«Облако в штанах» (В. Маяковский)
Поводом к созданию поэмы послужило знакомство Владимира Владимировича с Марией Денисовой и неразделённая любовь к ней.
Сам Маяковский характеризовал поэму как «четыре крика из четырёх частей»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Проблематика:
- отрицание господствующего строя и всего, что с ним связано (искусство, отношения, образ жизни и пр.);
- противостояние с Богом;
- поэт и толпа.
Смысл названия: изначально Маяковский планировал назвать эту поэму «Тринадцатый апостол». Но цензура запретила такое название как оскорбляющее религиозные чувства. И поэт иронично назвал свою поэму «Облако в штанах», используя цитату из текста: «хотите — / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» (подразумевая, что именно этого от него и хочет цензура).
Литературное направление: модернизм (футуризм).
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: особенности «Облака в штанах» как поэмы связаны в первую очередь с композицией. В поэме есть вступление и четыре части, в каждой из которых Маяковский освещает одну из проблем отрицания — «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Время и место действия: место действия указано только в первой части — это город Одесса. Время действия — современность Маяковского.
Действующие лица
- Я (Владимир Маяковский).
- Мария — любимая Маяковского.
- Давид Бурлюк — поэт.
- Игорь Северянин — «серенький» поэт (то есть поэт, чья эстетика Маяковскому не близка).
- Бисмарк, Галифе, Ротшильд, Мамай и прочие эпизодические образы.
- Бог.
Краткое содержание
Вступление
Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».
Долой вашу любовь!
Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию. Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут. Он не может не кричать во весь голос.
Долой ваш строй!
Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет. Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой. Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы. А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.
Долой ваше искусство!
Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист). В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине). Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?
В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).
Долой вашу религию!
В этой части лирический герой снова говорит о девушке Марии. Он просит её любви, ведь жить так страшно: люди видятся ему отвратительными уродами, как уже съеденная еда, и ему не хочется для таких людей писать. Он повторяет имя Марии, зовёт её, но ответа нет. И тогда он обращается к Богу и предлагает превратить райские сады в публичный дом, уничтожить всё прекрасное — лишь бы избавиться от тех страданий, которые приносит любовь. Лирический герой упрекает Бога, он достаёт нож из сапога, чтобы убить Бога, угрожает ангелам, требует от мира признания своего величия.
Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Перечислите все части, из которых состоит поэма «Облако в штанах».
Ответ. Вступление, «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!».
Охарактеризуйте художественные приёмы, использованные в приведённом фрагменте стихотворения: «тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»?
Ответ. В приведённом фрагменте используется метафора, выступающая как скрытое сравнение. Воображение автор сравнивает с рыбой (воблой). Эта рыба, в соответствии с метафорой Маяковского, живёт в сердце, по всей видимости — на самом его дне (тина оседает на дно водоёма). Воображение «тихо барахтается», и поэт должен уловить эти слабые движения, чтобы выразить их в своём творчестве.
Источник
«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни, и в этом стихотворении он призывает читателей это исправить.
Как таковой образ лирического героя можно описать следующими словами: эгоистичный бунтарь, который готов идти против устоявшейся системы и добиваться ее изменения, а лучше полного уничтожения и построения новой. Он не боится новшеств, его разум открыт для всего неизвестного, он широко мыслит. Сравнивая грязные, серые, водосточные трубы с чудеснейшей флейтой, он дает понять читателю, что даже в обычных вещах, нас окружающих, есть красота.
Владимир Маяковский начинает свое поэтическое произведение со слова «Я», демонстрируя, что герой себя превозносит над окружающими. Он находится выше, но не по социальному статусу, а по осмысленности и разуму. Жить в порочном кругу он отказывается. «Карта будня» — символ рассчитанной и размеренной жизни. На карте, как и в жизни во времена Маяковского, все вымерено до миллиметров, шаблонная жизнь изо дня в день. Сейчас у нас тоже не многое изменилось, но людей, стремящихся не жить однообразно, в наше время больше.
В этом стихотворении Маяковского чувствуется задор, он вызывает читателя на «поединок» с миром, точнее с серьезной реальностью. «Сыграть ноктюрн» на жестяных трубах сможет далеко не каждый, потому что надо быть действительно смелым, чтобы отважиться на такую авантюру. Но наш герой способен на все, его воодушевляют «зовы новых губ», он чувствует приближение интересных знакомств, появление в его жизни людей, которые тоже хотят изменений.
А с другой стороны, стихотворение можно рассмотреть, как обращение «внутреннего ребенка» каждого человека к его «внешнему взрослому». Ребенок пытается втянуть взрослого в детскую игру «Слабо, не слабо». Ведь, по истине, в основном, только дети могут увидеть такое великолепие и буйство красок в серой обычной жизни, а взрослые будут проходить мимо водосточных труб и даже не задумываться о том, на что они похожи. В нашем авторе тоже живет такой игривый и озорной ребенок, который за несколько секунд может раскрасить жизнь в любой цвет. «Скулы океана», о которых написано в стихотворении, по-моему, символизируют не только обычные волны, а целый необъятный мир. Океан – это бурная вода, которая никогда не находится в одном состоянии, и которая не имеет горизонта, как и человеческий разум. Главное – выйти за грани своего серого, обыденного мира, и все сразу изменится!
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением А вы могли бы?.
История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.
Тема стихотворения – красота человеческих будней.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которые вызывают у него обыденные вещи. На строфы произведение не делится.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».
Эпитеты – «жестяная рыба», «новые губы».
Образы-предметы и образы-действия
Средства, к которым прибегает Маяковский, можно условно охарактеризовать как образы-предметы и образы-действия. Можно даже сказать по-другому – не он прибегает к ним, а они сами льются из него горьким сиропом. Образы-предметы символизируют составляющие материального мира и обстоятельства, а образы-действия – манипуляции, которые осуществляет по отношению к ним Маяковский. Анализ «А вы могли бы?» (одного из самых известных творений) позволяет предположить, что если эпитет – это добавление к слову, насыщающее его, придающее вес и новый смысл, то действия, которые автор совершает, являются эпитетами к объектам, над которыми оно производится.
История создания
В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста. «А вы могли бы?» был написан в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.
Жанр, направление и размер
Уникальность стихотворения заключается в том, что при небольшом размере оно имеет насыщенную концептуальную и глубокомысленную составляющую. Направление «А вы могли бы?»- русский футуризм, ведущие особенности которого,- вызов буржуазному миру, приоритетность духовного развития и протест против косного мышления.
Стихотворным орудием в данном случае выступает перекрестная рифмовка, определяющая характер звучания, и четырехстопный ямб, придающий напевность произведению.
В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема красоты окружающего мира. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.
Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стиха лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строчках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».
Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том, что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.
На раскрашивании мужчина не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее, герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.
В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.
Темы и настроение
Основная тема, поднятая в стихотворении Маяковского «А вы могли бы», — консервативное, унылое и неразвивающееся общество. Она особенно сильно затрагивала поэта в период раннего творчества, потому она и отразилась в мыслях, словах и поступках его лирических героев. Нежелание выйти из поглощающей рутины, которая вызывает исключительно отупение разума, является ведущей мыслью в данном произведении, проблемой, с которой надо бороться.
Несложно понять, что лирический герой очень одинок. В образных фразах и ярких символах отражается его истинное душевные переживания. Он единственный, кто раздвигает границы и нарушает общепринятые стандарты, ищет принципиально новое, в прозаическом находит возвышенное. В праздной действительности ему непосильно найти человека, чье мнение и взгляды будут во многом походить на него. Конечно, помимо метафоричных «зовов новых губ», которые слышно где-то вдали. Таким образом, настроение создается печальное.
Средства выразительности
Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.
Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы». Сравнений в тексте нет.
Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придает аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ». Маяковский любит поиграть интонацией, но анализированные стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.
«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров. Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна», нашел для себя ответы на интересующие его вопросы. Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя — одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.
Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой
его ранней лирики похож на подростка. Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком. К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.
Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?»
, об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов. Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре. Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…
О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность. Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана»
, а
«на чешуе жестяной рыбы»
можно прочесть
«зовы новых губ»
. Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.
Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя. Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…»
, то есть изменил окружающую действительность. Слово
«будни»
имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа –
«будня»
— подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня. Наступит другой
«будень»
— и появится совершенно новая картина мира.
Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих. Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.
Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет. Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ»
, а в верхнем слое жира на блюде студня
«косые скулы океана»
. Такое видение мира частично можно объяснить близостью к
футуризму
, который искал новые способы и формы самовыражения. Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».
С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже. А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.
- «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
- «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
- «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского
- «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского
- «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского
- «Ночь», анализ стихотворения Маяковского
- «Нате!», анализ стихотворения Маяковского
- «Вам!», анализ стихотворения Маяковского
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ
- «О дряни», анализ стихотворения Маяковского
- «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского
- «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского
- «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского
- «Люблю», анализ поэмы Маяковского
- «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского
По произведению: «А вы могли бы»
По писателю: Маяковский Владимир Владимирович
«Облако в штанах»
«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации. В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны. Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.
Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания. Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству. Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.
Стихотворение «Нате!» одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского. Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт. Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях. Лирический герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость. Сила воли лирического героя сочетается с уязвимостью его сердца.
Больше, чем натюрморт
Сочность, выразительность текста рождает ассоциацию с натюрмортом. Вместе с тем в стихотворении «А вы могли бы?» (Маяковский) анализ качественного состава предложений говорит о том, что это не просто натюрморт. Хотя нужно отдать должное Маяковскому как художнику слова. Практически все слова в тексте представлены глаголами и существительными (либо местоимениями). А те немногие прилагательные, которые встречаются («косые», «жестяной», «новых», «водосточных»), имеют очень конкретное физическое, неэмоциональное значение. Удаленные из контекста, они едва ли ощутимо поменяют экспрессию стихотворения. Глаголы «показал», «прочел», «сыграть», «могли бы» также изначально бесцветны. Из самых обычных слов Маяковский плетет нечто совершенно новое и увлекающее за собой. Каждое слово здесь сказано по существу.
«Послушайте!»
В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями. « Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат. Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова. Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика. Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.
Источник
Урок литературы в 11-м классе по теме "«Во весь голос». Тема поэта и поэзии"
Цель: показать пути решения поэтом темы поэта и поэзии; показать лирическое «Я» Маяковского.
- художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
- умение сопоставить произведения разных поэтов, работать со словом;
- умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
- овладение историко-литературными знаниями.
Оборудование урока: плакаты из «Окон РОСТА», тексты «Во весь голос» Маяковского, Стихи С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу», «Русь советская».
На доске написаны слова:
«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия…
Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком».М. Цветаева
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Работа с цитатой.
– Как вы понимаете слова М. Цветаевой, сказанные о Маяковском?
Ученики находят оценочные характеристики М. Цветаевой. Выделяются ключевые слова. Отмечается внутренняя связь Маяковского и Цветаевой.
III. Сообщение заранее подготовленного ученика о выставке, посвященной 20-летию творчества В. Маяковского.
Слово учителя. При жизни Маяковского вышло 100 книг. Маяковского упрекали в том, что он пишет не поэзия. «Во весь голос» – это ответ. Надежда, если современники не поняли, потомки поймут. «Во весь голос» – вступление к ненаписанной поэме о пятилетке.
Разъяснение непонятных выражений
ярый враг воды сырой – при вспышке холеры Маяковский, работая в «Окнах РОСТА», агитировал не пить сырой воды
очки-велосипед – круглые очки без душек
ассенизатор – тот, кто удаляет и обезвреживает нечистоты
водовоз – в значении, что вода – это то, что жизненно необходимо человеку
«засадила садик мило» – строчка из популярной в те годы песни «Сама садик я садила, сама буду поливать»
«кудреватые митрейки, мудреватые кудрейки» – молодые в те годы поэты Митрейкин и Кудрейкин, принадлежащие группе литераторов, которых Маяковский неоднократно критиковал за эстетство.
«тара-тина, тара-тина» – строка из стихотворения «Цыганский вальс на гитаре»
агитпроп – отдел массовой агитации, пропаганды и партпросвещения, существовавший до 1930 года при местных комитетах партии
ЦКК – центральная контрольная комиссия, партийный орган, избиравшийся съездом ВКП (б)
провитязь – неологизм Маяковского, образованный от слов «провидец» и «витязь»
водопровод, сработанный рабами Рима – имеется в виду водопроводная система Рима – акведуки – является архитектурным памятником античности из Леты выплывут – Лета – в древнегреческой мифологии река забвения (утрата памяти) в подземном царстве
Заранее подготовленные ученики читают наизусть поэму «Во весь голос»
(Перед чтением обратить внимание на интонацию)
Беседа с классом:
1. О чем это произведение?
(– О времени, об эпохе. О времени «бряцания боев», «когда под пулями у нас буржуи бегали», «года труда и дни недоеданий»
– Об эстетических взглядах Маяковского
– О поэте и поэзии, об авторе.)
2. Кто является лирическим героем стихотворения? (Образ автора во многом тождественен лирическому герою. Это одна из граней самого Маяковского.)
3. В какой форме написано произведение? (Разговор с предполагаемым собеседником.)
4. В каких стихотворениях поэта мы уже встречались с подобной формой? («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку».)
5. К кому обращается Маяковский в данном произведении? Приведите примеры.
«Уважаемые товарищи потомки!»
«Слушайте, товарищи потомки!»
«Потомки, словарей проверьте поплавки».
«Я человек решительный, я хочу поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется «Во весь голос».
В.В. Маяковский. Выступление в Доме комсомола
Красной Пресни. 1930)
6. Как вы думаете, почему поэму с грандиозным замыслом, обращенную к грядущим поколениям, поэт начинает с грубовато-фамильярных, а то и просто грубых выражений? Против каких явлений в поэзии он выступает?
(Автору важно предостеречь потомков от высокомерно-пренебрежительного подхода к социальной поэзии, который усвоили его современники («певец воды кипяченой и ярый враг воды сырой»). Маяковский усугубляет резкость оценок своего творчества, вводя грубые самохарактеристики. Он как бы говорит: «Да, я был певцом воды кипяченой, так как во время голода и эпидемий это занятие приобретает великий смысл на пути к счастливому будущему». Вспомните работу в «Окнах РОСТА». Время давало Маяковскому социальный заказ, и поэт не чурался никакой работы, если считал, что она поможет строительству социализма.
В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Маяковский отстаивает свою дерзкую, независимую и даже вызывающую поэзию.
Автор использует будничную разговорную речь. Это не стилизация «под простонародность», таким образом поэт разрушает штампы и стереотипы. В борьбе с пороками Маяковский не боялся прибегнуть к антиэстетическим чувствам. Неэстетический образ поэта-ассенизатора укладывается в эстетическую систему Маяковского. Поэт смело вводит в поэзию слова и выражения вульгарного стиля.
Уже с первых лет революции поэт заявлял, что поэт революции должен быть «активным борцом», не гнушаться никакой черной работы, если эта работа полезна. «Поэт тот, кто полезен».
Еще в предреволюционные годы Маяковский заявил со всей определенностью: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства».
В статье 1926 года «Как делать стихи» Маяковский писал: «Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину».)
7. Как утверждает себя Маяковский? Какой прием использует Маяковский, называя бесполезную поэзию «бабой капризной», а свою – «фронтом»? (Маковский утверждает себя от противного, используя антитезу.)
Ученикам предлагается по тексту найти антитезу.
(Возникает антитеза: садик-фронт. Возникает параллель: «поэзия – боец» Стихи Маяковского не «ласкающие ушко», а сражающиеся. Маяковский и в раннем творчестве сравнивал поэзию с оружием. Поэма «Облако в штанах»: «Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе»
Стихотворение «Домой» – «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»
Стихотворение «Господин народный артист» «И песня, и стих – это бомба и знамя»
8. С какой интонацией говорит о поэзии Кудрейкиных-Митрейкиных? (Вспомнить, что такое «ирония».)
9. Какие изобразительные средства использует автор поэмы «Во весь голос» в центральной части произведения, когда говорит о своих стихах?
(Центральная часть поэмы – парад строк. Стихи – солдаты. Автор использует метафоры и развернутые метафоры. Стать воином потребовала эпоха. Фразеологизм «революцией мобилизованный и призванный» создает образ поэта-солдата революции. Это повлекло за собой целю цепь ассоциаций:
Стих для Маяковского обретает силу лишь тогда, когда он становится «оружием класса, оружие революции»)
11. В критике особенно много споров вызывали строки Маяковского:
«И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас –
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне»
Некоторые считали, что Маяковский все годы, прожитые им при советской власти, фальшивил, ломал себя, «убивал в себе поэта». Как думаете вы?
Да и сам поэт говорил: «Мне наплевать на то, что я поэт. Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услужение, заметьте – в услужение, сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее – советскому правительству и партии»
(Не надо слово «смирял» понимать, что он делал не то, во что верил, что думал, что чувствовал. Нет, роль «агитатора-горлана-главаря» была избрана им абсолютно добровольно и отвечала убеждениям Маяковского. Ранее он писал:
Да, были другие чувства и мысли. Было желание писать о другом:
«Я в долгу перед Бродвейской
Лампионией,
Перед вами,
Багдадские небеса,
Перед Красной Армией,
Перед вишнями Японии –
Перед всем, про что не успел написать», но когда «голосует сердце», поэт пишет по «мандату долга»)
IV. Групповая работа
Сопоставительный анализ вступления к поэме «Во весь голос» и стихотворения С.Есенина «Русь советская». Каковы нравственные ценности Маяковского и Есенина?
Общее: оба демократизировали образ автора-лирика, ввели в реальные отношения с миром факты собственной биографии, их поэзия дышит воздухом эпохи.
Разное:
«Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев»
Общее:
V. Беседа с классом
1. Как вы понимаете слова «Я к вам приду в коммунистическое далеко»?
(В поэме есть тема «бессмертной славы» «как живой с живыми говоря»
«Явившись в Це Ка Ка
Идущих светлых лет,
Над бандой поэтических рвачей и выжиг,
Я подыму, как
Большевистский партбилет,
Все сто томов
Моих
Партийных
Книжек».
Но есть и другая возможность.
С предельной искренностью звучит мотив бескорыстного творческого служения поэта, рыцарски преданного революции.
«Умри, мой стих, умри как рядовой»
«В курганах книг, похоронивших стих»
Маяковский уверен, что он придет в будущее не стихом, а трудом стиха.
Он трудился, боролся, воевал (отсюда метафоры поэзии-оружия»), чтобы был «построенный в боях социализм.)
VI. Групповая работа
Сопоставительный анализ поэмы «Во весь голос и стихотворения С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу». В чем разница в позициях лирических героев Есенина и Маяковского?
Общее: подведение итогов, осмысление прожитого.
Разное:
«И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил».«Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле».
1.Почему поэма оптимистична?
(« Это – оптимизм не «постоянной ясности», но выстраданной веры в будущее. И нет нужды искусственно облегчать звучание «Во весь голос».
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток….»
Мы слышим в этих словах не однолинейно бодрую интонацию. Это не просто «братание с жизнью». Поэт подводит итоги сделанному за два грозовых десятилетия…
И насколько же больше в этих словах, одновременно грустных, тяжелых и победных, в этом по-маяковски грубоватом и крепком «протопаем», – насколько больше во всем этом силы и мужества, чем в безумно-веселых выкриках».
VII. Заключительное слово учителя
Несмотря на то, что Маяковский (вместе с футуристами) ратовал за новое искусство, если рассмотреть его поэзию по существу, то легко установить ее связь с русской культурой. Гуманистический пафос поэзии Маяковского сближает ее с русской классикой – это гражданственность его поэзии, живой отклик на современные события.
Ф. Искандер сказал о В.Маяковском: «Он мечтал, чтобы люди, потрясенные красотой мифа, начали жить в согласии с ним, и тогда окажется, что никакого мифа не было, все окажется правдой. Поразительная поэтическая честность, с которой он служил идеологии…Он был более предан идеологии, чем сами творцы ее. Поистине трагическая преданность…»
Источник
Стихотворение и анализ «Письмо Татьяне Яковлевой»
Данное произведение является результатом любовных и весьма драматичных переживаний автора. По сути, перед нами монолог романтического героя, адресованный горячо любимой женщине. В начале произведения смешаны чувственные переживания и патриотические переживания поэта. Автор пишет: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне…», «… красный цвет республик должен пламенеть». Для лирического героя важно любовное счастье, но лишь преломлённое сквозь призму счастья других людей. Говоря о чувстве ревности, герой поднимает его на гораздо более высокую ступень восприятия: «Я не сам, а я ревную за Советскую Россию».
В основу произведения автор, тщательно смешав, заложил два плана восприятия чувств – общественный и личный. Когда герою напоминают о его «парижской любви», это вызывает в нём довольно сильное презрение к французским «самочкам». Герой считает, что его презрение является весомым аргументом, чтобы та женщина, к которой он обращается в письме (Татьяна Яковлева), наконец вернулась в столицу. Герой помнит всё, что происходило в Париже: предательский «ужин с нефтяниками» он воспринимает не иначе, как предательство Москвы, которая в тот период голодала. Одна лишь Татьяна Яковлева, которая не боится идти ни в снег, ни в эпидемию тифа, достойна находиться с лирическим героем «бровью к брови». Ведь оба они «ростом вровень».
Стихотворное «полотно» наполнено предельной откровенностью героя. Всё это придаёт посланию колорит интимности. В произведении происходит постоянный перевод сугубо личных чувств героя в область общественной значимости. В связи с этим, достигнув высшего эмоционального накала, уже завершая письмо, герой восклицает: «Иди сюда … на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук».
История создания
Находясь в Париже в 1928 г., Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой, работавшей художником-дизайнером. Между ними мгновенно завязался страстный роман. Под впечатлением новых чувств поэт написал и посвятил Татьяне два стихотворения. Этот его поступок был воспринят крайне негативно Лилей Брик, по праву считавшей себя «вечной» любовью Маяковского. Ведь именно Брик до появления Яковлевой поэт посвящал своё творчество.
Впервые произведение было издано лишь в 1956 г. в Америке. Публикация случилась на страницах журнала, в то время недоступного для советских читателей. Но, как известно, после возвращения из Парижа, Маяковский часто читал его в компаниях друзей. Поэт вернулся на Родину, так как не решился поменять любовь к отчизне на страсть к женщине.
Татьяна Яковлева не имела возможности последовать в Россию за поэтом, так как сильно опасалась негативной реакции советской власти на её высокое социальное происхождение. К тому же, в Европе женщина вела беззаботную и обеспеченную жизнь, считалась именитым дизайнером. Поэтому она не желала возвращаться в нищую Россию, чтобы жить в окружении убогого быта и пролетарского пафоса.
Маяковский, испытывая сильные чувства к Яковлевой, настойчиво звал её к себе в Россию, имея намерение жениться. Но богатая эмигрантка возвращаться категорически не желала: она надеялась, что любимый мужчина переедет жить к ней во Францию. Маяковский неоднократно пытался оформить визу, но получал категорические отказы. Поэт очень страдал из-за вынужденной разлуки, так как был душевно и физически привязан к Яковлевой. Исследователи жизни и творчества Маяковского полагают, что столь сильные любовные переживания стали тем самым фатальным ударом, повлиявшем на решение поэта о самоубийстве в апреле 1930 г.
Жанр, направление, размер
Произведение представляет собой жанр послания: оно имеет конкретный адресат, указанный в заглавии. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Именно ямб придаёт произведению ритмичность и напряжённую отрывистость. Рифмовка перекрёстная. Стихотворная форма – любимая поэтом «лесенка», помогающая выделить и закрепить важное автору интонационное и ритмическое членение строк.
Композиция
С точки зрения семантического наполнения произведение можно разделить на три части:
- Обращение к любимой женщине, которой адресовано письмо, описание её образа.
- Повествование об отчизне.
- Обещание лирического героя завоевать любимую женщину.
Деление на строфы в произведении отсутствует. Можно утверждать, что с точки зрения формальной организации поэтического «полотна», очевидны черты футуризма. Если судить о стихотворении внешне, то легко заметить: оно представляет собой «лестницу», сооружённую из слов.
Образы и символы
В произведении тесно переплетены личные чувства с общегражданскими переживаниями. Выражению этого глубинного переплетения подчинена вся образная палитра стиха:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. В письме горячо любимой женщине он высказывает свои переживания. Но, будучи человеком чёткой гражданской позиции, всё свои душевные эмоции он пропускает сквозь призму общественной значимости. Герой является человеком принципиальным, умеющим любить и сопереживать, убеждённым патриотом. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, если оно не делает счастливыми граждан его страны;
- образ Татьяны Яковлевой – с первых строк произведения перед читателями возникает чёткий образ адресата письма. Лирический герой сравнивает свою избранницу с иными француженками и делает вывод: «Ты одна мне ростом вровень». Он молит любимую женщину перебраться к нему в Россию, но при этом понимает: зная о происходящем в Стране Советов, она никогда не переедет. Поэтому герой, ничего не скрывая, подробно описывает советскую страну. Внутри этих описаний, ещё чётче проступает портрет Яковлевой. Герой осведомлён о том, что ей пришлось пережить во время вынужденной иммиграции: «Не тебе в снега и тиф шедши этими ногами…». Татьяна Яковлева становится для лирического героя символом недостижимой мечты и вечной любви;
- образ Родины – данный образ имеет двоякое воплощение в произведении. С одной стороны – у граждан чахотка и «на плечах закаты». С другой стороны – «мы теперь к таким нежны». Лирический герой повествует, в резко отрицательном ключе, лишь о прошлом своей многострадальной Родины, а настоящее он описывает исключительно в положительном свете. Именно поэтому герой победный красный цвет сравнивает со страстью к женщине;
- образ Парижа – данный образ воплощает в себе сплошь негативные черты. Париж символизирует для лирического героя капиталистическое общество в чистом виде. Герой с огромным пренебрежением повествует об «ужинах с нефтяниками», «разукрашенных самках», продажной любви француженок.
Темы и настроение
В произведении поднимаются несколько важных для Маяковского тем:
- Тема любви к женщине и Родине – в стихотворении эти темы переплетены довольно тесно. Лирический герой буквально разрывается между страстным чувством к Татьяне Яковлевой и преданностью родной отчизне. Мы видим, что любовь к Родине оказывается сильнее.
- Тема патриотизма – искренняя любовь к Родине и чувство осознанного патриотизма нашли своё яркое отражение в жизнеутверждающем финале стихотворения.
- Тема последствий Гражданской войны – любимая женщина поэта не готова вернуться на Родину из сытого и благополучного Парижа, так как она прошла через многое, прежде чем смогла эмигрировать. Татьяна Яковлева «полной ложкой» хлебнула тяготы и волнения жизни в период Гражданской войны и революции. Ей не понаслышке знакомы такие беды, как чахотка, тиф, голод и холод тех лет.
Произведение отличается высокой степенью эмоциональности. Оно насквозь пропитано сильными любовными чувствами. Лирический герой заранее осведомлён, что его просьба к Татьяне вернуться в Россию обречена на провал, поэтому нисколько не скупится на употребление весьма резких фраз.
Основная идея
Основная мысль стихотворения заключена в неготовности поэта отдать любимую женщину, живущую в Париже, миру капитализма, цинично покупающего её красоту. Поэт мечтает вернуть свою обожаемую Татьяну не только в собственное «пользование», но и любимой Родине. Дело в том, что для Маяковского такие понятия, как «Родина» и «Я» абсолютно тождественны.
Средства выразительности
С целью полного раскрытия образа Татьяны Яковлевой, а также воспроизведения чувственных переживаний лирического героя, Маяковский использует следующие выразительные средства:
Источник