Анализ стратегического планирования социально экономического развития
Анализ опыта стратегического планирования комплексного социально-экономического развития регионов России показывает, что усилия органов управления не всегда дают ожидаемые результаты. Чмышенко Е.В. указывает на то, что «Построение федеративного государства в России, предоставившего субъектам РФ, органам местного самоуправления значительно больше прав и полномочий, привело к тому, что регионы превращаются в реальные субъекты экономических отношений и приобретают все более заметную роль в социально-экономическом развитии общества» [5, С. 77].
Курс на повышение роли местного самоуправления, получивший с принятием Федерального закона от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] конкретные черты в виде прав и обязанностей органов местного самоуправления, вызвал среди руководителей и специалистов органов исполнительной и законодательной власти регионов и местного самоуправления оживленную дискуссию о сроках его реализации, формах и методах выполнения муниципальными образованиями возложенных на них вопросов местного значения.
В качестве основных проблем, которые препятствуют становлению местного самоуправления, называют, как правило, три: отсутствие готовности управленческих кадров к работе в новых условиях, недостаток бюджетных средств и их нерациональное использование [4].
Основная идея стратегического планирования состоит в том Klang M., Nolin J. (2011), Tolsma J., Van der Meer T. and Gesthuizen M. (2009), что все текущее планирование, прежде всего бюджетное, производится в соответствии со средне- и долгосрочными целями социально-экономического развития муниципального образования, определенными среднесрочными программами. По мнению Знаменской К.Н. «Программы социально-экономического развития являются основой для перспективного и текущего финансового планирования» [1, С. 56]. Вместе с тем, в целевые программы включаются элементы стратегического планирования, которые представляют долгосрочное видение развития муниципального образования. В них консолидируется представление о целях и приоритетах развития муниципального образования и закладывается основа для средне- и краткосрочного планирования в дальнейшем.
Тюгясирский наслег является административным центром Эвено-Бытантайского улуса Республики Саха (Якутия) [2]. Эвено-Бытантайский национальный улус образован 21 апреля 1989 года, на основании постановления Совета Министров Якутской АССР № 375 от 11 декабря 1989 года. Муниципальное образование «Тюгясирский наслег» как отдельное муниципальное образование образован в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Границы муниципального образования «Тюгясирский наслег» утверждены Законом Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» от 30 ноября 2004 г. 173-3№353-111. Расстояние до г. Якутска 1800 км. Расположен на северо-востоке Республики Саха (Якутия) за полярным кругом. Граничит с севера муниципальным образованиям «Нижне-Бытантайский наслег», с востока Верхоянским, с юга Кобяйским улусами и с муниципальным образованиям«Верхнее-Бытантайский наслег», с запада Жиганским улусами. Рельеф представлен горно-таежной зоной Верхоянского, Орулганского, Систинджского и Кларского хребтов. Хребет Орулган имеет высоту 1700-2400 м. Наивысокая точка г. Дуомнах высотой 2408 м находится в южной части. Сельское поселение занимает территорию площадью 19,5 тыс.км с плотностью населения 11 чел. на 100 кв.м. Характеризуется отсутствием крупных рек и озер. Климат резко-континентальный с годовой амплитудой колебания температуры более 100 °С. Длительность безморозного периода в среднем равняется 30 дням. Природно-климатические условия не благоприятствуют развитию товарного земледелия. Численность постоянного населения на 01.01.15 г. составляет 1750, 62,4 % от всего населения улуса. Основой экономики сельского поселения является сельское хозяйство (мясомолочное скотоводство, мясное табунное коневодство, разведение генофондного скота якутской породы, оленеводство). Основное богатство – это люди, которые самоотверженным трудом приумножают славные традиции старшего поколения. В мире и согласии на территории наслега проживают представители более 10-ти национальностей и народностей.
По состоянию на 1 января 2015 года в селе Батагай-Алыта проживало 1695 человек. Численность поселка увеличилось за счет миграции населения из сел Кустур, Джаргалах и благоприятной демографической ситуации. Численность трудоспособного населения на 1 января 2015 года составляло 710 человек. Среднедушевой доход – 9279,2 тыс. рублей. В селе проживает: Всего семей – 579; Малоимущих семей-148; Неполных семей – 42; Ветеранов ВО – 45; Пенсионеров – 510; Неработающих – 50 (в том числе молодежи – 35).
В Муниципальном образование разработана и реализуется программа социально – экономического развития муниципального образования – «сельское поселение Тюгясирский наслег» на 2012-2016 годы. Данная программа социально-экономического развития муниципального образования «Тюгясирский наслег» разработана с целью привлечения средств на организацию жизнедеятельности села, различных направлений его развития. Финансовые средства будут направлены на обеспечение нормального процесса жизнедеятельности села по следующим приоритетным направлениям: жилищное строительство, проведение укрепительно – восстановительных работ жилого фонда, реконструкцию имеющихся и строительство новых инженерных объектов жизнеобеспечения, оздоровления экологической среды, решение социальных проблем, развитие образования, здравоохранения, снижение уровня преступности. В последние годы износ и разрушение сельского хозяйства- объектов жизнеобеспечения, инженерных сетей, жилищного фонда и общественных объектов- принимает ускоренный и массовый характер. Многие объекты эксплуатации находятся в аварийном состоянии, требуют реконструкции или замены. При этом, техническое состояние систем жизнеобеспечения из года в год ухудшается.
Основные показатели социально – экономического положения с 2012 – 2014 гг. с. Батагай-Алыта
Источник
Стратегическое планирование социально — экономического развития муниципального образования
В последние несколько лет в России сложилась непростая социально-экономическая ситуация, обусловленная рядом неблагоприятных факторов как внутреннего, так и внешнего характера и вызвавшая финансово-экономическую напряженность в государстве. Сложности финансово-экономического положения определяют необходимость повышения эффективности использования всех финансовых и материальных ресурсов, находящихся в ведении органов публичной власти, а также оптимизации механизмов управления данными ресурсами, что должно способствовать стабилизации экономической, социальной и внутриполитической ситуации в стране.
Подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования
В настоящее время с целью реализации социально-экономической политики на уровне муниципальных образований широко применяется программно-целевой подход. Сущность его заключается в формировании системы программ социально-экономического развития территории.
Программно-целевой подход предусматривает разработку плана в виде программы, которая, в свою очередь, представляет совокупность задач, мероприятий, увязанных между собой в пространстве и во времени, и ресурсного обеспечения для достижения единой цели. Данное обстоятельство позволяет использовать программно-целевые методы планирования и программирования преимущественно при разработке программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Для реализации
муниципальных программ необходимо финансирование. Одним из основных источников
их финансирования является местный бюджет.
Концепциями социально-экономического развития территорий предусматривается решение социально-экономических проблем определенной территории, планирование развития и построение модели эффективного муниципального управления.
Документы планирования социально-экономического развития территории
Основными документами
стратегического планирования являются:
1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, регионов и муниципальных образований обеспечивает механизм реализации долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Стратегия позволяет оценить будущие возможности и основные направления политики долгосрочного социально-экономического развития, уменьшить влияние негативных факторов и угроз в условиях конкуренции неопределенности и риска.
2. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития разрабатывается соответственно на основе положений и периода реализации стратегии развития на всех уровнях управления страны. План мероприятий содержит этапы, цели, задачи, показатели реализации стратегии, комплексы мероприятий и перечень государственных программ, которые обеспечивают достижение долгосрочных целей и задач развития общества.
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период до 2030 года, содержит оценку достигнутого уровня социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, варианты экономического развития, основные показатели научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценку факторов, препятствующих экономическому росту на долгосрочный период, основные направления и целевые показатели социально-экономического развития, важнейшие параметры государственных программ, а также основные показатели развития отдельных отраслей народного хозяйства.
4. Бюджетный прогноз Российской Федерации разрабатывается на долгосрочный период в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, исходя из стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.
5. Государственные программы разрабатываются на федеральном и региональном уровне, а муниципальные программы разрабатываются органами местного самоуправления и содержат комплекс планируемых мероприятий и задач, сроки их осуществления, включают в себя исполнителей, основные ресурсы и инструменты государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегией установлено, что пространственное развитие, как термин, означает: «совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития».
Документ интересен тем,
что помимо «традиционных» параметров, содержит перечень перспективных
экономических специализаций субъектов Российской Федерации, центров
экономического роста, а также геостратегических территорий Российской Федерации.
Исходя из особенностей
территорий, выделено 12 макрорегионов Российской Федерации, каждый из которых
включает по несколько «соседствующих» территорий. В качестве целевых ориентиров
Стратегией установлены пять показателей пространственного развития Российской
Федерации. Основной упор отводится динамике валового регионального продукта
субъектов Российской Федерации (в целом и на душу населения). Кроме того, в
числе «контрольных» показателей:
— межрегиональная
дифференциация индекса человеческого развития;
— рост транспортной
подвижности населения;
— рост экспорта услуг
от транзитных перевозок.
Базовым годом для
оценки динамики развития определён 2017 год, плановые конечные значения
показателей на 2025 год установлены в двух сценариях – инерционном и целевом.
Следует отметить, что,
несмотря на то, что разработка проекта Стратегии начата достаточно давно, его
положения скоординированы с национальными целями развития, установленными
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. Как было отмечено
на инвестфоруме «Сочи-2019» — «…вместе с паспортами национальных проектов
Стратегия станет основой для решений по развитию субъектов Федерации».
К июлю 2019 года
Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти должен быть разработан и представлен в Правительство
Российской Федерации проект плана реализации Стратегии.
Органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
рекомендовано руководствоваться положениями Стратегии при разработке и
реализации:
— стратегий
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований;
— документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Система
государственного управления и принятия решений должна строиться на долгосрочных
(краткосрочных) стратегических планах, в которых отражаются разнообразные
представления о будущем в разнообразных сферах общественной и экономической жизни.
Задачи органов МСУ в планировании развития муниципального образования
Основные задачи,
стоящие перед местными властями в рамках создания плана
социально-экономического развития муниципальных образований:
– создание четких и
понятных местному населению целевых ориентиров, разъяснение о наличии ресурсов,
постановка задач и оценка возможностей муниципальных образований в рамках
реализации поставленных приоритетов федерального и регионального уровней;
– обеспечение создания
гармоничного сочетания стратегических целей муниципального образования текущим
условиям жизни местного сообщества;
– мониторинг этапов и
мероприятий в реализации долгосрочных, среднесрочных и текущих приоритетов на
уровне субъектов федерации, муниципалитетов и входящих в них сельских
поселений.
Итогом деятельности
муниципалитета по стратегическому планированию должны стать разработка и
реализация системы документов стратегического планирования, перечень которых
определен Федеральным законом № 172-ФЗ. Данный Закон принципиально изменил
методологический подход к проблеме планирования социально-экономического развития.
В нем впервые установлен исчерпывающий перечень документов стратегического
планирования для каждого уровня управления.
Для уровня
муниципального образования их пять:
– стратегия
социально-экономического развития муниципального образования;
– план мероприятий по
реализации стратегии социально-экономического развития муниципального
образования;
– прогноз
социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный
или среднесрочный период;
– бюджетный прогноз
муниципального образования на долгосрочный период;
То есть система
документов стратегического планирования существенно расширена и включает кроме
собственно Стратегии ряд среднесрочных документов, которые прежде в
управленческой практике считались тактическими.
Планы и программы
социально-экономического развития муниципального образования должны быть:
— ориентированы на
саморазвитие муниципального образования;
— максимальное
использование собственных ресурсов;
— направлены на решение
наиважнейших проблем населения, а также на прогрессивное развитие территории;
— поддерживать экологию
муниципального образования, наличие ресурсов, состояние инфраструктуры
муниципалитета в оптимальном состоянии.
План должен быть научно
обоснован и соответствовать текущему положению муниципального образования. Для
этих целей необходимо проанализировать следующие данные:
— динамику численности
жителей их социальную структуру и половозрастной состав;
— количество
трудоспособного населения в целом и конкретно по профессиональным
принадлежностям, атак же численность безработных граждан, уровень доходов
населения и прожиточный минимум;
— потребность жителей и
их обеспеченность в здравоохранении, образовании, культуре и спорте, бытовом
обслуживании, жилищно-коммунальной сфере и т.д.;
— численность
предприятий по различным формам собственности, их экономико-техническое
состояние, замещение рабочих мест, участие в жизни муниципального образования.
— анализ финансовых
ресурсов, формирование бюджета, динамика источников доходов, оборот розничной
торговли, инвестиционная деятельность;
— наличие природных ресурсов и динамика их использования.
Цель прогноза социально-экономического развития муниципального образования
Основная цель стратегического планирования, как следует из определения, заключается в создании условий к переходу к новому качеству экономического роста, строящихся на выработке долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны. Поэтому разрабатывая правовые основы такого планировании, каждый участник, должен исходить из составления пятилетних планов, включающих среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые акты.
Условиями развития в
прогнозе СЭР выступают показатели демографического, экономического,
научно-технического, а также ресурсов и иного содержания, отражающие возможные
варианты развития муниципального образования. К характеристикам условий
развития следует отнести и оценку факторов и ограничений, а также оценку
эффекта от реализации стратегической программы развития муниципального
образования.
Схема прогноза социально-экономического развития муниципального образования
Схема построения прогноза развития муниципального образования представлена на рисунке.
Факторы, влияющие на содержание вариантов прогнозов, представляют собой и результаты SWOT-анализа; и факторы, определяющие направления развития; и ориентиры развития (например, рост качества жизни населения); и цели развития (как среднесрочные, так и долгосрочные). В качестве источников информации в этом процессе выступают данные официальной статистики; информация об основных производственных и экономических показателях, представляемая организациями, расположенными на территории муниципального образования; собственная информация муниципальных образований, которой располагают соответствующие учреждения и подразделения органов местного самоуправления (например, показатели, характеризующие объекты социальной сферы, местный бюджет и т.п.).
Проблема активизации социально-экономического потенциала муниципальных образований представляется актуальной прежде всего на фоне снижения их финансовой автономии и, следовательно, ограничения экономической самостоятельности.
Информационные потоки,
необходимые для формирования прогноза, исходят как от результатов построения
стратегии, так и от органов статистики и предприятий, расположенных на
территории муниципального образования. Собственная информация муниципального
образования, касающаяся прогнозных оценок, также вовлекается в процесс
разработки прогноза.
Первый и второй этап
формирования стратегии позволяют организовать процесс выбора варианта прогноза
и наполнения его содержанием в виде основных параметров, обеспечивающих
достижения стратегически значимых целей социально-экономического развития
муниципального образования.
Содержание прогноза, в
свою очередь, позволяет уточнить основные положения стратегии развития
муниципального образования и подготовить условия для реализации стратегии при
разработке таких документов стратегического планирования как «План мероприятий
по реализации стратегии» и «Бюджетный прогноз».
В основе Стратегии
социально-экономического развития муниципального образования лежит совокупность
обоснованных стратегических направлений и приоритетов развития, определение
которых сегодня невозможно без предварительного стратегического факторного анализа,
прогнозирования изменения социально-экономической, макроэкономической и
геополитической ситуаций и оценки внутренних резервов и потенциалов развития
территории. Все это требует применения специальных подходов, обеспечивающих
качество информационно-аналитической работы субъектов стратегирования.
Унификация процедур стратегирования, предусматривающая применение типовых шаблонов стратегического факторного анализа и специальных алгоритмов разработки целей и задач, позволяющих организовывать коллективную мыслительную деятельность субъектов стратегического планирования, позволяет в дальнейшем сопоставлять между собой полученные результаты для разных уровней объектов управления из разных областей и, таким образом, обеспечивает целостное, системное видение стратегических преобразований. Согласование стратегических приоритетов на каждом уровне власти и управления, а также интеграция потоков целей и задач позволяет выделить отдельные пространства фокусы управленческой работы как в рамках всего региона, так и в пределах деятельности структур различных уровней управления.
Источник
Роль стратегического планирования в развитии региона
В статье обосновывается необходимость и определяется значение стратегического планирования для развития региона. Обобщены российские разработки региональных стратегических программ.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый регион, имея свои индивидуальные особенности, связанные с географическим расположением и социально-экономическими характеристиками, сталкивается с серьёзной конкуренцией со стороны других территорий. В этих условиях активно прорабатываются теоретико-методологические основы стратегического планирования регионов.
Что представляет собой стратегический план? Стратегический план развития региона – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных актов деятельности по развитию региона. Это документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно, закладывает определённый фундамент развития стратегического плана социально-экономического развития региона. Этот документ принадлежит не исключительно администрации, а всем субъектам процесса регионального развития, включая и экономических агентов, и участников политического процесса.
В научной литературе отмечается, что в понимании стратегического планирования необходимо избежать двух крайностей: с одной стороны, понимания стратегического плана как обычного срочного плана, все особенности которого связаны исключительно с большим временным сроком,а с другой стороны, сведения стратегического плана к набору нечетко, лишь качественно охарактеризованных направлений социально-экономического развития без указания каких-либо конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей [6].
В условиях рыночной экономики стратегическое региональное планирование позволяет:
- использовать конкурентные преимущества региона;
- определять «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект;
- сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях;
- создать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;
- продемонстрировать стремление региональной власти к использованию современных методов управления [8].
Переход к стратегическому планированию на уровне региона является важным моментом в государственной политике, так как ставит региональную власть в новую более мощную позицию.
В российских регионах накоплен определенный опыт стратегического планирования, свыше 60 субъектов РФ имеют сегодня стратегию социально-экономического развития. Как показывает практика, зачастую региональные стратегические планы развития региона, на разработку которых было потрачено немало ресурсов, оказываются своеобразным следованием моде и одним из необходимых атрибутов органов управления, главной целью которых является получение денежных средств из федерального бюджета. Одним из основных элементов стратегического плана является разработка системы целей. Важность данного элемента заключается в том, что на основе разработанных целей определяются стратегии. Необходимо отметить, что стратегические цели присутствуют в планах у всех областей, однако формулируется ограниченное количество целей (от 3 до 6), их формулировка крайне несовершенна, во многих документах цели не отражают стратегические ориентиры и в большинстве случаев носят общий характер. Так, наиболее часто встречающаяся формулировка цели звучит как повышение уровня жизни населения. В табл. 1 приведено несколько примеров по отдельным регионам России.
Таблица 1. Главные цели развития отдельных регионов РФ
Определение главной цели
Стратегия социально- экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года
Обеспечение устойчивого функционирования и развития хозяйственного комплекса Республики Башкортостан
Стратегия социально- экономического развития Республики Татарстан до 2020 года
Обеспечение глобально-конкурентоспособного устойчивого региона
Стратегия социально- экономического развития Оренбургской области до 2030 года
Повышение качества жизни населения
Стратегия социально- экономического развития Архангельской области до 2030 года
Обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни
Стратегия социально — экономического развития Мурманской области до 2025 года
Рост человеческого потенциала и качества жизни населения
В процессе стратегического планирования социально-экономического развития регионов возникают следующие проблемы. Одной из самых важных проблем является – неопределенность в методологическом подходе социально-экономического развития региона, так как этот подход составляет основу процесса стратегического планирования в целом. Необходимо до начала стратегического планирования определиться с подходом, который станет основополагающим в дальнейшем социально-экономическом развитии региона, обозначить и закрепить «точки роста», выявить недостатки и преимущества подходов. Трудности, связанные с разработкой и согласованием стратегии региона легко можно будет устранить на уровне регионального законодательства.
Второй, не менее важной проблемой является недостаток организационного обеспечения процесса стратегического планирования. Текущий процесс не должен быть предоставлен сам себе, он нуждается в постоянном усовершенствовании и контроле. Предоставить разработку стратегического планирования продвинутым консультантам и ждать высоких результатов – глупо, необходимо учитывать мнение собственных квалифицированных специалистов той или иной организации, так же выстроить прочные взаимоотношения между подразделениями региональных органов власти и органов местного самоуправления, задействовать известные общественные корпорации. Важным шагом является структурирование и внедрение методологического проектного управления, это принесет пользу не только отдельно взятой организации, но и всей системе управления экономикой региона.
Третья проблема рождается вследствие отсутствия стратегических представлений по отношению к будущему состоянию и развитию региона.
Следует отметить, что разработанная стратегия оказывается невостребованной, так как теряется ее ведущая, движущая сила из-за неприменения стратегического мышления в процессе планирования, что в итоге приводит к тому, что стратегическое планирование утрачивает целенаправленность.
Исходя из этого, не удается сформулировать дальнейшие перспективы будущего и соответствующие ему стратегические инициативы. Специалистам сложно ориентироваться в огромном потоке информации, их выводы из анализа нечеткие, наделены отвлеченным характером, а иногда попросту не подходят к выбранной стратегии.
Проблема четвертая – разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, вызывает большую сложность при разработке стратегии. Данная проблема объективно происходит из особенностей системы государственного и муниципального управления в России. Возникает конфликтная ситуация: исполнительная ветвь власти отвечает за разработку стратегии, а законодательная – оценивает и утверждает ее. Одна сторона никак не может согласиться с действиями противоположной стороны, но понимает и осознает их важность, а ведь стратегия развития – это множество компромиссов между интересами заинтересованных сторон.
Пятая проблема – стремление получить результат в кратчайший срок, разработать эффективную стратегию развития региона за 3-6 месяцев, даже грамотному специалисту очень сложно, так как нужно уделить большое внимание подготовительному этапу. За короткий срок невозможно качественно проработать каждый пункт, следовательно, из-за многочисленных противоречий полученная стратегия – некорректна, малоэффективна.
Внимание к макроэкономическому прогнозированию в процессе разработки стратегии развития региона ограничивается использованием данных Федерального агентства государственной статистики – этого недостаточно, что, следовательно, образует шестую проблему. Следует уделить особое внимание технологическому прогнозированию, которое позволит определить социально – экономические стороны развития региона, установить приоритеты при финансировании программ поддержки промышленности и научно – исследовательских проектов.
Творческая обстановка позволяет организовать работу предметных специалистов и экспертов, исследовать сложные проблемы, найти инновационные решения, затем выработать механизм их реализации, а недостаток творческого подхода формирует седьмую проблему. Именно творческое воображение может серьезно помочь в создании картины будущего, понимании ключевых факторов социально – экономического развития региона, государства и мировой экономики в целом.
На этапе планирования социально – экономического развития региона, важно выявить целевую аудиторию, затем определить желаемую ответную реакцию и выбор обращения, которое позволяет решить три проблемы: содержание, структуру и форму обращения. Ответная желаемая реакция – это притягательный мотив или тема. Чтобы реализовать данную идею, принимается три решения:
Первое – это необходимо в обращении сделать четкий вывод, который будет понятен всей аудитории, а в дальнейшем станет мощным рычагом управления.
Второе – это прописать аргументацию, обозначить все доводы как «за», так и «против».
Третье – это использование действенных аргументов, с учетом их применения в начале обращения или в конце [7].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что важнейшим заключительным этапом является решение проблем стратегического планирования социально-экономического развития региона и выявление оценки эффективности стратегии. Сегодня, в процессе управления существуют несколько научных подходов, используемых для оценки реализации стратегии по показателям уровня и качества жизни населения всего региона, и индекса развития человеческого потенциала. Помимо научных теорий, реализующихся в научных подходах, используют совокупность методов оценки реализации стратегии, которая сложилась в ходе практики регионального управления. Ключевым элементом является – стратегическое планирование, то есть процесс разработки стратегического плана с помощью постановки целей, выявления критериев управления, мониторинга проблем и изучения среды развития, с последующей разработкой стратегических идей. В процессе стратегического планирования составляется прогноз социально – экономического развития, разрабатываются комплексные целевые программы для расчета качества жизни всего населения, чтобы максимально эффективно обеспечить функционирование того или иного региона.
Таким образом, проведенное исследование показало, что региональное стратегическое планирование в настоящее время является необходимым условием повышения эффективности государственного управления регионом. Несмотря на проработанность целого ряда вопросов, связанных с теорией и практикой стратегического регионального управления, за пределами научного рассмотрения остается еще много проблем, решение которых будет способствовать устойчивому развитию региона, а также повышению уровня и качества жизни населения.
Источник
Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития
Печкина, Е. В. Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития / Е. В. Печкина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4 (6). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1102/ (дата обращения: 05.07.2021).
В настоящее время для разработки стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурами. В статье рассмотрены вопросы построения стратегического плана развития региона, основные методы и инструменты стратегического менеджмента и экономического анализа.
Ключевые слова: инструменты, методы, стратегическое планирование, региональное развитие, системный подход, стратегический анализ
За период со дня вступления в силу Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. на федеральном и региональном уровне ведется работа по подготовке методологического обеспечения процедур разработки, корректировки, мониторинга документов стратегического планирования, оценки полученных результатов [1].
При отсутствии единой общепризнанной методологии неоднократные попытки использования исследований зарубежных ученых в практике стратегического планирования создали множество методик и техник формирования стратегических планов социально-экономического развития регионов, перенесенных и адаптированных, преимущественно, из приемов стратегического управления для коммерческих структур вместе с используемыми ими терминологией и подходами.
Среди большого числа переводных монографий и публикаций по теории стратегического планирования и управления наблюдается отсутствие единообразия в объяснении одних и тех же терминов, что приводит к сложности и малодоступности их применения, расплывчатости и неоднозначности, создает искаженное смысловое значение. При разработке стратегий часто наблюдается бессистемное автоматическое перечисление всех базовых подходов и приемов, используемых в зарубежной практике, без их упорядочения и осмысления [2]. Это ситуация объясняется сложностью восприятия и адаптации самих методов управления.
Эффективное функционирование российского рынка, сглаживание чрезмерных территориальных диспропорций в уровне социально-экономического развитии регионов и поддержание их сбалансированного развития становятся приоритетными аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого роста. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования хозяйственной системы, определяются подходы по достижению заданных показателей деятельности и объединяются усилия всех субъектов управления. Основная цель планирования заключается прежде всего в обеспечении оптимальных возможностей для эффективной хозяйственной деятельности, прибыльности, конкурентоспособности, а также контроля и оперативного управление финансовыми ресурсами. Стратегическое планирование одновременно решает преактивные (упреждающие) и реактивные (адаптирующиеся) задачи.
Основные методологические приемы теории стратегического планирования разработаны в трудах Ф. Абраме, И. Ансоффа, М. Портера, Г. Хамела, Р. Каплана и Д. Нортона, Г. Штейнера, А. Томпсона, В. Н. Буркова, В. А. Ирикова, Б. З. Мильнера, С. П. Никанорова. В методологическом аспекте особое место занимают матричные инструменты стратегического анализа, сформированные изначально как прикладные программные продкуты компаниями Boston Consulting Group, McKinsey, Artur D. Little [3].
Инструменты стратегического планирования были разработаны преимущественно для применения в бизнес-планировании и использовались для выявления слабых и сильных сторон и оценки потенциальных возможностей, что способствовало продвижению успешных направлений и страховало от возможных проблем и рисков. Принципы и идеи долгосрочного планирования вслед за развитием прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне, необходимости определять перспективы на основе альтернативных вариантов дальнейшего развития бизнеса хозяйствующими субъектами, ориентирования на изменяющиеся рыночные и финансово-экономические перспективы, были применены к стратегическому управлению и «перешли» на региональный уровень во второй половине XX века.
Разработку стратегического плана развития региона можно представить в виде последовательности следующих аналитических процедур и управленческих решений:
- актуализация проблемы социально-экономического развития региона, определение потребности в разработке стратегического плана;
- формирование цели и задач развития региона, системы показателей для оценки достигнутого уровня развития, детализация управленческих решений и информационное обеспечение процесса разработки плана;
- анализ воздействия внешних и внутренних факторов на состояние региона, выявление приоритетных направлений развития и потенциальных межрегиональных связей и взаимозависимостей, оценка возможных угроз и рисков;
- изучение ресурсного потенциала развития региона, определение критериев оценки текущего состояния и возможных ограничений;
- использование имеющихся и создание новых местных преимуществ, формирование моделей изменений, разработка альтернативных сценариев;
- выбор стратегии развития, разработка концепции и первоочередных мероприятий;
- разработка плана, программ, проектов и индивидуальных мероприятий осуществление стратегии;
- оценка эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Последовательное проведение этих этапов позволяет изучить макроэкономические характеристики, межрегиональные связи, получить представление о текущем положении региона по уровню его социально-экономического развития, выбрать и обосновать одно из перспективных стратегических направлений модернизации и роста региональной экономики, разработать организационно-экономические мероприятия по реализации управленческих решений и ключевые индикаторы достигнутых результатов.
Стратегическое управление регионом представляет собой сложную социально-экономическую систему и осуществляется комплексом экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов. Под методом стратегического планирования понимаются конкретные приемы, способы, инструменты для решения управленческих задач. На каждой из стадий используется система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса, устанавливающая принципы и критерии выполнения требуемой функции и обеспечивающая логическое завершение каждого этапа и функции в целом.
В стратегическом планировании используются различные методы и инструменты экономических исследований. Использование структурирования целей по иерархическому признаку позволяет распределить элементы программ и планов развития по уровням системы и ранжировать отдельные элементы с учетом достигнутых результатов. Для обоснования аналитической части стратегического плана и поиска источников роста экономики региона, увеличения инвестиционной привлекательности проводится анализ происходящих на территории экономических процессов. Методы социально-экономического анализа, построение графических, сетевых и синергетических моделей позволяют всесторонне изучить внутренние связи и зависимости хозяйственных процессов в экономике региона и выявить перспективные тенденции развития [4].
Стратегическое планирование представляет собой гибкий движущийся механизм, состоящий из совокупности долго-, средне- и краткосрочных программ и проектов. Именно особенность оперативно реагировать на полученные результаты, адаптировать цели и корректировать направления дальнейшего развития, что в конечном итоге повышает прогнозируемую точность воздействия, обеспечивает контроль всего управленческого процесса. Постановка целей стратегического управление развитием региона позволяет разработать рабочую программу действий, и осуществлять постоянный мониторинг социально — экономического состояния, проводить сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценивать эффективность и результативность принятых мер. Системное измерение, изучение и оценка влияния факторов на результаты экономической деятельности на каждом цикле проводится с использованием приемов и способов экономического, стратегического анализа, зарекомендовавших себя в бизнес-практике и широко используемых в стратегическом менеджменте, такие как SWOT-анализ, конкурентный анализ по модели пяти сил М. Портера, диаграмма Омаэ, анализ ресурсов и конкурентный анализ, модель жизненного цикла производства и конкурентных позиций АDL/LS, портфельный стратегический анализ, матрица развития И. Ансоффа [5].
Оценка текущего состояния региона проводится с помощью расчетно-аналитических методов, что позволяет определить потребности рынка, производственные возможности, уровень инвестиционной активности, ресурсный потенциал. Постоянное соответствие действий и возможностей рыночному предложению является решающим фактором воплощения стратегии в жизнь. Экономико-математические методы программирования, система сбалансированных показателей, модели теории игр и теории массового обслуживания позволяют комплексно оценить и сравнить производственные возможности при имеющихся в регионе материальных, трудовых, природных, инновационных ресурсах, обеспечивают финансовую составляющую проектов и согласованность взаимосвязанных показателей.
Использование существующих методов системного анализа и синтеза, стратегического планирования, позволяет осуществить мониторинг текущего экономического, социального, научно-технического, финансового, экологического состояния региона, а также получив достоверное и целостное представление о развитии системы, сформировать прогноз будущего состояния с ориентиром на достижение целей социально-экономической безопасности управляемой системы [6].
Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования. Целевые программы развития требуют комплексного управленческого решения, предполагающего централизацию имеющихся организационных, производственных и финансовых ресурсов и координацию действий всех участников процесса. Для оценки результативности методологических подходы стратегического планирования может быть использован комплекс специальных индикаторов. Экспертная оценка при изучении ключевых проблем перспективного развития реального сектора экономики, рынка труда, состояния финансовой системы и банковского сектора, изучения показателей ВВП, индексов промышленного развития, объема инвестиций, уровня безработицы необходима в силу использовании при планировании неполной, косвенной информации, подверженной большому риску изменений в долгосрочном периоде [7, 8].
На стадии контроля и оценки полученных результатов мероприятия стратегического аудита позволяют проводит всеобъемлющий или выборочный контроль ключевых направлений. Своевременное реагирование на отклонение от заданных показателей и эффективное управление рисками обеспечивает принцип взаимосвязи и последовательное выполнение этапов программы.
Различия между корпоративным планированием и формированием стратегического плана развития региона в постановке целей, задач и практике применения, безусловно требует серьезной адаптации выработанных теоретических положений. Тем не менее, сходство ключевых направлений, удовлетворение существующего спроса на услуги и поиск средств для предоставления лучших услуг в будущем, позволяет использовать огромный опыт коммерческих структур в разработке и реализации стратегий
Стратегия отдельного региона, содержащая научно-обоснованную систему целей во многом уникальна и неповторима. Процесс планирование развития региона находится в постоянном движении от долгосрочного плана развития до тактических, текущих решений. Этот непрерывный цикл позволяет на методологически обоснованной и проработанной практической базе оперативно решать текущие задачи стратегического управления, осуществлять поиск самостоятельных путей модернизации экономики, внедрять инновационные решения и индивидуальные, характерные для региона приоритетные направления развития.
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
2. Загоруйко И. Ю., Бешлык В. Э. Методологические аспекты стратегического планирования // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пермь, 6 декабря 2012 г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. — Пермь, 2012. — Т. 1. — С.54–59.
3. Виханский, О. С. Стратегическое управление. — М: Гардарики, 2003. — 292 с.
4. Казаков С. В. Методологические подходы к стратегическому планированию развития индустрии региона// Вестник Академии.-2015.-№ 3.-С.95–102
5. Лапыгин Д. Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005.- № 6.
6. Правдюк В. Н. Разработка концепции стратегического планирования как инструмента экономического развития региона: дисс.кан.экон. наук./В. Н. Правдюк.- Шахты, 2011
7. Галин Д. М., Сумарокова И. В. Модели современной экономической динамики России и ее регионов // Труды ИСА РАН. -2012. -Т. 62. -Вып. 4.
8. Суспицын С. А. Концепт-модели стратегического прогнозирования индикативного планирования регионального развития // Регион. Экономика и социология.- 2009.-№ 1.- С. 40–63.
Источник
Анализ стратегического планирования социально экономического развития
от 23 марта 2017 года N 132
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации
(с изменениями на 6 апреля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 23 марта 2017 года N 132
Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации
(с изменениями на 6 апреля 2021 года)
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378; 2016, N 26, ст.3879) (далее — Федеральный закон N 172-ФЗ) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее — Стратегия) и плана мероприятий по ее реализации (далее — План мероприятий).
2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
риски — факторы, которые имеют потенциально негативное воздействие на развитие субъекта Российской Федерации и при определенном развитии событий могут привести к ухудшению социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации;
целевой сценарий — оптимальный вариант социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей развития;
приоритеты развития субъекта Российской Федерации — направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, признанные наиболее важными, для достижения которых планируется сосредоточить усилия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, включая обеспечение финансовыми ресурсами и организацию совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;
PEST-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении политических, экономических, социальных и технологических факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
внешние факторы развития — совокупность макроэкономических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на субъект Российской Федерации и не зависящих от деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
внутренние факторы развития — ресурсы, потенциал и конкурентные преимущества субъекта Российской Федерации, обеспечивающие его стратегическое развитие;
корректировка Стратегии — изменение Стратегии с сохранением временного периода ее реализации с учетом сложившихся внутренних и внешних факторов;
актуализация Стратегии — изменение Стратегии с целью продления периода времени ее действия и пересмотра содержания основных разделов Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;
ресурсы — материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации;
результат социально-экономического развития — фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и качественными показателями;
приморский субъект Российской Федерации — субъект Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и (или) территориальному морю Российской Федерации;
приморские территории и прибрежные акватории — отдельный единый объект государственного управления в соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года;
кадровое обеспечение экономики субъекта Российской Федерации — численность работников, занятых в отраслях экономики, необходимая для обеспечения прогнозируемых объемов производства валового регионального продукта и добавленной стоимости с учетом планируемого изменения производительности труда.
Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных в Федеральном законе N 172-ФЗ и других нормативных правовых актах Российской Федерации.
3. В Стратегии рекомендуется определять конкурентные преимущества и экономическую специализацию субъекта Российской Федерации с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории субъекта Российской Федерации, а также перспектив инновационного, инвестиционного, пространственного развития субъекта Российской Федерации, развития человеческого капитала с учетом приоритетов, целей и задач, обозначенных в документах стратегического планирования федерального уровня.
3.1. При разработке Стратегии целесообразно учитывать:
положения документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (в частности, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития соответствующего макрорегиона, стратегии развития морской деятельности Российской Федерации и других), значимых для развития субъекта Российской Федерации, актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
положения стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, граничащих с данным субъектом Российской Федерации, результаты реализации стратегических документов субъекта Российской Федерации, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде;
данные государственной и муниципальной статистики в качестве базового источника статистических данных.
3.2. При разработке Стратегии не рекомендуется дословное дублирование целей, задач, мероприятий Стратегии с соответствующим содержанием документов стратегического планирования вышестоящего уровня.
3.3. Определение приоритетов, целей, задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в Стратегии рекомендуется осуществлять на основе проведенного SWOT-анализа и PEST-анализа, определения важнейших региональных и межрегиональных проблем и оценки сопряженных с ними рисков развития субъекта Российской Федерации, а также с учетом возможностей и региональных (межрегиональных) ограничений развития, ресурсного обеспечения и совокупного потенциала субъекта Российской Федерации в долгосрочном периоде.
При подготовке Стратегии городов федерального значения рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса данных субъектов Российской Федерации, в частности отображая в Стратегии особенности осуществления градостроительной деятельности данных субъектов Российской Федерации, перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения при определении приоритетов, целей и задач Стратегии, а также финансовых механизмов их реализации.
При подготовке Стратегии приморских субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание особенности конституционно-правового статуса морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией Российской Федерации, при определении оптимальной пространственно-функциональной структуры регионального морехозяйственного комплекса, необходимой для увеличения вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморских территорий.
4. В структуру Стратегии могут включаться следующие разделы:
вводная часть, включающая аналитический блок;
раздел, содержащий приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий описание целевого сценария социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления экономического развития субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления развития научно-инновационной сферы субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации;
раздел, содержащий основные направления пространственного развития субъекта Российской Федерации;
другие разделы, включение которых представляется необходимым при разработке Стратегии;
раздел, содержащий сведения о кадровом обеспечении экономики субъекта Российской Федерации;
заключительная часть, отражающая блок по ресурсному обеспечению реализации Стратегии;
4.1. Вводная часть может содержать:
а) результаты комплексного анализа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, отражающие его место в экономике соответствующего макрорегиона, в экономике Российской Федерации, мировой экономике;
б) результаты оценки основных показателей и современных тенденций его социально-экономического развития, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включая оценку достижения ранее поставленных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
в) результаты анализа социально-экономического развития, типологизации и определения стратегических интересов субъектов стратегического развития (части территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований), входящих в состав субъекта Российской Федерации;
г) результаты анализа макроэкономических пропорций, характеризующих развитие субъекта Российской Федерации, состав факторов его социально-экономического развития, в том числе влияющих на экономический рост;
д) описание и анализ ключевых проблем развития субъекта Российской Федерации, включая межотраслевые, а также анализ существующих диспропорций и дисбалансов;
е) результаты анализа существенных конкурентных преимуществ субъекта Российской Федерации и конкурентных позиций субъекта Российской Федерации по основным видам продукции и услуг на межрегиональном, общероссийском и международном рынках;
ж) результаты комплексной оценки внешних факторов долгосрочного развития субъекта Российской Федерации, наиболее существенных вызовов и наиболее значимых угроз долгосрочного развития, ограничений социально-экономического развития;
з) результаты комплексной оценки внутренних факторов развития, включающей оценку возможностей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе совокупного потенциала социально-экономического развития (в составе социально-демографического, производственно-экономического, научно-инновационного, финансово-инвестиционного, институционально-управленческого, транспортно-инфраструктурного, пространственно-расселенческого, природно-ресурсного компонентов) и предпосылок для реализации данного потенциала.
В вводной части рекомендуется приводить отсылочные положения на нормативные правовые акты, являющиеся основанием разработки Стратегии.
4.2. В разделе, содержащем приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рекомендуется приводить результаты выбора приоритетов, целей, задач, направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки их достижения.
Приоритеты и цели могут характеризовать реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект Российской Федерации, включая количественные и (или) качественные показатели, достижение плановых значений которых отражает реализацию целей.
Задачи могут содержать комплекс взаимоувязанных мер, которые должны быть проведены в определенный период времени для достижения установленных приоритетов и целей.
Также в составе раздела могут быть определены отдельные направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (отраслевые, территориальные и т.п.), наиболее важные для достижения установленных приоритетов и целей, решения соответствующих задач, которые целесообразно учитывать в других разделах Стратегии.
Ожидаемые результаты реализации предлагаемых решений, целевые показатели конечного результата и их значения, установленные на конец каждого года реализации Стратегии, могут содержать показатели, приведенные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Разделы, содержащие отдельные основные направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, рекомендуется разрабатывать в составе Стратегии в зависимости от выбранных приоритетов, целей и задач развития субъекта Российской Федерации, а также от специфики и особенностей его социально-экономического развития.
4.3. В случае если предполагается разработка раздела, содержащего целевой сценарий социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, то рекомендуется приводить основные прогнозируемые макроэкономические параметры развития субъекта Российской Федерации, результаты оценки ресурсной обеспеченности и описание ожидаемых результатов его реализации.
4.4. В разделе, содержащем основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации, рекомендуется определять направления развития человеческого капитала и социальной сферы субъекта Российской Федерации, в частности:
а) основные направления повышения уровня и качества жизни населения;
б) направления демографического и миграционного развития;
в) направления повышения доходов населения, развития рынка труда, обеспечения занятости;
г) основные направления развития систем здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, сферы социального обслуживания (с учетом повышения качества и доступности, в том числе территориальной, услуг данных сфер);
д) приоритетные направления работы с молодежью;
е) направления развития жилищной сферы и повышения обеспеченности качественным жильем;
Источник