Социально-экономический анализ развития территории
Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе.
Цель анализа социально-экономического развития региона — выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для следующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач:
1. оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;
2. выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
3. изучение особенностей динамики и структуры населения, причины основных миграционных потоков;
4. оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;
5. оценка использования трудовых ресурсов;
6. раскрытие специфических особенностей незанятости в регионе;
7. оценка достигнутого уровня экономического развития регион;
8. анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;
9. выявление экспортных резервов производства;
10. оценка финансового положения территории;
11. оценка возможности использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения регионов.
Решение этих задач с одной стороны нацелено на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона, с другой стороны — на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.
Анализ социально-экономического развития региона начинается с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определяются показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровень производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме этого данные о конечном потреблении корректируются с учётом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения сопоставляют с величиной прожиточного минимума.
Степень общей открытости экономики характеризуется отношением объёма товарообмена (межрегионального и внешнеэкономического) к произведённому ВРП, а для анализа открытости экономики по отдельным отраслям и товарным группам применяются специальные коэффициенты, связывающие вывоз, ввоз производства и внутререгиональное потребление.
Коэффициент вывоза находится по формуле:
— коэффициент товарности регионального производства.
Коэффициент ввоза:
Коэффициент товарообмена: , где
V — это объём вывоза продукции,
W— это объём ввоза продукции,
q — объём производства.
Значение коэффициентов вывоза и ввоза как по отдельным отраслям, так и в целом, находятся в промежутке [0;1], а значения коэффициента товарообмена для экономики региона могут быть больше единицы.
В процессе анализа даётся комплексная оценка состояние и использования природно-ресурсного потенциала региона, т. е. оценивается соответствие специализации и уровня развития хозяйства ресурсному потенциалу региона.
С целью выявления диспропорций, тормозящих социально-экономическое развитие региона, детально анализируется степень комплексности его хозяйства. При этом оцениваются:
1. соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (обеспечение населения основными социальными благами и услугами, потребление товаров народного потребления, динамика структуры материального производства, структура занятости, масштаб развития негосударственного сектора экономики и т. д.);
2. степень социальной ориентации экономики (по доле производства товаров народного потребления в общем объёме промышленного производства);
3. сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (по балансовым расчетам, лимитам численности занятых, показателям движения и использования основных фондов и производственных мощностей);
4. обеспеченность хозяйства материальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, лесные, водные ресурсы);
5. состояние окружающей среды;
6. масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов;
7. производственная ориентация хозяйственного комплекса;
8. соответствие производственной инфраструктуры.
Общим методическим подходом, используемым в анализе комплексности регионального развития, является определение на основе балансовых расчётов дефицита или избытка трудовых ресурсов, природных, производственных ресурсов относительно суммарной потребности в них.
УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 4614; Нарушение авторского права страницы
Источник
Социально-экономическое развитие муниципального образования
Вопросы социально – экономического развития муниципальных образований в современных условиях играют важную роль, а их решение требует эффективного и рационального подхода, что определено необходимостью совершенствования, не только системы управления, но и самой экономической модели развития территорий муниципальных образований.
На протяжении нескольких последних лет, можно заметить тенденцию повышения уровня правовой самостоятельности муниципальных образований, что определено проводимыми в России реформами органов местного самоуправление. Однако, социально – экономические проблемы, с которыми в последнее время сталкиваются органы местного самоуправления, не всегда посильно решить только на уровне местных органов власти. Разработка нормативных основ регулирования и программ развития муниципальных образований, должна приносить практический эффект, выраженный в повышении социального и экономического развития территории. Только в таком случае, будет достигнут положительный эффект деятельности и взаимодействия органов местного самоуправления с вышестоящими органами исполнительной власти.
Какова сущность социально-экономического развития муниципального образования?
В условиях изменчивости и неопределённости развития экономики страны возникает необходимость поиска новых решений для поддержания сбалансированного развития территориальных единиц Российской Федерации. При этом из-за недостаточности финансирования, роста муниципальных долгов, оттока инвестиций в большей степени нарушается устойчивость муниципальных образований. На основе этого органы власти муниципальных образований пытаются разработать новые модели экономического развития, которые зачастую являются лишь переписанными программами улучшения социально – экономических позиций муниципального образования.
Развитие экономической сферы муниципального образования является основой развития государственной экономики. Экономическая сфера муниципального образования призвана обеспечивать социальную стабильность граждан Российской Федерации.
На территории Российской Федерации выделяют различные типы муниципальных образований, к числу которых относятся городские поселения, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения. Выделение типов муниципальных образований обусловлено спецификой их размещения, заселения и назначения. Как правило, выделение муниципальных образований обусловлено наличием совместных интересов проживающего на его территории населения. Территория муниципальных образований в первую очередь характеризуется географическими и хозяйственными факторами, оказывающими влияние на организацию муниципальных образований. Особенности географической организации муниципальных образований Географическая организация муниципальных образований находится под воздействием множества разнообразных факторов. Совместной интересы населения муниципального образования формируются под воздействием размеров территории и природных условий. К примеру, огромный район на территории субъекта Российской Федерации может занимать несколько сотен километров, но при этом на его территории может быть расположено лишь несколько поселений, расстояния между которыми настолько большие, что не позволяют формироваться совместным интересам населения данных поселений. При этом компактно расположенные поселения могут быть тесно связаны друг с другом, что обуславливает наличие совместных интересов. В связи с этим при организации муниципальных образований с географической точки зрения учитываются такие факторы как территориальная близость поселений, наличие возможности совместного использования ресурсов, предоставляемых данной территорией.
Экономическое развитие муниципального образования во многом определяется тенденциями и закономерностями развития государственного сектора, а именно, тех финансовых ресурсов, которые поступают от него. В результате этого реализуются интересы общества, что в свою очередь укрепляет социально-политическое единство государства.
Система органов муниципального управления в муниципальных образованиях предполагает организацию:
— во-первых, органа муниципального управления представительного назначения, предназначенного для осуществления законотворческой деятельности на территории муниципального образования и реализации контрольной функции в отношении исполнительной власти;
— во-вторых, органа муниципального управления исполнительно-распорядительного назначения, предназначенного для непосредственного осуществления процесса муниципального управления на территории муниципального образования;
— в-третьих, должностного лица, возглавляющего муниципальное образование. В соответствии с содержанием устава муниципального образования это должностное лицо может возглавлять одну из ветвей власти, то есть находиться либо во главе представительного органа муниципального управления, либо в главе администрации муниципалитета;
— в-четвертых, счетно-контрольный орган, назначение которого состоит в контроле финансовой стороны муниципального управления.
Подходы к сущности социально-экономического развития муниципального района
Как отмечает А.Н. Козырин, оценка экономической сферы муниципального образования представляет собой деятельность, направленную на использование специального инструментария в целях комплексного исследования состояния, явлений и процессов, протекающих в экономике муниципального образования, и формирование на этой основе предложений для экономических субъектов по ведению хозяйственной деятельности на данной территории.
В теории выделяют три похода к содержанию и определению сущности «социально – экономическое развитие территории». Первый подход заключается в том, что под комплексным социально — экономическим развитием территории понимают максимально эффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения гармоничного и стабильного развития экономики и социальной сферы муниципального образования.
Ворошилова Е.А. под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования подразумевает управляемый, эффективный и рациональный процесс изменений в различных областях жизни, который направлен на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования.
Второй подход заключается в том, что муниципальное развитие территории рассматривается в рамках его устойчивого развития. Устойчивое развитие муниципального образования — это такой процесс формирования устойчивой экономической основы муниципального образования, при котором достигается гармония с окружающей средой и учитывается интересы и потребности будущий поколений.
В третьем подходе социально-экономическое развитие муниципального образования рассматривается как деятельностный или процессный подход к муниципальному управлению, при этом на муниципальном уровне происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, и повышается качество его жизни.
Социально-экономическое развитие муниципального образования, как отмечает З.И. Закирова, это показатель, характеризующий экономическое положение, факторы роста, развития региона по различным направлениям. К данным направлением относят культуру, производство, образование, уровень жизни населения и др.
Правовое регулирование социально-экономического развития муниципального образования
Социально-экономическое развитие муниципальных образований опирается на следующее законодательное поле: Федеральный закон № 131 от 06.10.2003 г. (в редакции от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ № 607 от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [3]; Указ Президента РФ № 601 от 07.05.2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»; а также на ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденную постановлением Правительства РФ № 598 от 15.07.2013 г.
Развитие экономики той или иной территории напрямую зависит от инвестиционной деятельности. Вложения направляются на восстановление инфраструктуры, ее развитие. Производственные мощности, научно-технический уровень, расширение территорий — все это зависит от количества инвестиций. Это часть экономической политики, которая может быть реализована на разных уровнях: муниципальном, региональном или федеральном. Частные вложения также оказывают влияние, инвесторы могут преследовать определенные цели или выполнять какие-либо конкретные задачи. Общие правила инвестиционной деятельности контролируются органами местного самоуправления. Муниципальная деятельность законодательно не закреплена, мнения о ее влиянии и важности довольно обширны.
Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.
Критерии оценки социально-экономического развития муниципального образования
Социально-экономическое развитие муниципального образования включает в себя исследование внутренней среды, а именно анализ характеристик ресурсов, способностей и выявления сильных и слабых сторон муниципального образования.
В критерии оценки процессов социально-экономического развития входит несколько параметров. Во-первых, это увеличение объемов производства (сельского хозяйства, промышленности, производства продукции предпринимателями). Во-вторых, это уровень вовлеченности местного населения в процессы производства. Здесь оценивается уровень вовлеченности местного населения в экономику конкретной территории. В-третьих, это повышение уровня жизни (заработная плата, пособия, льготы и пенсии с привязкой к среднестатистическим данным за прошлые периоды). В-четвертых, это показатели рационального использования земель (определение соотношения между свободными и занятыми землями).
Основная задача применения статистических методов исследования заключается в том, чтобы определить рост социально-экономических процессов, что позволяет судить о растущих уровнях экономики и благосостояния населения. Что касается пороговых значений, которые берутся для исследования, то они должны быть определены в качестве показателей, при которых останавливается или тормозится развитие социально-экономических процессов в рамках определенной территории.
Есть и другой метод исследования социально-экономического развития территории. Если на уровне региона или округа принята программа социально-экономического развития, ей могут предусматриваться плановые показатели. Этот метод оценки подразумевает сбор статистических данных (частных показателей) и их сопоставление с плановыми показателями. Даже с применением сводного интегрального показателя нельзя давать полную оценку процессам социально-экономического развития, потому что плановые показатели закладываются с учетом специфики района на основе первичных статистических данных. При изменении хотя бы одного частного показателя от планового значения можно лишь судить о росте или падении конкретной сферы. При этом не обязательно судить о начале кризисных явлений при недостижении плановых значений.
Любая деятельность, осуществляемая в муниципальном управлении, направлена на улучшение жизнедеятельности населения, поэтому необходимо уметь оценивать эффективность решений местного значения. Общую эффективность муниципального управления сложно оценить каким-либо один показателем. Необходимо понимать, что эффективность определяется взаимодействием различных факторов: человеческих, природных, социально-экономических, экологических и других, которые оказывают влияние на принятие управленческих решений.
Социальная эффективность как основной критерий социально-экономического развития муниципального образования
Несмотря на всю сложность оценки муниципального управления, обобщающим показателем стоит выделить социальную эффективность, потому что основной деятельностью муниципального образования является повышение качества жизни населения, проживающего на данной территории.
Социальная эффективность является показателем, который отражает уровень жизни населения. Основным измерителем социальной эффективности является динамика уровня и качества жизни населения.
Социальная эффективность определяется следующими факторами:
— обеспечение населению надлежащего жизненного уровня;
— реализация и развитие индивидуальных возможностей населения;
— динамика уровня и качества жизни населения;
— отношение людей к жизнедеятельности города;
— солидарность населения с деятельностью руководящих лиц.
Таким образом, на сегодняшний момент перед органами местного самоуправления стоит важная задача адаптации к новым складывающимся условиям, и для достижения намеченных целей развития на федеральном уровне, необходимо в ближайшей перспективе предусмотреть разработку или корректировку документов стратегического и текущего планирования.
Источник
Условия социально-экономического развития региона
Маринов, А. А. Условия социально-экономического развития региона / А. А. Маринов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 141-145. — URL: https://moluch.ru/archive/11/849/ (дата обращения: 03.07.2021).
Проанализированы методики оценки уровня экономического развития региона. Представлены авторское видение проблемы и система показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время существует множество различных подходов, ориентированных на разработку и применение различных методов оценки экономического развития регионов. Важным условием в формировании и оценке показателей является получение максимально объективных данных о состоянии экономического положения регионов.
Многообразие методических подходов к формированию показателей оценки экономического развития экономических субъектов (краев, регионов, областей, муниципальных образований) требует их классификации по определенному признаку в аналитических целях. В отражении множества характеристик уровня социально-экономического развития регионов мы придерживаемся мнения А. Г. Гранберга, который указывает на существование трех основных подходов [2]:
сравнение по одному индикатору, выделенному в качестве главного
сравнение по нескольким индикаторам, выделенным как приоритетные в состоянии социально-экономического развития региона
построение системы сводных социально-экономических показателей.
Рассматривая первый подход, можно сказать, что, как правило, в качестве главного показателя, характеризующего уровень экономического развития региона, выделяют валовой региональный продукт ВРП. ВРП представляет собой конечный результат экономической деятельности институциональных единиц. ВРП соизмерим с валовым внутренним продуктом (ВВП) страны, так как является частью ВВП. Некоторые авторы считают, что ВРП является мерой дифференциации экономического развития регионов [1].
По мнению Т. Н. Мацкевич, среди показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития региона, особое значение имеет комплексный показатель — индекс развития человеческого потенциала [6].
Оценку уровня экономического развития региона по одному главному показателю проводит также М. А. Исакин. Его исследования опираются на концепцию качества жизни [4]. Интегральный показатель качества жизни людей М. А. Исакин представляет как индикатор, включающий в себя значения ВВП (ВРП), индекс физического качества жизни, который представляет собой средневзвешенное индексов грамотности, детской смертности и ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 1 года.
В политике, проводимой государством в сфере долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, о чем позволяет судить утвержденное Правительством РФ Постановление № 1662-р от 17 ноября 2008 г. [9].
В Российской Федерации с целью сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов, о котором упоминалось выше, с 2008 года применяется методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ [9]. Базовыми индикаторами комплексной оценки являются:
внутренний региональный продукт
объем инвестиций в основной капитал
объем внешнеторгового оборота
финансовая обеспеченность региона на душу населения
доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях
уровень зарегистрированной безработицы
соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума
доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
суммарный оборот розничной торговли, общественного питания, платных услуг
основные фонды отраслей экономики
коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля)
сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры
обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями
Наряду с утвержденной Правительством РФ методикой существуют и иные методики, разработанные исследователями проблем формирования и оценки показателей социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.
Так, используя метод главных компонент, С. Баранов и Т. Скуфьина с целью определения меры дифференциации субъектов РФ по уровню социально-экономического развития использовали лишь 9 индикаторов из 13 применяемых в официальной Методике, видоизменив 1 из них [1].
Б. Б. Педанов в научной работе, посвященной разработке инструментария оценки эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, все используемые автором индикаторы, отражающие динамику социально-экономического развития муниципальных образований, распределяет на три сферы: экономическую, финансовую и социальную [7].
Несмотря на применение указанных выше индикаторов для муниципальных образований, большую часть из них можно справедливо использовать для оценки уровня социально-экономического развития регионов.
Повышенный интерес вызывает работа С. Н. Яшина и Е. Н. Пузова по мониторингу экономической безопасности регионов [12]. В данной работе экономическая безопасность рассматривается с точки зрения возможностей государства противостоять внешним и внутренним грозам. Исследованиям внешних и внутренних угроз также посвящены работы таких ученых, как Г. В. Гутман, А. А. Мироедов [3]. По мнению авторов, основной целью комплексной сравнительной оценки региона является определение возможности решения социально-экономических задач развития региона на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста [12].
По мнению “Центр стратегических разработок «Северо-Запад»” [8], уровень социально-экономического развития регионов характеризуют следующие показатели: валовой региональный продукт; объем промышленной продукции; валовая продукция сельского хозяйства; объем работ по договорам строительного подряда; инвестиции в основной капитал; денежные доходы населения в среднем за месяц; розничный товарооборот. По мнению Ю. Н. Талалушкиной, для исследования показателей эффективности экономического развития территорий радиоактивного загрязнения и разработанной на базе исследования методики оценки экономического состояния региона, отражающими это состояние, являются: общеэкономическая характеристика ущерба; демографическая ситуация; финансовое положение; социальное развитие; промышленность и сельское хозяйство; торговля и сфера услуг; инвестиции [11].
Существует ряд условий построения интегрированных показателей, различающихся принципами выбора и соизмерения первичных и групповых индикаторов. Так, по методике, разработанной в Совете по изучению производительных сил, перечень первичных показателей формируется по 9 блокам [2]:
Источник
Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований
При всем многообразии подходов и методик оценки уровня социально-экономического развития, предлагаемых разными авторами на протяжении последних 20 лет, проблема комплексной оценки на уровне муниципальных образований до сих пор не решена. Хотя отдельные авторы пытаются подойти к решению этой проблемы через выделение большого количества показателей, объединение показателей в блоки и вычисление индикаторов, определение рейтинга муниципального образования. Универсального решения для данной проблемы найти не удается, да и, скорее всего, не удастся. Ведь каждое муниципальное образование по себе уникально и отличается по географическому положению, по занимаемой площади, по численности населения, по ведущей отрасли промышленности и т.д. Поэтому методика оценки должна учитывать эти особенности. С другой стороны, если методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития будет базироваться только на специфических показателях, то возможности ее применения будут весьма ограничены. Поэтому нам представляется необходимым подойти к разработке системы показателей с точки зрения конкретного типа города. В контексте нашего исследования ставится задача разработки комплексной системы показателей для необластного города. Именно эти города, являясь для области «донорами», сами зачастую имеют низкие показатели по уровню социального и экономического развития. Причем методика должна учитывать не только экономическую, но и социальную стороны развития. Ведь оценивать экономическое развитие отдельно от социального в принципе неверно, поскольку именно в «качестве населения» заложены важнейшие ресурсы экономического роста.При этом муниципальным образованиям необходимо учитывать, что оценка уровня социально-экономического развития должна проводиться на всех этапах разработки и реализации стратегии муниципального образования. Именно грамотно разработанная система показателей для оценки позволит отслеживать достижения муниципального образования, выявлять причины неудач и принимать соответствующие управленческие решения.
Наглядно этапы анализа уровня социально-экономического развития и его задачи при разработке и реализации стратегии развития муниципального образования можно представить в виде блок-схемы(Рис. 1)
Чтобы соответствовать поставленным задачам, система показателей должна отвечать следующим шести принципам:
1. Комплексный характер системы показателей. Показатели должны отражать ситуацию во всех сферах экономики и социальной среды, находящихся как в прямом (муниципальный сектор), так и в косвенном управлении муниципальных властей (независимые предприятия и организации), должны быть методологически согласованы, опираться на единую концепцию, использовать единые определения и классификации.
2. Полнота охвата в сочетании с относительной простотой системы показателей. При разработке системы показателей необходимо найти ограниченное количество наиболее важных для каждой сферы городской жизни показателей (индикаторов), отражающих качественные процессы в городской экономике и социальной сфере. И на основе выбранных индикаторов сформировать комплексный показатель, дающий общую социально-экономическую картину в муниципальном образовании.
3. Возможность насыщения системы достоверной информацией и сопоставимость показателей во времени и пространстве. Система показателей должна быть реалистичной, то есть включать показатели, которые фактически могут быть получены, причем на постоянной основе.
4. Возможность расширения пространственных и временных границ. По мере накопления достаточного массива данных увеличивается возможность проводить аналитические, прогнозные исследования, отслеживать динамику их изменения. При этом система показателей муниципального образования должна быть информативна для области, региона и государства.
5. Открытость системы показателей для пользователя.
6. Однозначная интерпретация показателей. Этот критерий является существенным условием сопоставимости показателей. Определения показателей и способы их расчета должны быть основаны наединой методологии.
|
Рис. 1. Схема проведения оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования
При разработке комплексной системы показателей, удовлетворяющей вышеизложенным принципам и позволяющей оценить уровень социально-экономического развития муниципального образования необходимо начать отбор показателей для проведения оценки. |
Рис. 2. Структура интегральных показателей для комплексной оценки уровня развития необластного города
По предлагаемой правительством методике оценка осуществляется в социально-экономической сфере по 10 направлениям, содержащим более 80 основных показателей, некоторые из которых также имеют деление на несколько составляющих.Необходимо преобразовать данную систему и рассмотреть представленные в ней показатели не разрозненно, а системно и не с позиций отдельных не связанных между собой составляющих регионального развития, а с позиций процессов, протекающих в муниципальном образовании.
Интегральные показатели, наглядно иллюстрирующие процессы на уровне муниципального образования, основываясь на процессах, происходящих на уровне региона:
Интегральный показатель уровня жизни населения муниципального образования — позволяет определить эффективность процессов жизнедеятельности населения;
Интегральный показатель уровня развития бизнеса — необходим для оценки процессов деятельности хозяйствующих субъектов;
Интегральный показатель потенциала роста — позволяет оценить соотношение процессов развития и производства в муниципальном образовании.
Определим индикаторы и первичные показатели, которые в дальнейшем будем использовать при определении интегральных показателей. Структура интегральных показателей и их наполнение для анализа уровня развития не областных городов приведены на рис. 2.
Однако определением интегральных показателей оценка не заканчивается. Необходимо отслеживать динамику развития города. Поэтому на базе интегральных показателей необходимо рассчитывать комплексный показатель социально-экономического развития города.
Представляется возможным с этой целью использовать метод Феликса-Риггса. Суть метода заключается в построении матрицы целей для получения интегрального показателя при помощи экспертных оценок. Существенным преимуществом этой методики является возможность сопоставления разных по единицам измерения показателей и их объединение.
Комплексный показатель позволит оценить общий уровень развития муниципального образования, проследить его динамику и прогнозировать тенденции развития муниципального образования.
Источник
Анализ уровня социально экономического развития города
Библиографическая ссылка на статью:
Каминский В.С. О факторах социально-экономического развития региона // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/09/25197 (дата обращения: 19.06.2021).
На современном этапе развития России важной задачей не только с теоретической, но и с практической точки зрения является разработка направлений повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием региона. Для решения этой проблемы нужно ответить на ряд ключевых вопросов:
- Что понимать под регионом и его социально-экономическим развитием;
- Каковы факторы социально-экономические развития;
- Какова роль государственного управления в социально-экономическом развитии региона?
- Какие существуют методы и инструменты государственного управления, какие из них являются оптимальными для конкретного региона в конкретных исторических условиях?;
- Как оценить эффективность этих методов и инструментов и др.
Автор подходит к определению региона с точки зрения системного подхода. Регион представляется как субъект Российской Федерации, обладающий признаками единства и целостности, комплексности хозяйства, специализации, наличия административных органов управления [1].
Региону как системе присущ ряд специфических свойств, одним из которых является динамический характер системы и ее элементов, придающих системе способность к непрерывному изменению и развитию [2, с. 30].
Под социально-экономическим развитием региона[1] понимаются постепенные положительные, прогрессивные изменения в количестве (улучшение экономических и социальных показателей) и качестве (структурные изменения или изменение содержания развития, или приобретение социально-экономической системой новых характеристик) экономики и социальной сферы. Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
— рост производства и доходов;
— перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
— перемены в общественном сознании;
— перемены в традициях и привычках [3].
Этап исследования, результаты которого представлены в данной статье, посвящён поиску ответа на второй вопрос (каковы факторы социально-экономического развития?).
Начнём с определения термина «фактор». Существуют две основные точки зрения на сущность понятия:
1. Факторы – это причины, движущие силы какого-либо процесса, явления, определяющие его характер и отдельные черты[2];
2. Факторы – совокупность различающихся по сути и значению условий, ресурсов, их свойств, целесообразное использование которых предопределяет социально-экономическое развитие региона [4, с. 27].
Автор разделяет первый подход, понимая под факторами причины, движущие силы явления или процесса.
Система факторов социально-экономического развития региона.
На региональную экономику большое влияние оказали теории размещения производства. В связи с этим, существует подход, согласно которому главными факторами развития региональной социально-экономической системы являются движущие силы размещения производительных сил [5, с. 99]. Поэтому в рамках региональной экономики им уделяется особое внимание[3]. Так, один из основоположников региональной экономики Н.Н. Некрасов отмечал, что «…социалистическая региональная экономика…изучает совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих плановое формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в каждом регионе страны» [8]. Некоторые подходы к определению факторов размещения производительных сил представлены в таблице 1.
Таблица 1. Некоторые подходы к определению факторов размещения производительных сил
— распределение национального дохода;
— использование основных фондов;
— территориальная дифференциация цен и тарифов;
— демографические: трудовой – обеспеченность трудовыми ресурсами; потребительский – наличие основной массы потребителей товаров и услуг;
— экономико-географические: транспортный – наличие коммуникаций, стоимость перевозок; экономико-географическое положение;
В зарубежной теории и практике в первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые «жесткие» и «мягкие».
Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров, инфраструктура, структура населения и потребления); установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).
«Мягкие» факторы касаются, прежде всего, количественно трудноизмеряемых категорий: стабильность политической ситуации; стабильность общественного климата; квалификация занятых по найму; региональная структура экономики и отдельных предприятий; качество системы образования и профессиональной подготовки кадров; оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями; наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг); отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и региональных администраций, политиков); качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.) [3].
Соотношение между отдельными факторами размещения и их значимость находятся в постоянном движении. Важнейшей тенденцией является то, что значение жестких факторов размещения в последнее время снизилось в пользу мягких. Именно мягкие факторы все чаще становятся условиями экономического успеха [3].
В современных условиях внимание экономистов-регионалистов стало перемещаться с традиционных моделей размещения производительных сил на экономический рост, инвестиционную и инновационную деятельность, на инфраструктурную обеспеченность территории и т.д. [6, с. 10]. В связи с этим появились работы, в которых рассматриваются факторы экономического роста. Последний, по мнению П.А. Минакира, не тождественен экономическому развитию. Экономический рост может быть достаточно интенсивен, но при этом экономическое развитие может быть замедлено, и наоборот. Однако при определенных условиях экономический рост превращается в процесс экономического развития [9, с. 36–37].
П.А. Минакир полагает, что факторами экономического роста являются объём первичных ресурсов, производственные и непроизводственные инвестиции, объём фондов, прибыль, эффективность капиталовложений и общие капитальные ресурсы, произведённый объём продукции. При этом факторы экономического роста могут превращаться в его результаты [9, c. 44–45].
Б.М. Штульберг в качестве основных факторов экономического роста (применительно к посткризисному периоду н. 2000-х гг.) называл: внешнеэкономический (благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках, рост сектора розничной торговли); конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке; валютные сбережения населения (позволяющие сохранить потребительский спрос); наличие незадействованных производственных мощностей в промышленности; стабилизация и некоторое «смягчение» экономической политики (снижение налоговых ставок, увеличение бюджетного финансирования и т.д.); развитие финансового сектора; рост уровня доверия хозяйствующих субъектов к национальной экономике [11, с. 107–108].
В последние десятилетия появились работы, посвящённые роли географических факторов в экономическом росте (в рамках новой экономической географии и в эконометрических исследованиях) [12, с. 11–12].
Для новых взглядов характерно то, что они выдвигают в качестве решающего фактора экономического развития знания. Коллективное и индивидуальное обучение постоянно порождает приращение суммарного запаса знаний регионального сообщества по принципу снежного кома, что в результате приводит к возрастающей отдаче от факторов производства, главным среди которых является человеческий капитал. В результате во многих работах стали рассматриваться факторы, связанные с квалифицированными кадрами и направлениями их миграции, а также институты, культура, региональная идентичность и другие особенности местного сообщества в региональном развитии [13, c. 24].
На текущий момент опубликовано немало работ, затрагивающих вопрос о факторах собственно СЭРР. Ряд из них посвящён анализу одного конкретного фактора, например: человеческого потенциала[4], трудового потенциала[5], социального потенциала[6], туристко-рекреационого потенциала[7], занятости населения[8] и безработицы[9], потребительской и жилищной кооперации[10], малого предпринимательства[11] и электронного бизнеса[12], транспортной инфраструктуры, в частности качества автотранспортных услуг[13], инвестиций[14], инноваций[15], социального здоровья[16], интеграции банковских структур[17], регионализации внешнеэкономических связей[18], территориального планирования[19], демографического фактора[20], экологического фактора[21], государственно-частного партнёрства[22], неравенства населения[23] и т.д.
Существует немало подходов к определению факторов СЭРР (табл. 2).
Табл. 2. Подходы к определению факторов социально-экономического развития региона
Источник