Уровни обработки и анализа информации

Как правильно анализировать информацию

В современном мире, где все меняется очень быстро, а найти информацию легче, чем когда-либо, не нужно учить наизусть энциклопедии, чтобы быть эффективным в работе. Теперь ценится не сама информация, а умение ее искать и обрабатывать. Мы собрали для вас несколько советов по обработке данных, которые помогут сэкономить время на поиск, отфильтровать фейк и сделать правильные выводы.

Работа с информацией включает в себя три основных этапа: поиск, обработку и представление результатов.

Поиск данных

В наше время существует огромное количество источников, из которых можно черпать информацию. Это интернет, базы данных, эксперты, различные исследования и прочее. Самое главное — не растекайтесь и не хватайтесь за каждое слово. Если перефразировать закон Парето, «20 % усилий дают 80 % результата». Этот закон, как никакой другой, применим к работе с данными. Заранее обдумайте, какая именно информация будет для вас ключевой, и сконцентрируйтесь на ее поиске.
Существует давний спор о том, как соотносятся качественные и количественные методы при поиске и анализе данных. Какие нужно применять в начале, а какие в конце? Чаще всего сначала лучше использовать качественные методы (этап построения гипотезы о возможных путях решения проблемы), затем количественные (этап ее подтверждения). Но такой подход не является аксиомой, поэтому всегда смотрите по ситуации.

Алгоритм поиска

Общая схема поиска информации довольно проста: начать с самых простых источников и постепенно перейти к более трудоемким:​

  • Перед тем как начать поиск, хорошо бы знать, что именно вы ищете. Так что постарайтесь найти аналогичные проекты и вникнуть в тему.
  • Изучите общую картину и сформулируйте вопросы. Пространство для поиска может быть слишком широким, поэтому установите границы.
  • Организуйте первую встречу с экспертом, чтобы определить направление работы.
  • Соберите подробную информацию в открытых источниках. Это самая важная и объемная часть работы.
  • Проведите вторую встречу с экспертом, проясните накопившиеся вопросы.​
  • Готово: вы получили релевантную картину проблемы.

​Работа с открытыми источниками

Самый доступный источник информации — это интернет. Но на просторах Сети нужно быть аккуратным и не доверять всему, что находите. Используя поисковики, старайтесь тщательно фильтровать информацию и учитесь писать лаконичные запросы, используя именно те ключевые слова, которые выведут вас на нужные ресурсы. Можно также использовать новостные сервисы.
В консалтинге часто используются собственные базы данных, например Press Search в BCG. Базы данных крупных университетов и международных организаций тоже могут быть полезны. Этот источник полезнее поисковиков, потому что там собрана только проверенная и авторитетная информация. Сайты с презентациями, например Slideshare или Scribd, тоже иногда помогают. Еще обратите внимание на отчеты компаний, разные статистические ресурсы, маркетинговые исследования (они позволят быстро погрузиться в отрасль) и исследования инвестиционных банков (там всегда указаны источники данных, а информация очень высокого качества).

Как получить информацию от эксперта

Здесь все чуть сложнее: все же работать придется с человеком, а не с машиной. Перед встречей обязательно проведите самостоятельный ликбез, чтобы чувствовать себя уверенно и как минимум не задавать глупых вопросов. Если кто-то из ваших коллег уже встречался с этим человеком, узнайте, какие вопросы они обсуждали. Эксперты терпеть не могут, когда у них по сто раз спрашивают об одних и тех же вещах.
Впрочем, убедиться в том, что ваш эксперт действительно разбирается в теме, тоже не помешает. Почитайте о нем, пробегитесь по его работам. У детектива Коломбо из одноименного сериала была фишка: самый важный вопрос он всегда оставлял напоследок. Консультанты тоже часто так делают. В самом конце, когда вы уже в дверях, а эксперт (клиент, коллега – кто угодно) расслабился и заказал такси, застаньте его врасплох неожиданным и важным вопросом. В таком состоянии он или автоматически ответит честно, или вы с легкостью поймете, что вам что-то недоговаривают. Впрочем, если сериальные маневры не для вас, завершите разговор открытым вопросом: «Есть ли что-то важное, о чем я не спросил?» Это вполне нормальная практика. Помните, что всегда лучше задавать открытые вопросы, чтобы эксперт говорил как можно больше и поделился с вами всей известной ему информацией.
Рассаживаясь на встрече, всегда оставляйте эксперту самое комфортное и почетное место, чтобы продемонстрировать уважение. Часто люди инстинктивно садятся друг напротив друга, но такое положение напоминает бой «стенка на стенку», и вы автоматически становитесь соперниками. Если формат встречи не один на один, член вашей команды может сесть на сторону клиента или эксперта, чтобы разрядить обстановку.
Будьте тактичны, действуйте в зависимости от ситуации. Всегда просите разрешения делать заметки. Диктофон лучше не использовать. Это может насторожить человека: он начнет говорить менее уверено, стараясь не сболтнуть лишнего. В любом случае держите контакт с собеседником и не слишком увлекайтесь записями, иначе он подумает, что общается со стенографистом. Со временем вы научитесь фиксировать всю информацию, используя минимум заметок. Заведите собственные ключевые слова, сокращения и другие приемы, которые позволят сделать записи лаконичнее.
Некоторые эксперты любят, объясняя что-то, рисовать схемы или писать тезисы. Попросите после интервью воспользоваться их записями. Во-первых, это действительно может пригодиться, во-вторых, это тоже своего рода знак уважения. Если эксперт отходит от темы, можно его тактично перебить. В конце кратко пробегитесь по пунктам, которые вы обсудили, чтобы собеседник в случае ошибки вас поправил. После встречи не забудьте написать эксперту благодарственное письмо, чтобы укрепить контакт. Кто знает, возможно, вам еще не раз понадобится его помощь.

Обработка данных

Теперь, когда вы собрали информацию, можно переходить к следующему этапу — обработке данных. Он состоит из двух частей: проверка качества и анализ. Сначала нужно оценить, насколько информация соответствует четырем критериям:

  • Полнота. Проверьте, есть ли у вас все необходимые данные.
  • Актуальность. Убедитесь, что вся найденная информация свежая.
  • Достоверность. Сопоставьте информацию из нескольких источников. Используйте только правильные данные. Если сомневаетесь, посоветуйтесь с экспертом.
  • Релевантность. Трезво оцените найденную информацию и посмотрите, нет ли в ней лишних данных.

Проверьте данные на здравый смысл – проведите так называемый Sanity Check. Это простой тест, который позволяет быстро оценить решение, вывод или предпосылку. Его смысл в том, чтобы сразу отследить очевидно ложный результат. Можно сравнить это с тем, как в консалтинге решают задачи на market-sizing. Быстрые расчеты на основе допущений часто дают довольно точные результаты, так что не стоит недооценивать этот метод обработки информации.
После того как вы проверили данные, нужно их обработать и провести анализ информации: разобраться во взаимосвязях и построить выводы. Начнем с банального: приступая к анализу, следует твердо обозначить, что, как и зачем вы будете анализировать. К работе с информацией всегда нужно подходить с готовыми гипотезами и четким представлением о том, что эта информация вам даст. Анализ заключается в проверке гипотез и их дальнейшем подтверждении или опровержении.
Остерегайтесь data paralysis («информационного паралича»), при котором недостаток информации или ее избыток могут дезориентировать команду. Во время работы обращайте внимание на ограничения и по количеству информации, и по времени, чтобы успеть сделать Sanity Check перед тем, как переходить к использованию результатов анализа. Для облегчения обработки информации существует три типа аналитических помощников: общие подходы, специфические фреймворки и графики.

Методы обработки информации

Общие подходы — это ранжирование (иначе приоритизация), матрицы, сценарный подход, инвестиционный анализ, сегментирование и риск-анализ. Первые три способа применяются практически при любом типе анализа, поэтому владеть ими обязательно. Оставшиеся три используются при решении специфичных задач. Например, сегментирование помогает разделить компании по категориям, а инвестиционный анализ применяется для сопоставления затрат с предполагаемым доходом.
К специфическим фреймворкам относятся, например, пять сил Портера, SWOT-анализ и анализ рентабельности задействованного капитала. Они помогают понять ключевую идею стратегических решений. К слову, молодые консультанты любят использовать SWOT-анализ абсолютно везде, но на самом деле этот метод хоть и полезен, но не так применим, как может показаться на первый взгляд.
С графиками все ясно. Это лучший инструмент для наглядного представления больших объемов данных
Возвращаясь к началу, помните, что анализ — не самоцель. Вам нужно проверить гипотезы, поэтому не начинайте анализировать данные, пока не поймете, к чему это должно привести. Так вы сэкономите кучу времени и сил.

Читайте также:  Основные задачи анализа производственных результатов деятельности предприятия и оценка динамики и выполнения п

Представление результата

Для того чтобы сделать качественную презентацию своего исследования, нужно овладеть лишь одним принципом — пирамидой Минто. Этот простой инструмент заключается в группировке идей в кластеры, поддерживающие и раскрывающие основной тезис. Начинаем с ключевой проблемы, переходим к поддерживающим аргументам, заканчиваем деталями. Как говорила сама Барбара Минто, первая женщина-консультант McKinsey, разработавшая этот принцип, «написать что-либо ясно и понятно — значит сделать два шага. Первый — определить цель, главную мысль, которую вы хотите донести до читателя, второй — изложить эту мысль в словах или письменно».

Лайфхаки

Используйте специальные техники чтения. Углубленное чтение и чтение-сканирование хоть раз в жизни практиковал каждый, здесь проблем быть не должно. Насчет скорочтения взгляды расходятся. Практика показывает, что без него можно обойтись, но для увеличения своего КПД попробуйте освоить и этот метод. Вам помогут специализированные приложения, основанные на технологиях spritz (слова выводятся на экран по одному за раз, чтобы сократить время на переход глазами по строчкам) и Blankist (программа дробит тексты на части, в каждой заключена основная мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут).
Для ускорения работы научитесь быстро печатать. Существует много программ для развития этого навыка: «Соло на клавиатуре» — для Windows, KeyKey — для Mac OS или онлайн-тренажер «Все10».
И последнее напутствие: всегда рассматривайте не меньше семи вариантов при выборе чего-либо, будь то холодильник или направление для строительства карьеры.

Другие лайфхаки по быстрому и качественному анализу информации вы сможете узнать на Школе Changellenge >>. На 21-дневном образовательном интенсиве вы разберетесь и в других этапах решения бизнес-задач: от постановки проблемы до защиты проекта перед клиентами.

21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!

Рекомендуем:

Получите карьерную поддержку

Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.

Подписаться на карьерную рассылку

Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.

Источник

Тема 15. Методика обработки информации и анализ ее результатов

Цель лекции:Научить студентов анализировать и уметь обобщать информацию.

Основные вопросы:

1. Анализ и обобщение информации.

2. Проблемы репрезентативности полученных данных.

3. Особенности социологического исследования экономических процессов.

Анализ информации представляет собой своеобразную вершину всей процедуры социологического исследования, ее результат, ради которого все собственно и проделывается. По мнению В.А.Ядова, анализ собранной информации – самый увлекательный этап исследования.

Само слово анализ имеет ряд значений, однако практически всегда он связан с расчленением исследующего объекта на отдельные объекты.

Анализ информации строится на основе теоретических и методических принципов, положений социологии, логических и математических, статистических методов и моделей, а также других научных положений.

Сущность процесса обработки первичной информации состоит в обобщении ее. Собранная в ходе полевого этапа первичная социологическая информация представляет собой массив «сырых» данных. Эта информация не структурирована, она недоступна обозрению и не поддается непосредственному изучению. Поэтому самым первым шагом, который предстоит сделать в направлении анализа, является ее упорядочивание, уплотнение и компактное описание. Этот процесс осуществляется с помощью статистической обработки.

Другой важной процедурой упорядочивания данных, предшествующей собственно анализу, выступает типологизация.

Одной из важных задач любого анализа данных является проверка гипотез, сформулированных в программе исследования. В гипотезе формулируется предположение о наличии связи между двумя или более переменными. и на проделанном этапе анализа следует заняться поиском таких связей. Чтобы проделать это. Необходимо в идеале найти ответ на 5 основных вопросов:

1. Существует ли в реальности обозначенная в гипотезе связь между независимой и зависимой переменными?

2. Каково направление этой связи?

3. Насколько сильна связь?

4. Является ли связь статистически значимой?

5. Является ли связь каузальной?

Сегодня все чаще прикладные социологические исследования становятся инструментом профессиональной деятельности маркетологов, финансистов, политологов, журналистов.

Репрезентативность – показательный – свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Достоверность и качество результатов статистической обработки зависят от того, насколько аккуратно и тщательно проделана работа по формированию базы данных.

Процесс непосредственного определения репрезентативности выборки складывается из этапов: сопоставление средних показателей распределений выборочной и генеральной совокупностей; сопоставление форм распределения этих показателей. Средний показатель распределения обычно берется как средняя арифметическая или средневзвешенная арифметическая этого распределения.

Маркетинговые исследования – система сбора, обработки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования проводятся с целью получения полной и достоверной информации, необходимой для определения объема и номенклатуры закупаемых товаров и организации, их адресной реализации конкретным группам потребителей. Из элементарного инструментария, который в настоящее время имеется в руках маркетолога, можно отметить: различные опросы потребителей, фокус-группы, индивидуальные глубинные интервью, холл-тесты, кабинетное исследование, мистери-шоппинг.

Современные организации все больше интересуются информацией о том, что люди хотят и почему они это хотят. Проводить маркетинговое исследование означает прислушиваться к мнению потребителя. Их еще называют исследованиями рынка. Фирмы, производящие массовую продукцию, хотят знать: Что из себя представляют их клиенты?

Без маркетинговых исследований современный рынок невозможен. Он играет ключевую роль в проектировании новых товаров и услуг, распространении и рекламировании их наилучшим образом – через адресное распространение. Этот принцип, названный сегментацией рынка, предполагает: если вам известен социальный потрет тех покупателей, кому ваш товар наиболее подходит, вы сможете точно ориентировать рекламу, выбрать нужные средства массовой информации и эффективнее продвигать свой товар.

Объектом маркетинговых исследований является изучение и анализ действия всех факторов, связанных со снижением риска и неопределенности в сфере маркетинга: это может быть географический рынок, конкретная система, фирмы-конкуренты, внутренняя среда предприятия.

Метод исследования – способ проведения маркетингового исследования. Поскольку стоимость исследования определяется выбранным методом анализа, то способ его проведения выбирается на стадии формулирования проблемы. При полевых исследованиях это: опрос, наблюдение, эксперимент, панель, экспертная оценка. При кабинетных – анализ документов, прежде всего экономико-статистических.

Источник

Модель уровневой обработки

Похоже, что на ранних этапах научного развития успех достигается больше благодаря реакции и контрреакции, чем благодаря открытию великих и непреложных истин. Модель «уровня обработки» (УО), предложенная Крэйком и Локхартом была реакцией на представление о строении памяти в виде «ящиков в голове». Эти авторы придерживались мнения, что все имеющиеся данные удобнее описывать, если концепция памяти будет построена на основе понятия «уровней обработки». Общая идея здесь состоит в том, что входные стимулы подвергаются ряду аналитических процедур, начиная с поверхностного сенсорного анализа и далее — к более глубокому, более сложному, абстрактному и семантическому анализу. Обрабатывается ли стимул поверхностно или глубоко — это зависит от природы стимула и от времени, отпущенного на его обработку. У элемента, обработанного на глубоком уровне, меньше шансов быть забытым, чем у того, что обрабатывался на поверхностном уровне. На самом раннем уровне входные стимулы подвергаются сенсорному и подетальному анализу. На более глубоком уровне элемент может быть опознан посредством механизмов распознавания паттернов и выделения значения; а на еще более глубоком уровне этот элемент может вызывать у субъекта долговременные ассоциации. С углублением обработки увеличивается доля семантического или когнитивного анализа. Возьмем, например, распознавание слов: на предварительных стадиях зрительный паттерн анализируется по его чисто физическим или сенсорным деталям, таким как линии и углы. На более поздних стадиях эти стимулы сопоставляются с хранимой информацией,— например, когда одна из букв соответствует паттерну, идентифицированному как «А». На самом высоком уровне опознаваемый паттерн может «вызывать ассоциации, образы или сюжеты в зависимости от прошлого опыта употребления данного слова».

Читайте также:  Предоперационное обследование или зачем так много анализов

Такие же уровни обработки существуют и для других сенсорных модальностей; предполагается, что стимулы каждой модальности проходят через одни и те же уровни: сенсорного анализа, распознавания паттерна и семантико-ассоциативную стадию обогащения стимула.

Согласно теории «уровней обработки», память является в сущности побочным продуктом обработки информации, и сохранение ее следов прямо зависит от глубины обработки. Глубокий анализ, порождающий богатые ассоциации, приводит к возникновению долгоживущих и прочных следов памяти. Кто-то может подумать, что уровни обработки — это еще один симпатичный «ящичек в голове», но Крэйк и Локхарт строго предупреждают:

«Нет ничего проще, чем заключить в прямоугольник ранний этап анализа и назвать это сенсорной памятью, а потом нарисовать еще один прямоугольник для промежуточного этапа анализа и назвать его кратковременной памятью; но подобные действия лишь чрезмерно упрощают суть дела и уводят нас от наиболее важных вопросов».

Важная проблема, по мнению Крэйка и Локхарта, состоит в том, что нам удается воспринимать информацию на уровне значений до проведения ее анализа на более элементарном уровне. Таким образом, уровни обработки — это скорее «расширенная» обработка, когда хорошо знакомые и значимые стимулы обрабатываются на более глубоком уровне с большей вероятностью, чем менее значимые.

То что мы можем воспринимать информацию на более глубоком уровне, не проанализировав ее сперва на поверхностном уровне, наводит тень сомнения на первоначальную формулировку идеи об уровнях обработки. Возможно, мы просто имеем дело с различными видами обработки, которые не выстроены в строгую последовательность. Если все виды обработки равно доступны для входных стимулов, тогда понятие уровней можно заменить системой опирающейся не на понятие «уровня» или «глубины», а на некоторые из идей Крэйка и Локхарта о повторении и об образовании следов памяти. Модель, сходная с их первоначальной идеей, но не содержащая «ящиков».

Эти фигуры изображают активацию памяти в процессе чтения отрывка текста в двух случаях: с целью уловить суть прочитанного и с целью корректировки самого текста. Чтение с пониманием сути — попытка уловить существенные моменты — предусматривает минимум поверхностной обработки (или минимум «повторения для удержания в памяти») без размышления, но требует глубокого анализа на семантическом уровне. Наоборот, для корректировки текста — скольжения по поверхности отрывка — требуется интенсивная поверхностная работа и минимальная обработка смысла . В результате ряда исследований идею о неизменной последовательности этапов обработки пришлось оставить, но был сохранен общий принцип, гласящий, что семантическому анализу должна предшествовать некоторая сенсорная обработка.

Уровни обработки и информационный подход. Информационный подход к моделям памяти обычно ставит акцент на структурных компонентах (например, сенсорные хранилища, КВП, ДВП), участвующих в обработке (внимании, кодировании, повторении, преобразовании информации и забывании); обработка — это операция, связанная (иногда уникальным образом) с определенными структурными компонентами. Однако, можно подойти по-другому: сначала постулировать процесс, а затем сформулировать систему памяти в терминах этих операций. Крэйк и Локхарт заняли как раз такую позицию, и их безоговорочная критика информационного подхода указывает нам, что для последнего наступают трудные времена.

Если информационный подход к памяти подчеркивает наличие последовательных этапов продвижения и обработки информации, то согласно другому подходу, следы памяти возникают как побочный продукт перцептивной обработки. Так, предполагается, что длительность хранения в памяти зависит от глубины обработки, т. е. что информация, которая не стала объектом внимания и анализируется только на поверхностном уровне, вскоре будет забыта. А информация, глубоко обрабатываемая — захватившая внимание, полностью анализируемая и обогащаемая ассоциациями или образами,— сохранится надолго.

Модель уровневой обработки также не избегла критики, обратившей внимание на следующее:

(1) эта модель говорит только о том, что значимые события лучше запоминаются, а это весьма заурядный вывод;

(2) она очень расплывчата и вообще не поддается проверке;

(3) она просто зациклена на том, что всякое хорошо запомнившееся событие обязательно было «глубоко обработано», причем никакого объективного и независимого показателя не приводится.

Одно из четких отличий между теориями «ящиков в голове» (Во и Норман; Аткинсон и Шифрин) и «уровневой обработкой» состоит в различном подходе к понятию повторения. В первой повторение информации в КВП служит для передачи ее в хранилище с более длительным сроком хранения. Во второй повторение нужно для сохранения информации на одном уровне анализа или для обработки информации путем перевода ее на более глубокий уровень. Первый тип повторения — для удержания в памяти — не ведет к лучшей сохранности информации.

Концепция уровневой обработки была успешно опробована на различном стимульном материале. Некоторые исследователи (например, Bower and Karlin; Strnad and Mueller) использовали для изучения уровней обработки распознавание лиц. В эксперименте Бауэра и Карлина испытуемым предъявляли ряд изображений лиц и просили охарактеризовать честность, привлекательность или пол изображенного человека. Успехи испытуемых в опознавании лиц были лучше после оценки ими честности и привлекательности, чем после оценки пола. Эти результаты показывают, что для оценки честности или привлекательности требуется более глубокая обработка, чем для определения пола. Видимо, в этом случае опознание облегчается более глубоким кодированием.

Источник



Уровни обработки и анализа информации

Социокурс Вконтакте

fb

Уровни обработки информации

Автор: Головчинер (Новикова) В.Ю.

В начале 2000-х Я.А.Фельдман сформулировал теорию уровней абстрактного интеллекта (ТУАИ), которая привлекла внимание многих своей простотой, универсальностью и обширностью перспектив применения.

В основу теории легла идея о том, что более развитый интеллект способен и склонен обрабатывать объекты большей сложности. Дальнейшая работа теоретической мысли привела автора к выявлению и описанию уровней интеллекта, а также демонстрации анализа и моделирования многих научных, социальных и культурных процессов с применением ТУАИ.

ТУАИ утверждает, что человеческая деятельность в любой области расслаивается по уровням. Всего уровней 10 с номерами от 0 до 9, однако в практической жизни почти не встречаются уровни 0 и 9, поэтому обычно рассматриваются восемь уровней с номерами от 1 до 8.

Каждому уровню соответствует определенная мощность поля внимания.

Уровень В поле внимания Пиктограмма
1 Один объект
2 Много объектов
3 Один процесс
4 Много процессов
5 Одна карта
6 Много карт
7 Одна система
8 Много систем

Применительно к соционической теории интересно рассмотреть процесс информационного метаболизма через призму ТУАИ, тем более что даже при беглом взгляде представляется очевидным, что человек воспринимает, обрабатывает и выдает информацию о том количестве и качестве объектов, на которое хватает мощности поля его внимания.

Нетрудно заметить, что все восемь уровней можно условно разделить на две группы мощности поля внимания: нечетные — «один» и четные – «много». Каждый нечетный уровень задает принципиально новое качество объекта внимания, а четные уровни, оперируя понятием «много», задают новый уровень количественной характеристики.

Переход от нечетного уровня к четному, т.е. внутри одного качества объекта от характеристики «один» к характеристике «много», по замыслу автора имеет качественный скачок.

С одной стороны, трудно не согласиться, ибо хозяйка умеющая готовить только по рецепту только одно блюдо, будет существенно отличаться от хозяйки, которая умеет готовить только по рецепту много разных блюд. Зная на практике таких хозяек, мы, безусловно, будем считать вторую более «качественной» хозяйкой.

С другой стороны, это качество другой основы, чем то, что позволяет третьей хозяйке самой придумывать рецепты блюд.

Можно сказать, что переход от «один» к «много» — это расширение качества, а переход от четного уровня к последующему нечетному – это углубление качества, переход на качественно новый уровень.

Читайте также:  Видео регистрации результатов теста на ковид

Таким образом, разбивая уровни по категориям качества, получаем следующую картину

Нечетные уровни В поле внимания Пиктограмма Четные уровни В поле внимания Пиктограмма
1 Один объект
2 Много объектов
3 Один процесс
4 Много процессов
5 Одна карта
6 Много карт
7 Одна система
8 Много систем

Нетрудно заметить, что выделенные нечетные уровни коррелируют с параметрами обработки информации, задающими мерность функции. А заданное уровнем поле внимания соответствует особенностям обработки информации с позиции определенного параметра.

1 уровень (в поле внимания один объект) соответствует первому параметру обработки информации – параметру опыта.

Особенность обработки информации одномерными функциями заключается в том, что опыт извлекается локально, обособленным эпизодом, вырванным из контекста происходящего. Фактически, собранный в рамках одномерной функции опыт представлен набором отдельных приемов, сюжетов, техник и оценок, несвязанных между собой. А при необходимости извлечь информацию из опыта одномерной функции, происходит перебор и попытка подбора подходящего эпизода вне возможности оценить целостный контекст происходящего.

Как ребенок исследует гору игрушек, перебирая одну за другой, а не охватывая взглядом и оценкой все игрушки сразу.

При обработке информации одномерной функцией внимание человека фокусируется на том, что он интерпретирует как отдельный объект (не факт, что это выделение будет верным, кстати), а извлеченный опыт капсулируется и отправляется в хранилище памяти в обособленную ячейку. Объединение, слияние, взаимовлияние и трансформация таких капсул возможны лишь при проживании нового опыта, но не вследствие одной только внутренней работы мысли.

Приведем фантазийный абсурдный пример исследования новой деревни.

Приехал человек в новую деревню, за сараем у Ивана Ивановича наступил на грабли. Шишка на лбу – это капсула локального опыта о том, что за сараем у Иван Иваныча лежат грабли. Далее работа мысли не распространяется. Чтобы узнать обо всех граблях и сараях этой деревни, нужно опытным путем лично исследовать все дворы. И собрав на лбу все капсулы опыта, запомнить, что в каждом дворе грабли лежат за сараем (например).

3 уровень (в поле внимания один процесс) соответствует второму параметру обработки информации – параметру норм.

Нормы есть не что иное, как совокупность правил, приемов и условностей, задающая традиции поведения в социальной группе. С точки зрения качества информации — это уже объединение неких разрозненных объектов предыдущего уровня в общий тренд, формирование качественно новой единицы информации. Человек хранит в памяти, а при необходимости извлекает и использует наборы приемов поведения или других реакций. Здесь появляется новый уровень свободы действий: можно следовать за трендом, а можно – против него.

Продолжая пример с новой деревней, можем сказать, что первая капсула опыта, полученная за сараем Иван Иваныча, наталкивает на мысль, что тут вообще принято хранить грабли за сараями, а следовательно, приближаясь к сараю Петра Петровича, нужно готовить лоб ко встрече с граблями. Ну и если наш исследователь решится поселиться в этой деревне и ассимилироваться в местное общество, он уже знает, где будет правильным хранить грабли. А если решит поселиться и стать оппозиционером, он тоже знает, что грабли из-за сарая лучше убрать, дабы подчеркнуть оппозиционность курса.

5 уровень (в поле внимания одна карта) соответствует третьему параметру обработки информации – параметру творчества (или ситуации).

Наличие карты предполагает возможность свободного ориентирования на местности и самостоятельного прокладывания пути из пункта А в пункт Б, причем, множеством разных ситуативных способов: по горам, по воде, короткой или длинной дорогой, прямым или извилистым маршрутом. Маршруты можно пробовать, с середины пути пересматривать и прокладывать новые и т.п.

Описанное по сути и есть творческий процесс, который человек демонстрирует с трехмерных функций своего ТИМа. Зная, где он находится и куда хочет попасть, он формирует и пробует разные приемы и многоходовки, чтобы достичь цели. А карта по сути есть метафора обстоятельств (ситуации) в рамках которых человек формирует свои творческие приемы. Память в данном случае хранит уточненные тактико-технические характеристики местности, на которой приходилось бывать, дабы в следующий раз проложить маршрут (выработать творческий прием) еще более точно и даже виртуозно.

Если на предыдущем уровне у человека было два варианта движения: в соответствии или в противоречии тренду (процессу), то на 5 уровне их уже множество на заданной плоскости.

Итак, наша деревня. Мы уже знаем, что тут принято хранить грабли за сараями. Однако, во время субботника, когда все жители, вооружившись граблями, убирают улицы и дворы, тех самых граблей за сараями нет. То есть, обычно грабли за сараями, но в текущей ситуации их там нет.

С другой стороны, с этого уровня обработки информации уже очевидно, какую ситуацию можно сформировать, чтобы получить желаемый результат. Если нужно, чтобы сейчас жители убрали грабли из-за сараев, можно организовать субботник.

7 уровень (в поле внимания одна система) соответствует четвертому параметру обработки информации – параметру глобальности (или времени).

Система, описывая принцип связи элементов, позволяет смотреть и видеть над ситуацией, т.е. система описывает те характеристики объектов, которые от ситуации не зависят.

Понимание системных принципов позволяет человеку ориентироваться в пространстве недостаточной фактической информации. Здесь просто нет необходимости знать все, достаточно знать ключевые факты, а далее системное видение позволяет рассчитывать недостающую информацию, что по сути и представляет собой прогноз. Феномен прогнозирования с четырехмерных функций был уже описан с позиций другого подхода в статье Новиковой В.Ю. «Соционическая природа субъективного восприятия времени». Этот же феномен подтверждается с позиций подхода ТУАИ.

Системное видение дает целостность представления о мире в рамках аспекта четырехмерной функции, по сути – ту самую глобальность параметра.

Окидывая нашу деревню взглядом четвертого параметра, мы видим, что в любом случае на пешеходных дорожках грабли не хранят, а хранят их на придворовой территории.

Такая лаконичность и емкость формулировок характерна для четырехмерных функций и объясняется способностью человека заглянуть в суть вещей, используя системное видение. А суть вещей, как правило, не требует многословных вариативных формулировок.

Информация четвертого параметра формирует зону актуального информационного поля, лежащего в основе интерпретации реальности. И тут правильнее говорить не о новом уровне свободы передвижения, как на предыдущих уровнях, а о выходе на уровень постоянного проживания реальности.

Итак, связь нечетных уровней с параметрами обработки информации показана, а что же описывают четные уровни? Наиболее очевидной представляется версия, что четные уровни описывают влияние так называемого фактора наполнения, который еще называют «проработкой» или «прокачкой» функции.

Другими словами, речь идет о возможном расширении качества обработки информации при методичном интенсивном развитии в области аспекта соответствующей функции.

И тогда по одномерной функции на 2 уровне человек может удерживать в поле внимания не один, а много объектов одновременно. Однако они все равно остаются для него обособленными, несвязанными и не трансформируются даже в один процесс.

По двухмерной функции на 4 уровне человек способен отслеживать много процессов одновременно (много в данном случае – все, что больше одного), т.е. быть в курсе традиций и норм поведения нескольких социальных групп одновременно, но это не дает выхода хотя бы на одну карту.

По трехмерной функции на 6 уровне много карт позволяют разворачивать творческие процессы одновременно в разных событийных плоскостях, что, безусловно, значительно повышает эффективность человека. Но не формирует системное видение.

И наконец, на 8 уровне с четырехмерных функций реальность представляется как система систем, а любые факты рассматриваются элементами нескольких систем одновременно, попадающими под их перекрестное влияние. Можно назвать этот уровень уровнем истинной глобальности.

Изложенный подход более наглядно показывает
— особенности обработки информации по каждому из параметров,
— иллюстрирует потенциал и предел развития мышления в рамках каждой функции,
— моделирует характер интеллектуальной активности человека в зонах аспектов разных блоков Модели А.

Изложенный теоретический материал уже много лет используется автором в процессе обучения теории и практике соционики и позволяет образно и емко передавать студентам большой массив информации о размерности функций.

Источник