Вводный урок quot Слово о русском языке quot 10 й класс

Вводный урок "Слово о русском языке". 10-й класс

Цели: развивать языковой вкус, совершенствовать функциональную грамотность и формировать коммуникативные умения и навыки.

I. Вводная часть

Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении
такого-то слова, такого-то оборота,
но в чувстве соразмерности и сообразности.
А.С. Пушкин

Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь неразрывно связана с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью.

В 5-9 классах о языке было изучено, казалось бы, все. Зачем же изучать русский язык в старших классах? Но только теперь, когда вы усвоили “обязательный минимум” (минимум!) содержания образовательных программ по русскому языку, возникает возможность обобщить, систематизировать изученное. Вы сможете увидеть, что в языке все взаимосвязано, все взаимодействует, почувствовать гармонию, красоту системы языка.

Русский язык в старших классах — это особый этап школьного курса русского языка.

Наши занятия — это прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи как письменной, так и устной.

Наша задача — научиться наблюдать, анализировать, исследовать, запоминать тексты мастеров слова разных стилей, создавать свои. В связи с этим мы будем проводить уроки- исследования, уроки – семинары, уроки – практикумы, работать над сочинениями, изложениями, докладами, рефератами, устными сообщениями. Все это нам поможет совершенствовать знания, умения и навыки в области родного языка.

Успешность занятий языком определяют не только знания, но и чувство языка, языковой вкус, любовь к слову. Обратите внимание на слова Пушкина, написанные на доске. Именно “чувство соразмерности и сообразности” помогает нам как при восприятии текста, так и при создании высказывания.

II. Практическая работа

1. Продолжите начало текста несколькими предложениями.

а) Что такое язык… для чего дано слово?

б) Чтобы усвоить язык, надо…

2. Выразительно прочитайте текст и сравните свои мысли с мыслями из книги

Ф.М. Достоевского “Дневник писателя”

“…Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу тебе то, что хочу сказать, тем глубже я скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее…

Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль.

Великий Пушкин, по собственному своему признанию, тоже принужден был перевоспитать себя и обучался и языку, и духу народному, между прочим, у няни своей Арины Родионовны. Выражение “ обучиться языку” особенно идет к нам, русским…

Чтобы усвоить русский язык, надо уже в школе непременно, заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен – из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка,- и именно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть.

Какой совет дает Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?

Объясните значение выделенного слова.

Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: “… Язык – народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая, глубокая мысль!”?

  • сделайте синтаксический разбор данного предложения.
  • запишите высказывание Достоевского, используя различные способы цитирования.

III. Язык и его свойства.

-Как вы считаете, когда появился язык? (с появлением человека как мыслящего существа и с формированием общества)

-Каковы функции языка?

а) средство общения (коммуникативная);

б) средство сознания, т.е.участвует в формировании мышления (познавательная, или когнитивная);

в) средство накопления, хранения и передачи опыта и знаний общества (аккумулятивная);

г) средство выражения чувства и эмоций (эмоциональная );

д) средство воздействия (волюнтативная)

— Какая из функций, по-вашему, самая древняя и какая наиважнейшая? Мотивируйте свой ответ.

Запишите стихотворение А.Ахматовой, подчеркните грамматические основы предложений.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.

— какое слово в тексте является ключевым?

— какие контекстуальные синонимы и антонимы употребляются в тексте? Как они помогают определить тему, главную мысль текста?

— выучите наизусть стихотворение, подготовьтесь к выразительному чтению.

IV. Лингвистический анализ слова “язык”

  • звуковая оболочка;
  • слоги (первый открытый, второй закрытый);
  • буквы, звуки.
  • чтение словарной статьи словаря Ожегова;
  • замените синонимами слово “язык” в выражениях и словосочетаниях:
  1. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  2. Суконный язык.
  3. Язык этого документа слишком витиеват.
  4. Лектор начал говорить научным языком, а затем перешел на разговорный.
  5. Канцелярский язык
  6. Безграмотный язык.
  7. Убогий язык.
  8. Он удачно пародировал язык местных поэтов.
  9. Язык Гоголя своеобразен.

Вывод: Слово “язык” образует два синонимических ряда. В значении “средство общения” оно синонимично слову “речь”, а в значении “способ, манера словесного выражения”- слову “стиль”.

Назовите фразеологические единицы, имеющие значение:

  • не говорить лишнего, молчать (держать язык за зубами, прикусить язык);
  • достигать договоренности (находить общий язык);
  • становиться болтливым (язык без костей, чесать языком, распускать язык);
  • бояться что-то сказать (язык не поворачивается, отнялся, проглотить).

— Значимость слова определяется его способностью участвовать в образовании новых слов. Проанализируйте словообразовательное гнездо со словом “язык” из “Школьного словообразовательного словаря русского языка” А.Н.Тихонова. Выпишите отдельно слова, образованные префиксальным способом, суффиксальным, префиксально-суффиксальным. Найдите синонимы и антонимы.

  • Языч-ок
  • Языч-ишк-о
  • Языч-ищ-е
  • Язык-аст (ый)
  • Язык-ов-ой
  • Язык-ов-ый
  • Безъ-язык-ий
  • Безъ-языч-н-ый
  • Межъ-язык-ов-ый
  • Надъ-языч-н-ый
  • Подъ-языч-н-ый

— Как вы думаете, слово “язык” насколько активно в образовании новых слов? (это слово очень активное, от него образовано 84 слова).

— Перед вами высказывания о языке известного лингвиста М.В.Панова. Прочитайте выразительно.

а) Язык – универсальная знаковая система. Он универсален по отношению ко всем остальным знаковым системам. Любой знак любой системы может быть “пересказан” средствами языка. Любая знаковая система может быть изложена, перетолкована, объяснена с помощью языка.

б) Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу.

в) Главное различие единиц – в их функции, языковом назначении. Звук – это единица восприятия, Морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия. Слово – назывная единица, главное средство наименования. Словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности. Предложение – единица для выражения мысли. Текст – такая единица языка, крупнее которой нет.

г) Язык необыкновенно прост. Ребенок овладевает им в три – четыре года.

Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать : “Уф, я позавчера полностью овладел языком!” Язык – неисчерпаем.

К какому стилю могут быть отнесены высказывания ученого?

На какую тему (широкую, узкую) подобраны высказывания? Укажите ключевые слова в каждом из суждений. Как они “работают” на основную мысль текста.

Оформите три цитаты по – разному: как прямую речь, как косвенную речь и как конструкцию с вводным словосочетанием.

V. Творческая работа.

Читайте также:  Все формулы управленческого анализа

Приведите аргументы (не менее2-х) к тезису:

Язык, которым активно и повседневно пользуется общество как средством общения, живет и развивается.

VI. Итог. В последние десятилетия в связи с развитием и распространением информатики, компьютеризации появляются новые сочетания типа информационный язык, язык программирования, язык высокого уровня, слово “язык” приобрело новое значение “система знаков (звуков, сигналов), передающих определенную информацию”.

На следующем уроке мы будем говорить о языке как о системе.

VII. Домашнее задание. Подготовьте доклад, рассказ, сообщение, объяснение старшего младшему, учителя ученикам на тему: “Что я знаю о русском языке”.

Источник

СЛОВО О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Перед вами громада — русский язык!
Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье
погрузиться во всю неизмеримость его и
изловить чудные законы его.

«Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», — писал великий Л.Н. Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: с помощью слова, т. е. с помощью языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления. Следовательно, язык — необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.

Русский язык — язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т. д.

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык «живым как жизнь», подчёркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться. Он говорил и о меткости русского слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

И. С. Тургенев неоднократно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Он также советовал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»

Русский язык относится к славянской группе языков, восточно- славянской подгруппе. Ближайшими его родственниками являются языки украинский и белорусский. Более дальними — славянские языки других групп: польский, чешский, болгарский, сербохорватский и некоторые другие. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, т. е. восходит к одному языку-основе с такими неславянскими языками, как английский, немецкий (германская группа), французский, итальянский, испанский (романская группа), хинди (индийская группа), персидский, таджикский (иранская группа), литовский, латышский (балтийская группа).

Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.

Русский язык — один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и некоторых других международных организаций.

Источник

О русском языке

Александр Ведров Русский язык велик и могуч не только и потому, что его провозгласили таковым выдающиеся мастера словесности и литературы, в числе которых М.В. Ломоносов, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин, но и по сути его организации и построения. Прежде всего, каждый буквенный символ русского алфавита строго соответствует определенному звуку (монофеме), проистекающему из гортани человека. В свою очередь, каждый звук, дарованный человеку природой, находит свое обозначение в виде той или иной буквы, что определяет структуру русского алфавита. В итоге полный спектр произносимых человеком звуков составляет строгую алфавитную матрицу, где представлены самостоятельными знаками тончайшие оттенки языка: и-кратное, мягкий и твердый знаки. Количество элементов этой матрицы – тридцать три – задано природными возможностями человека к изданию определенных звуков во всем их многообразии.

Для сравнения, в английском языке зачастую набор ряда буквенных символов обозначает одну звуковую транскрипцию, и напротив, одна и та же буква в зависимости от места ее расположения (буквосочетаний) читается в разных произношениях. Такая искусственность построения языка не может не отразиться на естестве речи. Таким образом, звуковая сторона русского языка и ее буквенное соответствие (алфавит) предельно точны и рациональны. Здесь каждая буква – самостоятельный кирпичик в словоформе, здесь нет ничего лишнего и каждое необходимо.

Раскрепощенность словообразования – следующая существенная примечательность русского языка – имеет своим следствием плавноречие, сравнимое с величественным истечением полноводной реки. В русской грамматике традиционно уделялось большое значение слову – основной единице языка и речи. В процессе словообразования продолжена ранее принятая линия гениальной простоты. В русском языке активно применяются прямые склонения, наклонения и спряжения слов в числе, падеже, роде, лице и времени действия, других словоизменительных действиях без засоряющих речь вспомогательных словосочетаний и непосредственным их формированием с помощью частей слова – приставок, суффиксов, окончаний, что составляет уникальную в мировой практике и богатейшую морфологическую базу.Даже основа слова – его корень – играет, переливается разными гранями в своих преобразованиях, словно алмаз в изменчивых световых потоках.

При этом суффиксы – наиболее динамичные из всей парадигмы преобразователей слова (аффиксов) – сформированы на исконно славянской почве. Развитые формы словоизменений – основа величия русского языка, обладающего к тому же богатой выразительной лексикой с ее пространными семантическими и стилистическими рядами.
При подборе суффиксов, придающих слову новые смысловые оттенки, имена существительные и прилагательные испытывают удивительные превращения: рука — ручка — ручонка — рученька — ручища. В английском подобные словесные метаморфозы невозможны. Чтобы придать существительному хоть какое-то новое звучание, англичане дополняют его прилагательными: рука — маленькая рука — очень маленькая рука — большая рука. Эти подборки отражают не столько художественную, сколько количественную характеристику предмета. В данном случае для придания предмету художественного окраса (рученька) англичане снова вынуждены прибегать к набору эпитетов : красивая маленькая рука. В результате, если по содержанию лучшие английские произведения котируются на уровне мировой классики, то красоту слога признанные авторитеты ищут в русской литературе.

На русском всякая простейшая фраза дышит гармонией, согласованностью и сочетаемостью образующих ее слов. Сравним порядки построения одного и того же предложения на разных языках. К примеру:
— Не хотели бы Вы прогуляться?
Этот же вопрос на английском дословно будет составлен так:
— Желали бы Вы любить иметь прогулка? (Would you like to have a walk?).
Формально подобранный набор слов (единиц языка) только в сознании англичанина приводится в ту стройную и согласованную систему понятий, которая в чистом виде излагается на русском. Вот он – удел языка, в основу которого заложены застывшие, не склоняемые и не спрягаемые, а потому не податливые для ювелирной обработки словообразования (словоформы). В погоне за простотой основоположники английского языка впали в упрощенчество, утратив важнейшее качество языка – его пластичность.
В мире общепринято считать русский язык одним из самых трудных. Не оспаривая данное мнение, мы вправе одновременно выставить претензии на признание его наиболее совершенным из других, которых современная лингвистика насчитывает до пяти тысяч.

Грамотное применение свойств и достоинств русского алфавита, словообразования и словосочетаний способно в руках даровитого писателя творить чудеса литературного творчества. Когда автор входит в единение с подспудными, даже не обусловленными какими-либо правилами, внутренние законы языка, он способен поражать представления читателя о бесконечных возможностях и достоинствах русской словесности.

Каждый школьник знает первое правило арифметики — от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но в богатейшем русском языке даже перестановка слов в предложении зачастую меняет его смысловую направленность, играет разными гранями воздействия на читательский вкус. Порядок слов и даже расстановка ударных слогов создают свою привлекательность и придают тексту естественную ритмику и непринужденное звучание речи. Возьмем начало одной из фраз произведения Горького о буревестнике: «Над седой равниной моря ветер тучи собирает . » Нам не составит труда убедиться в том, что здесь любые перестановки слов недопустимы, иначе грубо нарушается гармония звучания. В горьковском расположении слов текст льется легко и свободно, более того — проза поется как в белом стихе. Тем самым язык диктует автору правописание!

Читайте также:  Анализ финансовой отчетности предприятия при банкротстве

Обладая огромным даром слова, Горький глубоко вник в этот внутренний закон повествования, где буква — единица звука, слог — единица слова, слово — единица языка, а предложение — единица речи, и создал законченный шедевр возвышенного романтического произведения как образец литературного творчества в части практического применения языковых форм и конструкций. Его зарисовка природной стихии не случайно названа «Песней о Буревестнике». Она несет в себе публицистическую (предсказание скорой революции), поэтическую (сродни белому стиху) и даже музыкальную составляющую (напевность). Ее всего лишь надо разместить в форме стихотворных строк:

Вот охватывает ветер
Стаи волн объятьем крепким
И бросает их с размаху
В дикой злобе на утесы,
Разбивая в пыль и брызги
Изумрудные громады.

Мы с изумлением обнаруживаем в каждой строке прозы-стиха по восемь слогов! Но это еще не все! В каждой строке ключевые ударения приходятся на третий слог с начала строки и на предпоследний в ее конце, а промежуточные ударения — строго между ними! И перед нами — готовый текст для оперного певца. Перед нами — стихотворная проза, потрясающее сочинение в прозе, выдержанное по основным канонам классического стихосложения! Предлагаю читателю обратиться к бессмертному горьковскому произведению в одну страничку и убедиться в том, что весь текст выдержан в указанной новаторской форме письма, объединяющей в себе основополагающие правила прозы и поэзии. Отсутствует только рифма, но в прозе она не нужна, а в поэзии не всегда обязательна. Великий мастер преподал поколениям немеркнущий урок владения «великим и могучим» языком. Насколько же оправданным было включение «Песни о буревестнике» в программу советской школы! И нужно ли доказывать, что подобное феноменальное явление возможно единственно в системе русского языка?

Приведенные доводы в пользу русского языка одной фразой были изложены маститым писателем В. Набоковым, вынужденным в эмиграции писать на английском: «Личная моя трагедия — это то, что мне пришлось отказаться от природной речи, от моего ничем не стесненного, богатого, бесконечно послушного мне русского слога ради второстепенного сорта английского языка».

Изложенные принципы организации возводят русский язык на уровень высокой культуры, создают необозримый простор для творчества мастерам слова, для произрастания из его закромов литературных шедевров, поражающих воображение рядовых читателей и знатоков слова изысканной простотой, точностью и непринужденностью изложения. Проспер Мериме, классик французской литературы, считал, что русский язык «…является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков».

Русский язык – достояние мировой цивилизации. Обладая великолепными средствами и возможностями родного языка, отечественные литераторы создают произведения самой высокой пробы. Всякий перевод художественных творений с русского неминуемо влечет за собой утрату присущих ему средств воздействия на умы, тонкого речевого колорита и неповторимого шарма. Перечисленные достоинства в их совокупности придают русскому языку то заветное качественное состояние, которое можно обозначить категорией эстетичности языка, способного вывести талантливые произведения на ослепительную орбиту лиризма и поэтичности. Чтобы в подлиннике насладиться произведениями Пушкина, Чехова, Гоголя, корифеи мировой культуры берутся за изучение русского языка.

Одновременно нашему языку присущи – в зависимости от потребностей его пользователей — строгость и лаконичность изложения, равно как и другие свойства главного средства общения людей, где простирается раздольное поле для обыденной речи и самобытного фольклора, острой сатиры и тонкого юмора, народного эпоса и художественного творчества, научной точности и дипломатической многозначительности. Подобное единение разнородных начал радужным сполохом высвечивает подлинное величие русского языка, в котором даже разговорная речь ориентирована на литературные нормы. «Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм» — писал Н.А. Добролюбов, подводя итоги нашим рассуждениям.

Все это позволило такому непререкаемому авторитету в области слова, речи и литературы, каким является А.С. Пушкин, утверждать: «…Язык славяно-русский имеет неоспоримое преимущество перед всеми европейскими». Более категоричен был Алексей Толстой, литератор мировой величины: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Сегодня мы видим, что его предсказание сбывается.

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
— Михаил Васильевич Ломоносов».

И можно было бы лопнуть от столь модного сегодня российского патриотизма, если бы Карл «российскому языку был искусен» и хотя бы один раз побывал в московском метро или поворошил страницы «Прозы».

Анатолий Ефремов 23.04.2021 19:46 Заявить о нарушении Анатолий, извините, дополню Александру, который игнорирует букву «ё» и она даёт полную твёрдость. Русский алфавит был утверждён век назад и ёлочка гори. ВЕК-сто лет, а ВЕКИ-двери глаз, так как «Ё»-это глаза у «Е». 6я и 7я буквы как шестой и седьмой месяцы-июнь, июль как ноль. Лета не было до Петра Первого, было только три времени года. Лето о тело-позиция совершенства её-души. Российская речь учёная, а русский язык святой. Ёлочка и ёж с иглой, в которой вечность хранится. СЕРЬЁЗНО говорило о Ё, РЬ-переворот, СЗ, ЕЁ, НО-ОН-союз.

Даша Новая 23.04.2021 21:02 Заявить о нарушении Даша, известно, что буква «йо» не узаконена. Конечно, она необходима при обучении детей младших классов, а взрослые прекрасно ее «понимают» в текстах и без двух точек сверху. Опять особенность русского языка. Она и на клавиатурах компьютеров, как правило, отсутствует.

Александр Ведров 24.04.2021 05:37 Заявить о нарушении Поверите, ли вы мне аль нет, но именно из-за этой буквы и война на Украине.
Вы правы, Александр, Ё=ЙО. Была «и» с двумя точками и стала черта «й», которая чёрта принесла-«Вечера на хуторе близь Диканьки». Чорт писался с «о» сначала, но стал чёрт, так как утвердила эту букву Екатерина Вторая, а придумала Дашкова. Фамилия Дашкова-эта первая фамильярность, так как создана от женского имени, а не Петров и Иванов. Если в документе будут отсутствовать две точки в имени или фамилии-документ будет недействителен как факт, фактирующий это.
Факт, фашизм и фа-четвёртая нота, которая даёт нам соль для роста.
Мы сейчас переходим в четвёртое измерение, что связано с душой-нашим внутренним миром-это путешествие во времени. 33 буквы в алфавите-Божья суть и связь с душой. Вы написали, что «ё», Александр нужна детям, не взрослым, так душа и есть сказка для детей, так писал Лев Николаевич Толстой. Что стар, что млад и что изменилось? Время, которого нет у души.
Старость от знания и если их стереть, ты вечно молодой. До принятия христианства, ваше имя Александр был Олександр. Имя Лёша-Олексий. Патриарх Андриан соединил язычество и христианство в своём имени: АЛЕКС: АНДР(Саша)+ЕЙ(Лёша)=АНДРЕЙ. Библия и начинается с имени Адам как первую букву дам.
СВЯТОСТЬ в имени, а отчество и фамилия для обуздания людей. Всем приятно, когда его называют просто по имени как дитя, внутренне мы все дети и хотим простой любви. Вот в чём ценность русского языка, он переполнен в словах этой любовью. У россиян очень развит из-за этого внутренний мир. Мы все любим общаться и этого у нас не отнять.

Читайте также:  Цитогенетическое исследование кариотип кровь венозная

Даша Новая 24.04.2021 08:37 Заявить о нарушении Очень интересные рассуждения. Оказывается, если вникнуть в суть и назначение букв, понять, что за ними стоит, то нам открывается глубокая взаимосвязь явлений, более обширная и значимая для миропонимания, чем сама по себе грамматика. Вы первопроходец и исследователь, и было бы полезно и поучительно эти исследования изложить в Букваре для взрослых.
Успехов,

Александр Ведров 24.04.2021 17:38 Заявить о нарушении Ну, ты просто возьми, откуда слово «честность»? От чеснока, что реально логично.
Когда в СССР было утверждено 32 буквы, игнорируя «ё», то это суть наших зубов.
Теперь берём начало, откуда хищность? Хищность говорит о букве «щ» и у щуки появились зубы. Сказка по щучьему велению-волшебство как материализация мысли.
Чеснок тоже имеет зубчики. В нашем алфавите должно было быть 26 букв как у латыни. Их было сначала 49, потом стало 33 и именно семь как семя души, начиная с «щ»-ЪЫЬ-ЭЮЯ-эволюция. ТВЁРДЫЙ знак как намёк на «ё», он был убран с конца слов и мягкий переходит в «ы».
ВЫ, МЫ, ТЫ как вымытые руки Пилата для блата таланта, не науки нам. Наши слова все очень логично построены и в них даются все ответы как Божьи приветы. Щука, рука и роща как прощение, начатое с берёзы.

Источник

Эссе «Слово о русском языке»

Прокопенко Ирина Николаевна

Боже! Как много сказано о красоте русского языка! Какие великие мастера слова восхищались этим прекрасным языком! Это и Николай Васильевич Гоголь, и Иван Сергеевич Тургенев, и многие-многие другие… Конечно, ставить себя в их ряд я не стану (куда мне!), но попробовать поговорить об этом мне очень хочется!

Русское слово! Единица языка! Но какая это единица! «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести!» — так сказал прекрасный советский поэт Вадим Шефнер. И с этим я полностью согласна!

«Слово ранит сильнее меча» — гадкое, подлое, скверное, лживое слово может попросту убить … в человеке веру, любовь, личность в конце концов. В русском языке достаточно слов, имеющих негативное значение и, подчас люди, не думая, пользуются ими.

«Доброе слово и кошке приятно» — сказала героиня одного из советских фильмов. Конечно, доброта, ласка, которая кроится во многих русских суффиксах ( оньк, еньк, очк, и т.д.). Доченька, мамочка, сыночек… Наверное, ни в одном языке не встретишь такое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые помогут образовать «доброе» слово, которым можно спасти веру, душу, любовь…

А уж что говорить про полки, «которые словом можно за собой повести»… Во время войны таким волшебным русским словом было слово «ура»! Тысячи человек поднимало оно из окопов и бросало порой в совсем неравный бой с врагом! Сколько оно давало сил, веры в победу и в русский народ!

Я горжусь тем, что я русская! И что мне завещано беречь «этот прекрасный, могучий русский язык»!

Источник



Приложение 6. Слово о русском языке – речи — Слове

Ниже приведены высказывания о русском языке как русских классиков: ученых и писателей (Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев), так и деятелей культуры и науки XX — начала XXI столетий. Проанализируйте эти высказывания с точки зрения качеств русского языка (речи, слова), которые отмечают авторы текстов.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но есть ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

(«Российская грамматика», 1755)

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без чуждого примеса, течет как гордая величественная река – шумит, гремит – и вдруг, естьли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

(«Письма русского путешественника», 1792)

Пред вами поприще великое… Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

(Из письма к К.С.Аксакову, 1842 г.)

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

(«На каждый день», 1906-1910)

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нем — вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас. Нам нужно в общении друг с другом искать общности, отсеивая все, отделяющее нас друг от друга.

Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог-Слово. Словом как божественной силой преодолевается возникающее зло.

«Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая вера Православная.

Задание 54.

В русской поэзии есть много стихотворений, посвященных языку, речи, слову. Извлекаем из этого богатейшего наследия стихи Арсения Александровича Тарковского (1907-1989), одного из лучших поэтов-философов ХХ столетия: «Слово» и «Словарь».

Источник