические карточки и т. д.
  3. Под принципом наглядности понимается особая организация учебного процесса, когда конкретные чувственные объекты служат основой для формирования абстрактных представлений.

Выполняемые функции

Наглядность — это принцип обучения, который позволяет:

  • воссоздать сущность явления и его взаимосвязи, доказывая теоретические положения;
  • активизировать анализаторы и психические процессы, связанные с восприятием, благодаря чему формируется эмпирическая база для последующей аналитической деятельности;
  • повысить интерес к изучаемому материалу;
  • формировать визуальную и слуховую культуру у детей;
  • получить обратную связь от учащихся в виде вопросов, по которым становится понятно движение их мысли.

История исследования

Наглядность в обучении применялась с древнейших времен, но изучать ее теоретические основы начали лишь в XVII веке. Чешский педагог Коменский Я. А. считал чувственное познание «золотым правилом» в обучении. Без него невозможно развитие разума, ребенок зазубривает материал, не понимая его. Очень важно задействовать разные органы чувств, чтобы дети воспринимали мир во всем его многообразии.

Огромное значение наглядности придавал Песталоцци. По его мнению, на уроках дети должны выполнять определенную последовательность упражнений по наблюдению за окружающими объектами и на этой основе познавать действительность. Ж. Руссо предлагал обучать ребенка на природе, чтобы он мог непосредственно видеть протекающие в ней явления.

Глубокое психологическое обоснование наглядным методам дал Ушинский. По его мнению, используемые пособия — это средство, которое активизирует мышление ребенка и способствует формированию чувственного образа. Особенно важно использовать наглядность на первоначальных этапах обучения, так как благодаря этому у детей развиваются аналитические способности, совершенствуется устная речь, и прочнее запоминается материал.

Классификация

Наглядность, которую используют при преподавании различных предметов, имеет свои особенности. Тем не менее в педагогике существуют и обобщенные классификации.

Так, Ильина Т. А. выделяет следующие виды наглядности:

  • Естественные объекты, которые встречаются в объективной реальности (например, живые растения при изучении биологии или ваза в качестве натуры на уроке рисования).
  • Экспериментальную наглядность (демонстрация опытов, проведение экспериментов).
  • Объемные пособия (макеты, муляжи, геометрические тела и т. д.).
  • Изобразительную наглядность (фотографии, рисунки).
  • Звуковые материалы (аудиозаписи).
  • Символические и графические объекты (схемы, плакаты, таблицы, карты, формулы, графики).
  • Внутреннюю наглядность (образы, которые учащиеся должны представить на основе ярких описаний учителя или из собственного опыта).

В современных условиях можно выделить еще два вида пособий: экранные (диафильмы, кино, учебные мультфильмы) и компьютерные. С их помощью можно увидеть процессы в динамике, получать информацию сразу по двум каналам (зрительному и слуховому). Компьютерные технологии позволяют вступить в диалог с программой, проверить, насколько понят материал, получить дополнительные разъяснения, если у ученика возникают трудности.

Требования к применению

Принцип наглядности всегда был и останется ведущим в педагогике. Чтобы он приносил пользу ученикам, нужно соблюдать ряд требований:

  1. Все, что можно познать через чувственные ощущения, должно предоставляться ученикам для исследования при помощи различных анализаторов (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние).
  2. Количество пособий не должно быть чрезмерным, иначе детское внимание рассеивается.
  3. Используемая наглядность призвана решать задачи урока, помогать ученикам выявить существенные признаки изучаемого объекта. Это средство, а не цель.
  4. Пособия следует использовать не только в качестве иллюстрации учительского рассказа, но и как источник самостоятельно добытых знаний. Приветствуется создание проблемных ситуаций, когда школьники включаются в исследовательскую деятельность, самостоятельно выявляют закономерности.
  5. Чем старше дети, тем чаще на уроках используется символическая наглядность.
  6. Важно найти правильное время и место для применения тех или иных пособий, рационально сочетать наглядные и словесные методы.

Исследования Занкова

Психолог Л. В. Занков считал необходимой опору на органы чувств при выстраивании системы обучения. По его мнению, это обеспечивает необходимую связь теоретического знания с действительностью. Он рассматривал применение наглядности на уроках и ее сочетание со словесными методами преподавания.

В результате были выявлены следующие варианты:

  • Школьники под руководством учителя проводят наблюдение и на его основе делают выводы о свойствах предметов и их отношениях.
  • Педагог организует наблюдение, а потом помогает детям самостоятельно осмыслить те связи, которые невозможно увидеть или потрогать.
  • Учитель излагает материал, подтверждая или иллюстрируя свои слова с помощью наглядности.
  • Сначала проводится наблюдение, а потом учитель обобщает полученные данные, объясняет скрытые причины явления, делает выводы.

Самостоятельное изготовление пособий

Многие виды наглядности — плакаты, рисунки, раздаточный материал, схемы, таблицы, слайды, модели и др. могут быть сделаны самими детьми. Такая работа позволяет глубже усвоить материал, творчески переработать его. Изготовление наглядных пособий может стать домашним заданием или превратиться в исследовательский проект.

Сначала дети изучают материал, затем преобразовывают его в соответствии с собственными возможностями. На этой стадии можно сделать несколько эскизов, чтобы потом выбрать самый лучший. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, когда вся работа ведется непринужденно и можно в любой момент обратиться ко взрослому за помощью. Готовые пособия демонстрируются и защищаются перед всем классом, а затем используются в учебной деятельности.

Наглядность — это фундамент для формирования абстрактного мышления, однако относиться к ней надо осознанно. Иначе можно увести своих учеников в сторону, забыв о настоящей цели и подменив ее ярким средством.

Источник