Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина

Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина

Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время.

Ведущее место среди писателей второй половины XX столетия занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”,

Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту.
И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна

Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и естественны. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком.

Серега Безменов отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены (“Беспалый”). Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель (“А поутру они проснулись…”). Герои Шукшина могут даже покончить с собой (“Сураз”, “Жена мужа в Париж провожала”), потому что они не выдерживают оскорблений, унижений, обиды.

Чаще всего поступки героев Шукшина определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости (“Осенью”).
Василий Шукшин не идеализирует своих странных, “с чудинкой” героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.
Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального характера, характера земледельца. Он показывает, что главное в нем – влечение к земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека – это и источник жизни, и связь поколений; и родной дом, и пашня, и степь.

Это та самая малая родина с ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни…
Главным героем, в котором воплотился русский национальный характер, стал для Шукшина Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен роман Василия Шукшина “Я пришел дать вам волю”. Писатель считал, что Степан Разин чем-то близок современному русскому человеку, что его характер является воплощением национальных особенностей нашего народа.

И это важное для себя открытие Шукшин хотел донести до читателя.
Крестьянство издавна занимало в России самую главную роль в истории. Не по силе власти, а по духу – крестьянство было движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века.

Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина. Это человек большой души, он независим и немного чудаковат.

Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. “Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке”, – говорил Василий Шукшин. Творчество самого писателя наглядно доказывает это.

Источник

«Деревенская» проза – отражение народной жизни (на примере творчества В. Шукшина)

Засухина Татьяна Ивановна

Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

В литературе XX века ведущим направлением второй половины XX века – является деревенская проза. О её роли в развитии русской литературы весомо сказал на VI съезде писателей России в 1985 году один из лучших представителей этого направления В. Распутин: «Деревенская проза вернула необходимый долг родительской России не одной лишь поминной, но и живой благодарной памятью и показала, чем крепилась и что вынесла из глубин истории национальная наша душа, указала на духовные и нравственные ценности, которые, если мы собираемся оставаться народом, а не населением, не повредят нам и на асфальте» (2, с.931).

Писатели деревенщики: Б. Можаев, В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрпмов, В. Шукшин, В. Солоухин, Е. Носов, С. Залыгин, В. Крупин — исследовали, прежде всего нравственное начало в человеке и сумели уйти от господствовавшей коммунистической идеологии.

Они писали в такое время, когда о Боге, о вере как основе бытия говорить было непозволительно. Деревенщики прослеживали традиционные устои народной жизни, которые еще сохранились в русской деревне. Следуя правде, они описали постепенное разрушение нравственного уклада жизни.

Темы разрушения, оторванности от корней особенно остро звучат в произведениях В. Астафьева («Людочка», «Печальный детектив»); В. Распутина («Пожар», «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Нежданно-негаданно», «Женский разговор», «В ту же землю»). Везде критическое состояние, везде – жизнь дошла до края. Изображается катастрофический ход событий, исчезновение прошлого, исчезновение защитной силы Дома, семьи, утрата многими внутреннего смысла жизни.

Справедливо писал М. Дунаев: «деревенщики показали: русский человек не может существовать вне Православия. Деревня засвидетельствовала явно, что нарушенность веры повлекла за собою весьма скорое оскудение всего народного бытия» (2, с.932).

Обратимся к творчеству В. Шукшина. Народ знает и любит его не только как писателя, но и прекрасного режиссера и актера. Говорить о Шукшине – это говорить о совести, широкой душе русского человек. Шукшин изображает разные типы героев, но многие его герои похожи друг на друга, в них много общего и с самим автором. Писатель сумел выразить жизненную философию народа – земледельца, основа которой – крестьянский труд, терпение, любовь к родной земле, совестливость, доброта.

Все любимые герои В. Шукшина: мать Ивана Попова, родители Любы Байкаловой, дядя Ермолай и другие – вечные труженики. В. Шукшин выразил народное представление о труде: он ради жизни, но не ради богатства. Об этом — вся деревенская проза. «В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство» — пишет В. Белов в книге «Лад» (1, с.47). Никогда не уважались народом люди, погнавшиеся за длинным рублем. Больно старику Байкалову, герою рассказа «Игнаха приехал» от того, что сын Игнатий растрачивает свою богатырскую силу в городе на пустое увеселение публики. Не может русский крестьянин уважать такой труд. Горько отцу, что сын привязан теперь к материальным благам – квартире, деньгам… Не радуют стариков богатые подарки сына, бросившего деревню.

Особенно важно помнить о таком отношении к «сокровищам земным» в русском крестьянстве в наше время, когда все средства массовой информации навязывают культ золотого тельца. Богатство — большое испытание для человека. Христос говорил: «Трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24).

В. Шукшин любил Россию, любил свою малую родину, «красота ее, ясность ее поднебесная» навсегда пленили его душу (7, с. 106).

Чувство любви к родине И.А. Ильин определил как чувство, близкое религиозному, в нем выразилась внутренняя свобода человеческой личности, ее самоопределение (3, с. 221-228).

В творчестве В. Шукшина находим непосредственное подтверждение этой истины «Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий!» (7, с. 112) – восклицает писатель. В. Шукшин вспоминал: «Я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, более того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья» (7, с. 107).

В. Шукшин в оценке всего изображаемого исходил из вечных христианских добродетелей – добра и зла. Для него «нет… писателя без искренней тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» (7, с. 124), «предмет истинного искусства» — это «правда труженика и правда паразита, правда добра и правда зла» (7, с. 86). Он исследует соединение, переплетение, противостояние этих двух начал в душах и жизни людей.

Герои В. Шукшина страдают потому, что остро и больно ощущают свою зависимость от зла, лжи, силы, наглости, равнодушия. Столкновение со злом оборачивается для них потерей смысла жизни, интереса к жизни, и как следствие пьянством («Микроскоп», «Мастер») или самоубийством («Жена мужа в Париж провожала»); иногда герой чудом спасается от тюрьмы («Обида»).

Читаешь В. Шукшина и понимаешь, что источником его произведений является раненое сердце автора, его неспокойная совесть.

«Бог, созидая человека, насадил в души его совесть, дабы тою аки правилом управлялся и, что творить и от чего уклоняться, наставлялся». Совесть «никогда не молчит, но всегда вопиет человеку: «есть Бог, есть и праведный суд Его» (4, с. 956) – писал святитель Тихон Задонский.

Читайте также:  Экспресс анализы быстро сдать кал на яйца глист

В Послании Римлянам апостол Павел пишет, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2: 14-15).

В.И. Даль в своем «Толковом словаре» определил, что совесть — это «внутреннее сознание добра и зла … От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь». Даль записал народное представление о совести: совесть – это Бог в человеке.

Эта особенность сознания отличает героев В. Шукшина. Христианский писатель III века Тертуллиан писал, что душа человеческая по природе своей христианка.

В душе В. Шукшина живет Бог, потому что в произведениях своих он призывает людей к совести, любви и добру. О совести он помнит всегда: «…Была бы жива совесть. Человек, начиненный всяческими «правилами», но лишенный совести, — пустой человек, если не хуже!» (7, с. 111). И. Ракша вспоминает о В. Шукшине: «Он вообще в разговорах часто повторял это слово – совесть. Оно его особенно волновало. Он остро понимал, ощущал, что именно совесть есть та Божья частица, которая должна трепетать в каждом… Считал, что без совести – это уже подонок» (5, с. 198). Именно такими показаны старик Баев «Беседы при ясной луне», продавщица («Обида»), бежавший из тюрьмы убийца старика Никитича («Охота жить»), Она («Кляуза»), Губошлеп («Калина красная»). Но интереснее В. Шукшину человек с больной совестью, мучительно переживающий сознание собственной вины: Егор Прокудин, Степан Разин, Иван – дурак…

Для героев В. Шукшина, как и для самого писателя, органичны христианские добродетели. Имя одной из них – сострадание. Для русских людей сострадание спасительно. Впадает в отчаяние после смерти жены старик Нечай, хочет умереть («Горе»). Другой герой, дед мальчика, знает дорогу к чуткому сердцу Нечая, верит, что в нем нет эгоизма, его душу не убило горе. Она откликнется на чужую беду. Дед рассказывает Нечаю историю Миколая Игренева, потерявшего сына на войне. Души стариков захватывает боль чужого человека. Сострадание их глубоко. Нечай молчаливо соглашается, что потеря сына тяжелее его собственной беды. Через рассказ о смерти лейтенанта герои приобщаются к общенародному бедствию – войне. И величие народной беды взывает к смирению. Оно объединяет стариков. Нечай понимает, что он не одинок. Деятельное, сострадательное добро несет один человек другому, и в этом они оба христиане. Спасает и согревает их тепло христианского сострадания, редкая отзывчивость на чужое страдание и чужую боль. Именно в духовной энергии сострадательной любви видели писатели особую красоту русского человека.

В. Шукшин знал, что народ может быть удержан братской, христианской любовью друг к другу. В. Шукшин говорил: «Я представляю себе общество, где все грамотны, все очень много знают и все изнурительно учтивы. Это хорошо. Но общество, где все добры друг к другу, — это прекрасно. Еще более прекрасно, наверно, когда все и добры и образованны, но это — впереди» (7, с. 115).

Как быстро и далеко мы отодвинулись за сорок лет, что прошли после смерти писателя, — от его идеала!

Вопрос о сохранении великого единения – русского народа стоит перед нами. В. Шукшин, как и другие писатели деревенщики, это предчувствовал. Не случайно его последние рассказы — о страшном разъединение людей: «Кляуза», «Чужие». Как пророчество воспринимаем мы его слова: «Что с нами происходит?»

В. Шукшин оставил своеобразное завещание потомкам с призывом сохранить народ, Россию: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком» (Из письма в издательство «Молодая гвардия»).

Призыв остановить духовное нравственное разрушение звучит во всей деревенской прозе.

Источник

Шукшин деревенская проза анализ кратко

Одно из основных мест в русской литературе занимает деревенская проза. Ключевые темы, затрагивающиеся в произведениях этого жанра, следует называть бессмертными. К ним принадлежат проблемы нравственности и морали, любви к родной природе, добросердечного воззрения на мир людей и иные вопросы, животрепещущие во все времена. Основополагающее место между писателями второй половины двадцатого века занимают произведения Виктора Петровича Астафьева («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентина Григорьевича Распутина («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василия Макаровича Шукшина («Сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю») и другие.

Своеобразное место в данном ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Василий Макарович научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту. И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского крестьянства. Память, размышления о жизни всегда приводили писателя в село, где он видел «острейшие схлесты и конфликты». «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми», — писал Шукшин.

Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.

Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Именно поэтому он непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа». Герои писателя действительно импульсивны и естественны. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком. Серега Безменов отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам — продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись. »). Герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»), потому что они не выдерживают оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки героев Шукшина определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости («Осенью»). Василий Макарович не идеализирует своих странных, «с чудинкой» героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.

Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального характера, характера земледельца. Он показывает, что главное в нем — влечение к земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека — это и источник жизни, и связь поколений; и родной дом, и пашня, и степь. Это та самая малая родина с ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни.

Главным героем, в котором воплотился русский национальный характер, стал для Шукшина Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен роман Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». Писатель считал, что Степан Разин чем-то близок современному русскому человеку, что его характер является воплощением национальных особенностей нашего народа. И это важное для себя открытие Шукшин хотел донести до читателя.

Крестьянство издавна занимало в России самую главную роль в истории. Не по силе власти, а по духу — крестьянство было движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и часть выдающейся русской интеллигенции девятнадцатого века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина. Это человек большой души, он независим и немного чудаковат. Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил Василий Шукшин. Творчество самого писателя наглядно доказывает это.

Читайте также:  Изучить основные показатели товарооборота

Автор попытался передать те переживания, которые испытывала мать Вити. И я считаю, что это одна из самых удачных попыток. Жизненная трагедия превращается в историю с глубоким идейным смыслом. А самым ярким моментом, раскрывающим основную мысль произведения, стала сцена встречи матери с сыном в тюрьме, когда она приходит к нему на свидание. «У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете — милиция, прокурор, суд, тюрьма. Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный. И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она, никто больше — нужна ему? И действительно, она ему нужна. Он свято чтит свою мать и ни за что не даст ее в обиду. Но еще до встречи ему становится стыдно. Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы, — ждал этого и страшился». Он сам боялся ее обидеть.

Настоящие чувства, глубокие и бездонные, сформулировать словесно попросту фантастично. Однако Шукшин применяет язык, понятный простому человеку, язык, который его произведения делает общедоступными для всех категорий читателей. Кроме того, писатель становится на сторону главных героев, и тут центральное место в его произведениях занимает любовь матери, не поддающаяся никаким правилам и законам, хоть оспаривать их тяжело и даже нереально.

Источник

"Деревенская проза". Творчество В.М. Шукшина

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сталинское время жизнь русской деревни показывали очень редко и то в искаженном виде: идеализировалось насильственное объединение крестьян в колхозы (М. Шолохов «Поднятая целина») и искажалась правда о послевоенном восстановительном периоде (С. Бабаевский).

Деревенская проза началась в 1950-х годах с рассказов Валентина Овечкина, который в своих произведениях сумел сказать правду о состоянии послевоенной деревни и развеять искаженное понятие о ней. Постепенно сложилась школа писателей, придерживающихся в своем творчестве одного направления: писать о русской деревне.

В своем самом известном произведении «Районные будни» В. Овечкин обличал «показуху», приписки в отчетах, равнодушие начальников к нуждам села. Произведение звучало остро и злободневно. Вслед за Овечкиным тему деревни развивали В. Тендряков, С. Воронин, С. Антонов, А. Яшин и другие.

Но только после того, как А. Солженицын в рассказе «Матренин двор» (1963 год) сказал о тех нетленных человеческих и в первую очередь религиозно-христианских ценностях, которые сохраняются в современной среднерусской деревне при всем ее убожестве, русская деревенская проза достигла большого подъема и в течение следующих десятилетий породила многочисленные произведения, которые могут по праву считаться лучшими в русской литературе этого периода.

Ф. Абрамов в цикле романов подробно рисует деревенскую жизнь в Архангельской области.

В. Белов отмечает положительные особенности крестьянской общины до введения коллективизации в богатой традициями Вологодской области.

С. Залыгин обличает уничтожение деревенских традиций в Сибири.

В. Шукшин выводит в своих рассказах чудаковатых крестьян, показывая их в контрасте со слабохарактерными городскими жителями.

В. Астафьев предостерегает от опасности современной цивилизации для окружающей среды.

В. Распутин также поднимал в своих произведениях проблему экологии, сохранения традиций, заботы о доме на Земле.

Термин «деревенская проза» долго обсуждался, ставился под сомнение, но в конечном итоге закрепился, обозначив тематику и художественно-стилевое явление в русской литературе второй половины ХХ века. Деревенская проза — направление в русской литературе 1950 — 1980-х годов, связанное с обращением к традиционным ценностям в изображении современной деревенской жизни.

К деревенской прозе относятся самые разные жанры: записки, очерки, рассказы, повести и романы. Расширяя проблематику, авторы вводили в свои произведения новые аспекты. Говорили об истории, культуре, о социологических и нравственных вопросах.

По мере развития деревенской прозы в ней выделились две разновидности. Одни писатели — например, В.Ф. Тендряков и Б.А. Можаев – анализировали социально-исторические проблемы, связанные с трагическими страницами в судьбе крестьянства.

Другие – В.И. Белов, В.Г. Распутин – сосредоточили внимание на внутреннем мире деревенских жителей: это герои — носители нравственных ценностей, противостоящие бездуховности и меркантильности обывателя.

Сочетание обеих тенденций характерно для творчества В.М. Шукшина.

Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974) родился в алтайском селе Сростки в крестьянской семье. Его отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) работал в колхозе «Пламя коммунизма», был арестован по подозрению в участии в «антиколхозном заговоре» и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1956 году. После ареста отца и до получения паспорта Шукшин именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не окончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947 — 1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста «Союзпроммеханизация». В 1949 году Шукшин был отправлен на Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском флоте СССР.

Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был комиссован из флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы.

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская Михаила Ромма). Во время учёбы во ВГИКе по совету Ромма Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Герасимова «Тихий Дон» он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этой роли и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Летом следующего года Василий оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора», который вышел на экраны страны в 1959 году.

Первый сборник рассказов, опубликованный в 1963 году, назывался «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир» были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин».

Основной проблемой творчества В. Шукшина, в отличие от других писателей, разрабатывавших деревенскую тематику, стала проблема «межкультурья». Писателя больше волновала судьба крестьянина, с переселением в город оторвавшегося от родной почвы, но и не укоренившегося в городе. С первых же своих произведений Шукшин ставил критиков в тупик: положительные его герои или отрицательные? На этот вопрос невозможно было ответить как-то определённо, ибо своими «чудачествами» они озадачивали, с непривычной точки зрения заставляли думать о добре и зле, об истинной и ложной красоте.

Герои Шукшина — простые деревенские жители, по натуре философы, представляющие современный тип «маленького человека», который, несмотря на революции, не исчез со времен Гоголя, Пушкина и Достоевского. Но у Шукшина деревенские мужики не хотят подчиняться выдуманным в городе ложным ценностям, они мгновенно чувствуют фальшь, не хотят притворяться, остаются собой. Во всех рассказах писателя происходит столкновение лживой морали приспособленчества городских жителей и прямого, честного отношения к миру жителей села. Автор рисует два разных мира.

Герою рассказа «Чудик» сельскому механику Василию Князеву тридцать девять лет. Шукшин удивительно умел начать свои рассказы. Он сразу вводит читателя в курс действия. Этот рассказ начинается так: «Жена называла его — Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось». Автор сразу отмечает непохожесть героя на обычных людей. Чудик собрался навестить брата и в магазине уронил деньги, но не сразу понял, что эта купюра принадлежит ему, а когда понял, не смог заставить себя забрать ее.

Читайте также:  Краткое содержание Грин Алые паруса очень кратко и по главам для читательского дневника

Далее автор показывает нам Чудика в семье брата. Сноха, которая работает буфетчицей в управлении, считает себя горожанкой и с презрением относится ко всему деревенскому, в том числе и к Чудику. Герой — добрый, искренний, простодушный человек — не понимает, за что сноха так враждебно к нему относится. Желая ее порадовать, он разрисовал коляску маленького племянника. За это Чудик был изгнан из дома брата. Автор пишет: «Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить?» Так, при помощи реплики, детали автор передает характер героя. Возвращение Чудика домой писатель рисует как настоящее счастье. Он снимает ботинки и бежит по мокрой от дождя траве. Родная природа помогает герою успокоиться после посещения города и своих «городских» родственников.

Шукшин уверен, что такие, казалось бы, никчемные люди придают радость и смысл жизни. Писатель называет своих чудиков талантливыми и красивыми душой. Их жизнь чище, душевнее и значимее, чем жизни тех, кто смеется над ними. Вспоминая своих родственников, Чудик искренне недоумевает, почему они стали такими злыми. Герои Шукшина живут душой и сердцем, их поступки и побуждения далеки от логики. В финале рассказа автор еще раз удивляет читателей. Оказывается, Чудик «обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал стать шпионом».

Рассказ «Сельские жители» повествует о жизни людей сибирского села. Семья получает письмо от сына, который зовет их в Москву в гости. Для бабки Маланьи, внука Шурки и их соседа Лизунова поехать в Москву — это почти как слетать на Марс. Герои долго и обстоятельно обсуждают, как ехать, что с собой брать. В диалогах раскрываются их характеры, трогательная простодушность. Почти во всех рассказах Шукшин оставляет открытый финал. Читателям самим предстоит додумать, что же дальше произошло с героями, сделать выводы.

Писателя интересовали прежде всего характеры героев. Он хотел показать, что в обычной жизни, когда, кажется, не происходит ничего примечательного, есть великий смысл, подвиг самой жизни. В рассказе «Гринька Малюгин» рассказывается, как молодой шофер Гринька совершает подвиг. Он уводит горящий грузовик в реку, чтобы не взорвались бочки с бензином. Раненый парень попадает в больницу. Когда к нему приходит корреспондентка, чтобы расспросить о случившемся, Гринька смущается громких слов о подвиге, долге, спасении людей. Рассказ писателя — о самом высоком, святом в душе человека. Позже по этому рассказу Шукшина был снят фильм «Живет такой парень».

Отличительная черта творческой индивидуальности Шукшина состоит в богатстве живой, яркой, разговорной речи с ее разнообразными оттенками. Его герои часто яростные спорщики, в свою речь любят вставить пословицы и поговорки, «ученые» выражения, жаргонные словечки, а иногда могут и выругаться. В текстах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, что придает произведениям эмоциональность.

Шукшин показывает своих героев в состоянии душевного дискомфорта, в кризисные моменты, когда характер раскрывается особенно ярко. Поэтому рассказы писателя остродраматичны, хотя на первый взгляд непритязательны.

Ситуации, нарисованные автором, обыденны, часто комичны. Нередко это бытовые и семейные истории, но за узнаваемыми сюжетами скрываются неразрешимые конфликты.

В 1969 году идет работа над фильмом «Странные люди». В его основу легли три шукшинских рассказа: «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы». Путь этого фильма к экрану оказался довольно сложным. Шукшин сдавал его восемь месяцев. В процессе съемок и сдачи его он успел сняться в нескольких картинах: у Герасимова в фильме «У озера», у Шатрова в «Мужском разговоре», у Озерова в «Освобождении» и советско-венгерском фильме «Держись за облака», слетав в ноябре 1969 года на съемки в Будапешт. А в начале следующего года фильм «Странные люди» был принят и вскоре выпущен на экран. В ноябре Шукшина пригласили на премьеру «Странных людей» в Париж.

В 1971 году начинает работать над фильмом «Печки-лавочки». В своей заявке Шукшин излагает содержание сценария этого фильма так: «Это опять тема деревни, с «вызовом», так сказать, в город. Иван Расторгуев, алтайский тракторист, собрался поехать отдохнуть к Черному морю. История этой поездки и есть сюжет фильма».

Над очередной своей картиной «Калина красная» начал работать весной 1973 года в Вологодской области. В этой картине он опять выступил в трех качествах: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.

Василий Макарович Шукшин — советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР. В своём творчестве он рассмотрел проблему русской деревни изнутри, глазами ее коренного жителя, высказал озабоченность оттоком молодежи из села. Писатель досконально знал проблемы жителей села и сумел озвучить их на всю страну. Он создал галерею русских типов, внес новые черты в понятие русского национального характера.

Источник



Деревенская проза Шукшина кратко сочинение

Жанр деревенской прозы имеет большое отличие, от уже имеющихся жанров в русской литературе.

К примеру, в зарубежной литературе такой тип жанра практически отсутствует. Огромное количество произведений этого жанра есть в русской литературе, ведь этот жанр стал популярным и более читаемым. Так как читателям интересны вопросы, описываемые в романах такого жанра. Это описание природы, взаимопонимание людей и многочисленные проблемы, волнующие в наши дни. Многие авторы старались писать в жанре деревенской прозы. К примеру, такие великие литераторы как Распутин, Астафьев и Шукшин. Можно отметить, что его неординарное творчество увлекает, и в 21 веке, так как многочисленное количество, как подростков, так и взрослых, не только в России, но и за границей предпочитают к чтению его творчество. Ведь это является большой редкостью, находка такого великого и известного поэта, искренне любившего свою родину, свой край и свой поселок.

Сам Василий Шукшин родился в 1929 году, в небольшом селе Сростки Алтайского края. И в своем творчестве он описывает весь пейзаж своего любимого и родного края. Ведь Шукшин по-настоящему умел уважать человеческий труд, ценить родную деревню, таким образом, стал понимать суровую прозу деревенской жизни. Произведения Шукшина задевают за душу. Ему становилось до глубины души больно, когда его творчество не понимали читатели. Он старался донести до них всю правду человеческой жизни.

Первые строки из его творческой жизнь, начались с описания его любимой деревенской жизни, которая и дала в дальнейшем толчок к развитию его творчества. Шукшин, будучи уже известным писателем не мог, сидеть без работы, он принимался за любую работу: был грузчиком, разнорабочим, строителем и многие другие профессии им были освоены.

Василия Шукшина многие считали комическим писателем, но с каждым годом убеждались в обратном утверждении. Происходившие перемены в 20 веке составили сильную творческую сторону Шукшина.

Подводя итоги, можно однозначно сказать, что Василий Маркович Шукшин всегда старался учить добру. Он с этими убеждениями жил, и в своем творчестве старался передать все свои добрые внутренние чувства.

Деревенская проза Шукшина

Несколько интересных сочинений

В лирическом цикле поэта, состоящим из нескольких стихотворений, прослеживается тематика страшного мира, имеющая несколько различных трактовок, наиболее распространенной из которых – изобличение буржуазной действительности.

Всі ми звикли до того, що останнім часом людина вважає себе господарем природи, а чи дійсно воно є так? На прикінці двох останніх сторіч ми вже знаємо роль людини всесвіті

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» лучшим другом центрального персонажа был Владимир Ленский. Эти дружеские отношения зародились неспроста.

Мой самый любимый человек – мама. Она у меня строгая и красивая. В молодости у мамы была коса до пояса, но потом она её обрезала и сделала короткую стрижку. Мама носит очки, и я и мои братья тоже носим очки.

Каждый человек на планете уникален. Чтобы чувствовать себя счастливей, нуждается в достижении целей и желаний. Хочет, чтобы люди его уважали за определённые качества, склад ума, достижения высот в профессии, в семье

Источник